- Преподавателю
- Классному руководителю
- ИГРОВЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
ИГРОВЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лебедева И.В. |
Дата | 30.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ИГРОВЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Игровые виды деятельности являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых видов деятельности в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой методологических основ, выяснением социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин. Начало разработки теории игры обычно связывается с именами мыслителей Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт, которые, рассматривали игру как одного из самых распространенных явлений жизни, связывая ее происхождение с происхождением искусства. В отечественной педагогической литературе встречаются различные взгляды и подходы к сущности дидактических возможностей игровых видов деятельности. Некоторые ученные, например, Л.С. Шубина, Л. И. Крюкова и другие, относят их к методам обучения. В.П. Бедерканова, Н.Н. Богомолова характеризуют игровые виды деятельности как средство обучения. Игровую деятельность как проблему разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн.
Значение игровых видов деятельности в школе было выявлено в МБУ лицее № 19 с помощью анкетирования 21 учащихся 1А класса. Опрос позволил выявить отношение детей к урокам и внеурочным занятиям, построенным традиционным образом и с использованием игровых видов деятельности. Результаты исследования указывают на высокий уровень интереса к занятиям с использованием игровых видов деятельности, что подтверждено диаграммой:
Рис.1 Традиционные Рис.2 Игровые виды
Игровые виды деятельности включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса.
Исходя из значимости игровых видов деятельности для развития познавательных интересов, а также последовательности и системности включении игровых приемов в творческую познавательную деятельность, необходимо следовать правилам применения игровых видов деятельности в процессе обучения младших школьников:
а) необходимость оценивания по двойному критерию: по ближайшему эффекту и в соответствии с перспективой развития познавательных интересов;
б) понимание игровых видов деятельности как формы организации коллективной, руководимой учителем, учебной деятельности;
в) необходимость обеспечения непосредственного обучающего эффекта, познавательную направленность, нацеленную на овладение способами учебных действий;
г) создание положительного эмоционального настроя, способствующего вызвать у обучающихся состояние творческого поиска и инициативы.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игровой деятельности;
- учебный материал используется в качестве средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
1) ролевые игровые виды деятельности на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму произведи один из видов разбора и т.д.);
4) использование игровых видов деятельности на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
Игровые виды деятельности занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: тренируют память, помогают выработать речевые умения и навыки. стимулируют умственную деятельность учащихся и развивают внимание.