Формы работы с родителями по социализации глухого ребенка

Какую бы сторону развития неслышащих детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им.  В сегодняшней жизни родители чаще заняты решением социально-бытовых проблем и мало интересуются успехами детей в школе. Однако, нам приходится постоянно на родительских собраниях и при личных встречах говорить о проблемах воспитания...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Сургутская школа - детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Формы работы с родителями по социализации глухого ребенка.

Формы работы с родителями

по социализации глухого ребенка.

Подготовила: учитель - дефектолог Страшко Елена Анатольевна










Сургут

2014

Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью.

В.А.Сухомлинский

Семья и общеобразовательные учреждения представляют два важных института социализации неслышащих детей: для полноценного развития глухого ребенка необходимо их тесное взаимодействие. В современных условиях необходимо искать новые подходы в организации сотрудничества с родителями, менять содержание и формы взаимодействия с семьей. Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности глухого ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.

В условиях введения ФГОС исключительно важной становится роль родителей. С одной стороны, родители выступают как заказчики образовательной услуги и эксперты образовательной реальности, существующей для ребенка, а педагог - как исполнитель заказа и объект экспертизы. С другой стороны, педагог и родитель являются партнерами по проектированию, организации и исполнению образовательного проекта.

Классный руководитель и родители должны рассматриваться как партнеры в воспитании ребенка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. Изменения же в установках неизбежно влекут за собой поиск новых форм взаимодействия школы и семьи.

Какую бы сторону развития неслышащих детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им. Скажем откровенно, что задача очень непростая. Родители должны видеть перед собой классного руководителя, который знает ответ на любой вопрос, любящий их детей такими, какие они есть, готового сделать всё, чтобы школа стала для них вторым домом. Особенно важным это представляется в нашей школе полного дня, где дети проводят большую часть времени.

В сегодняшней жизни родители чаще заняты решением социально-бытовых проблем и мало интересуются успехами детей в школе. Однако, нам приходится постоянно на родительских собраниях и при личных встречах говорить о проблемах воспитания, не переводя разговор на личность ребенка, чтобы не обидеть и не оттолкнуть родителей, а помочь взглянуть на проблемы как бы со стороны. В то же время следует говорить о развитии творческих способностей ребенка, хвалить его за успехи.

«Работа с родителями» - один из разделов плана воспитательной работы классного руководителя. Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является как раз сотрудничество с его родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности и социализацию в общество глухого ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса - это важная и ответственная задача учителя. Ее решение представляется возможным, если в плане работы найдут отражение следующие направления деятельности классного руководителя:

  1. Изучение семей учащихся.

Это позволит классному руководителю лучше узнать детей и их родителей, понять стиль жизни семей, ознакомиться с домашними условиями развития личности ребенка. Формы работы по этому направлению можно использовать такие, как: анкетирование, сочинение о семье, деловые игры, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.

Эта работа включает в себя:

  • Работу с личными делами;

  • Анкетирование;

  • Беседу с бывшим классным руководителем;

  • Беседы с родителями и детьми;

  • Наблюдение.

  1. Эффективный педагогический результат для всех типов семей дает прием включения родителей в воспитательную работу класса.

Это следующее направление в плане работы. Классный руководитель может это осуществить с помощью включения их в такие виды взаимодействия, как: совместное планирование воспитательной работы в классе; коллективные творческие дела; праздники, вечера, концерты, КВН; посещение театров, выставок, библиотек; прогулки, походы, поездки; выставки творческих работ; дни здоровья; помощь в эстетическом оформлении классной комнаты; организации мини-кружков и клубов. Классный час, организованный с участием родителей - это шаг навстречу семье, это шанс понять друг друга и протянуть руку помощи. Конечно же, родители могут выступать в разных ролях: от активного участника команды, наравне со своим ребенком до члена жюри или болельщика. Любая из ролей и позиций полезна с педагогической точки зрения, главное, чтобы такое взаимодействие было периодически постоянным. Отлично решаются различные педагогические задачи на таких классных часах, как, например, совместное (детей, родителей и учителя) создание проекта «Моя родословная», «Мой дом». Большую воспитательную направленность имеют классные часы «Уроки в семейных гнездах». Они приобщают детей к истории своей семьи, своего народа, малой Родины и страны в целом; дают огромный потенциал сближения родителей и детей при подготовке, ведь никто в этом случае в семье не остается безучастным. Существуют другие совместные формы работы с семьей по социализации школьников:

  • дни творчества детей и родителей;

  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;

  • помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материальной базы класса;

  • совместные праздники;

  • творческие лаборатории родителей;

  • походы, экскурсии в природу;

  • игры-соревнования.


  1. Обязательным направлением является педагогическое просвещение родителей.

Сюда можно отнести следующие формы: лекции по педагогике и психологии, праву, этике, физиологии и гигиене; родительские собрания, тематические консультации, вечер вопросов и ответов, обзор популярной педагогической литературы для родителей. Особое место занимают и пользуются успехом педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе. Другие формы работы с семьей:

  • торжественные собрания;

  • индивидуальные консультации;

  • круглые столы;

  • беседы;

  • обучающие тренинги;

  • родительско - ученические капустники;

  • конференции;

  • обмен мнениями;

  • обучающие семинары;

  • устные журналы;

  • семинары - практикумы;

  • оформление памяток для родителей.


  1. Установить непосредственный контакт с каждым членом семьи обучающегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния на личность ребенка позволяет индивидуальная работа с родителями.

Это и индивидуальные беседы с родителями, и педагогические консультации, и тетради общения, и индивидуальные поручения, совместное определение перспектив и средств развития ученика. В тетрадях общения родители как бы вступают в фазу рефлексии самих себя, своего ребенка, своих взаимоотношений с ребенком. Согласитесь, что заставить родителей задуматься о том, что происходит между ними и детьми - одна из ступеней в воспитании.

  1. Естественно, классный руководитель должен информировать родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

Для этого можно использовать такие формы и методы, как тематические и итоговые родительские собрания, индивидуальные консультации, проверки дневников, составление карт развития детей и таблиц результатов их учебной деятельности, ведение портфолио достижений учащихся, направление родителям писем-характеристик, благодарственных писем, поздравительных открыток.

Подводя итог вышеизложенному, остается добавить: чтобы родители помогли глухому ребенку найти свое место в мире, самоопределиться, нам необходимо показать, что их ребенок уникален! А сделать это возможно лишь тогда, когда учителя, родители и дети вместе решают одно важное для всех дело - воспитание Человека.Формы работы с родителями по социализации глухого ребенка.Формы работы с родителями по социализации глухого ребенка.Формы работы с родителями по социализации глухого ребенка.

© 2010-2022