Сценарий, массового музейного мероприятия, посвященного 70-летию Победы в войне 1941-1945 годов «Мы обязаны помнить»

Методическая разработка предназначена для проведения внеклассных мероприятий с учащимися 9-11 классов. Мероприятие проводится как литературный вечер (форма учебной работы, в которой используются межпредметные связи дисциплин гуманитарного и эстетического направления), в форме литературно-поэтической композиции с музыкальным сопровождением и демонстрацией видеофильмов. В данной разработке используются документальные материалы о военных годах не только нашей страны, но и нашего хутора. Через стихи...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

13

Сценарий, массового музейного мероприятия, посвященного 70-летию Победы в войне 1941-1945 годов «Мы обязаны помнить»

Автор: Найденова Нина Николаевна, учитель истории


Пояснительная записка

Методическая разработка предназначена для проведения внеклассных мероприятий с учащимися 9-11 классов. Мероприятие проводится как литературный вечер (форма учебной работы, в которой используются межпредметные связи дисциплин гуманитарного и эстетического направления), в форме литературно-поэтической композиции с музыкальным сопровождением и демонстрацией видеофильмов. В данной разработке используются документальные материалы о военных годах не только нашей страны, но и нашего хутора. Через стихи и документальные материалы прослеживается судьба целого поколения людей военной поры, показан их внутренний мир и нравственные истоки мужества.

Цель:
Раскрытие перед учащимися событий военного времени, развитие эмоционального восприятия событий войны, через литературные и поэтические образы

Задачи:

- познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в суровое время;

- воспитывать у школьников чувства патриотизма и гражданственности, уважение и преклонение перед подвигом российского народа в Великой Отечественной войне;

- предоставить возможность учащимся проявить творческие способности и актерское мастерство.

Музыкальное сопровождение: «Священная война» слова В. Лебедева-Кумача, Моцарт, «Мир на этой земле», музыкальный фон для ведущих, метроном, звуки: самолета, взрывающихся бомб, рев машин.

Рекомендации: В композиции участвуют чтецы - ведущие (старшеклассники), чтецы стихотворений и чтецы-актёры ( учащиеся 9 - 11 классов), также в инсценирование задействованы учащиеся 2-5 классов

Инсценированными являются:

- отрывок из повести Б.Васильева «Завтра была война»

- отрывок из кинофильма режиссера Г.Чухрая «Баллада о солдате»

- отрывок из произведения А.Закруткина «Матерь человеческая»

- отрывок из поэмы «Зоя» Маргариты Алигер

- отрывок из романа «Молодая гвардия» А.А. Фадеева

Все герои одеты в соответствии с текстом произведений, приближённо к тому времени.

Необходимый реквизит: 125 граммов черного хлеба, верёвка, ящик, детские рисунки на тему: «Пусть всегда будет солнце», стенгазеты на тему: «Дорогами войны», скамейка, музейные экспонаты: каска, гильзы, железные кружки, Книга памяти, документальный фильм «Начало Вов», документальный фильм «Блокада Ленинграда»



Ход мероприятия

Вступительное слово учителя:

С каждым годом все дальше и дальше отодвигаются от нас грозные события Великой отечественной войны. Каждый год стирает из памяти ветеранов подробности героических дней. 70 лет прошло с тех пор как отгремели последние залпы войны, 70 лет страну озаряет свет Победы! Сердцу каждого дорог этот праздник. Дорог памятью о тех, кто, залечивая раны, поднимал страну из руин и пепла. Тысячи людей не щадили себя, отдавали жизни во имя торжества и справедливости. Великая Отечественная война навсегда изменила все - изменила нас, изменила историю, изменила Россию. Мы все знаем, какими не лёгкими были годы войны. Мы с ужасом смотрим фильмы о войне. Мы с гордостью вспоминаем героев войны, с горечью вспоминаем погибших. Спасибо ветеранам, спасибо павшим солдатам!

Великая Отечественная война навеки останется в памяти народной как время величайшего патриотического подвига. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь.
Мы не имеем права забыть тех, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить.

Чтец 1:

Нам война не смотрела в глаза!

Мы не знаем её страшной сути.

Той весной не катилась слеза,

Когда в счастье плакали люди.

Нам в глаза не глядела война,

Нас дыханье её не знобило,

Не кружилась над нами она.

Лишь из книг узнаём мы, что было…

Инсценирование отрывка из повести Б.Васильева «Завтра была война»

На скамейке сидят выпускники 1941 г.
1. Ну… вот и все!
2. Как говорится, в последний раз в десятый класс!
3. Даже не верится, что мы последний раз были в школе…
4. Ребята! А помните, как сегодня сказал наш завуч (копируя): «Дорогие друзья! Сегодня у вас замечательный день! Мы провожаем вас в последний путь… Ой, что это я говорю!» (все смеются).
5. А помните, как наши ребята в соревнованиях участвовали и заняли первое место среди школ района?..
6. А помните…
7. Тихо! Не все сразу! Давайте устроим ночь воспоминаний! 21 июня 1941 года.
8. Не 21-е, а 22-е уже… (смотрит на часы) Уже 3 часа 45 минут.
9. Сколько?
10. Без пятнадцати четыре.
11. Ой, и влетит же мне от мамы! Никогда так поздно домой не приходила!
12. Ты хочешь сказать - так рано! (все смеются)
13. Тихо… Тихо! Итак, ночь воспоминаний 22 июня 1941 года.

(Танцуют вальс)
Голос за кадром (во время танца)
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, то между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!

(Звук разрыва бомбы, слышится вой самолета. Танцующие испуганно замирают).
Голос за кадром
- Отчего это воздух тревогой объят?
- Отчего вдруг замолкли все птицы?
- Отчего так испуганы лица?

( Ведущие на фоне отрывка документального фильма о начале Великой Отечественной Войне читают слова)

Ведущий. 1: Так на рассвете 22 июня 1941 года тишина этого ясного дня была нарушена грохотом артиллерийской канонады и взрывами падающих с неба бомб. Гитлеровская Германия, вероломно напав на нашу Родину, приступила к осуществлению своей чудовищной цели: уничтожить советское государство, истребить миллионы людей, поработить народы СССР.

Ведущий. 2: У границ СССР были сосредоточены 181 отборная немецкая дивизия, вместе с авиацией и флотом они составляли 5,5 млн. человек. На вооружении этих войск имелось 3712 танков, 4950 самолётов. Мощным ударом крупных группировок на 3-х главных направлениях - московском (по центру), ленинградском (с севера) и украинском (с юга) - предполагалось уничтожить основные вооружённые силы СССР и ещё до наступления зимы - через 5-6 недель после нападения - пройти парадом победы по Красной площади поверженной Москвы.

Ведущий 1:
Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье - все опалил огонь жестокой, кровопролитной войны.
Звучит отрывок из песни В. Лебедева-Кумача «Священная война»

Чтец 2.
Ах, война, что ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли - за солдатом солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад!
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите…

Но все-таки
Постарайтесь вернуться назад!

(Инсценирование отрывка из кинофильма «Баллада о солдате» Режиссер: Григорий Чухрай., учащиеся 11 класса)

Ведущий 2: ( на фоне документального фильма «Блокада Ленинграда»)
Беззаботная мирная жизнь сменилась военными буднями. 4 года войны. 1418 дней беспримерного народного подвига. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России.

Ведущий 1: Героическая защита Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков вошла в историю Великой Отечественной войны как одна из самых ярких страниц стойкости, беззаветной отваги советского народа. Героизм и самоотверженность ленинградцев являются примером преданности советских людей своей Родине и Коммунистической партии.

Ведущий 2:

8 сентября 1941 года над городом на Неве сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн.887 тыс. человек.

Ведущий 1: В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паёк: рабочие стали получать в сутки 250 г. хлеба, а неработающие (служащие, иждивенцы, дети) - по 125 г. хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик.

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнём и кровью пополам… (показывает кусочек хлеба)

Ведущий 2: Острый голод давал о себе знать всё сильнее, умирали молодые и старые, мужчины, женщины, дети. У людей слабели руки и ноги, немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу, и наступал конец. Смерть настигала людей везде.

Ведущий 1: Вопрос о спасении детей специально рассматривался Советским правительством. Правительство предложило Исполнительному комитету Ленинградского Совета депутатов трудящихся вывезти из Ленинграда 400 тысяч детей. Исполком Ленсовета 2 июля 1941 г. наметил конкретные меры о вывозке 400 тысяч детей дошкольного и школьного возраста.

Эвакуация проходила при помощи администрации заводов, эвакопунктов и городской железнодорожной станции.

(Инсценирование отрывка из произведения «Матерь человеческая» учащиеся 2-5, 9 классов)

Чтец 3.

Подошла война к Подмосковью.
Ночь в накале зарев долга.
Будто русской жертвенной кровью
До земли намокли снега.
По дорогам гремят тачанки,
Эскадроны проходят вскачь,
Приготовились к бою танки
Возле стен подмосковных дач.

Ведущий 2: Зимой 1941 года всю страну облетела весть о героической гибели партизанки Тани в селе Петрищево Можайского района. При выполнении боевого задания она была схвачена фашистами. В плену вела себя мужественно, не сказав врагам ни слова. Её казнили. И только потом узнали, что это была московская школьница, комсомолка Зоя Космодемьянская.

(Инсценированный отрывок из поэмы «Зоя» М. Алигер ) учащиеся 9 класса

Автор:

Стала ты под пыткою Татьяной,

Онемела, замерла без слёз.

Босиком в одной рубашке рваной

Зою выгоняли на мороз.

И своей летающей походкой

Шла она под окриком врага.

Тень её, очерченная чётко,

Падала на лунные снега.

Как морозно, как светла дорога,

Утренняя, как твоя судьба!

(Зоя медленно пересекает сцену в свете луча)

Зоя:

Поскорей бы! Нет, ещё немного!

Нет, ещё не скоро…

От порога…

По тропинке… до того столба…

Надо ведь ещё дойти дотуда,

Этот дальний путь ещё прожить.

Может ведь ещё случиться чудо.

Где-то я читала… Может быть…

Жить… Потом не жить… Что это значит?

Видеть день… Потом не видеть дня…

Это как?

Зачем старуха плачет?

Кто её обидел?

Жаль меня? Почему ей жаль меня?

Не будет ни земли, ни боли…

Слово «жить»…

Будет свет, и снег, и эти люди.

Будет всё как есть

Не может быть!

Если мимо виселицы прямо

Всё идти к востоку - там Москва.

Если очень громко крикнуть: «Мама!»

Люди смотрят. Есть ещё слова…

- Граждане, не стойте, не смотрите.

(Я живая - голос мой звучит.)

Убивайте их, травите, жгите!

Я умру, но правда победит!

Родина!

Автор:

Слова звучат, как будто

Это вовсе не в последний раз…

Зоя:

- Всех не перевешать, много нас!

Миллионы нас!

Автор:

Ещё минута -

И удар наотмашь между глаз.

Зоя:

Лучше бы скорей, пускай уж сразу,

Чтобы больше не коснулся враг.

Автор:

И уже без всякого приказа

Делает она последний шаг.

Смело поднимаешься сама ты.

Шаг на ящик, к смерти и вперёд.

Вкруг тебя немецкие солдаты,

Русская деревня, твой народ.

Вот оно! Морозно, снежно, мглисто,

Розовые дымы…Блеск дорог…

Зоя:

Родина!

Автор:

Тупой сапог фашиста

Выбивает ящик из-под ног.

Ведущий 1
Женщины-солдатки: матери, сестры, жены, любимые… Сколько лишений и трудов выпало на их долю в эти страшные годы войны. Ждать с войны сына, брата; мужа… Но при этом растить детей, выращивать хлеб, стоять до изнеможения у станка.

Ведущий 2: Война тяжким временем упала на юные плечи, но они не согнулись, выстояли. Она стоила жизни 27 миллионов советских людей, которые уходили в небытие, оставаясь навеки молодыми.

Ведущий 1: Война. Как она изменила судьбы, обагрила кровью и слезами детство, сделала короткими жизни многих молодых людей, разрушила их светлые мечты.

(Инсценирование отрывка А.А. Фадеева «Молодая гвардия» учащиеся 10 класса)

Чтец 4:
Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала,
Любовь обещала, Родина.
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти. Родина?
Тихо сказала: "Вставайте на помощь…"
- Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого: Я или Родина.
Самое лучшее, дорогое - Родина.
Горе твое -
Это наше горе, Родина.
Правда твоя -
Это наша правда, Родина.
Слава твоя -
Это наша слава, Родина!

Ведущий 1: Опустошительным смерчем ворвалась война в мирную жизнь нашего района. В первые дни Великой Отечественной войны были призваны в ряды Красной армии 8960 человек из Семикаракорского района, основная масса мужского населения, 2 тысячи юношей и девушек ушли на фронт добровольцами.

Ведущий 2: Осенью 1942 немцы оккупировали территорию района. Они начали демонтировать оборудование мастерских и вывозить в Германию. Отправляли также зерно, скот. Несмотря на террор, патриоты района вели борьбу с фашистами. Активно действовал партизанский отряд «Гроза».
Ведущий 1: Немецко-фашистские захватчики расстреляли и казнили 169 человек, из них 9 детей. Районная газета «Большевик» тех времен писала: «Огромный ущерб нанесли немецкие оккупанты хозяйству нашего района. Гитлеровцы уничтожили тысячи голов скота, вырубили и привели в негодность богатые виноградники наших колхозов на площадь 281 га, разрушили много школ, клубов, лечебных учреждений, жилых домов и общественных построек.

Ведущий 2: Не обошла стороной война и наш хутор. Молодые юноши и девушки шли на войну, многие из них не вернулись домой. В центре хутора стоит обелиск памяти нашим землякам. Тимуровцы школы стоят там, в почетном карауле, наводят порядок. В уголке боевой и трудовой славы хранятся экспонаты времен Великой Отечественной войны, напоминающие те страшные события. Еще в уголке имеется Книга памяти наших односельчан.(Экспозиция военных экспонатов школьного музейного уголка)

Чтец 5

Помните!
Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди!
Покуда сердца стучат, - помните!
Какою ценой завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже помнили!

Ведущий 1. Объявляется минута молчания (Минута молчания под звук метронома)

На сцену выходят все участники:

Чтец 6

Война - это страшное слово,

Не хотелось бы слышать его,

Очень много беды и горя

Это слово «война» принесло.

Много было несчастий, мучений

Много было потерь и тревог

Не хочу для людей я лишений

Пусть не будет военных дорог.

Слово учителя: Все дальше в историю уходит от нас победный май сорок пятого года, но, сколько бы лет, ни прошло, мы вновь и вновь сверяем, и будем сверять свои стремления, мысли и дела с тем, что сделано и создано поколением военного времени. Пусть мы всегда будем помнить о людях военного времени, о тех, кто отдал за нас жизнь. Помнить, что самая большая ценность на свете - ценность человеческой жизни. Я желаю всем нам никогда не знать ужасов войны. Пусть будет мир.

( Все вместе исполняют песню «Мир на этой земле»)






Использованная литература

1.Б.Васильев «Завтра была война»

2.Г.Чухрай «Баллада о солдате»

3.А.Закруткин «Матерь человеческая»

4. Маргарита Алигер «Зоя»

5.А.А. Фадеев «Молодая гвардия»

6.Уродков С.А. «Эвакуация населения Ленинграда в 1941-1942 гг.»

13


© 2010-2022