Час общения на тему «Льется песня колыбельная»

Цели по содержанию: - знакомить детей с жанром народного творчества - колыбельной песней; - формировать интерес и любовь к песенному народному творчеству; - развивать эмоциональный отклик на музыку. - Вызывать доброжелательное отношение к людям и к животным; желание и умение  успокоить младенца, убаюкать его. - Способствовать развитию творческих способностей, коммуникативных навыков, эмоционального отклика на музыку. - Помочь осознать детям важность колыбельных песен в современной жизни.   -Спос...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Общеобразовательная школа - интернат І-ІІ ступеней № 1


Час общения на тему


« Льется песня колыбельная»


Час общения на тему « Льется песня колыбельная»


Подготовила

воспитатель

Асцатрян Н.Р.




Константиновка, 2014

Цели по содержанию:

- знакомить детей с жанром народного творчества - колыбельной песней;

- формировать интерес и любовь к песенному народному творчеству;

- развивать эмоциональный отклик на музыку.

- Вызывать доброжелательное отношение к людям и к животным; желание и умение успокоить младенца, убаюкать его.

- Способствовать развитию творческих способностей, коммуникативных навыков, эмоционального отклика на музыку.

- Помочь осознать детям важность колыбельных песен в современной жизни.

-Способствовать заинтересованности детей в сохранении народных традиций в пении колыбельных песен.

Методы: объяснительно- иллюстративный.

Оборудование: аудиозапись с колыбельными песнями. Книги для выставки, в которых представлены колыбельные песни. Цветочки для рефлексии.

Оформление доски: нарисованное дерево, колыбелька с ребёнком, рисунки колыбелек.

Ход проведения

1. Орг момент.

Приветствие учащихся.

2. Целеполагание и мотивация.

1) Прослушивание песни «Спят усталые игрушки». (№ 1)

Беседа.

- Как называется эта песня?

(«Спят усталые игрушки»)

- В какой детской передаче она исполняется?

(«Спокойной ночи, малыши!»)

- Как исполняется эта песенка?

(Нежно, спокойным голосом, задушевно, протяжно).

- Почему она так поётся?

(Чтобы усыпить ребёнка лаской, любовью, чтобы глазки сами закрывались…)

-Когда вы были маленькими, кому мамы и бабушки пели перед сном песенки?

(Поднимают руки).

- А почему эти песни называют колыбельными?

(Малыши спят в колыбельке и мамы поют им нежные песенки).

2) Беседа после первичного восприятия.

Знакомство с колыбельной песней.

Выразительное чтение учителем.

Баю-баюшки-баю,

Живет старик на краю,

Он не беден, не богат,

У него много ребят,

Все по лавочкам сидят,

Кашу ложками едят,

Кашка масленая,

Ложка крашеная.

- Какие чувства вызывает песня?

- Как её надо читать?

(Нежно, ласково, с теплотой и любовью, заботой и нежностью).

- Какие слова успокаивают?

- Какие строки особенно понравились?

3) Знакомство с новыми словами.

В далёкую старину люди изобрели специальное приспособление для качания младенцев - колыбель. У разных народов слово колыбелька называется по-разному: люлька, зыбка, зыбушка, зыбалка, баюкалка, колыска, качалка - качающаяся кроватка для малыша.

Слово «колыбель» происходит от слов «колебать», «колыхать», «качать». Колыбель совершает плавные и ритмичные движения по направлениям "вверх - вниз", "вправо - влево", "назад - вперед". Издавна было подмечено, что при определенном ритме покачивания младенец быстро успокаивается и засыпает. Эти наблюдения привели к изобретению своеобразного «инструмента» укачивания - колыбели. Также в народном обиходе было и название «байка» - от глагола «байкать» - укачивать, баюкать, усыплять. Люди примечали, что в пути, при ритмичном движении, покачивании, ребенок быстро засыпает. Колыбель подвешивали на шесте (очепе), чтобы удобно было качать, вешали возле материнской постели. Она делается различно: пяльца, обшитые холстом и привешенные за углы на верёвочках, кузовок на очепе с подножкою для качания,кроватка на круглых полозках.

Каждая мама колыбельную малышу поёт на своём родном языке. Убаюкивая младенца, мать рассказывает о «ясном месяце, ветре, солнце...», которые помогут уснуть ребёнку. Эти песни спокойные и очень добрые. Они похожи на сказки, младенец слушает ласковый голос мамы и засыпает. В старину люльки подвешивали и на деревья, когда мамы выполняли другую работу. (Обратить внимание на рисунок на доске)

Колыбельные песни есть у каждого народа. Эти песни, как считали предки, защищали спящего ребенка от проделок темной силы. Колыбельные песни - это не только снотворное для малыша, но и его оберег. Согласно древним традициям для каждого младенца создавалась своя колыбельная песня - ее при рождении ребенка сочиняла сама мать. А потом данная песня всю жизнь служила ему оберегом. Слова и мелодии защищали ребёнка от злых духов, от бессонницы, болезней. Эти песни наполнены любовью, добротой. Они похожи на сказку.

Колыбельные песни, как вы знаете, появились очень давно, в глубокой древности. Это народные песни, сочиненные не композитором, а в народе. Баюкает мама и напевает свою колыбельную. Если получалась красивая мелодия, понравились слова песни, мама запоминала и повторяла их. Другая мама пела по - своему. Самые красивые песни продолжали жить, а кто их сочинил, уж никто не помнил. Было лишь известно, что кто - то из народа. Поэтому они и получили название - народные. Услышит дочка от мамы колыбельную песню, запомнит, а потом споет ее младшим в семье детям...

Ребята, а вам пели колыбельные? Кто пел? Вам нравилось их слушать?(Ответы детей)

3.Закрепление учебного материала.

1) Прослушивание аудиозаписи «Котик ». (№ 2)

- Сейчас мы послушаем ещё несколько колыбельных песен. Слушайте внимательно и представьте, какие сны могут присниться малышу после исполнения этих песен.

2) Беседа

- Какие образы предстают перед вами?

- Кто являются главными героями колыбельных песен?

- Как колыбельные песни влияют на душу людей?

(Колыбельные песни успокаивают, настраивают на хорошие дела, проникают во внутренний мир человека)

- А почему это происходит?

(Потому что колыбельные песни поют с теплотой и любовью, заботой и нежностью).

Воспитатель: Колыбельные песни дают детям первые уроки послушания и добродетели. В их основе всегда был авторитет родителей. Больше всего колыбельных о природе, о труде. Все живое в природе постоянно трудится. Но, рассказывая о работе земледельца и рыбака, пастуха и кузнеца, о труде зверя и птицы, колыбельные все - таки желали детям прожить жизнь по возможности с веселой душой. Пели песни в основном мамы и бабушки. Самый необходимый дар мамы, бабушки - это терпение. Терпение и любовь к детям по-особому окрашивают содержание колыбельных. Нередко они делятся на колыбельные для мальчиков и колыбельные для девочек. Так передается идеал мужчины и женщины, выработанные народами на протяжении веков. Мужчина - физически здоров, трудолюбив, честен. Женщина - трудолюбива, скромна, добра. Колыбельная поэзия каждый раз возвращает слушателя к его «малой родине»: к порогу родного дома, к той земле, которая не только хлебом, но и песней питала и питает человека.

Колыбельная песня все время создает образ покоя, тишины:

Баю, баю, баю бай,

Ты собаченька не лай,

Белолапа не скули,

Мою Машу не буди!

Вот вырастет этот паренек, что лежит в зыбке, станет настоящим мужиком:

Спи, Ванюша, спи, родной,

Спи, Ванюша, спи, усни,

Будет пора - мы разбудим тебя.

Будешь, Ваня, ты большой,

Будешь рыбку удить,

И тетерку ловить,

Будешь лес ты рубить,

Папку, мамку кормить.

И качает мать зыбку, и качает, а уйдет - садится няня ( это могла быть или бабушка, или сестра, или соседская девчонка) и поет свою песню:

Я качаю, зыбаю,

Отец ушел за рыбою,

Мать ушла пеленки мыть,

Дедушка дрова рубить,

Бабушка коров доить.

Колыбельные песни бывают разные:

К первой группе относятся песни, которые содержат обращения к ребенку с пожеланиями сна, благополучия, счастья, достатка... Вот такая, например:

Баю, баю, баиньки, скатаем Маше валенки,

Полушубочек сошьем, Машу к бабушке пошлем.
Будет бабушка встречать, Машу кашкой угощать,

Даст тепленький блинок и румяный пирожок.

- Какая эта песня по характеру?

Дети: Светлая, приветливая, спокойная…

Воспитатель: Во вторую группу песен входят образы животных и птиц. Главным персонажем колыбельных песен очень часто является кот. Он живёт в избе, у него мягкая шёрстка. Кота изображают подробно с его внешними признаками, повадками, привычками. Он быстро определяет благоприятное место в доме, где можно поставить колыбель. Чтобы дети сладко спали, иногда кота клали в колыбель. Прежде чем впервые положить в люльку (зыбку) младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота (считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов). Существовало (и продолжает жить по сей день) общенародное поверье, что кот - большой друг домового (подлинного хозяина дома), и поэтому, если кота не обижать, то он "при случае" непременно доложит "дедушке" (домовому) о "доброте хозяйской", а уж "дедушка" наверняка постарается обеспечить в таком доме уют и покой.

Баю-баюшки-баю,
Баю, Сашеньку, баю!
Приди котик ночевать,
Мою детоньку качать,
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
Да кувшин молока.
Птицы в древнеславянском мировоззрении - это вестники Бога. Именно они помогают заботиться о растущем малыше.
Ай, люли-люленьки.
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать
Стали гули ворковать
Стали гули ворковать,
Стал наш Юра засыпать.
Что можно сказать про эту колыбельную? Какая она? О чем заботиться мама?

(Ответы детей).

Воспитатель: К третьей группе относят колыбельные с мифологическими (сказочными, выдуманными, ненастоящими) образами Сна, Дремы, Угомона.

Уж ты глазоньки зажми,

Угомон тебя возьми,

Угомон тебя возьми,

Сам покрепче усни.

Уж как сон ходил по лавке, Дрема по полу брела.
Дрема по полу брела, к Маше в спаленку зашла.
Да в кроватку забрела, на подушечку легла.
На подушечку легла, Машу ручкой обняла.

А почему в гости к малышам вместе с колыбельными песнями приходят образы как бы живых существ: Сон, Дрема, Угомон? По мнению старых людей, это невидимые существа, обитавшие где-то рядом с человеком. Матери верили, что именно Сон, Дрема и Угомон, вызванные ими, приносят покой, здоровье ребенку.

-Ребята, что вы можете сказать о характере этой песни?

Дети: Характер плавный, спокойный, напевный…

Воспитатель: Правильно, мелодия здесь мягкая, успокаивающая, завораживающая. Придает колыбельной умиротворенный характер.
К последней четвертой группе колыбельных относятся песни, в которых, слегла, устрашают, запугивают непослушных детей. ( № 3)

Баю, баюшки - баю, не ложися на краю.
Придет серенький волчок, и ухватит за бочок,
И утащит во лесок, под ракитовый кусток!

-Эту колыбельную знают все. Давайте ее вместе споем. Будем петь напевно, протяжно, негромко, точно пропевать мелодию.

Я вам сейчас ее напомню (поет). Вспомнили? А теперь споем вместе (поют).

Воспитатель: Молодцы ребята, а давайте мы поиграем пока моя Машенька заснула.

Проводится русская народная игра « Ходит сон близ окон».

Считалкой выбирают Дрему (водящего):
Спят игрушки, спят зверята, солнце спит, трава, цветы...
Зубки чистите, ребята, спать идите, первый - ты!

Дети идут по кругу, взявшись за руки, Дрема в кругу. Дрема движется противоходом, поет вместе с детьми:
Ходит сон близ окон... Все ли спят? Все ли спят?
Бродит Дрема возле дома и глядит на ребят.

На вторую часть музыки дети останавливаются, поднимают сцепленные руки. Дрема выходит через «воротца» из круга и вновь заходит, выходит через другие «воротца» и опять заходит и т.д. Дрема говорит тихо, спокойно:
- Закрывайте глазки, пусть приснятся сказки!..
Дети закрывают глаза. Водящий выбегает из круга, бежит за кругом и незаметно до кого - нибудь дотрагивается (это остается в тайне) и становится вместе с детьми.
Звучит вступление, дети вновь идут по кругу и поют. После слов «бродит Дрема возле дома и глядит на ребят», ребенок, до которого дотронулась Дрема, делает шаг вперед (в круг). Дети пытаются его задержать. Игра продолжается.

Воспитатель: Тише, тише Подойдите, пожалуйста, к колыбельке.. Смотрите, улыбается малыш во сне, значит, все хорошо. - Спи, Машенька, набирайся силушки... А мы тебе споем, прощаясь, «Баю-бай, баю-бай...»

- Понравились вам дети колыбельные песни? Что вы сегодня узнали нового, интересного?

( Ответы детей).

Изучение нового материала.

Выставка книг.

Обратить внимание на книги, в которых «хранится память о колыбельных песнях», на иллюстрации к песенкам.

Итог урока (продолжи предложение)

Я сегодня узнал…

Мне было трудно…

Рефлексия. ( №4)

Украсить колыбельку, прикреплённую на доску цветочками.

Красными - потрудились очень хорошо.

Синими - что-то не получилось.

- Только ли маленьким детям нужны колыбельные песни?

(Нет, они нужны всем людям, независимо от возраста и пола, т.к. они настраивают на хорошие поступки, вселяют в наши сердца только добро).

Ну а я Вам на прощанье дам домашнее задание:

Спросите, пожалуйста, своих бабушек и мам, какие они знают колыбельные песни, и разучите их с ними.



Словарик «колыбельных слов»


Колыбель - Родина, место рождения человека, где провел он свое младенчество; место происхождения народа, поколения, науки. (В. Даль).

«Колыбель» произошло от глагола «колыбать» (качать, зыбать, колыхать, колебать), т.е. заставлять раскачиваться взад и вперёд.

Колыбель - своеобразный «инструмент » укачивания.

«Баю» - от глагола «байкать» - укачивать, баюкать, усыплять.

Гули - голуби. Баушка - бабушка. Дитя - ребенок.

Али - или.

Колыбелочка - колыбель.

Дремлет - спит.

Гулюшка - голубь.

Калита - калитка (дверь в ограде).

Бука - мифическое существо, обитающее в хозяйственной части крестьянского двора.

Угомон - от глагола «угомонись», «успокойся». Мифическое существо

Дрема - от глагола дремать, мифическое существо


© 2010-2022