- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа по пожарной безопасности
Программа по пожарной безопасности
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Слащева Н.А. |
Дата | 24.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Утверждаю.
Директор школы:____________________
Смирнова В.К.
Программа обучения обучающихся и воспитанников правилам пожарной безопасности
Принята решением педсовета
Протокол № от
Пояснительная записка
В статье 25 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено «обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой».
Обучение обучающихся и воспитанников детских учреждений правилам пожарной безопасности проводится с целью воспитания у них бережного отношения к социалистической собственности, оказания практической помощи в сохранении социалистической собственности, жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров, воспитания навыков по предупреждению пожаров и тушению загораний, а также по оказанию первой помощи пострадавшим. Занятия проводятся классными руководителями, учителями, воспитателями, преподавателями и мастерами производственного обучения. К проведению занятий целесообразно привлекать работников пожарной охраны.
Порядок проведения и темы занятий определяются руководителем детского учреждения.
Занятия по изучению правил пожарной безопасности следует проводить с учетом возраста учащихся и воспитанников. С учащимися 5-9 классов материалы программ изучаются в сокращенном объеме.
С учащимися 1-4 классов проводятся беседы по предупреждению пожаров в школе и дома.
На занятиях по обучению учащихся и воспитанников правилам пожарной безопасности следует изучить следующие темы:
ТЕМА 1. Краткие сведения о пожарной охране и добровольных пожарных организациях.
Советская пожарная охрана и ее задачи. Роль добровольных пожарных организаций (добровольных пожарных дружин и дружин юных пожарных).Обеспечение пожарной безопасности объектов народного хозяйства всенародное дело. Предупреждение пожаров основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров.
ТЕМА 2. Огонь друг и враг человека.
Что такое огонь. Какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем. Какой вред может причинить огонь. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Меры предосторожности при обращении с огнем. Недопустимость игр детей с огнем. Примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов.
ТЕМА 3. Причины возникновения пожаров.
Основные причины возникновения пожаров в детских учреждениях детская шалость со спичками и другие виды детской шалости: незатушенные угли, шлак, зола, костры; неосторожность при курении; нарушение пожарной безопасности при эксплуатации электротехнических устройств, бытовых приборов и печей; самовоспламенение веществ при хранении и их использовании. Тепловое воздействие электрического тока, короткое замыкание, перегрузка основные причины возникновения пожаров в электроустановках. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.п. Понятие о пожарной профилактике.
ТЕМА 4. Противопожарный режим в детском учреждении.
Противопожарные требования к содержанию территории, зданий и помещений. План эвакуации людей при пожаре. Правила эксплуатации отопительных приборов и электроустановок. Противопожарный режим в кабинетах химии, физики, биологии, в производственных мастерских и при проведении культурно-массовых мероприятий.
ТЕМА 5. Берегите жилище от пожаров.
Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения открытого огня при проведении различных видов работ, использования керосина, бензина и других горючих жидкостей для растопки печей; оставления без присмотра топящихся печей, включенных телевизоров, электро- и радиотехнических приборов и газовых плит, сжигания мусора вблизи строений и т.д.
Меры пожарной безопасности при использовании предметов бытовой химии и изделий в аэрозольном исполнении. Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности: незадымляемые лестничные клетки, проходные балконы, системы автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации.
ТЕМА 6. Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности.
Пенные, порошковые и углекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошма, щиты с набором пожарного инвентаря. Места установки , правила содержания и порядок применения первичных средств пожаротушения. Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные. Примеры их применения и места установки.
ТЕМА 7. Системы атоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.
Основные сведения об автоматических установках пожаротушения, спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки. Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Назначение охранно-пожарной сигнализации.
ТЕМА 8. Что нужно делать при пожаре?
Правила поведения людей при обнаружении пожара. Порядок вызова пожарной помощи, оповещения людей о пожаре и эвакуации. Предотвращение паники. Меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом. Оказание первой помощи пострадавшим.
Методические рекомендации по обучению мерам пожарной безопасности обучающихся образовательных учреждений
Особого отношения требуют к себе дети, т.к. это одна из наименее защищенных от пожаров групп населения из-за отсутствия знаний и навыков в области пожарной безопасности. Их обучение необходимо начинать с дошкольного возраста и проводить его в течение всей учебы в школе, начиная с самого простого и постепенно усложняя материал. В связи с загруженностью детей в школе основными предметами обучение не может быть постоянным, оно должно проводиться периодически в три этапа.
Первый этап: детей дошкольного возраста (старшие группы детских дошкольных учреждений) и младших школьников (1-4 классы) следует обучать самым простым и необходимым мерам пожарной безопасности: осторожности в обращении со спичками, зажигалками, электричеством и пр., а также способам спасения собственной жизни и вызова помощи в случае возникновения пожара.
Второй этап: детей среднего звена школы (5-9 классы) также обучают осторожности в обращении с пожароопасными предметами, электричеством, способам спасения собственной жизни и жизни детей младшего возраста, вызова помощи в случае возникновения пожара и самым простым способам тушения пожаров подручными средствами в некоторых случаях.
Третий этап: детей старшего звена школы (10-11 классы) обучают правилам пожарной безопасности в быту и на производстве. В первом случае подробно, а во втором - самым основным и необходимым навыкам. Кроме того, им преподают основные способы тушения пожаров подручными средствами и при помощи пожарно-технического оборудования, расширяют сведения о способах спасения собственной жизни, а также жизни пострадавших при пожаре.
Обучение мерам пожарной безопасности - очень объемный материал. Необходимо знать как вести себя дома, на улице, в школе и т.д., чтобы не допустить пожара; что нужно делать и чего делать не следует, когда пожар уже произошел; как пользоваться первичными средствами пожаротушения и когда ими пользоваться нельзя, как спасти себя и окружающих при пожаре; как правильно оказать первую медицинскую помощь. И это еще далеко не весь перечень знаний. Ведь в каждом отдельном случае пожара есть свои особенности. Например, необходимо, чтобы дети знали, что нужно делать, если пожар произошел в квартире, конкретно разобрать действия: где, в какой из комнат, потому что из этого нужно рассчитывать свои действия. Совершенно другие способы защиты от огня и дыма, если пожар начался в подъезде, и т.д.
Учитывая особенности возрастных групп, необходимо строить свои занятия по обучению мерам пожарной безопасности.
Например, в формировании правильного отношения к окружающим элементам пожарной опасности детей дошкольного и младшего школьного возраста, выработки у них навыков правильных действий при пожаре немаловажное значение имеют занятия - встречи. В целях уменьшения страха детей при виде пожарного в масках во время пожара, на занятие стоит привести пожарного в полном обмундировании и снаряжении. Встреча с доктором в белом халате поможет детям освоить основные действия при оказании первой медицинской помощи (элементарные действия при ожогах).
Очень часто в учебно-методических разработках по обучению детей мерам пожарной безопасности, которые публикуются в помощь преподавателям ОБЖ в разных периодических изданиях, много неточностей, несуразиц. Например, зачем пятиклассникам подробно рассказывать об огнетушителях, о химической реакции, происходящей в огнетушители при приведении его действие? Встречаются рекомендации по тушению пожаров для второклассников.
Организуя работу с младшими школьниками, следует помнить, что еще недавно игра была ведущей в жизни дошкольника. С поступлением в школу она не исчезает, по-прежнему желанна и необходима. Это отвечает психологическим особенностям детей, младших школьников: повышенная эмоциональность, быстрая утомляемость и переключаемость внимания, впечатлительность, активность, склонность к подражанию взрослым.
Познавательные игры расширяют объем информации, получаемой детьми в ходе обучения, стимулирует важный процесс перехода от любопытства к любознательности, способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, а также снижает психические и физические нагрузки. В ходе игры дети готовы учиться сколько угодно. В познавательных играх создается благоприятная возможность подготовки сознания к восприятию нового.
Особое внимание надо уделить практическим занятиям. При изучении правил пожарной безопасности любое занятие должно подтверждаться практикой. Но практических занятий, конкретизации опасных ситуаций, поведение в таких ситуациях, явно недостаточно. Как же совместить практику с теорией? Понятно, что недостаточное финансирование школ и всей системы образования в целом не позволяет иметь хорошей учебно-материальной базы. Значит, надо исходить из имеющихся возможностей.
-
При проведении занятий в младших классах, как уже говорилось, больше игровых ситуаций, имитирующих способы спасения, меры пожарной безопасности. Например, игра «Змейка», имитирующая спасение из задымленного помещения.
-
Показ видеофильмов противопожарной тематики. Это немаловажный момент, потому что необходимо не только рассказать детям об опасности, например, игры со спичками. Важно показать, что может произойти в результате таких игр. Видеофильмы наглядно это демонстрируют.
-
Посещение выставок Центров противопожарной пропаганды, где много исторических экспонатов. Содержательная экскурсия поможет детям узнать и историю пожарной охраны, и славный боевой путь пожарной охраны и много другой полезной информации.
-
Посещение пожарных подразделений поможет детям в правильном формировании знаний о работе пожарной охраны.
-
Проведение внеклассных мероприятий.
-
месячник пожарной безопасности в образовательных учреждениях;
-
проведение КВНов, викторин, спортивных соревнований противопожарной тематики с привлечением инженерно-инспекторского состава противопожарной службы;
-
создание ДЮП;
-
проведение занятий противопожарной тематики в летних школьных лагерях.
-
Практическая отработка действий на случай пожара - эвакуация. Практические занятия по применению первичных средств пожаротушения.