Специфика обучения детей с нарушениями зрения

Я работаю учителем математики и информатики в «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе - интернат III-IV видов». Это школа, где обучаются дети с разными нарушениями зрения. В массовых общеобразовательных школах учебный процесс строится преимущественно на зрительном восприятии предметов и явлений: на зрительном считывании учебного текста и показаний разнообразных измерительных приборов, на зрительном самоконтроле и саморегулировании движений при занятии трудом, спортом. В школах для слепых и слабовидящих детей принцип опоры на зрительное восприятие не может быть главенствующим принципом педагогического процесса, в связи с этим следует при организации учебно-воспитательного процесса на уроках в специальных школах для слепых и слабовидящих детей, искать иные решения, позволяющие учащимся с глубокими нарушениями зрения получать учебный материал на том же уровне, что и их зрячие сверстники.  Я считаю, что одним из путей оптимизации педагогического процесса в школах для слепых и слабовидящих следует считать широкое внедрение в школьную практику разнообразных тифлотехнических средств, с помощью которых могут быть расширены познавательные возможности учащихся с глубокими нарушениями зрения специальных школ.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Специфика обучения детей с нарушениями зрения»

Калашникова Елена Сергеевна,

Я работаю учителем математики и информатики в «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе - интернат III-IV видов». Это школа, где обучаются дети с разными нарушениями зрения. В массовых общеобразовательных школах учебный процесс строится преимущественно на зрительном восприятии предметов и явлений: на зрительном считывании учебного текста и показаний разнообразных измерительных приборов, на зрительном самоконтроле и саморегулировании движений при занятии трудом, спортом.

В школах для слепых и слабовидящих детей принцип опоры на зрительное восприятие не может быть главенствующим принципом педагогического процесса, в связи с этим следует при организации учебно-воспитательного процесса на уроках в специальных школах для слепых и слабовидящих детей, искать иные решения, позволяющие учащимся с глубокими нарушениями зрения получать учебный материал на том же уровне, что и их зрячие сверстники.

Я считаю, что одним из путей оптимизации педагогического процесса в школах для слепых и слабовидящих следует считать широкое внедрение в школьную практику разнообразных тифлотехнических средств, с помощью которых могут быть расширены познавательные возможности учащихся с глубокими нарушениями зрения специальных школ.

Широкое применение слепыми и слепыми с форменным зрением специальных тифлотехнических устройств является одним из путей восполнения утраченных ими функций организма - компенсации недостаточности зрения.

При системном применении тифлотехнических средств достигается максимальная эффективность коррекции и компенсации дефектов зрения при организации учебно-воспитательного процесса в школах для слепых и слабовидящих детей.

Специфика учебного процесса специальных школ определяет необходимость наличия трех комплексов учебного оборудования:

1) предназначенного для массовых школ и пригодного для использования в спецшколах без изменения (компьютер, интерактивная доска и т. д.);

2) пригодного для специальных школ для слепых и слабовидящих детей после тифлодоработки, направленной в первую очередь на обеспечение доступности восприятия (компьютерное оборудование с программами невизуального доступа к информации, читающие устройства разных видов и типов);

3) предназначенного исключительно для обучения слепых и слепых с форменным зрением учащихся (телевизионные видеоувеличители, лупы, брайлевский дисплей, брайлевский прибор для письма и т. д.).

При организации учебно-воспитательного процесса на современном уроке в школах слепых и слабовидящих детей следует уделять большое внимание использованию тифлотехники (компьютер с программой невизуального доступа к информации, синтезатор речи, брайлевский дисплей, видеоувеличитель, лупа и т. д.), ибо использование такого оборудования способствует снижению зрительной нагрузки, развитию слухового восприятия и позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс. Также слепые приобретают новые возможности для получения сведений о ранее не знакомых им предметах их свойствах, явлениях.

Использование аудиоустройств на уроках способствует развитию у учащихся с глубоким нарушением зрения слухового внимания, слуховой памяти. В результате чего качественно изменяется воспроизводство услышанного материала, работа с озвученным текстом, включающая в себя его разбор, анализ, озаглавливание и п.

Так тифлофлешплееры типа «Виктор Ридер Стрим» 3.2 обладают достаточно высоким качеством звучания, удобным расположением кнопок, хорошей навигацией (поиск необходимых фрагментов текста). Следует отметить, что каж­дое нажатие сопровождается звуковым пояснением. Флешплеер читает вслух аудиокниги различных форматов: LKF*, DAISY ; Audible AA, AAX; NLS. Это специализированный формат для говорящих книг, используемый во всех библиотеках для слепых в России

Плееры такого класса обладают дополнительными функциями: «навига­ция», «сон», «закладка», плавная регулировка скорости воспроиз­ведения текста, отмена выполнения команд. Для каждой функции предусмотрена отдельная кнопка управления.

Носителем информации служит флеш-карта достаточно большой ёмкости, которая в отличии от аудиокассет и брайлевских книг не занимает много место и не требует больших усилий от учащихся с глубоким нарушением зрения при их переноске.

Следует отметить, что благодаря функции навигации плеера и его голосовому сопровождению каждой команды учащийся может не испытывая сложностей получать необходимую ему звуковую информацию, предварительно записан­ную на флеш-карту.

Для записи информации на флеш-карту не требуется мощного компьютера. Такая запись может осуществляться в домашних условиях.

Персональные компьютеры нашей школы, оснащенны программой невизуального доступа к информации Jaws for Windows , синтезатором речи и брайлевским дисплеем позволяющие слепым и слепым с форменным зрением работать на персональном компьютере. Эти программы по своему функционалу похожи на «зрячего ассистента», который отыскивает на экране компьютера текстовую информацию либо прочитывает ее вслух, либо отображает на брайлевском дисплее.

Портативное устройство для чтения ZoomEx не только увеличивает текст на экране, но и озвучивает его. Достаточно положить под камеру печатную страницу, и она начнёт читать текст синтезированным голосом. Скорость сканирования во время чтения 20 страниц за минуту.

Брайлевский дисплей представляет собой одну строку двадцати или сорока восьми точечных брайлевских символов.

Для длительного чтения и письма ребята нашей школы используют портативный увеличитель Smart View Versa+, который имеет возможность 15- кратного увеличения текстовой информации, подключения к TV, голосовых заметок, или стационарный увеличитель Smart View 360. Система обладает универсальностью: может использоваться не только при чтении, но и при письме, рисовании, ручном труде и т. п. Видеоувеличители наиболее эффективны для развития навыка чтения. Они обеспечивают школьникам с глубокими нарушениями зрения более комфортные условия для работы, не вызывая общего утомления, поскольку поза при работе с ними более удобная. За счёт увеличения размеров изображения, усиления контраста, создания оптимальной яркости, инверсии изображения и других факторов обеспечивается возможность чтения книжного шрифта практически всем слепым с форменным зрением с остротой зрения 0,01-0,02 и выше.

Цифровой планшет по математике применяется для освоения правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения, развивает логическое, пространственное и творческое мышление у слепых и слабовидящих детей на уроках математики.

Благодаря устройству для создания тактильной графики можно создавать осязательные рисунки. Изображения создаются на специальной бумаге SwellTouch. Сам процесс не очень сложный: при помощи нагрева, рисунки делаются выпуклыми именно по этому и используют специальную бумагу. Даная напечатанная информация становиться доступной что бы «видеть» ее на ощупь.

Безусловно, производство специализированных тифлотехнических средств, позволяющих лицам с глубокими нарушениями зрения, вести полноценный образ жизни в последнее десятилетия набирает широкие обороты. Но, не смотря на происходящие изменения в тифлотехнической отрасли, пишут учащиеся с глубокими нарушениями зрения, используя брайлевский прибор для письма, ибо данный прибор позволяет не только приобретать учащемуся навыки грамотного, соответствующего нормам письма, а так же позволяет тифлопедагогу-предметнику контролировать процесс усвоение нового материала в учебно-воспитательном процессе на уроках.

Итак, предложенные нами некоторые тифлотехнические средства позволяют оптимизировать учебно-воспитательный процесс на уроках в школах для слепых и слабовидящих детей, позволяя учащимся с глубокими нарушениями зрения расширить доступ к источникам информации.



© 2010-2022