Классный час Путь к себе для учащихся 8-9 классов

Предлагаемый классный час – это час общения на темы психологии и морали (самопознание, самооценка, идеалы, цели, принципы). В сценарии использованы разнообразные методы: интерактивная беседа, проблемная ситуация, анкетирование (самохарактеристика), групповая форма работы, игровые ситуации. В конце классного часа каждый ученик должен составить самохарактеристику (по вопросам анкеты). Цели: -расширить представление детей о самопознании, саморазвитии, самоопределении; - формировать положительную нр...
Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Путь к себе


Традиционно старший подростковый возраст считают возрастом самоопределения личности. Самоопределение неразрывно связано с пониманием себя, своих возможностей и стремлений. Между тем многие девятиклассники не знают, чего они хотят, не могут внятно сформулировать свои цели, принципы, не имеют нравственного идеала, не могут адекватно оценить себя. Предлагаемый классный час - это час общения на темы психологии и морали (самопознание, самооценка, идеалы, цели, принципы). В сценарии использованы разнообразные методы: интерактивная беседа, проблемная ситуация, анкетирование (самохарактеристика), групповая форма работы, игровые ситуации. В конце классного часа каждый ученик должен составить самохарактеристику (по вопросам анкеты).

Цели:

- расширить представление детей о самопознании, саморазвитии, самоопределении;

- формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой;

- способствовать формированию адекватной самооценки;

- побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

План классного часа:

  1. Вступительное слово учителя - тема классного часа.

  2. Эпиграфы к классному часу.

  3. Постановка целей и задач (проблема).

  4. Работа в группах «Определение уровня самооценки». (3-5мин)

  5. Проблемная ситуация «Как себя оценить?». (работа в группах - 3-5 мин)

  6. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы.

а) цели (работа в группах - 3-5мин)

б) принципы

в) идеалы (работа в группах - 3-5мин)

7. Составление самохарактеристики (ответы на вопросы анкеты).

8. Игра «Маска, я тебя знаю!»

9. Заключительное слово.

10 Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа:

  1. Вступительное слово учителя - тема классного часа.

  2. Эпиграфы к классному часу:

Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг; тот, кто мне льстит, - мой враг. (Сюнь-Цзы)

Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле. (Публий Сир)

  1. Постановка целей и задач (проблема).

Скоро вы окончите 9 классов и вам придется выбирать свой дальнейший путь: 10кл, работа, техникум. Кто-то сделает этот выбор осознанно и самостоятельно, а кто-то пока и сам не знает чего он хочет. Девятиклассники знают много формул, теорем, правил, законов, могут решать трудные задачи и давать оценку литературным персонажам, но далеко не каждый может ответить на вопросы: кто я? Какой я? Каким я хочу быть? что думают обо мне другие? Сегодня мы будем учиться отвечать на эти вопросы.

Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает себя»

Можете ли вы считать себя умными людьми?

Что вы о себе знаете? (физ.возможности, состояние здоровья, характер темперамент, таланты, способности, вкусы, привычки, волю, сильные/слабые стороны).

Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка? (узнать призвание, выбрать профессию, избежать ошибок и разочарований, правильно себя вести с окружающими, правильно определить цель в жизни).

Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.

4. Работа в группах «Определение уровня самооценки». (3-5мин)

А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? Перед вами таблица признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки.

Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах, записать ваши ответы на листах бумаги, обосновать свой выбор!

Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.

Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.

Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.

Что можно посоветовать человеку с

- завышенной самооценкой? (быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других)

- заниженной самооценкой? (заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет»)

- объективной самооценкой? (не терять уверенности в себе, работать над своими недостатками, не хвастаться достоинствами)

5. Проблемная ситуация «Как себя оценить?» (работа в группах - 3-5 мин)

Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Послушайте рассказа о проблемах одной девятиклассницы.

Бабушка и мама считают, что Наташа - самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!

К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами «Как оценить себя?» (читаю)

Правильно ли оценивала себя Наташа?

Какие ошибки она совершила, оценивая себя?

(судила о себе по мнению мамы и бабушки, учебные неудачи объясняла придирками учителей, сравнивала себя с более слабыми, требовательно относилась к другим, к себе - снисходительно, не прислушивалась к критике, ставила себе нереальные цели)

  1. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы.

Многие не могут определить свои цели, принципы, идеалы. Мне кажется, они просто плохо представляют себе, что это такое. Давайте разберемся с этими понятиями.

Жизненные цели - что это такое? (Это мечта. То, к чему человек стремится)

Зачем нужно ставить перед собой цели? (Чтобы к чему-то стремится, чтобы был смысл жизни)

Сколько целей может быть у человека?

Какие же бывают цели в жизни?(краткосрочные, долгосрочные)

Ученые говорят, что жизненная цель дает человеку силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, и в конце концов его мечты сбываются. Но жизненные цели бывают разные. Одни дают силы на всю жизнь, а другие только на короткий период. Как вы думаете, какие цели могли бы стать целями всей жизни?

Говорят, что достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к этой цели хотя бы один шаг. Иначе эта цель так и останется мечтой.

Но даже самая красивая цель может быть человеком отвергнута, если нужно поступаться принципами. Жизненные принципы - это убеждения, взгляд на вещи, жизненные правила. Какие бывают принципы? Прежде всего, это 10 христианских заповедей.

Есть люди, которые руководствуются другим принципами, например: «Человек человеку - волк» (закон джунглей), «Не верь, не бойся, не проси» (тюремный закон), «Бери от жизни всё!», «После нас - хоть потоп!» и т.п.

Какие вы еще знаете принципы?

Зачем нужны принципы? Может ли человек изменять свои принципы в течение жизни? Бывают ли люди без принципов?

В истории много примеров, когда за принципы люди сознательно шли на смерть, если ценой жизни было предательство - веры, Родины или друзей, ведь изменить своим принципам - значило потерять себя как человека, потерять уважение к себе.

Идеал - совершенное воплощение чего-то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Я прочитаю качества идеальных людей. Представьте себе, что нужно выстроить их в порядке убывания. Какие качества вы бы поставили на первое место?

Идеал мужчины: привлекательность, верность, мужественность, мастеровитось, деликатность, понимание.

Идеал женщины: обаяние, верность, женственность, хозяйственность, уступчивость, понимание.

Идеал гражданина: коллективизм, патриотизм, национальная честь и достоинство, совесть, мужество, ответственность.

7. Составление самохарактеристики (ответы на вопросы анкеты).

После окончания 9 класса школа дает выпускникам характеристики. Эти характеристики составляет классный руководитель. Я решила обратиться к вашей помощи и попросила вас составить самохарактеристики. Для этого ответьте на вопросы анкеты.

Кто хочет, может оставить анкету у себя. Надеюсь, она поможет вам в вашей самооценке.

  1. Игра «Маска, я тебя знаю!»

С разрешения некоторых ребят я вам сейчас прочитаю их творения. А вы попробуйте угадать, кто автор этой характеристики.

Как вы считаете, авторы были объективны к себе? А может, кто-то приукрасил или недооценил себя?

9. Заключительное слово.

Все люди уникальны! Но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. И даже составить объективную характеристику в конце 9 класса удается немногим. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни.

10 Подведение итогов (рефлексия).

Что дал вам сегодняшний классный час?

Удалось вам узнать что-то новое о себе и других?

© 2010-2022