ПРОГРАММА «Формирование социально – бытовых представлений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Настоящая программа является специальной, воспитательной коррекционно-педагогической программой для работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.   Работа по программе рассчитана на разные возрастные группы с учетом их возрастных и психо­физических особенностей,  уровнем сформированности социальных  представлений и навыков. Работа по программе проходит в три этапа: 1 – 4 класс – начальное звено; 5 – 7 класс – среднее звено; 8 – 9 класс – старшее звено.   Программа предполагает уч...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».



ПРОГРАММА


«Формирование социально - бытовых представлений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья»


ПРОГРАММА «Формирование социально – бытовых представлений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья»


автор: Татьяна Петровна Мадеева

воспитатель Горковской МС(К)ОШИ




Программа предназначена

для работы с учащимися

имеющими ограниченные

возможности здоровья

в специальной (коррекционной)

общеобразовательной школе - интернат

VIII вида.

Возраст 7 - 15 лет.

Работа по программе рассчитана

на разные возрастные группы и

проходит в три этапа:

1 - 4 класс - начальное звено;

5 - 7 класс - среднее звено;

8 - 9 класс - старшее звено.



Срок реализации программы:

1 - 4 класс - 4 года;

5 - 7 класс - 3 года;

8 - 9 класс - 2 года.























Девиз моей работы:


«Рост и воспитание детей - это большое, серьёзное

и страшно ответственное дело».

А.С.Макаренко.

ПРОГРАММА «Формирование социально – бытовых представлений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья»








Пояснительная записка

к программе

«Формирование социально - бытовых представлений и навыков у

детей с ограниченными возможностями здоровья».

Аннотация к программе

Настоящая программа является специальной, воспитательной коррекционно-педагогической программой для работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Работа по программе рассчитана на разные возрастные группы с учетом их возрастных и психофизических особенностей, уровнем сформированности социальных представлений и навыков.

Работа по программе проходит в три этапа:

1 - 4 класс - начальное звено;

5 - 7 класс - среднее звено;

8 - 9 класс - старшее звено.

Программа предполагает участие учащихся 7-15 лет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе - интернат VIII вида в рамках учебно-воспитательного процесса.

Статус программы

Программа - методический инструмент педагога-дефектолога, в котором определены наиболее оптимальные и эффективные для данной возрастной группы содержание, формы, методы, технологии и приемы организации коррекционно-развивающего воспитательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Нормативно - правовая база программы:

1.Конвенция ООН о правах инвалидов;

2.Стандартные правила ООН обеспечения равных возможностей для инвалидов 1993 года;

3.Рекомендации Парламентской ассамблеи Совета Европы «К полной социальной интеграции людей с ограниченными возможностями» от 2003 года»

4.Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

5.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» - (принят ГД ФС РФ 21.12.2012), вступил в силу с 1 сентября 2013 года.

6.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовании учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии (от 12.03.1997 №228);

7.Федеральный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании), (от 18.07.1996);

8.Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 июля 2011 года №470-П «Об утверждении Стратегии социальной интеграции инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе до 2020 года»;

9.Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 4 сентября 1997г.№48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII вида».

Обоснование

Актуальность данной программы обусловлена тем, что в настоящее время составной частью социальной политики Российской Федерации является улучшение качества жизни населения страны. Россия стремится достичь достойных стандартов для граждан своей страны и в этой связи очень важно обеспечить равные условия социальной адаптации и интеграцию в общество детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в школе - интернате и имеющих различные отклонения в развитии.

Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закреплено право детей - инвалидов на реабилитацию и социальную интеграцию. Но, вместе с тем, недостаточное количество специальных коррекционных программ для работы с детьми с ОВЗ отрицательно влияет на качество подготовки таких учащихся к самостоятельной жизни и их успешной интеграции в социум.

Успех интеграции в значительной степени зависит от социально - бытовой деятельности человека, его способности самостоятельно организовать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни - главная задача коррекционной школы. В сущности, весь процесс обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в общество.

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья», является учреждением социального обслуживания, предназначенным для постоянного и временного проживания детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в постоянном комплексном психолого-педагогическом сопровождении в специально организованной коррекционно-развивающей среде.

У таких детей развитие познавательных процессов и высших психических функций находится на низком уровне, не соответствует возрастным нормам. Часто эти нарушения сочетаются с отклонениями поведения, отсутствием мотивации в любом виде деятельности, сниженной работоспособностью, быстрой утомляемостью, головными болями. Эти дети отличаются неосознанным восприятием новых факторов, правил, теоретических сведений. У них отмечается крайняя несамостоятельность в практической деятельности, плохая переключаемость с одного вида деятельности на другой.

Отсутствие логического мышления проявляется в неспособности к обобщению, затруднениями в понимании любых явлений в окружающем мире. Предметно - практическое мышление носит ограниченный характер. Речевая деятельность аграмматична и косноязычна, активный словарный запас ограничен. Произвольное внимание слабо выражено. Внимание отличается плохой фиксированностью на объекте и легко рассеивается.

Отмечается недоразвитие моторики - движения бедные, однообразные, часто угловатые, бесцельные, замедленные, может наблюдаться двигательное беспокойство, наличие содружественных движений. Эмоции бедные, однообразные. Все психические процессы тугоподвижные и инертные. При перемене привычной обстановки на новую дают негативную реакцию, стесняются своих недостатков.

Указанные недостатки свидетельствуют о том, что воспитательная работа с данной группой детей заключается в специально организованном воспитательном процессе, включающем в себя:

- определение доступного уровня содержания материала по объёму и глубине на основе изучения дефекта развития;

- индивидуальный подход;

- доступность усвоения материала занятия;

- практическую направленность и прикладной характер рассматриваемых вопросов;

- коррекцию и развитие недостатков умственного развития на основе применения специальных наглядно - практических методов обучения и игровых технологий;

- формирование положительной мотивации деятельности.

Программа актуальна ещё и тем, что в соответствии с современной концепцией развития российского образования, требованиям ФГОС, в нашей стране нет необучаемых детей, а есть дети с разными возможностями обучения и в процессе систематического и целенаправленного обучения есть возможность повысить их приспособленность к жизни.

Работа по программе необходима и актуальна. Это подтверждается тем, что параллельно с формированием социально - бытовых представлений и навыков, ребята получают другие важные сведения, умения, навыки, представления и личностные качества, расширяют свой социальный кругозор, приобретают необходимые социальные компетенции.

Суть авторского подхода состоит в том, что:

- в программе определена, методически обоснованная, структурированная модель деятельности воспитателя по созданию наиболее эффективных условий формирования социальных компетенций, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум детей с ОВЗ;

- в программе определен исходный уровень сформированности социальных знаний, умений, навыков у детей с ОВЗ, необходимых для успешной социальной адаптации и самостоятельной жизни;

- в программе учтены особые образовательные потребности учащихся с ограниченными возможностями здоровья и возможности освоения программного материала на различных этапах её реализации;

- программа предусматривает приобщение воспитанников с ОВЗ к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- программа обеспечивает вариативность и разнообразие форм, методов и технологий деятельности воспитателя по формированию социально-бытовых представлений и навыков у воспитанников школы - интернат;

- работа по программе предполагает использование современных и инновационных технологий воспитательной деятельности;

- в процессе работы по программе у воспитанников вырабатывается активная жизненная позиция, формируются важные личностные качества - отзывчивость, доброта, сострадание, толерантность, забота о других, умение выполнять практические действия.

Инновационный компонент программы:

В данной программе проведена интеграция:


- информационных возможностей воспитательного процесса и жизненного опыт детей;

- коррекционного воздействия и расширение понятий об области применения знаний в социально - бытовой деятельности;

- социально - бытовой направленности содержания материала программы и других направлений воспитательной работы (трудовое воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, экологическое воспитание, здоровьесберегающие технологии).

Цель:

Создание наиболее эффективных условий для эффективного формирования социально-бытовых представлений и навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

1. Формировать и закреплять социально-бытовые навыки в трудовой, практической, индивидуальной и коллективной деятельности.

2. Формирование основ социальной ориентировки на основе расширения круга социально-нравственных представлений об окружающем мире.

3. Привитие культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.

4. Создание основы для проявления самостоятельности в дальнейшей жизни.

5. Учить бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами домашнего обихода, предметами гигиены, накапливать опыт самостоятельных действий в бытовых процессах.

6. Развитие и коррекция двигательной моторики, системы профилактических умений по охране здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

7.Содействовать воспитанию ответственности, дисциплины, внимательного отношения к себе и людям, толерантность.

8.Содействовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников.

Ведущая педагогическая идея программы состоит в выработке мотивации


  • к накоплению и углублению знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум;

  • к формированию положительных качеств личности ребёнка:

  • к воспитанию человека, способного самостоятельно жить в обществе, найти в нём своё место.

Программа определяет деятельность в следующих направлениях:

  1. Теоретические занятия - получение и накопление познавательных сведений.

  2. Практические занятия - применение полученных знаний в практической общественно - полезной деятельности.

  3. Практическое подтверждение полученных знаний, умений, навыков в непосредственном общении и взаимодействии с окружающими, природой.

Структура программы

Формирование социально - бытовых представлений и навыков является одним из немногих видов деятельности, в котором ребенок с ограниченными возможностями здоровья достигает видимого успеха, что чрезвычайно важно для его полноценного личностного развития.

Программа включает в себя формирование социально-бытовых навыков, отработку навыков самообслуживания как основу успешной адаптации в общество.

Предметно-практическая деятельность по программе проходит как основа формирования трудовых навыков.

Вся работа на занятиях носит целенаправленный характер и способствует развитию самостоятельности воспитанников при выполнении заданий, предусмотренных программой.

Программный материал расположен по концентрическому принципу. Реализация принципа концентризма даёт возможность систематически повторять, постепенно усложнять, расширять и углублять ранее полученные знания, повышать уровень их осознанности учащимися.

Концентрическое распределение программного материала создаёт условия для реализации дидактических принципов: научности, доступности, последовательности, систематичности, коррекционной направленности.

Разделы программы:

- Безопасность жизнедеятельности.

- Жилые помещения.

- Культура поведения и общения.

- Одежда и обувь.

- Ориентирование в окружающем.

- Отдых и досуг (я и моё свободное время).

- Охрана здоровья и физическое развитие.

- Питание.

- Природа.

Формы организации работы по программе:

  1. КРЗ (коррекционно - развивающие занятия).

  2. Игры (дидактические, сюжетные, имитирующие, компьютерные).

  3. КТД различной направленности.

  4. Беседы.

  5. Тренинги.

  6. Практические занятия.

  7. Экскурсии.

  8. Прогулки.

  9. Походы.

  10. Наблюдения.

  11. Чтение книг.

  12. Просмотр кино и видеоматериалов.

  13. Общение со сверстниками.

  14. Занятия в кружках, спортивных секциях (по интересам детей).

  15. Участие детей в различных конкурсах.

Методы воспитательного воздействия

Ведущее место занимают практические и наглядные методы воспитания:

  • Объяснительно - иллюстративные (беседа, рассказ, работа с таблицами, тематическими картинками, опорными таблицами, схемами, шаблонами, буклетами).

  • Репродуктивные (работа по образцам).

  • Частично - поисковые (разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, использование развивающих игр).

  • Предметно - практические методы.

  • Система специальных коррекционно - развивающих методов.

  • Методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование).

  • Методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение).

  • Методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценки).

Технологии воспитательной деятельности

  • виктимологические технологии (олигофренопедагогика);

  • личностно - ориентированные технологии;

  • информационно - коммуникационные технологии;

  • технологии адаптивной школы;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • элементы технологии интегрированного обучения.

Организация деятельности по программе

Программа является коррекционно - развивающей и предусматривает

три этапа овладения практическими навыками:

1. Выполнение отдельных трудовых действий с помощью педагога;

2. Выполнение серии трудовых действий совместно с педагогом;

3. Относительно самостоятельное последовательное выполнение серии трудовых действий с опорой на план-схему (пиктограммы) и инструкции педагога.

Таким образом, в программе предусмотрены уровни усвоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанников;

- умение учащегося исправить допущенные ошибки.

Длительность прохождения этапов и содержание обучения практическим навыкам каждого учащегося зависит от его индивидуальных особенностей развития. Между тем грубые нарушения моторики, эмоционально - волевой сферы, не позволяющие некоторым учащимся освоить практические умения и навыки, не исключают их пассивного соучастия в занятиях с другими детьми и выполнения отдельных операций с помощью педагога.

Такой подход позволяет развивать познавательную деятельность детей, помогают им лучше усваивать программные сведения.

В ряде разделов предусмотрены упражнения, которые воспитанник выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки определенных умений и навыков на основе знаний.

1. Деятельность по программе может быть организованна как групповое занятие, индивидуальное занятие, индивидуальная работа с группой детей.

2. При любой форме деятельности занятие делится на 2 части: образовательную и игровую или практическую.

Как показывает практика работы, на образовательную часть отводится не более 15 минут. На игровую часть - 10 минут.

3.Образовательная часть воспитательного занятия включает в себя изучение программного материала по специальным коррекционно - развивающим методикам.

4.Игровая часть включает в себя специальные коррекционно-развивающие упражнения, дидактические и ролевые игры по закреплению изученного материала, игры имитирующие ситуации из повседневной жизни, быта, окружающей действительности.

5.С целью развития мотивации, активизации познавательных возможностей целесообразно использовать ИКТ - технологии, применять мультимедийные средства обучения, развивающие компьютерные игры и компьютерные тренинговые задания.

6.При планировании работы на воспитательном занятии необходимо включать материал из личного опыта учащихся; материал, отражающий межпредметные связи с другими образовательными областями.

Мониторинг освоения программы.

Мониторинг освоения программы включает в себя:

  • систему тестов;

  • педагогическое наблюдение;

  • карта мониторинга индивидуальной программы развития.

Механизм отслеживания конечных результатов.


  • Диагностика реализуется через наблюдение, методы опроса, анкетирование, тестирование, тренинги (самостоятельно и совместно с педагогом - психологом).

  • Виды контроля:

- предварительный;

- промежуточный;

- итоговый.

  • Формы подведения итогов реализации программы:

- итоговые занятия;

- самостоятельное выполнение задания;

- тестирование.

Ожидаемые результаты реализации программы

Реализация намеченных мероприятий по специальной, воспитательной коррекционно-педагогической программе существенно повысит уровень развития воспитанников школы - интерната, приведёт к снижению роста негативных явлений в детской среде, способствует духовно - нравственному оздоровлению социума, развитию способностей детей с ОВЗ, формированию социальных умений и навыков, необходимых в жизненном самоопределении.

Критерии оценки достижения результатов

-Практическая направленность.

-Контролируемость.

-Реалистичность

-Соответствие поставленным целям.

-Мотивирующий потенциал.

-Инвариантность.

-Прогрессивность, научность.

-Соответствие Положению о работе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Содержание программного материала

Разделы программы:

- Безопасность жизнедеятельности.

- Жилые помещения.

- Культура поведения и общения.

- Одежда и обувь.

- Ориентирование в окружающем.

- Отдых и досуг (я и моё свободное время).

- Охрана здоровья и физическое развитие.

- Питание.

- Природа.

Тематический план интегрированных видов деятельности детей с ОВЗ по формированию социально - бытовых представлений в условиях школы - интерната VIII вида.


Тема

Цель, задачи

Содержание

1.

Безопасность жизнедеятельности:

1 - 4 класс

Цель:

Формирование начальных социально - бытовых знаний, умений о простейших способах обеспечения собственной безопасности в природе и в быту.

Задачи:

Формировать знания: правила поведения на дорогах, соблюдение правил дорожного движения, личная безопасность.



Убеждать детей в активном выполнении режима дня, учить заботиться о своём здоровье.

Формировать знания: безопасное поведение детей (в лесу, во время ледостава, во время ледохода), ПДД.

Содействовать воспитанию навыков ЗОЖ.



КРЗ

1-4класс:

- «Безопасное поведение на улице» (правила дорожного движения).

-«Безопасное поведение дома»;

- «Безопасное поведение в общественном транспорте»;

Игровые занятия:

- «Мой друг - светофор»;

- «Воспитанный пешеход»;

- «Дорожная азбука велосипедиста».

Беседа:

- «Мой режим дня » (мои привычки и желания).

Минутка безопасности:(беседа)

-«Как вести себя в лесу? (сбор ягод)».

- «Осторожно тонкий лёд» (осень, весна).

Практическая работа:

Участие в оформлении уголка безопасности дорожного движения: «Правила дорожные - правила надёжные»

(Рисунки детей)

5 - 7 класс

Цель: Формирование навыков грамотного поведения при чрезвычайных ситуациях в быту, социальном пространстве, природе.

Задачи:

Формировать знания детей:

- Знать и соблюдать правила дорожного движения;

- Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу);

- Правила передвижения на велосипеде;

- Правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач;

- Соблюдение техники безопасности, в процессе деятельности.

Развитие профилактических умений по охране здоровья.



КРЗ

5-7класс:

-«Правила дорожного движения»;

- «Соблюдение правил дорожного движения»;

- «Гигиена зрения и слуха»;

-«Взрывчатые вещества, пиротехника»;

- «Безопасность на воде: купание в море, реке, пруду»;

Беседа:

- «Гигиена чтения. Как смотреть телевизор».

- «Электробезопасность: правила пользования бытовыми электроприборами»;

- «Правила безопасного поведения вблизи электропередач»;

- «Правила безопасного поведения в период весенних каникул.

- « Правила безопасного поведения в общественном транспорте»;

- «Правила безопасного поведения на льду водоёмов».

Минутка безопасности:

-«Как вести себя в лесу? (сбор ягод)».

- «Осторожно тонкий лёд» (осень, весна).

Буклеты:

- «Памятка для пешехода»;

- «Правила охраны зрения».

Практические работы:

- «Изготовление знаков дорожного движения, встречающихся на пути к дому, школе».

-участие в школьном конкурсе рисунков «Безопасное колесо».

Встреча с сотрудником ГИБДД (проф. беседы правила дорожного движения, охрана жизни детей).

Профилактическая беседа-инструктаж по ТБ и охране труда.

8 - 9 класс

Цель: Расширение знаний и формирование устойчивых навыков правильного поведения при чрезвычайных ситуациях в быту, социальном пространстве, в природе.

Задачи:

Дать знания, которые помогут детям в опасных и трудных жизненных ситуациях принять правильное решение;

-усвоить положение инструкций по ОБЖ в (занимательной игровой форме);

-учит анализировать и правильно оценивать поступки;

-осуществлять коррекцию поведения детей через анализ поступков;

-подготовить к элементарной личной безопасности.





Учить детей разжигать костёр, следить за ним, готовить ужин. Социализация, навык ЗОЖ.



КРЗ

8-9класс:

-«Безопасное поведение на улице»;

- «Главные правила безопасности пешеходов»;

- «Безопасное поведение на воде»;

- «Как обеспечить личную безопасность»;

- «Если в доме пожар, как быть?»;

Буклеты:

-«Правила безопасного поведения на улице»;

- «Правила дорожного движения»;

- «Правила безопасного поведения на воде»;

-«Правила поведения при пожаре»;

Встреча с сотрудником ГИБДД (проф. беседы правила дорожного движения, охрана жизни детей).

Инструктаж по ОБЖ:

- «Необходимые правила безопасного поведения на улице»;

- «Пожарная безопасность: причины возникновения пожара»;

- «Правила поведения при пожаре»;

- «Правила пожарной безопасности в доме»;

- «Пожарная безопасность при обращении с горючими, легковоспламеняющимися материалами и веществами»;

Школа выживания:

- «Как вести себя в лесу, на реке».

2.

Жилые помещения:

1 - 4 класс

Цель:

Формирование начальных социально - бытовых знаний, умений о жилых помещениях.

Задачи:

Знакомство с видами жилых помещений: учебная комната - класс, столовая, игровая комната, спальня (комната мальчиков, комната девочек).

Знакомство с предметным наполнением мебели в жилых помещениях: название мебели, её назначение.

Знакомство с уголком хозяйственно - бытового труда: оборудование, инвентарь, его назначение. Знать правила пользования инвентарем.

Формирование навыков уборки жилых помещений:

-протирание пыли, мытье поверхностей, игрушек, наведение порядка в личных шкафах, уход за растениями.

Формировать умение определять непорядок в помещении, выбирать инвентарь для уборки.

Формировать умение заправлять кровать: простыню, разостлать одеяло, покрывало, взбить подушку.


КРЗ

1-4класс:

«Жилой дом, домашние помещения»;

«Школа, школьные помещения»;

«Все о мебели. Уход за мебелью»;

«Обязательное дело» (уборка жилых помещений);

«Бюро добрых дел» (уход за мебелью, уход за домашними цветами).

Дидактические игры:

«Где был Буратино?»;

«Будь внимателен»;

«Не ошибись!»;

«Четвёртый лишний»;

«Посмотри и запомни»;

«Чего не стало?»;

«Что изменилось?»;

«Новоселье у Буратино».

Беседы о необходимости поддержания чистоты и порядка в жилых помещениях.

Карточки:

-Правила уборки комнат;

-Правила уборки класса;

-Последовательность действий при мытье пола.

Выполнение хозяйственных работ по дому:

- уборка территории от снега, уборка группы и класса.

Практическая работа:

(бюро добрых дел)

- Протирание пыли с различной мебели»;

- «Мытьё игрушек»;

- «Наведение порядка в шкафу для игрушек»;

- «Уход за комнатными растениями».

Карточки:

-«Последовательность мытья игрушек».

5 - 7 класс

Цель:

Формировать знания о жилых помещениях: виды жилых помещений, уход за жилищем, почтовый адрес дома, школы.

Задачи:

Дать знания детям:

- виды жилых помещений в городе и деревне и их различие;

- почтовый адрес своего дома и школы - интерната;

- гигиенические требования к жилому помещению;

- правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки;

- санитарно - гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с пылесосом;

- последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения;

- способы и периодичность ухода за окнами;

- виды моющих средств, используемых при уборке и мытье окон;

- способы утепления окон;

- правила ухода за мебелью в зависимости от её покрытия;

- правила соблюдения гигиены жилища при наличии животных в доме;

- правила содержания в доме собаки, кошки.


КРЗ

5-7класс:

- «Виды жилых помещений»

(квартира, частный дом, интернат, гостиница, общежитие);

-«Виды помещений в жилых домах (варианты жилых и подсобных помещений);

- «Почтовый адрес дома, школы» (написание адреса на почтовой открытке);

- «Гигиенические требования к жилому помещению»;

- «Значение уборки жилых помещений. Периодичность уборки (еженедельная, недельная, сезонная)»;

- «Требования к организации спального места. Гигиенические требования к постельному белью»;

- «Ковры и ковровые покрытия, их виды. Способы ухода за ними (влажный веник, пылесос)»;

- «Значение жилища для человека. Регулярная уборка жилого помещения - ежедневная, еженедельная»;

- «Сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к зиме, лету»;

- «Способы и периодичность ухода за окнами. Виды моющих средств»;

-«Виды мебели: мягкая, корпусная, столы, стулья. Покрытие мебели: мягкая - ткань, кожа; корпусная, столы, стулья - полировка, шпон, пластик»;

Беседы:

-«Инвентарь и приспособление для уборки»;

- «Последовательность уборки детской комнаты»;

- «Правила вытирания пыли»;

- «Правила подметания пола»;

- «Виды половых покрытий: деревянные, паркет, линолеум, ламинат»;

-«Инвентарь, приспособления и средства по уходу за полами»;

-«Пылесос. Правила и техника безопасности при работе с ним».

- «Окна как за ними ухаживать?»;

- «Способы ухода за мебелью. Средства и приспособления».

Практическая работа:

-«Ежедневная уборка жилых помещений» (класс, группа);

-«Генеральная уборка жилых помещений» (класс, группа).

8 - 9 класс

Цель:

Формирование общетрудовых, устойчивых знаний и навыков - жилые помещения: умение ориентироваться в условиях предстоящей деятельности, анализировать её, планировать необходимые действия, осуществлять самоконтроль.

Задачи:

Формировать знания детей:

- правила и периодичность уборки кухни, санузла;

-моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла;

- санитарно - гигиенические требования и правила техники при уборке кухни и санузла;

- требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера; правила сохранения жилищного фонда.

- правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера и особенностей площади, назначения комнат, наличия мебели);




КРЗ

8-9класс:

-«Правила и периодичность уборки кухни. Моющие средства и приспособления для уборки кухни»;

- «Правила и периодичность уборки санузла: ванна, унитаз, раковина. Моющие средства и приспособления»;

- «Правила мытья кафельных стен. Моющие средства и приспособления»;

- «Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер»;

- «Сохранение жилищного фонда (косметический ремонт: оклейка стен обоями, покраска дверей).

- Упражнения в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера (на макете).

Беседа:

-«Техника безопасности при работе с моющими и чистящими средствами»;

- «Виды уборки квартиры: ежедневная, еженедельная».

Практическая работа:

-«Ежедневная уборка жилых помещений» (класс, группа);

-«Генеральная уборка жилых помещений» (класс, группа)- еженедельная уборка.

3.

Культура поведения и общения:

1 - 4 класс

Цель:

Формирование начальных социально - бытовых знаний, умений о правилах поведения: дома, в школе, на улице, за столом, в общественном транспорте.

Задачи:

Знакомство с нормами поведения в наиболее типичных ситуациях - в школе, столовой, спальне, на воспитательских занятиях, на улице, в магазине и т.д. - и отработка этих норм;

Формирование сущности нравственных понятий: доброта, отзывчивость, и др.

Воспитание доброжелательного, отзывчивого, справедливого, честного, внимательного отношения к окружающим; анализ своих поступков.


КРЗ

1-4класс:

- «Мы школьники! Ура» (правила поведения);

- «Школа - мой режим дня» (режим дня);

- «Дружба начинается с улыбки»;

-«Правила поведения в школе и дома»;

Беседы:

-«Правила поведения дома»;

-«Правила поведения в школе»;

-«Правила поведения на улице»;

- «Правила поведения за столом»;

-«Правила поведения в общественном транспорте».

Практическая работа - игра:

-«Помоги Вини Пуху» (правила поведения за столом);

-«Помоги Незнайке» (поведение пассажиров в общественном транспорте);

- «Посади гостей за стол».

4класс:

Практическая работа

-«Тестирование» - диагностика (в начале года, в конце года).

5 - 7 класс

Цель:

Формировать умение быть вежливыми в общении, следовать правилам культуры поведения

Задачи:

Развитие навыков ориентированного поведения в различных знакомых и незнакомых ситуациях.

Развивать общие психологические компетентности у ребёнка:

- умение сочувствовать другим, оказывать поддержку, адекватно реагировать на свой успех и неуспех, а также умения нейтрализации агрессивного реагирования и зависимости от других;

- углубление сфер применения правил этикета в повседневной жизни;

-привитие знаний и навыков культуры поведения и общения с людьми;

-формирование умений выражать оценку поступков вслух, обосновывать своё суждение;

-воспитание сознательного отношения к своим поступкам;

-осознание учащимися себя как самостоятельной личности, части коллектива, части общества.


КРЗ

5-7класс:

-«Правила и нормы поведения; кодекс товарищества»;

-«Права и обязанности школьника»;

-«Конфликты в нашей жизни: как их анализировать».

Беседа - диалог:

Правила поведения:

- учусь общаться со взрослыми;

- культура общения (ученик - ученик);

- как вести себя на улице и в общественных местах.

-Встреча с сотрудником ГИБДД (проф. беседы по охране жизни детей).

Практическая работа

-«Тестирование» - диагностика (в начале года, в конце года).

8 - 9 класс

Цель:

Коррекция социальных представлений и навыков поведения; формирование интереса к своей внутренней жизни.

Задачи:

Формировать социальные мотивы, навыки поведения:

-углубление и разнообразие сфер применения правил этикета в повседневной жизни;

-совершенствование практики этического поведения;

-пробуждение у учащихся интереса к своей внутренней жизни;

-воспитание сознательного отношения к своим поступкам, потребности в самооценке;

-отработка умений хранить своё достоинство в любых ситуациях.


КРЗ

8-9класс:

- «Права и обязанности гражданина».

- «Моя ориентировка в мире профессий».

- «Моё настоящее и будущее»

Беседы:

- «Моя жизненная перспектива: возможности проблемы».

- «Как влияет выбор профессии на будущее?»

- «Последствия выбора профессии: реальность и мечты».

-«Безработица. Как её избежать? и др.

Практическая работа

-«Тестирование» - диагностика (в начале года, в конце года).

4.

Одежда и обувь:

1 - 4 класс

Цель:

Формирование начальных представлений и знаний об одежде, обуви.

Задачи:

Ознакомление с предметами одежды, части одежды (рукав, карманы, воротник);

Ознакомление с обувью, части обуви (подошва, каблук, ремешок).

Привлечение внимания детей к внешнему виду: учить смотреть на себя в зеркало, друг на друга, на взрослого, показывать и называть одежду, обувь (на себе, в шкафу, разложенную на стуле и т.п.).


Одежда:

КРЗ

1-4класс:

- «Знакомство с одеждой. Классификация одежды»;

- «Одежда для мальчиков и девочек. Д/и «Подберём куклам одежду»;

- «Уход за одеждой: чистка с помощью щётки»;

-«Одежда для дома»;

-«Одежда для школы».

Беседы:

«Хранение одежды»;

«Чистка одежды щёткой»;

«Стирка одежды»;

«Глажение одежды»;

Практическая работа:

- «Складывание одежды»;

- «Развешивание одежды на стульчик»;

- «Экскурсия на прачечную»;

- «Стирка мелких предметов одежды»;

- «Чистка одежды с помощью щётки».

Итоговый практикум:

- «Приводим одежду в порядок».

Обувь.

КРЗ

1-4класс:

- «Знакомство с обувью. Классификация обуви»;

- «Различение правого - левого ботинка. Игра «Ботинки поссорились»;

- Итоговое занятие «Гигиена обуви».

Беседы:

-«Уход за обувью»;

-«Мытьё резиновой обуви»;

-«Сушка мокрой обуви»;

-«Чистка обуви».

Практическая работа:

1)Упражнения в обувании и разувании.

2)Вытирание и чистка обуви об решетку.

3)Мытьё и сушка обуви.

5 - 7 класс

Цель:

Формировать знания учащихся о видах одежды, обуви, головных уборов; соблюдение техники безопасности при работе с колющими, режущими предметами, правила пользования утюгом.

Задачи:

Иметь представление о том, почему нужно содержать одежду и обувь в чистоте, и как сохранить внешний вид одежды, обуви и головных уборов;

Формировать знания детей:

- виды одежды и обуви;

- правила ухода за одеждой и обувью.









Формировать знания детей:

- Санитарно - гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами (утюгом) и бытовыми химическими средствами, применение которых предусматривает знакомство с инструкцией.






Формировать знания:

- Особенности стирки цветного и белого белья;

- Правила пользования моющими средствами;

- Устройство и правила пользования стиральной машиной;

- Санитарно - гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды, стирке вручную и с помощью стиральной машины;

- Последовательность и особенности утюжки одежды из различных тканей, а также постельного белья, полотенец, скатертей и т.д.



КРЗ

5класс:

- «Виды одежды и головных уборов, их назначение»;

- «Повседневный уход за одеждой и подготовка её к хранению»;

- «Виды обуви, их назначение».

Беседы:

-«Хранение одежды»;

-«Чистка одежды щёткой»;

-«Стирка одежды»;

-«Глажение одежды»;

-«Пришивание пуговиц»;

-«Пришивание вешалок к одежде»;

-«Пришивание кнопок, крючков и петель».

Практические работы:

-«Чистка и сушка повседневной одежды»;

- «Чистка и сушка верхней одежды»;

- «Чистка и сушка обуви».

-«Чистка одежды щёткой»;

-«Стирка одежды»;

-«Глажение одежды»;

-«Пришивание пуговиц»;

-«Пришивание вешалок к одежде»;

-«Пришивание кнопок, крючков и петель».

Беседы:

(буклеты)

- «Повседневный уход за кожаной обувью»;

- «Повседневный уход за обувью из замши, текстиля, шерсти (валяной)»;

- «Уход за мокрой обувью из кожи;

- «Подготовка сезонной обуви к хранению».

КРЗ

6класс:

- «Мелкий ремонт одежды. Подготовительные работы»;

- «Пришивание пуговиц»;

- «Пришивание кнопок и крючков»;

- «Утюг. Правила техники безопасности при работе».

Беседы:

(буклеты)

- «Правила ручной стирки и сушки изделий»;

- «Стирка изделия из хлопчатобумажных и шёлковых тканей»;

- «Глажение изделий»

- «Правила техники безопасности при работе с утюгом».

Карточки (план - схема):

«Стирка одежды».

Практические работы:

- «Пришивание пуговиц, петель, крючков, вешалок на одежду»;

- «Подшив брюк, платья, распоровшегося шва»;

- «Стирка и утюжка изделий из цветных хлопчатобумажных и шелковых тканей».

КРЗ

7класс:

- «Гигиена одежды»;

- «Ремонт одежды - наложение заплаты»;

- «Ремонт одежды - штопка разорванного места».

Беседы:

- «Ручная стирка белой хлопчатобумажной ткани»;

- «Стирка белья с помощью стиральной машины»;

- «Глажение прямого белья»;

- «Глажение спортивной одежды».

Практические работы:

- «Ремонт разорванных мест одежды, штопка, утюжка»;

- «Стирка мелких предметов из белой хлопчатобумажной ткани вручную и с помощью стиральной машины».

8 - 9 класс

Цель:

Формирование устойчивых знаний и представлений об одежде, обуви: внешний вид и средства выражения индивидуальности молодого человека.

Задачи:

Формировать знания:

- правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей;

- правила и последовательность утюжки изделий;

- правила пользования прачечной, виды услуг;

- правила подготовки вещей к сдаче в стирку;

- правила пришивания меток;

- правила пользования прачечной самообслуживания.







Формировать знания детей:

- О стиле одежды и моде; о средствах выражения индивидуальности;

- О воздействии средств, для выведения пятен на различные виды тканей.


КРЗ

8класс:

-« Ручная стирка и сушка изделий из шерстяных и синтетических тканей»;

- «Глажение фасонного белья»;

- «Прачечная. Правила пользования».

Карточки (план- схема):

«Стирка одежды».

Беседы:

-«Хранение одежды»;

-«Чистка одежды щёткой»;

-«Стирка одежды»;

-«Глажение одежды»;

-«Пришивание пуговиц»;

-«Пришивание вешалок к одежде»;

-«Пришивание кнопок, крючков и петель»;

-«Обмётывание петель для пуговиц, зашивание растянувшихся петель, образование воздушных петель»;

-«Зашивание одежды по распоровшемуся шву»;

-«Подшивание подогнутого края одежды»;

-«Втягивание эластичной тесьмы (резинки) в пояс предметов одежды».

-«Меры предосторожности и правила техники безопасности при работе с утюгом».

Практические работы:

- «Стирка и сушка изделий из шерстяных и синтетических тканей»;

- «Утюжка блузок, рубашек, платьев».

КРЗ

9класс:

- «Мода. Стиль в одежде»;

- «Выбор одежды и обуви при покупке»;

- «Варианты обновления одежды (замена мелких деталей)»;

- «Выведение мелких пятен с одежды в домашних условиях»;

- «Обобщение пройденной темы. Проверочная работа».

Беседы:

- «Внешний вид молодого человека и средства выражения индивидуальности».

- «Техника безопасности при пользовании средствами для выведения пятен» (буклеты)

Практические работы:

- «Определение размеров одежды и обуви»;

- «Примерка одежды и обуви»;

- «Выведение пятен» (средства, правила выведения).

5.

Ориентирование в окружающем: (магазин, почта, больница, сбербанк и т.д.)

1 - 4 класс

Цель:

Формировать начальные знания и умение ориентироваться в школьном пространстве.

Задачи:

Формировать начальные представления: школа, школьные помещения - класс, столовая, спальня, актовый зал, спортивный зал, гардероб, библиотека, мастерская, медпункт - их название, функциональное назначение, предметное пополнение.


КРЗ

1-4класс:

- «Школа - мой дом»;

-«Я и школа;

-«Страна знаний - школа»;

Практикумы:

-«Экскурсия по школе»;

-«Игра - соревнование: путешествие по школе»;

Прогулки по селу

5 - 7 класс

Цель:

Формировать знания и умение ориентироваться в школьном и внешкольном пространстве, за пределами школы т.е. в посёлке, незнакомом районе посёлка.

Задачи:

Формировать знания детей:

-ориентирование на местности в школе, в посёлке;

- виды транспорта на селе, умение пользоваться транспортом;

-умение приобретать необходимые товары.



КРЗ

5-7класс:

-«Школа - мой второй дом»

-«Моё село, какое оно?» (ориентирование в поселке);

- «Село моё родное» (занятие викторина);

-«Транспорт на селе» (виды транспорта);

Беседы:

-«Основные виды магазинов на селе. Их назначение»; (правила поведения в магазине);

-« Правила покупки товара в магазине»;

-«Транспорт в городе (виды городского транспорта);

-«Правила поведения в транспорте на улице»;

Практикумы:

-«Экскурсия по школе»

-«Экскурсия по селу»;

-«Экскурсия по предприятиям обслуживающие жителей села» (в магазин, аптеку, больницу, библиотеку, сбербанк).

8 - 9 класс

Цель:

Формирование устойчивых навыков ориентирования в школьно и внешкольном пространстве.

Задачи:

Совершенствовать знания детей:

-умение обращаться в организации обслуживающие население: на почту, на рынок, в магазин, в больницу, в библиотеку, в банк;

- умение обращаться в госучреждения: управа (администрация поселения), полиция»;


КРЗ

8-9класс:

-«Специализированные магазины» (виды товара, отделы);

-«Предприятия бытового обслуживания»;

-«Госучреждения: управа (администрация поселения), полиция»;

-«Рынок. Отделы рынка» (стоимость некоторых продуктов на рынке, особенности приобретения продуктов на рынке);

Беседа:

-«Специализированные магазины» (правила поведения, вежливое обращение к продавцу-консультанту);

Практикумы:

-«Экскурсия по селу»;

-«Экскурсия по предприятиям обслуживающие жителей села» (в магазин, аптеку, больницу, библиотеку)

-«Экскурсия на рынок села»;

-«Экскурсия в госучреждения: управа (администрация поселения), полиция»;

6.

Отдых и досуг: (я и моё свободное время)

1 - 4 класс

Цель:

Формирование способности заниматься самостоятельными видами досуговой деятельности.

Задачи:

Поддержание психического и физического здоровья учащихся, отражение потребности в более содержательном и продуктивном использовании свободного времени, восстановление физических, психических и духовных сил, создание в жизни учащихся необходимого баланса и гармонии.


-Чтение книг, просмотр кино и видеофильмов;

- спорт;

- игры с детьми;

- занятия в кружках;

- прогулки, экскурсии, походы, походы выходного дня;

- спортивные соревнования, занятия - эстафеты, спартакиады;

-конкурсы, тематические дни, праздники, ярмарки, дни рождения дискотеки;

Занятие - эстафета:

- «Наша армия родная» (1- 4 класс);

Внеклассное мероприятие:

- «День рождения Тима и Тома».

5 - 7 класс

Цель:

Формирование умения планировать и организовывать свою деятельность во внеучебное время.

Задачи:

-Создание условий, обеспечивающих каждой группе подростков или отдельно взятому ребёнку возможность лучше познать себя и окружающих;

- Формировать умение у учащихся организовать отдых, который способствует отвлечению от повседневных проблем.


-Чтение книг, просмотр кино и видеофильмов;

- кружки, спортивные секции,

-походы,

- дни рождения,

- прогулки, экскурсии, походы выходного дня;

- спортивные соревнования, занятия - эстафеты, спартакиады;

-конкурсы, тематические дни, праздники, ярмарки, дни рождения дискотеки;

- игры - соревнования и др.

Внеклассное мероприятие:

«День рождения в кругу друзей». (7 класс)

8 - 9 класс

Цель

Развитие навыков организации социально значимых форм и видов досуговой деятельности.

Задачи:

Формирование духовных запросов личности каждого воспитанника:

- художественные;


- интеллектуальные;


- общественные;

- практические;


- туристско - спортивные;



- литература, театр, праздники, песенное творчество, живопись, скульптура, искусство фотографии и т.д.

- участие в викторинах и различных слётах по интересам, чтение газет и книг, прослушивание и просмотр программ радиовещания и телевидения;

- семья, место жительства, местные праздники, культурные мероприятия, встречи и т.д.

- садоводство, цветоводство, занятия в кружках системы дополнительного образования, ремесленные промыслы и т.д.

- различные виды спортивно - оздоровительного и экскурсионного туризма, спортивные соревнования, общение с природой, рыбная ловля, пешеходные прогулки и т.д.

7.

Охрана здоровья и физическое развитие:

1 - 4 класс

Цель:

Формирование индивидуальных физических возможностей ребёнка, необходимая коррекция и компенсация.

Задачи:

Воспитание потребности в физических упражнениях, овладение культурно - оздоровительными технологиями, формирование ответственности за своё здоровье, отработка санитарно - гигиенических навыков до автоматизма, владение информацией о вредных привычках, с целью их предупреждения и профилактики.

- Утренняя гимнастика - ежедневно;


КРЗ

1-4класс:

- «Почему мы болеем?»;

- «Откуда берутся болезни?»;

-«Правила поведения в случае болезни»;

-«Чистота и здоровье»;

-«Как отучить себя от вредных привычек» и др.

Беседы:

- «Сон полезен для здоровья»;

- «Как воздух влияет на здоровье»;

- «Болезни грязных рук»;

- «Пыль и здоровье. Зачем необходимо проветривание»;

- «Движение - основа жизни»;

- «О пользе физических упражнений»;

- «Скорая помощь. Что это?».

5 - 7 класс

Цель:

Развитие индивидуальных физических возможностей ребёнка, навыков и умений физической деятельности.

Задачи:

Довести до сознания воспитанников постулат о том, что здоровье - это главное в жизни любого человека.

Формирование системы привычек по физической тренировке тела, закаливанию и уходу за организмом, по формированию механизмов антистрессового поведения.

- Продолжение овладение системой знаний, умений и навыков в области строения человека;

- воспитание потребности в бережном отношении к своему здоровью;

- формирование представлений о возможностях лекарственного и нетрадиционного оздоровления и лечения организма;

- формирование знаний о лечебных трав;

- основы полового воспитания;

- формирование научно обоснованных взглядов на роль и возможности физической культуры в развитии человека;

- тренировку силы воли, физическое совершенствование;

- формирование представления о полноценном, сбалансированном и здоровом питании, здоровом образе жизни.

- Утренняя гимнастика - ежедневно

КРЗ

5-7класс:

- «Здоровье человека - что это?»;

- «Здоровый образ жизни - путь к достижению высокого уровня здоровья»;

- «Как уберечься от болезней?»;

- «Полезные травы нашего края»;

-«Преимущества трезвого здорового образа жизни» и др.

Беседы:

-«Сон - саморасслабление, помогает здоровью»;

- «Человек - творец самого себя»;

- «Как правильно заботится о своём здоровье»;

-«Токсикомания - последствия для здоровья»;

- «Лекарственные растения».

8 - 9 класс

Цель:

Формирование умения целенаправленного использования личностных физических возможностей для сохранения здоровья, обеспечения собственных интересов.

Задачи:

Развитие системы профилактических умений по охране здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

- формирование у воспитанников позиции признания ценности здоровья;

- расширение представлений о человеке как о целостном разумном существе, у которого есть душа, тело, мысли, чувства;

- формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам;

- расширение представлений о правильном питании, о заболеваниях, связанных с неправильным питанием.

- Утренняя гимнастика - ежедневно.


КРЗ

8-9класс:

- «Сон - как основа жизнедеятельности организма»;

- «Простудные заболевания и закаливания»;

- «Алкогольная зависимость и здоровье»;

Беседы:

- «Водные процедуры: ванна, душ, обливание»;

- «Рациональное питание. Диета: плюсы и минусы»;

- «Девушка - будущая мать»;

- «Интимные отношения и их последствия»;

- «Болезни «Венеры» и их последствия».

8.

Питание:

1 - 4 класс

Цель:

Формирование представлений и знаний о продуктах питания, посуде.

Задачи:

- ознакомление с посудой: изучение внешнего вида, названия и назначения столовой посуды и приборов;

-знакомство с режимом приема пищи и правилами поведения во время приема пищи;

- значение режима питания для здоровья;

- знакомство с основными блюдами, их названием, составом блюд; мучные и хлебобулочные изделия, бутерброды, макаронные изделия;

- знать название и назначение столовой посуды;

- уметь пользоваться столовыми приборами;

- знать выполнение обязанностей дежурных (помощь в сервировке стола к завтраку, обеду, ужину);

- знать режим - время для завтрака, обеда, ужина, полдника;

- формирование гигиенических навыков во время приема пищи (удерживание чашки, ложки, брать в ложку необходимое количество еды, есть аккуратно, пользоваться салфеткой во время еды и после приема пищи).


КРЗ

1-4класс:

- Питание человека. Режим питания»;

- «Столовая посуда» (название, назначение);

- «Сервировка стола к завтраку» (правила поведения во время приёма пищи);

- «Сервировка стола к обеду» (культурно - гигиенические навыки и этикет за столом);

- «Сервировка стола к ужину» (правила поведения во время приёма пищи);

Беседы:

-«Моем руки перед едой…»;

- «Правильно держим и пользуемся ложкой»;

- «Кушаем опрятно, не разливаем, тщательно пережёвываем пищу»;

- «Какие предметы нужны для приёма пищи? (ложка, вилка, тарелка, кружка, салфетка);

Практическая работа:

-«Уборка посуды после приёма пищи»;

-«Мытье посуды».

Карточки (план - схема):

«Правила мытья посуды».

Демонстрация детям посуды:

- чайная (чашка, блюдце, сахарница, чайник для заварки);

- столовая (тарелки мелкая и глубокая);

- столовые приборы (ложка чайная, ложка столовая, вилка, нож).

Игры и упражнения на формирование навыков поведения во время еды.

Дидактические игры:

«Посмотри и запомни»;

«Чего не стало»;

«Что изменилось»;

«Найди ошибку»;

«Волшебный мешочек»;

«Магазин»;

«Наведи порядок»;

«Назови слово»;

«Найди такой же предмет».

5 - 7 класс

Цель:

Формирование навыков соблюдения санитарно - гигиенических правил, правил техники безопасности при работе с электробытовой техникой.

Задачи:

Иметь представления о значении продуктов питания для здоровья человека, о витаминах, содержащихся в основных продуктах питания.

Формировать знания:

- виды бутербродов;

- различные меню завтрака;

- санитарно - гигиенические требования к процессу приготовления пищи;

- правила сервировки стола к завтраку;

- правила заваривания чая;

- назначение кухонных принадлежностей и посуды;

- правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником;

- санитарно - гигиенические требования к использованию химических средств для ухода за посудой.







Иметь представление о режиме питания, удельном весе молочных продуктов в рационе питания.

Формировать знания:

-способы первичной и тепловой обработки макаронных изделий, круп, молока и молочных продуктов, овощей;

- санитарно - гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком;

- правила пользования электроплитой;

- определение доброкачественности продуктов и сроков их хранения;

- правила хранения продуктов при наличии холодильника и без него;

- различные меню ужина.


Формировать знания:

- способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов;

-последовательность приготовления блюд;

- возможности использования электробытовых приборов при приготовлении пищи, правила пользования ими;

- санитарно - гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи;

- правила пользования столовыми приборами.




КРЗ

5класс:

- «Значение продуктов питания для здоровья человека»;

- «Кухонная посуда, приборы, приспособления, назначение»;

- «Чайная посуда. Сервировка стола к завтраку»;

Практические работы:

-приготовление бутербродов;

- приготовление блюд из яиц (варёные, яичница);

- приготовление салата или винегрета (варёные овощи);

- заваривание чая, сервировка стола к завтраку;

- чистка и мытьё кухонных принадлежностей и посуды.

Карточки (план - схема):

«Правила мытья посуды».

Рецепты: (буклеты)

- «Винегрет»;

- «Салат «Овощной»;

- «Бутерброд «Фри»;

- «Бутерброд «Забава».

Беседы:

(буклеты)

- «Правила заваривания чая»;

- «Поведение за столом»;

- «Правила приёма пищи»;

- «Правила мытья и чистки посуды».

КРЗ

6класс:

-«Посуда, приборы, приспособления»;

-«Сервировка стола к ужину».

Практические работы:

-«Приготовление блюд из круп - каши на воде и на молоке»;

- «Приготовление блюд из картофеля (отварной, пюре);

- «Приготовление отварных макарон»;

- «Мытьё и чистка посуды (повторение)».

Карточки (план - схема):

«Правила мытья посуды».

Рецепты: (буклеты)

- «Макароны отварные»;

- «Манная каша на молоке»;

- «Гречневая каша на воде»;

- «Картофельное пюре».

Беседы:

(буклеты)

-«Правила безопасной работы на кухне (режущие инструменты, кипяток)»;

-«Хранение продуктов и готовой пищи (в холодильнике и без него)».




КРЗ

7класс:

- «Приготовление закуски»

- «Сервировка стола к обеду, к ужину»;

- «Приготовление первых блюд»;

- «Приготовление вторых блюд»;

- «Приготовление третьих блюд»;

Беседы:

(буклеты)

- «Правила пользования столовыми приборами»;

- « Санитарно - гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи».

Практические работы:

-«Приготовление закусок»;

-«Приготовление вторых блюд из овощей, рыбных и мясных продуктов, консервированных продуктов и полуфабрикатов»;

-«Приготовление третьих блюд»;

- «Оформление готовых блюд»;

- «Сервировка стола к ужину».

Рецепты: (буклеты)

- «Суп - лапша на мясном бульоне»;

- «Щи из кислой капусты»;

- «Котлеты мясные»;

- «Плов»;

- «Компот из сухофруктов»;

- «Какао».

8 - 9 класс

Цель:

Формирование устойчивых навыков при приготовлении блюд (изделия из различных видов теста), способов заготовки овощей и фруктов. Соблюдение правил техники безопасности.

Задачи:

Формировать знания:

- о разнообразии изделий из теста, приготовленных в домашних условиях;

- способы и последовательность приготовления изделий из теста;

- о способах заготовки ягод, овощей и фруктов впрок (способы и последовательность соления и квашения овощей; способы варки варенья из фруктов и ягод).









Формировать знания:

- способы приготовления национальных блюд;

- о диетическом питании;

- правила сервировки праздничного стола;

- меню ребёнка ясельного возраста.



КРЗ

8класс:

- «Консервирование овощей, фруктов, ягод»;

- «Замораживание овощей, фруктов, ягод»;

- «Составление меню на один день и на неделю»;

- «Способы и последовательность приготовления изделий из теста».

Практические работы:

-«Приготовление блинов, печенья и других изделий из теста»;

- «Квашение, соление овощей»;

- «Варка варенья из фруктов и ягод»;

- «Упражнения в составлении меню».

Рецепты: (буклеты)

- «Приготовление блинов»;

- «Приготовление песочного печенья»;

- «Консервирование овощей, фруктов, ягод»;

- «Замораживание овощей , фруктов, ягод».

- «Мусс из замороженных ягод»;

- «Пирожки из пресного теста»;

- «Начинка для пирожков».

Беседы:

(буклеты)

-«Санитарно - гигиенические требования к приготовлению пищи (повторение)»;

- «Кухонные механические приспособления и электрооборудование (мясорубка, овощерезка, миксер) и правила безопасной работы с ними».

КРЗ

9класс:

- «Рецепт приготовления блюд для детей ясельного возраста»;

- «Меню праздничного стола. Сервировка праздничного стола»;

-« Рецепты приготовления национальных блюд»;

- «Рецепты приготовления диетических блюд».

Практические работы:

- «Отваривание пельменей и приготовление соусов»;

- «Приготовление вегетарианского борща»;

- «Выпечка блинов из дрожжевого теста».

Рецепты: (буклеты)

- «Вегетарианский борщ»;

- «Блины из дрожжевого теста»;

- Национальные блюда:

«Украинское блюдо - борщ»;

«Молдавское блюдо - Рагу овощное»;

- «Отваривание пельменей и приготовление соусов» (соус красный, соус белый).

Беседы:

(буклеты)

- «Санитарно - гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи».

9.

Природа:

1 - 4 класс

Цель:

Дать первоначальное понятие о комнатных растениях.

Формирование элементарных экологических понятий. Изучение правил поведения в природе.

Задачи

Дать первоначальные знания о комнатных растениях:

-учить правильно, называть и различать комнатные растения (фикус, фуксия, герань, бегония, традесканция);

- показывать части (органы) растений (корень, стебель, листья, цветки);

-прививать полезные первоначальные навыки по уходу за комнатными растениями (удалять пыль с листьев, поливать растение, взрыхлять землю);

-формировать знания и умения детей по уходу и размножению комнатных растений стеблевыми черенками.

-формировать умения аккуратно и чисто мыть цветочные горшки и поддонники, расставлять комнатные растения на окне.









- Дать первоначальные знания об окружающем мире природы в соответствии с возрастными и психологическими особенностями и возможностями;

-формирование у детей бережного отношения к природе;









-формировать начальные навыки поведения в лесу;



КРЗ:

«Комнатные растения»

1 класс:

-«Комнатные растения» (фикус, фуксия);

-«Обмывание листьев комнатных растений»;

-«Поливка комнатных растений».

Практическая работа:

-«Уход за комнатными растениями» (обмывание листьев, полив).

2 класс:

-«Комнатные растения в классе» (фикус, фуксия, герань);

-«Правила ухода за комнатными растениями»;

-«Мытьё цветочных горшков».

Практическая работа:

-«Помоги комнатным растениям» (обмывание листьев, полив);

-«Мытьё цветочных горшков».

3 класс:

-«Комнатные растения» (фикус, фуксия, герань, бегония);

-«Повседневный уход за комнатными растениями»;

-«Осмотр комнатных растений».

Практическая работа:

-«Правила ухода за комнатными растениями»;

-«Санаторий для комнатных растений».

4 класс:

-«Комнатные растения, уход за ними»;

-«Размножение комнатных растений веточками»;

-«Правила посадки окоренившихся веточек комнатных растений»;

-«Подготовка цветочных горшков к посадке комнатных растений»;

Практическая работа:

-«Помощь комнатным растениям» (обмывание листьев, полив);

-«Мытьё цветочных горшков»;

-«Пересадка окоренившихся веточек комнатных растений».

КРЗ:

«Природа родного края»

1 класс:

-«Лес и мы»;

-«Животные родного края»;

-«Растения родного края».

2 класс:

-«Природа Ямала»;

-«Край, в котором мы живём»;

-«Богатства природы Ямала».

3 класс:

-«Жизнь леса»;

-«Ямал - красивый край»;

-«Богатства родного края».

4 класс:

-«Лес - наше богатство»;

-«Жители нашего леса»;

-«Охрана природы Ямала».

Беседа:

1класс:

-«Берегите природу»;

2класс:

-«Природа - красота её бесценна»;

3класс:

-«Давайте беречь природу»;

4класс:

-«Богатства природы»;

Поход в лес:

1 - 4 класс:

- «Кладовые природы»;

- «Жизнь леса»;

- «Поход за здоровьем»;

Экскурсии:

1 - 4 класс:

- «Осенний лес»;

- «Красота зимнего леса»;

- «Жизнь леса весной».

Минутка безопасности (беседа):

1 -4 класс:

-«Как вести себя в лесу? (сбор ягод)».

5 - 7 класс

Цель:

Воспитание навыков осознанного экологического поведения

Задачи:

- дать детям знания об окружающем мире природы в соответствии с возрастными и психологическими особенностями и возможностями;

-закрепить знания детей о комнатных растениях;

- формировать первичные практические навыки природоохранной деятельности;

- формировать первичные навыки опытно-экспериментальной деятельности;

- развивать эстетические чувства, навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

- прививать чувство доброго, гуманного и милосердного отношения к окружающему миру;

- способствовать укреплению здоровья ребят;

- корригировать поведенческие навыки.



КРЗ:

5класс:

-«Комнатные растения - правила ухода»;

- «Живая природа»;

- «Не живая природа»;

- «Вода - её свойства».

Практическая работа:

-«Помощь комнатным растениям» (обмывание листьев, полив);

-«Мытьё цветочных горшков»;

-«Пересадка окоренившихся веточек комнатных растений».

6класс:

-«Растения в доме, как за ними ухаживать»;

- «Природа наш дом»;

- «Щедрая мать - природа»;

Практическая работа:

-«Помощь комнатным растениям» (обмывание листьев, полив);

-«Мытьё цветочных горшков»;

-«Пересадка окоренившихся веточек комнатных растений».

7класс:

- «Будь природе другом»;

- «Лес и человек»;

- «Человек изменяет землю или проблемы экологии»;

Практическая работа:

-«Помощь комнатным растениям» (обмывание листьев, полив);

-«Мытьё цветочных горшков»;

-«Пересадка окоренившихся веточек комнатных растений».

Беседа:

5класс:

- «Растения нашего края»;

6класс:

-«Животные нашего края»;

7класс:

-«Цветы в доме…» (как ухаживать за цветами в доме);

-«Охрана природы»;

Беседа - инструктаж

5 - 7 класс:

- «Как вести себя в лесу» (минутка безопасности).

Поход в лес:

- «Давайте жить дружно!»;

- «Давайте беречь природу!» (правила поведения в лесу);

- «Река Обь - богатство наше» (поход на берег реки);

- «Лес весной».

Экскурсии:

-«Объекты живой природы»;

- «Жители нашей реки» (экскурсия к реке);

- «Красота леса».

8 - 9 класс

Цель:

Развитие экологической грамотности, формирование навыков адекватного поведения в природе.

Задачи:

- сформировать представление о месте человека в природе и единстве всего живого;

-формировать устойчивые навыки детей о комнатных растениях;

- научить применять в практической деятельности полученные знания, умения, навыки;

- продолжить работу по формированию навыков опытно -экспериментальной деятельности;

- пропагандировать здоровый образ жизни;

- развивать эмоционально - чувственную сферу детей, образное мышление, образное восприятие;

- корригировать недостатки волевых качеств личности.



КРЗ

8класс:

-«Домашние цветы, уход за ними»;

- «Природа родного края»;

- «Лес и человек»;

- «Место человека в природе»;

9класс:

- «Воздуха его свойства»;

- «В природе всё взаимосвязано»;

- «Растительный мир родного края»;

Беседы

8класс:

- «Будь природе другом»;

- « Охрана природы»;

9класс:

-«Растения в доме, как за ними ухаживать»;

- « Охрана природы»;

- «Давайте беречь природу».

Экскурсии

8 - 9 класс:

- «Осень - время ярких красок»;

- «Красота зимнего леса»;

- «Звуки весеннего леса»;

Походы

8 - 9 класс:

- «Зелёная аптека»;

- «На берег реки» (поход во время ледохода);

- «Школа выживания», (практическое использование памяток: «Как вести себя в лесу, у костра»);

- «Воздух в лесу у костра»;

- «Лес - друг человека».

Практическая работа

8 - 9 класс:

-«Помощь комнатным растениям» (обмывание листьев, полив);

-«Мытьё цветочных горшков»;

-«Пересадка окоренившихся веточек комнатных растений»;

- «Давайте поможем лесу» («Трудовой десант» - уборка мусора с территории и с прилегающего лесного участка).

Список литературы:

1.Андреева С.В. Мониторинг социализации воспитанников - Волгоград: Учитель, 2013. - 111с.

2. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов педвузов - М.: АСТ, Астрель, 2008. - 222с.

3.Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектол. факультетов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой. - М., 1994. - 242 с.

4.Воронкова В.В. Социально - бытовая ориентировка учащихся 5 - 9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 247с. - (Коррекционная педагогика).

5.Гладкая В.В. Социально - бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. - 2-е изд. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. - 192с. - (Коррекционная школа).

6.ДевятковаТ.А.Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя; под. ред. А.М. Щербаковой. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. - 302 с. - (Коррекционная педагогика).

7.Исав Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростов Руководство. - СПб.: Речь, 2003. - 391с.

8. Коррекционная педагогика №6, 2012.: Научно - методический журнал.

9.Коркунов В.В. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ: методические рекомендации. - Екатеринбург, 1999. - 37 с.

10.Коркунов В.В. Индивидуальный поход к учащимся в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида. - Екатеринбург, 2005. - 128 с.

11.Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 192 с.

12.Львова С.А. Практический материал к урокам социально - бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя / С.А.Львова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 136с.: ил. - (Коррекционная педагогика).

13.Матвеева Е.М. Справочник воспитателя (классного руководителя) / авт.-сост. Е. М. Матвеева. - с74 Волгоград: Учитель, 2012. - 137 с.

14.Мелехов Д.Е. Вопросы систематики олигофрении в свете задач социально-трудовой адаптации. - М.. 1970. - 140 с.

15.Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе - интернате: Пособие для учителей и воспитателей. - 2-е изд., испр. - М.: просвещение, 1983. - 104с.

16.Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учебное пособие /Т.Г.Никуленко, С.И.Самыгин. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Ростов н./Д: Феникс, 2009. - 445, [1] с. - (Высшее образование).

17.Павлова Ж.П. Моделирование реальных ситуаций на занятиях по социально-бытовой ориентировке// Дефектология. - 1987. - № 2.

18.Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы: Кн. для воспитателя. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1984. - 176с.

19.Рубинштейн С.Я. Психология умственного отсталого школьника: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.

20.Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: ТЦ Сфера, 2002, - 124с.

21.Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. - 4-е изд., испр. и доп. - М.:АРКТИ, 2008. - 312 с. (Метод. биб-ка).

22.Щербакова А.Н. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 300с. - (Коррекционная педагогика). - 1 книга.

23.Щербакова А.Н. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. - 179 с. - (Коррекционная педагогика). - 2 книга.‎

24.festival.1september.ru/articles/581107/





45


© 2010-2022