Авторская программа Вместе и рядом

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» г.Поворино,

Воронежской области

Воспитательно-образовательная программа

«Вместе и рядом»


  • Авторская программа

Автор: Асоскова Елена Васильевна,

заместитель директора по

воспитательной работе


Авторская программа Вместе и рядом

Поворино, 2014 год

Воспитательно-образовательная программа «Вместе и рядом»

Автор составитель: Асоскова Елена Васильевна, заместитель директора по воспитательной работе МКОУ «СОШ №3» г.Поворино.



«Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке»

Б. Окуджава

Актуальность проблемы


В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности государства.

Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школы. В настоящее время молодое поколение воспитывается, в основном, жизненными реалиями. Наблюдается ниспровержение всеобщих ценностей, заложенных в основе мировых религий и культуры.

Воспитание на основе вечных, истинных ценностей - не только и не столько педагогическая проблема, это проблема развития всего общества. Однако базовые ценности личности закладываются именно в детстве и отрочестве в процессе воспитания и образования.

Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры, уважения прав других, непохожих на тебя, людей.

В связи с этим возникла необходимость в разработке воспитательно-образовательной программы «Вместе и рядом», которая рассчитана на детей школьного возраста от 6 до 17 лет.

Программа нацелена на формирование у учащихся культуры толерантности. Она включает в себя план работы на текущий 2014-2015 учебный год и примерный план мероприятий на 2015-2017 годы.

Реализация программы предусматривает воспитание в детях доброты, взаимоуважения, милосердия, культуры мира и ненасилия, недопустимости расовой, этнической и иной дискриминации, ущемления чьих-то прав и нетерпимости. Ребята должны научиться считаться друг с другом, работать в коллективе, не теряя свою индивидуальность, предпочитать содружество авторитарному стилю партнерства.

Цель программы: Развитие толерантной культуры учащихся, учителей и родителей.

Задачи:

  • акцентирование толерантности в содержании учебного материала; получение учащимися прочных знаний о толерантности, обеспечивающих самосохранение и позитивное развитие общества

  • введение в практику обучения в рамках образовательных стандартов базовых ценностей толерантности;

  • методическое обеспечение введения в практику методик измерения уровня толерантности;

  • формирование у учащихся культуры сотрудничества, сотворчества в урочной и внеурочной деятельности, повышение коммуникативной культуры школьников;

  • развитие навыков толерантного поведения в повседневной деятельности учащихся, в их творческих работах и поведенческих стратегиях;

  • закрепление толерантных ценностей на личностном уровне педагога и ученика.

Базовые установки и ценности толерантности:

  • понятие доброты, милосердия, опеки над слабыми, взаимоуважения;

  • понятие культуры мира и ненасилия;

  • понятие поликультурного мира;

  • умение принимать право других быть непохожим на тебя, умение «видеть и замечать», «слушать и слышать»;

  • умение считаться друг с другом и работать в коллективе, не теряя свою индивидуальность;

  • предпочтение сотворчества и содружества авторитарному стилю партнерства;

  • недопустимость расовой, этнической и иной дискриминации, ущемление чьих-то прав, нетерпимости;

  • основные положения Конвенции о правах ребенка и правах человека.

Ожидаемые результаты

  • интеграция в образовательном пространстве школы представителей детей и молодежи различных национальностей, в том числе из числа мигрантов;

  • повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению работы с учащимися, привлечение школьников к общественным мероприятиям, направленным на распространение культуры интернационализма, согласия, национальной и религиозной терпимости в среде учащихся;

  • формирование у учащихся толерантного сознания, позитивных установок к представителям иных этнических и конфессиональных сообществ; интереса и уважения к традициям, обычаям и культуре различных этносов;

  • укрепление атмосферы межэтнического согласия и толерантности, препятствование созданию и деятельности националистических экстремистских молодежных группировок;

  • создание необходимой базы материалов и методологической основы для формирования толерантности, внедрение новых форм и методов воспитательной работы.

Толерантность - это не простое чувство,
Его не в раз приобретешь:
Сколько надо проявить благородства и сочувствия,
Только тогда сам все это поймешь.
Толерантным быть - это искусство,
Твердо в этом мы убеждены:
В дружбе и согласии люди жить должны.
Мир становится таким жестоким,
Что по одиночке невозможно жить…
Ответим друг другу чувством высоким -
И хрупкий мир мы сможем сохранит

В процессе реализации программы проводится работа с учителями, детьми, родителями. В начале и в конце программы предполагается проведение «круглых столов», мониторинга: диагностика личностного роста школьников, изучение личных дел первоклассников, анкетирование, тестирование на конфликтность.

Этапы реализации программы

Этапы

1

2

3

4

1-11 классы

1-11 классы

1-11 классы

1-11 классы

«Мы такие разные, но мы вместе»

«Наглядная агитация»

«Информационно-обучающий жизненным навыкам»

Творческий «Земля - наш общий дом»

1 этап «Мы такие разные, но мы вместе»

Целью действия данного этапа является пропаганда, реклама толерантности в ученических коллективах, в общении со своими сверстниками, с младшими и людьми старшего поколения.

Участники этапа: 1-11 классы.

На данном этапе проводятся внеклассные мероприятия, игры (приложение1), лекции о толерантности, единые классные часы, акции, воспитывающие в детях добро, взаимопонимание, взаимовыручку. Все проведенные мероприятия освещаются на страницах школьной прессы «Шкозетка» (приложение 4).

Цель: пропаганда и популяризация толерантных отношений.

2 этап «Наглядная агитация»

№ п/п

Название мероприятия

Сроки проведения

Участники

Ответственные

1

Конкурсы рисунков на асфальте «Рисуем добро».

июнь

1-4 кл.

Классные руководители,

зам. по ВР,

социальный педагог,

учитель ИЗО, библиотекарь,

совет старшеклассников,

родительский комитет, учитель информатики

2

Конкурс на лучший плакат «Мы вместе».

март

8-11 кл.

3

Конкурс на лучшую листовку «Добрая школа. Какая она?».

ноябрь

5-11 кл.

4

Конкурс поделок «Традиции моей семьи».

ноябрь

1-4 кл.

5

Конкурс компьютерной рекламы «Расы, народы, нации»

февраль

10-11 кл.

6

Просмотр отечественных фильмов с последующим обсуждением.

в течение года

1-11 кл

Членами жюри являются: председатель общешкольных родительских комитетов, представитель отдела по образованию и молодежной политике, представитель совета старшеклассников.

В конце каждого мероприятия проводятся награждения: дипломы, грамоты.

3 этап «Информационно-обучающий жизненным навыкам» (приложение 2)

Цель: формирование навыков, знаний и умений по толерантному воспитанию детей (реализовывается на классных часах и часах воспитательной работы)

Этапы работы:

Работа с детьми

Цель: настроить детей на познание самого себя и тех людей, которые их окружают, вызывать у воспитанников интерес к формированию образа "МЫ", воспитывать практические навыки и приемы, направленные на применение в повседневной жизни, способствовать овладению детьми правильными формами поведения при общении со сверстниками и старшим и младшим поколением.

Работа с подростками

Цель: подготовка к дальнейшей жизни и успешной адаптации подростка в коллективе, учить совместному принятию решений и решению проблем, развитие социального интеллекта подростков, способствовать повышению уровня толерантности у учащихся.

Работа с родителями

Цель: формирование мотивации у родителей на активное позитивное воспитание ребенка.

4 этап творческий «Земля - наш общий дом» (приложение 3)

Цель: формирование социально-активной позиции детей и подростков, развитие творческих способностей.

В рамках этапа проводятся тематические вечера, дискотеки, акции, экскурсии в музеи, походы, праздники, развлечения, викторины, тематические недели и т.д.

Фестиваль «Радужный мост»

Цель: формирование толерантной культуры детей и подростков, развитие навыков общения, повышение самооценки.

  • Конкурс рисунков «Я - часть своей страны»

  • Викторина «Я, ты, он, она…».

  • Фотоконкурс ««Мы разные, но равные».

  • Выступление творческих коллективов школы (песни, стихи разных народов).

  • Конкурс творческих работ «Возьмемся за руки, друзья!»

Работа, планируемая на учебный год (приложение 4)







Литература:

  1. Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. М.: Вита-Пресс, 1997 г.

  2. Бескоровойная Л.С. Настольная книга классного руководителя 8,9,10,11 классов - Ростов/ и Д: издательство «Деникс», 2002 г.

  3. Марченкова В.А. Формирование милосердия у детей// Начальная школа. 2000 №5.

  4. Бобкова Н.Н.. Азбука права. Волгоград. «Учитель», 2005.

  5. Всеобщая декларация прав человека. 1948 г.

  6. Декларация прав ребенка. 1959 г.

  7. Журналы: Директор школы. 2002 №4. Внешкольник. 2002. №6, Классный руководитель: 1999 №6, 2003 №3, 2002.№6, 2005 №3.

  8. Закон РФ «Об образовании». М., 1992.

  9. Каирова И.А., О.С. Богдановой. Азбука нравственного воспитания. М.: «Просвещение».

  10. Конвенция ООН по правам ребенка, 1990 г.

  11. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова С.Н. Воспитание? Воспитание… Воспитание! М., 2002

  12. Сухомлинский В.А.. Как воспитать настоящего человека. М. «Педагогика», 1990.

  13. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. М., 1997.

  14. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с самим собой и другими: тренинг толерантности. Изд. 2-е. М., 2001

  15. Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). М.: Педагогическое общество России. 2006.

  16. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1975.

Приложение 1.

Игры по толерантности

Задание 1 (цена задания 6 баллов)

Прочтите приведенные ниже определения толерантности, которые были сформулированы разными народностями и определите, к какому народу принадлежит каждое из определений. Ответ запишите в комментарии к странице, указав название команды.

Народы: 1. Русские, 2. Арабы, 3. Французы, 4. Англичане, 5. Китайцы. 6. Испанцы. (Соотнесите правильно определения с народностями. В колонку народности впиши правильный ответ)

№ п/п

Определения

Народности

1

Способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

2

Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

3

Готовность быть терпимым, снисходительным;

4

Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным

5

Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим

6

Способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо)

Ответы:

1. испанцы; 2 - французы; 3- англичане; 4- китайцы; 5- арабы; 6- русские

Задание 2: (цена задания 3 балла)

Из предложенных качеств личности необходимо выбрать те, которые присущи толерантной личности. (Отметить правильный ответ галочкой)

1. Непонимание

2. Эгоизм

3. Выражение пренебрежения

4. Снисходительность

5. Раздражительность

6. Понимание и принятие

7. Доверие

8. Цинизм

9. Гуманизм

10. Нетерпимость

11. Любознательность

12. Немотивированная агрессивность

13. Уважение мнения других

14. Чуткость

15. Равнодушие

16. Игнорирование



Приложение 2.

Мероприятия, классные часы, беседы для проведения

в 1-11 классах в течение учебного года.

«Первые шаги познания» (1 класс)

№ п/п

Тема мероприятия

Кол-во часов

1

«Кто я? Какие мы?»

1

2

«О человеческом счастье»

1

3

«Человек - кузнец своего счастья»

1

4

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»

1

5

«Нужны ли нам правила?»

1

6

«Что мы знаем о правах человека?»

1

7

«Я и мы»

1

8

«Мой дом - моя крепость»

1

9

«Я часть своей страны»

1


Итого :

9

«Познаю себя» (2 класс)

№ п/п

Тема мероприятия

Кол-во часов

1

«Закон и беззаконие»

1

2

«Жизнь дается один раз»

1

3

«Жизнь в неволе (рабство)»

1

4

«А я думаю по-другому…»

1

5

«Право на имя и гражданство»

1

6

«Дом, в котором я живу»

1

7

«Беда может случиться с каждым»

1

8

«Защита от дискриминации»

1

9

«Один для всех и все для одного»

1


Итого:

9 часов

«Познаю других» (3 класс)

№ п/п

Тема мероприятия

Кол-во часов

1

«О равнодушии и добре»

1

2

«Совесть»

1

3

«Друг познается в беде»

1

4

«Душа народа к добру зовет»

1

5

«Что значит быть дисциплинированным?»

1

6

«Я придерживаюсь правил»

1

7

«Учимся сочувствовать»

1

8

«Нужны ли любовь и внимание?»

1

9

«Что мы знаем о правах ребенка» (интеллектуальный марафон)

1


Итого:

9

«Жизнь по правилам» (4 класс)

№ п/п

Тема мероприятия

Кол-во часов

1

«А нужны ли правила?»

1

2

«ООН и Всеобщая декларация прав человека»

1

3

«Документы ООН по правам ребенка»

1

4

«Закон - один для всех»

1

5

«Честь и репутация»

1

6

«Свобода выбора: где жить и с кем жить»

1

7

«Собственность»

1

8

«Свободный труд»

1

9

«Имею право достойно жить. Хочу быть образованным и культурным»

1


Итого:

9

«Толерантность и Я» (5 класс)

№ п/п

Тема мероприятия

Кол-во часов

1

«Что такое толерантность?»

1

2

«Эмблема толерантности»

1

3

«Черты толерантной личности. Чем отличается толерантная личность от интолерантной»

1

4

«Я и группа: толерантность к себе. Чувство собственного достоинства»

1

5

«Я и группа: толерантность к себе и другим»

1

6

«Толерантное общение»

1

7

«Толерантность к другим: разные миры»

1

8

«Толерантность к другим: неведомые миры»

1

9

«Толерантность к другим: учимся сочувствию»

1

Итого:

9

«Мои «плюсы» и «минусы»» (6 класс)

№ п/п

Тема мероприятия

Кол-во часов

1

«Что я знаю о себе? Мое уникальное «Я»»

1

2

«Я глазами других»

1

3

«Мои достоинства и недостатки»

1

4

«Мои «плюсы» и «минусы» со стороны»

1

5

«Как превратить недостатки в достоинства?»

1

6

«Чувства «полезные» и «вредные»»

1

7

«Злость и агрессия»

1

8

«Что такое эмпатия?»

1

9

«Эмпатия в действии»

1

Итого:

9

«Мир, в котором я живу!» (7 класс)

№ п/п

Тема мероприятия

Кол-во часов

1

«Мы и наши способности»

1

2

«Психологические тесты (психологи)»

1

3

«Что может человека?»

1

4

«Будьте добрыми и человечными»

1

5

«Я и мир вокруг меня»

1

6

Проблемные ситуации (с психологами) тренинг

1

7

«Что такое гуманизм?»

1

8

«Гуманизм и его проявление в художественной литературе»

2

Итого часов:

9

«Дорога к миру моих чувств» 8-9 классы

№ п/п

Тема мероприятия

Кол-во часов

1

«Что мы знаем о себе?»

1

2

«Добрым быть совсем не просто»

1

3

«Эмоции и чувства»

1

4

«Чувствовать рядом с собой человека»

1

5

«Общение и умение общаться»

1

6

«Основы этикета и искусства общения»

1

7

«Как стать лучше?»

1

8

«Нужно ли управлять своими эмоциями?»

2

Итого часов:

9

«Мой внутренний мир» (10 класс)

№ п/п

Тема мероприятия

Кол-во часов

1

«Мой разум - основа моего поведения, а мое сердце - мой закон»

1

2

«Прекрасно там, где бывает милосердие»

1

3

«Жизнь как познание добра»

1

4

«Как бороться с конфликтами»

1

5

«Стремление к счастью - закон жизни»

1

6

«Всему начало - любовь»

1

7

«Нравственный закон внутри каждого»

1

8

«Будущая жизнь - завтрашний день жизни настоящей»

2


Итого часов:

9







«Какой я человек» (10-11 классы)

№ п/п

Тема мероприятия

Кол-во часов

1

Моя любовь - моя звезда

1

2

Расскажи мне обо мне

1

3

Моя дорога к себе и другим

1

4

Культура человека. Человек среди людей

1

5

Толерантность и межнациональные отношения

1

6

«Отцы и дети» в современном обществе

1

7

Я отвечаю за свои поступки

1

8

Не отрекаются любя

1

9

Все мы родом из детства

1


Итого часов:

9















Приложение 3.

ФОТОПРИЛОЖЕНИЕ

Авторская программа Вместе и рядом

Участники районного фестиваля толерантности

«Радужный мост - 2011» (представляем Грузию)





Авторская программа Вместе и рядом

Фоторабота «Мы рядом и вместе», занявшая 1 место в районном фестивале толерантности «Радужный мост» (автор Олимжанова Шохидохон)

Авторская программа Вместе и рядом

Представляем национальное блюдо

Авторская программа Вместе и рядом

Участники районного фестиваля толерантности

«Радужный мост - 2013»

Авторская программа Вместе и рядом

Представляем Украину

Авторская программа Вместе и рядом

«Хлеб да соль»



Авторская программа Вместе и рядом

Достойное выступление

Авторская программа Вместе и рядом

Цыгане

Авторская программа Вместе и рядом

«Радужный мост - 2014»



Приложение 4.

План мероприятий на 2014-2015 учебный год

Месяц

Мероприятие

Класс

Ответственный

за проведение мероприятия

сентябрь

«Будем знакомы!»

1-е классы

Классные руководители

«Снова вместе»

2-11 классы

Классные руководители

Единый классный час «Беслан в наших сердцах»

1-11 классы

Зам. директора по ВР, классные руководители

октябрь

Фотоконкурс «Улыбнитесь, вас снимают!»

1-11 классы

Зам. директора по ВР, классные руководители

Акция «Спешите делать добро», приуроченная ко дню пожилого человека

1-11 классы

Зам. директора по ВР, классные руководители

Анкетирование учащихся с целью выявления членов неформальных молодежных группировок в образовательных учреждениях.

6-8 классы

Социальный педагог

Исследование этнической толерантности младших школьников

1-4 классы

Социальный педагог

ноябрь

Участие в районном фестивале «Радужный мост»

8-11 классы

Зам. директора по ВР, руководитель детской организации

Конкурс рисунков «Я, ты, он, она…»

5-7 классы

Учитель ИЗО

Единый классный час «Я в мире... Мир во мне... Толерантность - путь к миру», к Международному Дню толерантности

1-11 классы

Классные руководители

Круглый стол «Я отвечаю за свои поступки»

учащиеся группы соц. риска

Зам. директора по ВР, социальный педагог

Подготовка информационно-публицистических материалов, посвященных истории, культуре и традициям народов, проживающих в Воронежской области, для школьной газеты.

7-11 классы

Редакция газета «Шкозетка»

декабрь

Тематические классные часы «Новый год в разных странах»

1-11 классы

Классные руководители

Диагностическая беседа «Уберечь от беды»

6-7 классы

Социальный педагог, классные руководители

Классный час «Земля - наш общий дом», посвященный проблемам миграции в России (к Международному Дню мигранта - 18 декабря)

8-11 классы

Классные руководители

январь










Классный час «Моя дорога к себе и другим»

9-11 классы

Классные руководители

Классный час «Человек среди людей»

5-8 классы

Классные руководители

Классный час «Я и мы»

1-4 классы

Классные руководители

Уроки обществознания «Россия - многонациональное государство»

6-8 классы

Учителя истории

Беседа «Протяни руку помощи»

7-9 классы

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

февраль

Организация работы по совместному плану по профилактике правонарушений

В течение учебного года

Зам. директора по ВР, социальный педагог

Беседа «Что значит уважать другого?»

1-4 классы

Классные руководители

Беседа «Движение к взаимопониманию»

5-11 классы

Классные руководители

Откровенный разговор «Я глазами других»

7-11 классы

Классные руководители, социальный педагог

март

Конкурс рисунков «Я - часть своей страны»

1-4 классы

Классные руководители

Круглый стол «Чувствовать рядом с собой человека»

5-7 классы

Классные руководители

Откровенный разговор «Мои «плюсы» и «минусы» со стороны»

8-11 классы

Зам. директора по ВР, руководитель детской организации, классные руководители

апрель

Организация выставки по популяризации зарубежной литературы в школьной библиотеке «Книга - мост между цивилизациями» ко Всемирному Дню книги

1-11 классы

Библиотекарь школы

Единый классный час «Отцы и дети в современном обществе»

1-11 классы

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

Литературное творчество «Расы, народы, нации»


Учителя русского языка и литературы

Фотоконкурс «Доброта спасет мир»


Классные руководители

май

Фестиваль ко Дню славянской письменности и культуры

1-11 классы

Зам. директора по ВР, учителя русского языка

Акция «Весенняя неделя добра»

1-11 классы

Зам. директора по ВР, руководитель детской организации, классные руководители

Акция «Наши ветераны»

1-11 классы

Зам. директора по ВР, руководитель детской организации, классные руководители

Акция «Город наш - родимый дом, его чисто уберем»

1-11 классы

Зам. директора по ВР, руководитель детской организации, классные руководители

июнь

Акция «Красота спасет мир»

Экологический отряд

Воспитатели летнего лагеря

Конкурс рисунков на асфальте «Рисуем добро!»

Летний лагерь «Восток»

Воспитатели летнего лагеря



















© 2010-2022