Классный час с презентацией Память - кладовая знаний

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час «Память - кладовая знаний»

Цель:

- развитие у детей способности к запоминанию;

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с видами, свойствами памяти и внимания;

- учить пользоваться различными способами тренировки памяти;

Коррекционные:

- развивать память, внимание, наблюдательность.

Воспитательные:

- формировать осознание важности развития памяти.

Оборудование: презентация, карточки

Методы и приёмы:

а) словесные (использование объяснений, словесных инструкций, пояснений);

б) наглядные (использование мультимедийной презентации);

в) практические (выполнение различных практических заданий как вербального, визуального, так и двигательного характера с опорой на развитие мнемических процессов);

г) диагностические (рефлексия успешности выполнения заданий, самооценка, анализ успешности применения новых знаний);

д) музыкальные (использование звуковых эффектов в презентации).

Ход классного часа.

Оргмомент.

(Обращаясь к детям)

-Скажи, как тебя зовут?

-Сколько тебе лет?

- Как твоя фамилия?

Все эти сведения вы помните. Когда-то вы это узнали, запомнили и сейчас можете об этом рассказать.

Сегодня мы поговорим о нашей памяти. Тема нашего классного часа «Память - кладовая знаний»

Актуализация знаний.

Сколько будет шесть и пять?

Как летают птицы?

Почему легко узнать

Наших близких лица?

Все загадки без труда

Я могу отставить,

Потому что нас всегда выручает…(память).

Значение памяти

- Память - это важное свойство человека. Благодаря памяти человек запоминает различные события, предметы, ориентируется в окружающем мире.

- Нашу память можно сравнить с флешкой, которая хранит важную информацию. Всё, что узнаёт человек, хранится в памяти. «Память есть кладовая ума», - говорил Суворов.

Но память - это способность не только накапливать и хранить, но и использовать информацию. Без памяти люди не могли бы передавать накопленный опыт от поколения к поколению и человечество не могло бы развиваться. Без памяти невозможно не только учение, но и вся жизнь человека.

Представим на минуту человека, который и в самом деле утратил память. Чего бы он тем самым лишился? Решительно всего! Предположим, потеря памяти произошла на улице, когда он шел в школу. Прежде всего, такой человек не пришел бы к цели своего пути, а если бы его туда привели, не знал бы, что там делать. Он забыл бы себя, как его зовут, где живет. Забыл бы родной язык и не сказал бы ни слова. Более того, не смог бы сделать ни одного движения, шагу ступить, руку протянуть за стаканом воды, так как исчезла бы память на движения, навыки и умения, выработанные с детства, прошлое бы для него больше не существовало.

Итак, память - это:

- запоминание;

- сохранение;

- воспроизведение.

Мы часто говорим: «У меня память хорошая», « А у меня память- плохая, я плохо запоминаю».

Что же делать тем людям, у которых плохая память. Оказывается, постоянно тренируя, можно развить свою память. Это то, чему мы можем научиться.

Виды памяти.

А где мы учимся? (В школе)

Сейчас мы совершим путешествие в «Школу памяти».

- Встали, пошли (маршируем)

- Встать и пойти нам помогла двигательная память. Без неё мы не смогли бы не только ходить и вставать, но и есть, сидеть, писать и т.д. Наши мышцы помнят, что им нужно делать в определённый момент.

- Мы с вами дошли до… (звуки города)

Почему вы так думаете? ( Ответы учащихся). Правильно, на улицу города. Память слуха помогла запомнить нам шум улицы, машин. Это слуховая память.

- А теперь посмотрите на картинку. (новогодняя ёлка) ( убираю рисунок) А вы запомнили какая это была ёлка? (Высказывания учащихся) Да, зрительная память помогла нам запомнить ее образ. Этот вид памяти помогает нам запомнить дорогу, лица людей,

-А теперь закройте глаза, чем это пахнет? (мандарин)

Память на запахи, обонятельная, помогла вам определить, что это мандарин, хотя вы его не видели. В некоторых случаях эта память спасает нам жизнь. Например, когда в квартире мы почувствовали запах газа.

- А какой скоро праздник? (Новый год)

-Это образная память помогла вам запомнить этот праздник.

Существует ещё много видов памяти и все они помогают нам жить.

У всех людей разная память. Кто-то быстрее запоминает, когда слушает, кто-то, когда записывает, а кому-то надо и прослушать, и записать.

- Сейчас встаньте. (Молча показываю движения)

-Повторите мои движения. Какая память вам помогла? (зрительная и двигательная)

-А теперь сначала послушайте, а затем повторите. Руки вперёд, вверх, в стороны, вниз. Здесь ещё и слуховая память.

Чтобы быстрее запомнить, нужно использовать как можно больше видов памяти.

Давайте вспомним, как мы учим стихотворение. (сначала читает учитель, рисуем устные картинки - представляем образы, пересказываем своими словами, затем читаем мы вслух, разбиваем на столбики, повторяем их несколько раз. Хорошо бы это стихотворение переписать)

Тренировка памяти.

А сейчас мы выполним упражнения, которые назовём «комплексом умственной гимнастики».

Слуховая память.

«Вычеркни картинки» (карточка)

У вас на парте листочек с 10 картинками. После того как я назову вам 5 слов, вы перевернете листочек и вычеркнете на нем картинки.

Слова: солнце, чашка, мяч, яблоко, гриб.

Зрительная память.

«Покупки» (презентация)

-А сейчас потренируемся запоминать номера телефонов. Скажите, кто знает наизусть какой-нибудь номер телефона? А ведь это очень важно.

01 пожарная

02 полиция

03 скорая

04 аварийная газовая служба

-Давайте выучим номер телефона нашей школы

44-14-09

44 -две четвёрки

14 -день Святого Валентина или возраст получения паспорта.

09 - вы учитесь в 9 классе

А сейчас мы поговорим о способности человека, без которого развить свою память невозможно.

«Внимание, вот материал, из которого сделана память»

Возьмите в руки лист бумаги и поднимите его вверх. Вот мы и увидели, насколько внимательно вы умеете слушать. Кто-то сосредоточился и все понял с первого раза, а кому- то нужно было повторять задание дважды. Внимание - это очень важное качество человека. От него зависит успех в любом деле. Например, водитель должен уметь распределять внимание, чтобы замечать всё: сигналы светофора, дорожные знаки, ситуацию на дороге, работу самого автомобиля.

Давайте подумаем, что будет, если невнимательным будет, например, маляр, который красит стены? (перепутает краску) А официантка? (Принесёт не тот заказ) Швея? (перепутает нитки или пришьёт не те пуговицы)

Поэтому внимание, как и память нужно развивать. Развивать своё внимание вы можете каждый день: на уроках, переменах, на улице, дома.

Игровое упражнение «Смотреть и видеть».

Приглашаю двух девочек. Внимательно посмотрите друг на друга. А теперь отвернитесь. По очереди задаю каждой вопросы.

- Какого цвета блузка?

- Какого цвета брюки (юбка)? (если на девочке юбка, обязательно спросить о брюках)

- Какая обувь ? и т.д.

Игровое упражнение «Шерлок Холмс».

К доске выходит девочка. Посмотрите на неё внимательно в течение 1 минуты. Потом девочка выйдет в коридор и внесёт изменения в свою внешность. После этого она вернётся в класс, и вы вновь на неё посмотрите. Вы должны будете найти эти изменения в её внешности. На позу и выражение лица девочки внимания не обращаем.

За время, когда девочка переодевается, задание из презентации.

«Назови цвет, которым написано слово»

Продолжение задания «Шерлок Холмс»

«Найди два одинаковых предмета.

«Зашумленная картинка»

«Сосчитай все слоги БА»

«Прочитай слова наоборот»

Память, необходимую для успешной учебы, может развивать каждый школьник. Для этого нужно знать и применять в своей учебе несколько правил.

Приёмы, помогающие запоминанию

Главный приём запоминания - это неоднократное повторение. «Повторенье-мать ученья»

Памятка.


  • Не учи слишком много за один раз. Разбей большой текст или стихотворение на части.

  • Выученные строчки повторяй несколько раз.

  • Представляй то, что надо запомнить: рисуй картинки, образы, старайся, чтобы образы были яркими.

  • Перескажи текст или стихотворение своими словами.

  • Повтори стихотворение или текст перед сном, утром, когда проснешься, и перед уроком.

  • Если получил задание во вторник, а отвечать надо в пятницу, не жди до четверга: выучи сразу, а накануне только повтори.

Блокировка памяти.

Для многих из нас частой является следующая ситуация. Представьте, что вы забыли пароль для доступа к компьютеру. Хуже всего, если вы неверно введете код. Многие люди, описывая свое состояние в подобных ситуациях, ссылаются на «блокировку» памяти.

Чтобы снять блокаду памяти, вам следует на некоторое время прекратить всякие попытки что-либо вспомнить. Сделайте небольшой перерыв, несколько раз глубоко вдохните и выдохните. Займитесь чем-нибудь. Если вы говорите с кем-то, скажите собеседнику: «Мы вернемся к этому через пару минут», и переведите разговор на другую тему. Освободите сознание, позвольте своим мыслям «повитать где-то в облаках». В какой-то момент времени вам удастся вспомнить нужную информацию.

Подведение итогов (рефлексия).

Ребята, сегодня вы познакомились с приёмами развития памяти и внимания. Как вы думаете, помогут ли вам эти приёмы?

- Запоминать стало интересно.

- Почувствовал уверенность в себе.

- Почувствовал удивление от того, что мы используем такую малую часть своей памяти.

Домашнее задание : Выучить наизусть телефон своей мамы, кого-то из родственников, друга.

Список использованной литературы и интернет-ресурсов:

Овчарова Р.Н. «Практическая психология в начальной школе»;

Андреев О.А. "Тренируйте память"

Л.В.Черемошкина. Развитие памяти детей.

Сайт: uchkopilka.ru


© 2010-2022