Классный час Диагностика уровня конкурентноспособной личности10 класс

Классный час с целью определения личностных качеств учащихся. Во время проведения классного часа используется тест, построенный по методике В.И. Андреева, который позволяет проанализировать причины и способности, которые не позволили набрать учащимся более высокий балл и определить пути повышения уровня конкурентоспособности.
Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование конкурентоспособной личности старшеклассников во внеурочной деятельности.

Главная цель:

Подготовить конкурентоспособную личность учащегося , характеризующуюся интеллектуальным потенциалом, адекватной самооценкой, коммуникабельностью, способностью принимать ответственные решения, способностью к самообучению, обладающую ценностно-ориентированной адекватностью, готовностью к профессиональному самоопределению.

Цель для ученика: Обнаружить препятствия, мешающие развитию конкурентоспособности.

В ходе работы решались следующие задачи:

- развивать у учащихся стремление к самопознанию, осмыслению себя, своих поступков и поведения, самовоспитанию для повышения уровня самосознания, для правильного выбора при профессиональном самоопределении,

- формировать нравственные качества личности, ответственность и порядочность, культуру, адекватность оценки себя и других людей для успешного вхождения в жизнь

- способствовать становлению жизненной оптимистической позиции учащихся, конструктивности их жизненных целей для сохранения психического здоровья, сформировать начальные навыки психической саморегуляции,

- развивать навыки общения умение слушать, передавать информацию с помощью вербальных и невербальных средств, конструктивно разрешать конфликты, развивать коммуникативные способности рефлексию (умение человека представлять, как его воспринимают другие люди), эмпатию (способность эмоциональные состояния другого человека, сила и глубина сопереживания),

- сформировать знания и практические умения по целеполаганию, самоанализу, анализу профессии, корректировке вариантов профессионального развития в контексте личностною и жизненного самоопределения.

Технология учебного мониторинга.

В 10 классе был проведён классный час « Диагностика уровня конкурентоспособности личности» с целью определения личностных качеств учащихся, например трудолюбивый или ленивый, творческий или консервативный, лидер или ведомый, способный к саморазвитию или имеет остановленное саморазвитие, стрессоустойчивый или стрессонеустойчивый. Данный тест, построенный по методике В.И. Андреева позволяет проанализировать причины и способности, которые не позволили набрать учащимся более высокий балл и определить пути повышения уровня конкурентоспособности.

ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Ученикам был предложен тест , при ответе на вопросы необходимо выбрать и записать один из вариантов ответа. Например: 1-а, 2-г, 3-в и т.д. Постарайтесь давать искренние ответы, тогда вы получите весьма интересную, а главное - более объективную информацию о себе.

  1. Я знаю, чего хочу добиться в ближайшие 2-3 года:
    а) да, б) скорее всего, да, в) трудно сказать, г) скорее всего, нет, д) нет.

  2. Я ценю деловых, практичных и предприимчивых людей:
    а) да, б) скорее всего, да, в) трудно сказать, г) скорее всего, нет, д) нет.

  3. Я знаю, в какой сфере я могу прилично заработать:
    а) да, б) скорее всего, да, в) трудно сказать, г) скорее всего, нет, д) нет.

  4. У меня хватает энергии, чтобы довести начатое дело до конца:
    а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.

  5. Я устаю после учёбы:
    а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) довольно часто, д) нет.

  6. Мои родители и учителя считают меня старательным и прилежным:
    а) да, б) чаще всего да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.

  7. Мне удается, казалось бы, при неразрешимой проблеме найти неожиданно простое и даже оригинальное решение:
    а) да, б) сравнительно часто, в) когда как, г) редко, д) нет.

  8. Я быстро осваиваю новые виды деятельности:
    а) да, б) чаще всего, в) когда как, г) не всегда, д) нет.

  9. Я бываю инициатором нововведений в нашем коллективе:
    а) да, б) чаще всего, в) иногда, г) очень редко, д) нет.

  10. Я способен идти на риск, даже если шансы на успех невелики:
    а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.

  11. Мои друзья считают меня человеком решительным:
    а) да, б) скорее всего, да, в) кто как, г) скорее всего, нет, д) нет.

  12. Я высказываю свое мнение, даже если кому-то оно не нравится:
    а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.

  13. В дискуссиях и спорах мне чаще всего удается настоять на своем:
    а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.

  14. Принимая ответственное решение, я полагаюсь только на себя, и ни с кем не советуюсь:
    а) да, б) чаще всего, да, в) когда как, г) чаще всего, нет, д) нет.

  15. В кругу друзей мне нравится и удается быть «душой компании»:
    а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) иногда, д) нет.

  16. Мне легко удается установить контакт с новыми для меня людьми:
    а) да, б) сравнительно часто, в) когда как, г) редко, д) нет.

  17. Я предпочитаю брать на себя ответственность, руководя людьми, чем подчиняться кому-либо:
    а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.

  18. Я систематически занимаюсь самообразованием, саморазвитием своих личностных качеств:
    а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) очень слабо и редко, д) нет.

  19. Я веду дневник, где планирую свою жизнь, анализирую свои промахи и ошибки:
    а) да, б) часто, в) периодически, г) очень редко, д) нет.

  20. Вечером после учебного дня я засыпаю:
    а) очень быстро, б) сравнительно быстро, в) когда как, г) иногда страдаю бессонницей, д) часто страдаю бессонницей.

  21. Если мне кто-либо нагрубит, то я быстро забываю об этом:
    а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.

  22. Я стремлюсь, и мне удается не втягивать себя в конфликты:
    а) да, б) скорее всего, да, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.

  23. Как часто по своей личной инициативе вы участвуете в дискуссиях, семинарах, конференциях:
    а) часто, б) сравнительно часто, в) периодически, г) сравнительно редко, д) не участвую.

  24. Я считаю, что любую работу нужно делать тщательно и качественно или не делать вообще:
    а) да, б) чаще всего, в) не любая работа требует одинаковой тщательности, г) мне не все в равной степени удается делать качественно, д) я делаю все быстро, но недостаточно качественно.

  25. Я могу одну и ту же работу неоднократно переделывать, вносить качественные улучшения:
    а) да, б) чаще всего, в) когда как, г) скорее всего, нет, д) нет.

  26. Были ли у вас случаи, чтобы учитель попросил вас переделать еще раз:
    а) такого я что-то не помню, б) очень редко, в) периодически, г) сравнительно часто, д) очень часто.

Далее переводятся результаты ответов в баллы. При ответах на вопросы: а- 5 баллов, б- 4 балла, в- 3 балла, г- 2 балла, д- 1балл. Суммируем набранное число баллов и получаем число , находящееся в интервале 30-150 баллов. Затем соотносим баллы и уровни конкурентоспособности.

30-42 б. 1- очень низкий
43-57б. 2- низкий
58-70б. 3- ниже среднего
71-83б. 4- чуть ниже среднего
84-96б. 5- средний
97-109б. 6- чуть выше среднего
110-122б. 7- выше среднего
123-137б. 8- высокий
138-140б. 9- очень высокий
141-150б. 10- наивысший.

Далее была проведена с учащимися беседа с демонстрацией презентации по данной теме.

В результате проведения занятия учащиеся усвоили понятия:

- сущность понятия «конкурентоспособная личность», различных подходах в изучении конкурентоспособности, индивидуально-личностных компонентах конкурентоспособности, структурных компонентах конкурентоспособности, базовых закономерностях становления конкурентоспособной личности,

- сущность понятий «потребности», «мотивы», «ценности», «ценностные ориентации» в психологии, правилах формирования жизненных целей, стратегиях достижения целей, о том, как прояснить и изменить ценности,

- сущность понятия «стресс» в психологии, стадиях развития, причинах стрессов, причинах индивидуальных различий стрессоустойчивости,

- сущность понятия «саморазвитие личности», философском осмыслении понятия «творческое саморазвитие личности», принципах и правилах саморазвития личности, психологических законах саморазвития, стадиях саморазвития личности, самоопределении, самоуправлении, самореализации личности, самосовершенствовании личности,

Выводы: ( для учеников)В результате проведенной нами работы учащиеся стали лучше понимать, что жизненный успех - это результат упорного труда, учащиеся узнали слагаемые жизненного успеха, нравственные понятия, правила повседневного этикета, конструктивные способы эмоциональной саморегуляции, снятия напряжения, эффективные приемы общения, правила выбора профессии, факторы психическою развития и условия, необходимые для саморазвития и самоопределения человека, условия выбора и приобретения конкурентоспособных специальностей и профессий в регионе, городе, учащиеся смогут эффективнее решать проблемы, связанные с адаптацией в новой социальной ситуации, с конфликтами в системе отношений с миром и самим собой, решать ценностно-нравственные проблемы, занимать гуманистическую позицию в общении и взаимодействии с людьми разного возраста, самостоятельно ставить цели и действовать в соответствии с ними, сохраняя адекватную критическую позицию по отношению к самому себе, составлять профессиональный личный план и корректировать его, быть способными к саморегуляции, сотрудничеству и взаимодействию

Выводы: (для учителя) Формирование конкурентоспособности невозможно без воспитания личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. В связи с этим следует перечислить следующие принципы управления самостоятельной работой учителем:

  1. дифференцированный подход к учащимся с соблюдением посильности учебных заданий;

  2. планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к более неточным и неполным указаниям по выполнению самостоятельной работы;

  3. постепенное отдаление учителя и занятие им позиции пассивного наблюдателя за процессом;

  4. переход от контроля учителя к самоконтролю.

Обучение самостоятельной работе можно начать с приёмов предложенных А.К.Марковой

  • приёмы смысловой переработки текста, укрупнение учебного материала, выделение в нём исходных идей, законов, осознание обобщённых способов решения задач;

  • приёмы культуры чтения и культуры слушания, приёмы краткой и наиболее рациональной записи (выписки, планы, конспекты, аннотации, рецензии, общие приёмы работы с книгой).

  • общие приёмы запоминания (структурирование учебного материала, использование особых приёмов мнемотехники с опорой на образную и слуховую память).

  • приёмы сосредоточения внимания, опирающиеся на использования школьниками разных видов самоконтроля, поэтапную проверку своей работы, выделение « единиц» проверки, порядка проверки и т.д.

  • общие приёмы поиска дополнительной информации (работа с библиографическими материалами, справочниками, каталогами, словарями, энциклопедиями) и её хранение в домашней библиотеке.

  • приёмы подготовки к экзаменам, зачётам, семинарам, лабораторным работам.

  • приёмы рациональной организации времени, учёта и затрат времени, разумного чередования труда и отдыха, трудных устных и письменных заданий, общие правила гигиены труда.

Данная подборка заданий подобна работе с учебной книгой. При этом вниманию учащихся предлагается определённый модуль, позволяющий поэтапно знакомиться с материалом параграфа, направляя мысль ученика на выделение главного, существенного, на установление причинно- следственных связей. Часто такая работа носит комплексный характер так как содержит разные по типу задания и формирует различные умения и навыки.

В исследовании приняли участие 24ученика (из25) 10 класса



© 2010-2022