«Дифференцированный подход в обучении биологии и химии»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Сообщение на тему:

« Дифференцированный подход в обучении биологии и химии»













Учитель биологии и химии Казакова Л. П.





Одним из условий реализации личностно-ориентированного подхода в обучении химии и биологии является организация дифференцированного обучения.

Главной целью дифференциации является преодоление, сглаживание противоречия между усредненным подходом ко всем обучающимся и индивидуальностью каждого ребенка.

При этой форме каждая группа учеников работает над выполнением заданий, соответствующих их учебным возможностям. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Обучение должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям школьников». Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференциация обучения.

Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий обучающихся.

Цель технологии уровневой дифференциации:

-обеспечение достижения всеми обучающимися базового уровня подготовки по предметам;

-создание условий обучающимся, проявляющим интерес и способности к предмету для усвоения материала на более высоком уровне.

Дифференцированный подход к обучающимся позволяет каждому ребенку работать в индивидуальном темпе, в своей зоне развития, что обеспечивает чувство психологической комфортности для каждого ребенка, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительную мотивацию учения. В своей работе для реализации индивидуально - дифференцированного подхода я применяю его в нескольких направлениях:

  1. При опросе и актуализации знаний.

  2. При изложении нового материала.

  3. При закреплении изученного материала.

  4. При определении домашнего задания.

  5. При выполнении практических работ.

  6. На этапе контроля (при проведении проверочных и контрольных работ).

  7. При индивидуальной работе с обучающимися.

При опросе и актуализации знаний учитываю уровень подготовленности обучающихся. У доски работают более сильные ученики. Очень часто дети отвечают письменно.

Обучающиеся с низким уровнем знаний выполняют задания, используя алгоритмы или записи в тетради. Правильность выполнения задания проверяется обучающимися с высоким уровнем.

Обучающиеся со средней мотивацией не только выполняют задание, но и объясняют свои действия, отвечают на дополнительные вопросы учителя и обучающихся..

Обучающиеся с высоким уровнем знаний излагают найденный дополнительный материал и выполняют задание творческого характера. (Например, показывают презентации, созданные дома по вопросам домашнего задания).

При изложении нового материала часто работаем с материалом учебника, при этом:

-обучающиеся с низким уровнем знаний выполняют при этом простые задания - находят готовую информацию в таблицах, схемах, уравнениях реакций и объясняют её.

-обучающиеся со средним уровнем знаний анализируют, сравнивают и систематизируют полученную информацию.

-обучающиеся с высоким уровнем знаний предлагаю самостоятельно находить способ решения поставленной задачи и делать выводы.

Тема урока «Ткани» (8 класс биология)

Изучите материал параграфа и ответьте на вопросы

1 уровень:

  1. Что такое ткань?

  2. Какие виды тканей встречаются у человека?

  3. Сделайте рисунки клеток каждого вида тканей.

2 уровень:

4. Укажите особенности строения каждого вида ткани.

3 уровень:

5. Перечислите функции каждого вида тканей.

8 класс «Анатомия человека».

Тема: «Строение пищеварительной системы». 8 класс

1 уровень.

1. Прочитать параграф «Строение органов пищеварения».

2.Записать порядок органов пищеварения.

3. Зарисовать строение зуба и подписать его части.

2 уровень.

1. Прочитать параграф «Строение органов пищеварения» и ответить на вопросы.

2. Составить схему движения пищи.

3. Почему к числу необходимых условий использования пищи организмом относят её механическую обработку и химическое расщепление.

3 уровень.

1. Прочитать параграф «Строение органов пищеварения и ответить на вопросы.

2.Заполнить таблицу:

Орган пищеварительной системы

Строение органа

Функция


Закрепление изученного материала:

Обучающиеся с низким уровнем мотивации получают задания аналогичные предложенным в тексте.

Обучающиеся со средним уровнем мотивации получают задание на применение имеющихся знаний в новой ситуации.

Обучающиеся с высоким уровнем мотивации выполняют задания творческого характера.

Для домашнего задания упражнения подбираю также дифференцированно.

Самое простое задание - репродуктивного характера.

Более сложное - задание, требующее применения знаний в новой ситуации.

Наиболее сложные - творческие задания.

Например, подготовка небольшого сообщения по предложенным им заданиям, работа с дополнительными источниками информации по данной теме, поиск информации в Интернет-ресурсах и книгах, подготовить небольшую презентацию и т.д.)

При проведении практических работ индивидуально - дифференцированный подход заключается в заданиях разной сложности:

Обучающиеся, имеющие пробелы в знаниях, выполняют работу по инструктивным карточкам, описывают наблюдения, записывают готовые уравнения реакций.

Обучающиеся, имеющие достаточный уровень химических знаний, выполняют работу, записывают наблюдения, самостоятельно объясняют их, пишут уравнения соответствующих реакций, делают выводы.

Разноуровневые контрольные работы по биологии учитывают индивидуальные особенности обучающихся, представляют возможность самостоятельно выбирать задания разной степени сложности.

6 класс. Тема «Бактерии. Грибы. Лишайники».

1 уровень.

1 вариант.

-дайте характеристику пенициллу.

-строение лишайника.

-нарисовать и подписать строение бактерии.

2 вариант.

-дать характеристику дрожжам.

-строение шляпочного гриба

-дать характеристику мукору.

2 уровень.

1 вариант.

-почему без деятельности бактерий жизнь на земле была бы невозможна?

-особенности размножения грибов.

-каковы особенности питания лишайников.

2 вариант.

-почему бактерии нельзя отнести к растениям?

-особенности питания грибов.

-чем грибы трутовики отличаются от шляпочных грибов.

3 уровень.

-какие леса богаче грибами: леса средней полосы или тропического леса?

-почему лишайники называют пионерами растительного мира?

- почему некоторые грибы встречаются около определённых пород деревьев?

Проверочная работа по теме «Бактерии».

1 уровень.

Какие бактерии называют сапрофитами, а какие паразитами?

2 уровень.

На какие 2 группы по способу питания делят бактерии? Распределите перечисленные бактерии на эти группы: почвенные бактерии, чумная палочка, молочнокислые бактерии, бактерии гниения, туберкулёзная палочка.

3 уровень.

На какие 2 группы по способу питания делят бактерии? Охарактеризуйте каждую группу и приведите примеры.

При организации самостоятельной работы обучающихся над материалом можно дифференцировать степень сложности выполняемого задания.

Дифференцированная самостоятельная работа по теме «Рыбы»

Уровень 1 (задания на "3")

Выбрать номера правильных суждений:

  1. Развитие рыб происходит только в воде.

  2. Основная функция плавательного пузыря - гидростатическая.

  3. Жаберные крышки есть у всех рыб.

  4. Кровеносная система рыб замкнутая.

  5. Сердце рыб однокамерное.

  6. Нервная система рыб состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.

  7. Рыбы способны к образованию условных рефлексов.

  8. Органами выделения у рыб служат почки.

  9. Для большинства рыб характерно наружное оплодотворение.

  10. Температура тела рыб постоянная.

Правильные ответы: 1, 2, 4, 7, 8, 9.

Уровень 2 (задания на "4-5")

Из перечня органов (1-22) выбрать те, которые соответствуют каждой из систем органов. Записать обозначения в колонку.

I - нервная система

№ 1 - плавники

II - кровеносная система

№ 2 - жабры

III - пищеварительная система

№ 3 - мышцы

IV- дыхательная система

№ 4 - вены и артерии

V - выделительная система

№5 - позвоночник

VI - система опоры и движения

№6 - мочевой пузырь

VII - половая система

№ 7 - череп

№ 8 - печень

№ 9 - ребра

№ 10 - желудок

№ 11 - плечевой пояс

№ 12 - мочеточник

№ 13 - почки

№ 14 - головной мозг

№ 15 - семенники

№ 16 - спинной мозг

№ 17 - нервы

№ 18 - яичник

№ 19 - передний мозг

№ 20 - яйцеклетка

№ 21 - мозжечок

№ 22 - сердце

Правильные ответы:

I - № 14, 16, 17, 19, 21.

II - № 4, 22.

III - № 8, 10.

IV - № 2.

V - № 6, 12, 13.

VI - № 1, 3, 5, 7, 9, 11.

VII - № 15, 18, 20.

Задание. Назвать понятия, определения которых приведены ниже

_____форма существования одноклеточных и некоторых многоклеточных организмов, временно покрывающихся плотной оболочкой, которая позволяет этим организмам переживать неблагоприятные условия среды.

_____расположение частей тела, позволяющее его разделить на 2 равные, зеркально отражающие друг друга половины.

_____восстановление утраченных или повреждённых частей тела.

_____мужская половая клетка (гамета);_______женская половая клетка (гамета)

_____ответ организма на действие раздражителей, осуществляемый при помощи нервной системы.

_____наличие признаков мужского и женского пола у одной особи животного.

_____организмы, в которых развиваются личинки паразитических животных.

(циста, яйцеклетка, регенерация, симметрия двусторонняя, промежуточный хозяин, сперматозоид, гермафродитизм, рефлекс)

При дифференцированном подходе, обучающиеся, обладающие достаточным объемом знаний по теме, самостоятельно дают определения понятиям. А обучающиеся, у которых плохо развита долговременная память, получают карточку с перечислением понятий и выполняют задание по их подбору к определениям.


Задание . В текст общей характеристики животных типа Членистоногие вставь пропущенные слова

Членистоногие - это животные с _______симметрией тела. Особенностью конечностей является _____. Число ног у представителей разных классов типа ______.

Снаружи их тело покрыто _____ покровом. Основу покрова составляет сложное органическое вещество ______. Благодаря такому его свойству как ______он защищает тело членистоногого от механических и химических воздействий внешней среды. Свойство _______обеспечивает предохранение наземных животных этого типа от излишней потери влаги. А из-за такого свойства _____покрова как _______периодически происходит процесс его смены и называется этот процесс _____. Изнутри к ______покрову прикрепляются мышцы, и он выполняет роль ______скелета.

Тело членистоногих состоит из______, которые образуют _______: головогрудь и _______ или голова, ______, брюшко.

Они встречаются в различных средах жизни: наземно-воздушной, _____, ______, ______.

(Двусторонней, членистость, разное, хитиновым, хитин, прочность, плотность, хитинового, нерастяжимость, линька, хитиновому наружного, члеников, отделы, брюшко, грудь, водной, почвенной, организменной)

При дифференцированном подходе к организации этой работы (заполнение таблицы) разные группы обучающихся получают карточки с заданием разной степени сложности.

Вариант 1. Заполнить таблицу, используя текст параграфа.

Таблица «Типы костей»

Типы костей

Место расположения

Особенности строения

Примеры


Вариант 2. Заполнить таблицу, используя текст параграфа.

Таблица «Типы костей»

Типы костей

Место расположения

Особенности строения

Примеры

Круглые трубчатые

Плоские губчатые

Короткие губчатые


Вариант 3. Заполнить таблицу, используя текст параграфа.

Таблица «Типы костей»

Типы костей

Место расположения

Особенности строения

Примеры

Круглые трубчатые

Где необходима большая амплитуда движений (рычаги тела)

Кости конечностей, фаланги пальцев

Состоят из наружного плотного и внутреннего губчатого вещества

Кости свода черепа, лопатка, грудина, тазовая кость

Короткие губчатые

Где большая нагрузка сочетается с подвижностью

Имеют на поверхности тонкое плотное вещество, под которым находится губчатое вещество, заполненное красным костным мозгом

Вариант (для сверки по образцу)

Таблица «Типы костей»

Типы костей

Место расположения

Особенности строения

Примеры

Круглые трубчатые

Где необходима большая амплитуда движений (рычаги тела)

Средняя часть имеет вид трубки с полостью, заполненной жёлтым костным мозгом. В головках находится губчатое вещество, заполненное красным костным мозгом.

Кости конечностей, фаланги пальцев

Плоские губчатые

Где необходима защитная функция костей

Состоят из наружного плотного и внутреннего губчатого вещества

Кости свода черепа, лопатка, грудина, тазовая кость

Короткие губчатые

Где большая нагрузка сочетается с подвижностью

Имеют на поверхности тонкое плотное вещество, под которым находится губчатое вещество, заполненное красным костным мозгом

Запястье, предплюсна, позвонки

«Обучающиеся получают право и возможность выбирать уровень обучения, учитывая свои способности , интересы, потребности, варьировать свою учебную нагрузку, учиться адекватно оценивать свои знания", - это мнение профессора В.В .Гузеева, который предложил и обосновал трёхуровневую дифференциацию.

Для проведения проверки усвоения темы «Способы разделения смесей» в 8 классе предлагаю выполнить такие упражнения:

Уровень первый. Как разделить следующие смеси:

а) вода и поваренная соль

б) вода и толченый мел

в) вода и подсолнечное масло

Уровень второй. Как разделить смеси, состоящие:

а) из железных опилок, глины и измельченной корковой пробки

б) из воды, спирта и бензина

Уровень третий. Приведите примеры смесей:

а) для разделения которых надо применить отстаивание, фильтрование, перегонку

б) которые можно разделить на основания различной плотности веществ и температуры кипения

Итак, дифференцированный подход к обучающимся - это целенаправленное отношение учителя к обучающимся с учетом их типологических особенностей, проявляющееся в дифференциации заданий на различных этапах урока, при организации домашней и внеклассной работы. При таком подходе можно уделять больше времени отстающим ученикам, не упуская из виду сильных, создавая благоприятные условия для развития всех и каждого, в соответствии с их способностями и возможностями, особенностями их психического развития, характера. Ведь все дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться. И это, я считаю, необычайно важно.






Используемая литература:

1.Малышева Г.И. Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процесса обучения .

2. Интернет- ресурсы.

3.Т.П. Лакоценина, Е.Е. Алимова Современный урок. Инновационные уроки. Издательство «Учитель». 2007 г.


© 2010-2022