Сценарий открытого мероприятия - классного часа на тему Этикет (2 курс)

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий открытого классного часа.

Автор: Никонова А. А.

Содержание:

1. Введение.

2. Сценарий открытого классного часа.

3. Оформление сцены

4. Заключение.

5. Литература.









Добрый день! Здравствуйте, уважаемые зрители! Современная действительность выдвигает ряд требований к системе отношений между людьми. Сейчас актуален и престижен деловой человек, знающий, чего он хочет от жизни. Уважающий себя и умеющий этично строить взаимоотношения с теми, с кем сталкивается по долгу службы. Как известно, «театр начинается с вешалки». Перефразируя эту мысль можно сказать, что этика общения начинается с проходной. Представляем вашему вниманию обычное утро в ЛНТ.

Разыгрывается сценка «На проходной».

Дежурная проверяет студенческие билеты у входящих. (Слова Никоновой А.А.)

Я встречала тебя каждый день у "вертушки",

Пробирала с мороза, ветра дрожь,

Ну, а ты мне сказал: «Чё те надо ?Чё те надо ?

Ну забыл я опять, чё ты хошь !»

Ну, а он мне грубит: «Чё те надо, чё те надо»,

Мол, забыл он опять, хошь не хошь.

Раздаётся звонок. Студенты, толкаясь, несутся к гардеробу. Все пытаются одновременно отдать куртки в окошко.

Как видите, культура общения некоторых оставляет желать лучшего. А ведь культура общения - одна из составляющих этики делового человека. О том, каким должен быть деловой человек, мы и поговорим сегодня.

Среди основных факторов, образующих совместную деятельность людей, особое место принадлежит морали. От того, насколько человек способен уважать в себе личность и считаться с чувством собственного достоинства своих сослуживцев, быть справедливым, честным, принципиальным, во многом зависит отношение к нему партнеров, смежников, кредиторов и

5

заказчиков, с которыми он имеет дело. Чтобы добиться подлинного и

прочного успеха в цивилизованном бизнесе, прежде всего, нужно быль

человеком высокой морали. Что же такое мораль, и какую функцию она выполняет в обществе? Мораль - это один из способов регулирования человеческих отношений и поведения с помощью исторических, сложившихся "неписанных" норм и правил, согласно которым поступки людей оцениваются как добрые или злые, справедливые или несправедливые, честные или бесчестные, достойные или недостойные, моральные или аморальные. Эти нормы и правила складывались веками в процессе общежития и совместной деятельности многих поколений разных народов и являются одним из основных приобретений культуры.

Насильно заставить человека быть порядочным невозможно. Но жить в обществе и быть полностью от него свободным тоже нельзя. Уважая в себе

личность, здравомыслящий человек должен понимать, что каждый, с кем он имеет дело, также рассчитывает на признание его личности, его достоинства. Слово «Мораль» в переводе с латыни означает «нравственность».

А вот понятие «этика» (в переводе с греческого оно тоже означает «нрав», «нравственность») используется для обозначения морали, или науки о морали. Первые теоретические исследования о морали появились еще в античности. Наиболее известными из них являются книги древнегреческого философа Аристотеля (4 век до н.э. ): «Никомахова этика», «Большая этика», « Эвдемова этика».

Нарушение норм морали рано или поздно приводит к социальным и личным бедам, несчастиям, трагедии: мораль мстит за себя, ибо её главное предназначение - сохранить человечество в его единстве, помочь людям уберечь своё сообщество, способствовать успеху и совместной деятельности. Именно поэтому талантливые руководители крупных и

6

успешно функционирующих фирм и компаний большое значение придают

моральному фактору в организации работы своих коллективов. Там, где деловые отношения людей строятся на основе взаимного уважения, взаимопомощи и внимания к личности любого сотрудника, степень надёжности и гарантия успеха выше. Об этом пишет Харви Маккей в своей книге «КАК УЦЕЛЕТЬ СРЕДИ АКУЛ», Д.Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей». Харви Маккейрекомендует следовать шести заповедям. Первая заповедь: в своей непосредственной деятельности r надо рассчитывать исключительно на собственные силы, только тогда может быть обеспечен успех. Нельзя допускать, чтобы тебя кто-то постоянно опекал. Опека деморализует, сковывает самостоятельность, нужно делать то, что делают соседи, которые уже добились успеха, но стремиться делать лучше, чем они. Так появляется конкуренция, а это главный закон бизнеса. Вторая. Верить в себя даже в тех случаях, когда в тебе уже все разуверились.нужно всеми силами стремиться победить. Третья. Необходимо уметь устанавливать дружеские отношения с людьми и в быту, и на производстве, и в бизнесе. Искусство налаживать эти отношения - главная сторона деловой этики. Четвёртая.никогда не забывать о человеческой стороне любых деловых отношении, каковы бы они ни были. Деньги не должны стоять на первом плане. Руководителям любого ранга необходимо знать и изучать психологию и характер своих подчинённых, чтобы правильно использовать на рабочих местах. Пятая. Доброе имя нельзя приобрести за деньги. Его надо заработать делом. Деловой человек должен держать слово, данное своим партнёрам, смежникам, сослуживцам, подчинённым. Так создаётся его авторитет. Моральная надёжность («Дал слово - держи») - ещё один закон бизнеса. Шестая. Имидж руководителя - имидж делового человека.

Девушка, одетая вульгарно, исполняет песню "Почему?" (Слова Никоновой А.А.)

7

Я стучала в дверь закрытую,

Говорила так воспитанно...

Обманули! Не взяли на должность меня!

Улыбалась соблазнительно,

И походка так стремительна...

Что ж такое, ну чем не понравилась я?

Я отличалась манерностью,

благоухала я свежестью,

Аксессуары купила я,

И туфли чисто помыла я...

Ну почему ?!

Почему? Да ведь это очевидно - у девушки облик совершенно не деловой. Понятие « имидж» восходит к французскому Image, что означает образ, изображение, представление. В современном значении оно обозначает то впечатление, которое производит человек на окружающих, что и как он говорит и делает, каков стиль его мышления, поведения, обращения с людьми, его внешность, одежда, манеры.

В западном бизнесе способности и умению человека производить хорошее впечатление придают очень большое значение. Недаром там появилась новая категория людей, так называемых имиджмейкеров - специалистов по имиджу. С человеком, не умеющим чётко выражать свои мысли, неопрятно одетым, никто не станет вести дела.

Учитывая это, деловой человек должен быть не только готовым морально отвечать за свои действия, но и следить за внешним видом, особое внимание уделяя элементарной чистоплотности.

Одним из условий создания собственного имиджа является знание

8

правил этикета и умение вести себя в соответствии с ними.

Слово «этикет», означающее во французском языке «этикетку», «товарный знак» , т.е. первоначальную характеристику предмета, получило современный смысл во времена Людовика XIV. тогда для приглашения на придворные балы стали рассылаться карточки с указанием времени, места, формы одежды, обязательных правил поведения придворных на балу. Делалось это для того, чтобы как бы узаконить строгое соблюдение придворной иерархии и, таким образом, ещё более возвеличить царствующую особу. Знание этикета было обязательно для людей дворянского сословия. Поскольку карточки, содержащие правила поведения, назывались этикетами, сами правила стали называться этикетом.

В наше время этикет демократизировался, но сохранил многие выработанные веками правила и то, что называется приличиями, вежливостью, воспитанностью, хорошим тоном и хорошими манерами. Для воспитанного человека соблюдение этих правил обязательно, привычно и не вызывает особых затруднений.

Общая культура человека складывается из многих компонентов. Не мало важное значение имеет внешний вид и одежда. Не даром в народе говорят: «по одёжке встречают... ». Поэтому рекомендации по формированию имиджа делового человека мы начнём с «одёжки», с костюма. (Слова Никоновой А. А.)



9

Он всегда очень стильно одет:

Однотонные брюки, пиджак и рубашка,

Галстук стильный, порою -подтяжки,

И парфюма изящный букет.

Он не любит бурливую речь,

Излагает спокойно всё, чётко и просто,

И его горделивая поступь

Сразу взгляды способна привлечь.

Ты узнаешь его изтысячи...

Его образ на сердце высечен...

Ты узнаешь его из тысячи,

По словам, по глазам, по голосу,

Его образ, до самой мелочи,

Привлекает всех своим тонусом.

Рассмотрим костюмы делового мужчины.

Студенты демонстрируют рабочий и вечерний костюмы делового человека. Рабочий костюм - это, прежде всего обычный (повседневный) костюм : брюки и пиджак. Вполне допустим джемпер или свитер под горло, только не свитер с воротником, как для лыжной прогулки. Брюки и кожаный пиджак или хорошо сшитая куртка - приемлемый вариант. Во всех случаях обязательны рубашка и галстук. Галстук не требуется лишь к рубашке особого покроя или, например, к водолазке. Рабочий костюм деловой мужчина носит в обычные дни, когда он работает с бумагами, компьютером, составляет доклад или отчёт, т.е. почти весь день проводит за рабочим столом. Если это руководитель и у него не запланированы совещания, встреча с партнёрами, приём делегаций, он приходит на работу тоже в рабочем костюме.деловой костюм мужчины - это любого цвета

10

брюки и пиджак и соответственно подобранные к ним рубашка и галстук. Вечерний туалет делового мужчины должен состоять из брюк и пиджака непременно одного цвета и белой (только белой!) рубашки.

Как ни странно, главный предмет в туалете мужчины - галстук. Не маловажную роль играют носки. Именно они подбираются в первую очередь к галстуку (исключая носки красного цвета), затем цвету брюк и, наконец, цвету обуви. По мнению специалистов, деловой мужчина должен иметь 3 костюма: рабочий, дневной и вечерний. И во всех случаях галстук является главным предметом мужского туалета. У англичан существует пословица: джентльмен может иметь один-единственный костюм, но должен иметь дюжину галстуков. Следует помнить, что рисунок галстука не должен повторять рисунок костюма или рубашки.

Студент демонстрирует не сочетающиеся элементы одежды, аксессуаров. Кроме этих правил, бизнесмен должен помнить следующее. Несколько лет назад была мода на белые носки. Молодые люди надевали чёрное длинное пальто, белые шарфы и белые носки. Сейчас белые носки можно носить только со спортивным костюмом, на прогулке за городом, с обувью для тенниса, а также с кедами и кроссовками.

Можно надеть цветной пиджак с оттенками красного (тёмно-фиолетовый, тёмно-бордовый и т. п.), но никак не красного цвета - это одежда служащих сферы быта, обслуживания, но не деловых людей. Из украшения мужчина может носить только перстень или перстень с обручальным кольцом (оно не является украшением). Перстень и обручальное кольцо должны быть на разных руках. Сейчас многие молодые бизнесмены носит цепочки. И это стало нормой, но при этом цепочку не должно быть видно. Если же её носят поверх одежды (да и ещё с нательным крестом) - это проявление дурного тона.

11

Деловой этикет - это совокупность правил, принципов и конкретных форм общения. Важная часть делового этикета - речевой этикет. Он предполагает следование культурным нормам языка, умение использовать речевые правила приветствии, прощания, представления, умение формировать свои мысли в виде суждений, тезисов, знание канонов красноречия, умение использовать речевые и риторические фигуры и приёмы.

Раздаётся телефонный звонок. Ведущий отвечает на него.

-алло, Катя?

-нет, это не Катя, это её брат. А кто её спрашивает?

-Да так, не важно. А где она?

-её нет сейчас здесь.

-ну, овечка, дала мне этот номер.

-Что-нибудь передать?

-вот коза, обещала меня подождать, а сама куда-то слиняла...

-простите, я с вами в таком духе не буду разговаривать.

Простите, думал, что срочный звонок.

Да, такие невежливые и безграмотные разговоры по телефону не редкость: не представляются, начинают разговор с вопроса, бесцеремонно высказываются.

Мы живём в век информативных перегрузок. Скорость обмена информацией заметно возросла с использованием современных средств связи: телевидения, компьютера, факса, Интернета, телефона. Но эти изобретения часто используются не по назначению. Давайте послушаем, о чём нам расскажет телефон.

12

Студент в костюме телефона исполняет песню (Слова Никоновой А.А.)

Ой, я бедный телефон,

Что мне делать, как мне быть ?

От пустых, ненужных слов

Волком хочется завыть!

Создан я для нужных Дел,

Сообщенья передать,

Но, похоже, что удел мой

Дать возможность поболтать!

Не смешно, а горько мне

Злые шутки изрекать,

И обиднее вдвойне

О ложных фактах сообщать !

Телефон очень ёмко объяснил, как не надо с ним обращаться. Действительно, многие не продумывают, как и что надо сказать, а тратят время на разговоры, которые можно обсудить при встрече.

Свод основных правил поведения предполагает несколько качеств этики взаимоотношений: вежливость, естественность, достоинство и тактичность. Приветствие - одно из проявлений вежливости, которое представляет собой особую форму взаимного уважения. Приветствие в любой ситуации должно показывать вашу расположенность и доброжелательность. На характере приветствия не должно сказываться ваше настроение или негативное отношение к другому человеку.

13

«Здравствуйте».

«здравствуйте!» поклонившись, друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы.

«Здравствуйте!».

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте - больше ведь мы ничего не сказали?

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в жизни?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь ?

Такой элемент приветствия, как рукопожатие, пришёл к нам из глубины веков. В своё время он демонстрировал отсутствие оружия в руке. Сегодня рукопожатие является проявлением взаимного расположения людей друг к другу и требует тактичности в сочетании с естественностью.

Вот как описывает национальную специфику жеста приветствия Франклин Фолсон:

- русские, англичане в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки;

- китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе; - лапландцы трутся носами;

- молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине; - латиноамериканцы обнимаются;

- французы целуют друг друга в щёку;

- самоанцы обнюхивают друг друга.

Студенты разыгрывают сцены приветствия, представления в различных ситуациях.

Золотым правилом является то, что здоровается первым тот, кто первым заметил партнёра. Однако, при встрече знакомого предполагается, что

14

первым приветствует младший старшего. «Здравствуйте», «приветствую вас» могут быть дополнены небольшим поклоном.

Рукопожатие в приветствии, не будучи обязательным, обычно символизирует определённые отношения между людьми. При этом младший по возрасту или положению не должен делать попытки первым протянуть руку. Входя в помещение и поздоровавшись за руку с одним, требуется сделать это и с остальными (в обществе нельзя выделять людей). Если в помещении находятся незнакомые, требуется приветствие сопроводить кратким знакомством. При рукопожатии необходимо смотреть в глаза того, кому протягивается рука. Неприлично подавать левую руку, если правая занята, нужно освободить её. Посетитель, входя в помещение, первым приветствует тех, кто в нём находится. Приветствующие в помещении отвечают по очереди, начиная с того, кто ближе. Люди, занятые срочной работой, могут ограничиться просто кивком головы.

Согласно деловому этикету представить кого-либо значит назвать его имя, фамилию, должность, организацию, в которой он работает. Для того чтобы иметь право кого-либо представить кому-либо, представляющий обязан быть знакомым с обеими сторонами. Если сотрудники фирмы не знакомы, то им совсем не надо искать кого-то, кто бы представил их друг другу. Следует просто сказать: «Мы с. вами не знакомы, хотя и сидим уже час на совещании, позвольте представиться» (или «не возражаете, если мы с вами познакомимся»). Далее - обмен визитными карточками.

Если директор, ведущий собрание или совещание, хочет представить вновь прибывшего сотрудника, он должен сделать это следующим образом: новоприбывший и присутствующие пожимают друг другу руки, и при этом присутствующие по очереди называют свои фамилии. Вновь

15

прибывший себя не называет, так как его уже представил президент компании. Имена и фамилии следует произносить чётко и ясно, чтобы не было необходимости переспрашивать.

При формировании первого впечатлении существует правило 90190. Суть его в том, что 90°/о представления о ком-либо формируется в первые 90 секунд общения. Важнейшую роль формирования первого впечатления играют внешние данные: физическая привлекательность, умение преподнести себя, стиль одежды, переживаемое эмоциональное состояние. Важнейшую роль в формировании физической привлекательности играет осанка. Хорошая осанка ассоциируется с уверенностью и оптимизмом, а также внутренней силой и достоинством. Плохая же осанка воспринимается как проявление не уверенности, а очень часто - зависимости и подчинённости. Всё это очень важно учитывать при установлении контакта с людьми.

Два студента демонстрируют осанки: правильную и неправильную. При правильной осанке голова держится прямо, плечи развёрнуты, живот подобран, ноги прямые, пятки вместе.

1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2008.

2. Митрошенков О.А. Эффективные переговоры. Практическое пособие для деловых людей. - 2-е изд., исправ. - М.:.Издательский дом «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир», 2008.

3. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2007.

4. Под редакцией Лавриненко В.Н. «Социальные истоки психологии и этики делового общения» - М., 2006. Издательство «Культура и спорт».

5. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

6. Алехина, И.В. Имидж и этикет делового человека /И.В.Алехина - М.: ЭЭН, 2006.



16

© 2010-2022