Выступление Школа и семья как партнёры в воспитании детей

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школа и семья как партнёры в воспитании детей

Проблема взаимодействия семьи является актуальной. Современные родители зачастую неправильно видят «благо» для своих детей: работают днём и ночью, чтобы обеспечить своих чад материально всем самым необходимым, лучшим и модным. Но, к сожалению, в таком ритме жизни не вкладывают самое главное и самое дорогое - моральные ценности, полностью полагаясь в воспитании на школу. Школа, в свою очередь, говорит о роли семьи в воспитании. Нет, не с целью переложить ответственность, просто, как говорил Л.Н. Толстой: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». И, если в семье принято уважать старших, то ребёнок будет это делать и вне дома «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» В.А. Сухомлинский.

Являясь представителем той и другой стороны, поэтому объективно могу сказать, что неважно кто должен сделать больше: семья или школа, главное, чтобы оба этих трудовых коллектива воспитывали вместе ради всестороннего развития личности ребёнка.

Основной целью организации такого взаимодействия является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, ведущим субъектом которого должны стать родители.

Среди других целей, вытекающих из вышеуказанной:

• повышение статуса семьи, статуса материнства и отцовства в сознании ребенка;

• создание условий для выполнения семьей воспитательной, психологической, жизнеохранительной функций;

• утверждение собственно семейных ценностей, таких, как уважение к матери и отцу, к женщине, к старшим, любовь к детям и забота о них, взаимопомощь и помощь нетрудоспособным членам семьи, совместное проведение досуга, активная трудовая и общественная деятельность; познание, развитие и творчество; передача из поколения в поколение воспитательного потенциала семьи и рода; трансляция через семью культурных традиций своего народа, включая обычаи, обряды, национальный язык; национальное самоуважение и преданность своей Родине, государству.

Задачи:

• обеспечение охраны прав детей в процессе их жизнедеятельности;

• влияние на формирование в семье стереотипов здорового образа жизни, профилактика вредных для здоровья привычек;

• формирование системы социально-педагогических и психолого-педагогических услуг, направленных на повышение уровня и качества семейного воспитания, повышение культуры семейных взаимоотношений;

• предупреждение детской безнадзорности, асоциального поведения;

• координация деятельности структур и ведомств в интересах семьи и детей.

Эффективность взаимодействия определяется взаимными установками семьи и образовательного учреждения. Наиболее успешно они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу.

Направления работы с родителями:

- повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе (родительские собрания, круглые столы);

- консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей (приглашение специалистов разного уровня);

- организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.

Реально взаимодействие предполагает, что школа и семья - равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого и равноправие сторон нарушается.

Организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции происходит через:

• включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми;

• правовое просвещение родителей;

• оказание помощи родителям в семейном воспитании;

• оказание родителями материально- финансовой помощи школе (через соцзащиту);

• совместная со школой организация социальной защиты детей;

• организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе (турслет, день здоровья, спортивные игры).

Четыре направления взаимодействия школы и семьи

Предлагается четыре направления, по которым можно организовать взаимодействие школы и семьи.

1) Первое направление - формирование активной педагогической позиции родителей.

Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные дела школы и классов, в которых принимают участие родители.

2) Вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, усвоение теоретических знаний и приобретение практических навыков.

Необходимо уделять внимание вопросу подготовки выпускников школы к ОГЭ и знакомству родителей с нормативными документами о ходе проведения ОГЭ на информационных консультациях и родительских собраниях, психологическому консультированию родителей и учащихся.

3) Взаимодействие социальной службы с семьями. Для успешной организации образовательного процесса необходимы знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Организация социального взаимодействия педагогического коллектива школы с семьей предполагает ряд аспектов:

- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей,

- знакомство с бытовыми условиями учащихся;

- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала;

- составление программ совместных действий;

- анализ результатов совместной воспитательной деятельности;

- мониторинг социальной ситуации в микрорайоне школы.

Эффективными формами работы также являются индивидуальные тематические консультации, посещение семьи на дому, проведение родительских собраний.

4) Четвертое направление - вовлечение родителей в органы школьного самоуправления. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив, но не менее педагогов и своих детей заинтересованы в успешной работе школы.

Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов в воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых - отсутствие любви и неумение хвалить своих детей, поддерживать их.

Самое главное для ребенка - чтобы его любили таким, какой он есть.

Практика показывает, что наши дети лучше нас, добрее, милосерднее, и именно мы взрослые, на протяжении всей их последующей жизни либо создаем соответствующие условия для того, чтобы они стали еще лучше, духовно богаче, творчески развивались; либо мы прямо или косвенно способствуем тому, чтобы наши дети с годами набирались негативного опыта. Так, что уважаемые взрослые, выбор за нами! Ведь именно на двух социальных институтах, семье и школе, лежит ответственность за воспитание детей: семья по Конституции, первый и главный воспитатель ребенка; образовательное учреждение - помощник родителям в воспитании детей по профессиональной принадлежности.

Так давайте сделаем свой выбор в интересах общества, в интересах будущего поколения!

Заключение

Существование знаменитого «треугольника» между школой, учеником и родителями всегда являлось актуальной темой. В связи с введением стандартов «второго поколения» его значимость только усиливается. Из своего опыта работы не только как классного руководителя, но и учителя-предметника, могу сказать, что всегда стремлюсь к сотрудничеству с родителями не только на уровне класса, но и одного учащегося. Ведь каждый ребёнок индивидуален, и к каждому нужен свой подход. И кто, как ни родитель может помочь в достижении общих целей. Исходя из практики, могу сказать, что родители учащихся всегда помогают мне не только в организации экскурсий и меропритяий, но и в проведении родительских собраний, в беседах с неуспевающими учениками. Вместе администрация школы и родители добиваются решения важных вопросов. Родители отдельных классов принимают участие в организации классных часов, а иногда и уроков.

Вместе можно сделать многое. Главное, чтобы, и учитель, и родитель понимали, что всё это ради третьей составляющей, ради того, чтобы ребёнок вырос добрым, умным, активным, сильным, ответственным, творческим ЧЕЛОВЕКОМ

© 2010-2022