Разработка классного часа для учащихся по теме Все мы разные (7-9 класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №64»

Классный час для старшеклассников

«Все мы разные»





Автор - составитель Усачева В.Р. классный руководитель 9В,

Бардокин Дмитрий, обучающийся 9В класса.







Новокузнецк 2014



Аннотация

Тема: Толерантность

Форма мероприятия: практическое занятие по формированию толерантности.

Цели и задачи:

  1. Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).

  2. Способствовать выработке активного восприятия любых форм дискриминации.

  3. Познакомитьобучающихся с принципами толерантности.

  4. Обучающиеся должны осознать неодинаковость людей, научиться различиямежду людьми принимать как положительный факт.

Участники: обучающиеся 9 В класса

Организаторы: актив класса, классный руководитель.

Оформление, оборудование, технические средства: лист ватмана с изображением «Дерева толерантности», маркеры, ноутбук, диапроектор, мультимедийное сопровождение.



Ход классного часа

«Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди».

Бернард Шоу

Действие

Музыкальное оформления

Реквизиты

Примеча-

ние

I

Звучит песня

«Родина моя»

Слова Р. Рождественский муз.Д. Тухманов

II

Вступительное слово классного руководителя

На земле живут разные, не похожие друг на друга люди. Разные по цвету кожи и возрасту, по внешнему виду и взглядам на мир, по вероисповеданию и материальному положению, культуре и традициям. Этих различий множество. Нередко мы не задумываемся над тем, что у каждого человека есть право на свою неповторимость, индивидуальность. Наш разговор посвящен непростой, но очень важной проблеме - проблеметолерантности, которая в наши дни стала национальной нетерпимостью, сопровождающей человеческую историю на протяжении многих веков. ХХ и начало ХХI века не стали исключением, но именно сегодня человечество особенно остро осознало потребность в толерантном, уважительном поведении как между государствами, народами Земли в целом, так и между отдельными гражданами.

Для того чтобы научиться понимать других людей, давайте попытаемся понять: а хорошо ли мы знаем друг друга?

Диапроектор

ноутбук, мультимедийное сопровождение.

Слайд №1, 2.

III

Игровое упражнение

«Я расскажу о тебе»

Участники разбиваются на пары. Если их нечетное число, крайнему пару составляет ведущий.

Назначение процесса: ведущий запоминает имена участников, участники несколько открываются друг другу, в занятии возникает тема межиндивидуальных различий и уникальности каждого человека.

Инструкция: «Вы друг друга хорошо знаете, а мы вас не очень. Мы бы с вами хотели поближе познакомиться и сделаем это, вот каким способом. Разбейтесь на пары так, как сидите, начиная от меня по часовой стрелке.

Сейчас у каждой пары будет по две минуты на то, чтобы рассказать партнеру главное о себе, и обязательно - чем ты, на твой взгляд, отличаешься от здесь присутствующих. Может быть, ты что-то лучше всех умеешь делать или у тебя есть необычное хобби. Итак, на весь процесс есть четыре минуты. После этого вы будете представлять друг друга всей группе. Для этого первый встает, называет имя своего напарника и рассказывает о нем то, что узнал. Потом то же делает второй. Затем очередь переходит к следующей паре».

Слайд № 3

IV

Упражнение «Сходства и различия»

На доске записывается слово «ЛЮДИ» и далее доска делится на две половины, одна из которых подписывается «СХОДСТВА», другая «РАЗЛИЧИЯ».

Далее ученики называют, а классный руководитель записывает сходства и различия людей, живущих на планете Земля.

Вопросы для обсуждения:

1. Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?

2. Национальность влияет на взаимоотношения людей?

3. Лица людей, каких рас и национальностей вам трудно различить?

4. Какие религии вы знаете?

5. Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей?

6. Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?

7. Как общаются между собой старые и молодые люди?

Классный руководитель делает вывод. О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими. Выделяют особенности речи, умение грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура.

Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры - весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?

Доска, мел

V

Упражнение

«Давайте пофантазируем...»

Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т. д.).

1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?

2. Хорошо или плохо, что мы все разные?

3. Как жить в мире, где столько разных людей?

Классный руководитель и обучающиеся делают вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

VI

Классный руководитель.

У каждого участника на парте лежат листочки.

Записать на листочке КТО Я? И все свои жизненные «роли».Очень часто сталкиваемся с проблемами, это непонимание, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников.

Жизнь - театр, у каждого свои роли.

Запишите на листочке: КТО Я? И после этого напишите все свои жизненные «роли»: ученик, сын, внук, друг, помощник и т. д.

Давайте посмотрим на то, что вы написали. Можно наверняка добавить к списку ролей и «сосед», и «знакомый», и «пассажир»...

У каждого из нас их очень много. Одни роли приходят и уходят, другие остаются навсегда. Одни нам нравятся, а другие нет, и мы хотим от них скорее избавиться.

Например, попал мячом в окно, разбил стекло. Мама скажет: «Он маленький не подумал», а сосед скажет: «В десять лет мог бы догадаться, что стекло разобьется, взрослый уже!» Просто все нас воспринимают по-разному.

А как мы сами ведем себя по отношению к чужим людям и родственникам?

Например, мы увидели, что соседка несет тяжелую сумку. Что сделаем? Поможем, даже если она и не просит о помощи. А что бывает, когда мама просит вынести ведро с мусором или сходить в магазин?

Почему мы скорее помогаем чужому человеку и не всегда внимательны к просьбам родных?

Если бы мы с большей долей терпения, уважения, предрасположенности, симпатии, понимания относились друг к другу, то и роли в жизни нам исполнять было бы проще.

Энергичная музыка

Листочки, маркеры

VII

Историческая справка:

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

Давайте определим, что значит «толерантность»?

Термин толерантность ( от лат. Tolerantia - терпение) - терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо.

Обучающиесяформулируют

принципы толерантности:

  • терпимость к другим людям, мнениям, поступкам;

  • стремление к полноценной реализации своих способностей;

  • умение понимать и познавать других людей;

  • устойчивость жизненной позиции, ценностей, идеалов.

Слайд № 5

VIII

Игровое задание

( работа в группах)

Классный руководитель предлагает группам выполнить следующие задания: необходимое смоделировать ситуации из повседневной жизни, при которых была проявлена нетерпимость, и показать, к чему это привело.

Классному руководителю следует прокомментировать выполненные задания и помочь ребятам сделать выводы, если они будут испытывать затруднения

1-я группа - из жизни школы;

2-я группа - из жизни класса;

3-я группа - из истории ваших друзей вне школы;

4-я группа - из семейной жизни и т.д.

Позитивная музыка

Слайд № 6.

.

IX

Творческая работа«Дерево толерантности»

Инструкция: «Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы наша школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными». После выполнения задания представитель каждой группы кратко комментирует, почему выбраны именно они.

фломастеры, маркеры,

клеевые карандаши, бумага в форме листьев,

Ватман с изображением «дерева Толерантности»

X

Рефлексия

«Техасские объятия»

Все встают в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по команде ведущего все делают шаг внутрь.

XI

Заключение

Сегодня на нашем занятии мы выбирали те качества, которые позволяют нам жить вместе.

16 ноября отмечается Международный день толерантности. Эта дата важна для существования и развития человеческого общества, потому что современный культурный человек - это тот, кто обладает чувством

самоуважения и которого уважают окружающие, ведь толерантность считается признаком высокого

духовного и интеллектуального развития человека.

Слайд № 7


Список литературы

1. Корнеева Е.Н. Нестандартные дети. Интегративная регуляция образовательного взаимодействия школьников с ЗПР, детей из семей мигрантов, учащихся с признаками одаренности - Ярославль.: Академия развития, 2007. - 144с.

2. Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность/авт. Сост. С.А. Пырочкина, О.П. Погорелова. - Волгоград: Учитель, 2008. -123с.

3. Формирование толерантности личности в полиэтнической образовательной среде./под ред. В.Н. Гурова - М.: 2004. - 240с.



Приложение

Подготовительный этап.

Рисунок Символического дерева-

«Дерево толерантности»

Разработка классного часа для учащихся по теме Все мы разные (7-9 класс)

Первый набросок рисунка

Разработка классного часа для учащихся по теме Все мы разные (7-9 класс)



«Дерево» готово!!!

Разработка классного часа для учащихся по теме Все мы разные (7-9 класс)








А это первые листочки к «дереву»

Ход классного часа

Разработка классного часа для учащихся по теме Все мы разные (7-9 класс)

Наш класс - маленькая семья.

Разработка классного часа для учащихся по теме Все мы разные (7-9 класс)

- Представим себе, что наступит время, когда все люди на земле станут совершенно одинаковыми…

- Каким будет этот мир?

Разработка классного часа для учащихся по теме Все мы разные (7-9 класс)


«Сходства и различия»


Учимся ценить индивидуальность

Разработка классного часа для учащихся по теме Все мы разные (7-9 класс)





Дерево толерантности

Разработка классного часа для учащихся по теме Все мы разные (7-9 класс)



Принимайте окружающий мир таким,

какой он есть.

Ведь для нас этот мир - единственный.

Разработка классного часа для учащихся по теме Все мы разные (7-9 класс)

Разработка классного часа для учащихся по теме Все мы разные (7-9 класс)






Рефлексия

«Техасские объятия»

Разработка классного часа для учащихся по теме Все мы разные (7-9 класс)

…ты пришёл в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь!

Разработка классного часа для учащихся по теме Все мы разные (7-9 класс)






Спасибо Кристине, нашему фотокорреспонденту.

13


© 2010-2022