Минутки здоровья на уроках в начальной школе

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15 ст. Переясловской

муниципального образования Брюховецкий район

имени И. Ф. Масловского

(МБОУ СОШ №15)


«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»



Минутки здоровья на уроках в начальной школе.



Выполнила:

Терновая Людмила Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №15







ст.Переясловская

2015 год




«Чтобы сделать ребёнка

умным и рассудительным,

сделайте его крепким

и здоровым».

Ж.-Ж. Руссо

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.

Здоровье ребенка, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

Что же влияет на здоровье учащихся:

  1. Стрессовая педагогическая тактика;

  2. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

  3. Провалы в существующей системе физического воспитания;

  4. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

  5. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля.

. Здоровьесберегающая технология - это

  1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

  2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

  3. соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

  4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающие технологии -это система куда входит:

  • мониторинги состояния здоровья обучающихся, проводимого медицинскими работниками

  • Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

  • Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности детей, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособност

Приемы здоровьесберегающих технологий

Снятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение.

Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения

Создание благоприятного психологического климата на уроке

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выра­зить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологи­ческих условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.

Минутки здоровья на уроках в начальной школе.


Виды физкультминуток:

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления;

  • Упражнения для кистей рук;

  • Гимнастика для глаз;

  • Гимнастика для слуха;

  • Упражнения, корректирующие осанку;

  • Дыхательная гимнастика.

Возможные ошибки при использовании физкультминуток:

  • Подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;

  • Увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (без принятия во внимание степени утомления детей);

  • Выполнение движений с недостаточной амплитудой.

Рекомендации для учителя:

Учитель должен:.

  • Проводить физкультминутки, находясь в хорошем настроении;

  • Обладать педагогическим тактом;

  • Владеть высокой двигательной культурой и образно показывать упражнения;

  • Уметь сочетать движения с музыкальным ритмом;

Знать основы терминологии физических упражнений


Психологический настрой на урок

Важный момент - это настрой, психологическая установка на работу. Урок можно начать словами учителя: «Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза». Под тихую музыку дети повторяют за учителем: « Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я, как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я буду внимателен на уроке. У меня хорошее настроение. Я хочу учиться. Я очень хочу учиться. Я готов к работе. Работаю! Мы внимательны. Все будет хорошо. Мы успеем все сделать».

Фразы произносятся 1-2 раза с улыбкой хором или мыс­ленно. Каждый раз учитель импровизирует, придумывает но­вые варианты «установочных» фраз. После установки на мо­билизацию восприятия, памяти, мышления работа на уроке проходит в быстром темпе.

Громко прозвенел звонок -

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Пальчиковые игры

Для младших школьников важно развитие мелкой муску­латуры кистей рук. Перед работой в тетрадях можно прово­дить небольшой массаж пальцев.

Дети поочередно соединяют мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д. до больших пальцев под счет:

Раз, два, три, четыре, пять! (Хлопают в ладоши.)

Вышли пальцы погулять.

Этот пальчик - самый сильный, (Поочередный массаж пальцев)

Самый толстый и большой

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик - самый длинный,

И стоит он в середине.

Этот пальчик - безымянный,

Избалованный он самый.

А мизинчик, хоть и мал,

Очень ловок и удал!

Дети интенсивно растирают кисти рук, а затем встряхи­вают их. При этом пальцы хорошо разогреваются, и ребята с удовольствием приступают к работе.

Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, помога­ют через нервные окончания эмоционально воздействовать на кору головного мозга и положительно влиять на работу внут­ренних органов:

Чок, чок, чок, чок,

Разомну я кулачок!

Буду пальчики считать:

Раз, два, три, четыре, пять!

  • Пальчик, пальчик, где ты был?

  • С этим братцем в лес ходил.

  • С этим братцем щи варил.

  • С этим братцем кашу ел.

  • С этим братцем песни пел.

Этот пальчик - хочет спать.

Этот пальчик - бух в кровать.

Этот пальчик - уж уснул.

Этот - рядом прикорнул.

Этот пальчик - спит давно.

Все спят.

Пальчики проснулись!

Каждый пальчик хочет спать.

Этот пальчик - лег в кровать.

Этот пальчик - чуть вздремнул.

Этот пальчик - уж уснул.

Этот - ляжет на бочок.

Получился кулачок.

Встали пальчики. Ура!

Всем играть опять пора!

Пальчиковая гимнастика:

Упражнение «СЕМЬЯ»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - это Я.

Вот и вся наша семья.

Сжать пальчики в кулак.

Разгибать по одному пальцу, начиная с большого.

Упражнение «МОЯ СЕМЬЯ»

Раз, два, три, четыре!

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять,

Всех могу пересчитать.

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Муся, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я -

Вот и вся моя семья.

Хлопки в ладоши.

Сжать, разжать кулачки.

Хлопки в ладоши.

Сжать, разжать кулачки.

Поочередно соединять кончик каждого пальца с большим.

Хлопки в ладоши.

Мы ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнём опять писать.


Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять
За письмо получим пять!



Упражнения для профилактики нарушений осанки

Необходимо научить ребенка следить за осанкой. От нее зави­сит не только стройность фигуры, но и здоровье. При хорошей осанке внутренние органы находятся в правильном положении, что является одним из важных условий их нормальной работы.

Упражнение:

Руки- на месте

Ноги- на месте

Локти с краю

Спина -прямая

Гимнастика для глаз



1. Вверх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

2. Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

3. Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

4. Рисование носом.

Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.

Какие же ориентиры я использую на уроках?

  1. Разного рода траектории, по которым дети « бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см. ( Рис. 1 )

Минутки здоровья на уроках в начальной школе

Минутки здоровья на уроках в начальной школе


Минутки здоровья на уроках в начальной школе

Минутки здоровья на уроках в начальной школеМинутки здоровья на уроках в начальной школе



Минутки здоровья на уроках в начальной школеМинутки здоровья на уроках в начальной школе






Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат.


























© 2010-2022