Классный час на тему: «Роль общения в жизни человека»

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Роль общения в жизни человека»

ТИП занятия: занятие по применению метапредметных и предметных знаний, открытия новых знаний.

ВИД занятия: занятие - дискуссия, ролевая игра с элементами проектной деятельности.

ЦЕЛЬ занятия: показать важность и значимость общения в жизни людей, спроектировать портрет общительного и малообщительного человека, выявить сходства и различия для понимания роли общения в жизни людей.


ЗАДАЧИ занятия:

Образовательная: дать определение слову «общение», выявить различия между вербальным и невербальным общением, выявить роль общения в современном мире.

Развивающая: развивать умение высказывать свою точку зрения, мыслить, рассуждать, выявлять различия в общении.

Воспитательная: воспитывать культуру слушателя, эмоциональную отзывчивость в процессе проектной деятельности в группах, умение работать в паре.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные: у обучающегося будет сформирована мотивация к потребности общаться, умение осуществлять самооценку в процессе рефлексии.

Метапредметные: ученик научится применять полученные знания на уроках русского языка и литературы, получит возможность научиться отличать виды общения, применять их на практике; научится анализировать, находить общее и различное.

Регулятивные: научатся взаимодействовать с членами групп, формулировать тему и проблему урока, ставить цели, планировать этапы деятельности по достижению поставленных целей.

Коммуникативные: учащиеся получат возможность проявить себя в групповой работе, высказать свою точку зрения, формулировать свое мнение, точно выражая свои мысли.

Форма работы: фронтальная, групповая, работа в парах.

ОСНАЩЕНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

Ход классного часа:

  1. Организационный этап

Класс делится на 3 группы, дети рассаживаются за 3 стола, учитель проверяет готовность к уроку. На столах проверяет наличие раздаточного материала.

Учитель:

Мы, беседу начиная,

Познакомиться должны.

Друг о друге больше мы узнаем,

Подобрав слова добра и теплоты.



- Здравствуйте, ребята! Прошу поприветствовать уважаемых членов жюри и гостей, которые будут сегодня на уроке с нами.

- Я предлагаю по цепочке представить соседа справа и подобрать для его описания по одному слову (имена прилагательные) (Метапредметная связь с русским языком)

Ученики представляют друг друга по цепочке.

2.Актуализация опорных знаний, постановка проблемного вопроса, определение темы занятия, целеполагание

Учитель:

-Ребята, посмотрите на экран. Перед вами 4 слова: (Ассоциаграмма)

- разговор

- слушатель

- беседа

- рассказчик

- Что связывает эти слова? Что происходит между слушателем и рассказчиком? (Общение).

- Правильно, ребята, молодцы. Вот об этом мы и поговорим.

- Для чего человеку необходимо общение? (Ответы детей)

- А как вы думаете, на какие две группы по способности общаться можно разделить людей? (Малообщительные или замкнутые и общительные).

- Значит, цель нашего урока - определить роль… Продолжите предложение (общения в жизни людей).

3. Погружение в проект, доказываем необходимость общения.

- Подберите синонимы к слову замкнутый человек? (Малообщительный, неразговорчивый) (метапредметные - русский язык).

- Как вы думаете, трудно ли такому человеку приходится? Как избежать одиночества? (Предварительные выводы - находиться среди людей, взаимодействовать)

- Предлагаю вам побыть художниками и журналистами и создать портрет словесный и художественный человека общительного и малообщительного. (метапредметные-ИЗО ) А поможет нам достичь результата план действий, который вы составите. Перед вами бланки заданий, пронумеруйте этапы работы над проектом.

Дети выполняют задание.

- Поменяйтесь бланками с соседом. Проверьте по эталону.

1. Определить командира команды, художников, журналистов.

2. Собрать информацию по теме «Общение».

3. Создать портреты художественный и словесный (продукт проекта).

4. Сделать выводы о роли общения в жизни людей (презентация).

4. Деятельность по созданию проекта.

- Молодцы! А теперь выполняем 1 пункт вашего плана (раздать значки руководителю группы и членам художественного сектора)

- Далее мы собираем информацию. Предлагаю просмотреть фрагмент мультфильма «Смешарики» и подумать, в чем ошибки героев? (Они не умели выслушать собеседника, обижались, если происходило не так, как им хотелось).

- Значит, чтобы получилось эффективное общение, необходимы определенные условия. А какие, мы сейчас определим. Попробуйте ваши предположения оформить в словосочетания, которые, на ваш взгляд, составляют условия общения ( Кластер «Условия общения» (Песня «Облака- белогривые лошадки»)

(Используемые словосочетания: желание общаться, умение слышать и слушать, доверие, взаимопомощь, интерес, поддержка, умение вести беседу, умение признавать свои ошибки, выражение взглядов, выдержка, умение контролировать эмоции, любовь к чтению).

Дети объясняют свой выбор

Изучение нового:

Учитель: - Ребята, а можно ли общаться без слов? (Да, с помощью жестов).

- Совершенно верно, общаться можно с помощью жестов, взглядов, мимики (выражения лица). Такое общение называют невербальным. А общение с помощью слов и языка -… (вербальное).

- Давайте попробуем использовать оба вида общения. Я попрошу вас вскрыть конверты (в конвертах фразы, которые обозначают состояние, сообщение о чем-то и эмоцию). Изобразите без звука, только мимикой и жестами, записанные фразы так, чтобы окружающие догадались, что вы хотите сказать.

Конверт 1 - (Я проголодался, я получил «5» по русскому языку, у моей бабушки есть корова)

Конверт 2 -(Мне холодно, мой одноклассник играет в футбол, урока сегодня не будет)

Конверт 3 - (У меня болит зуб, в этом кабинете царит порядок, завтра мой день рождения).

Учитель: Молодцы, ребята, вы замечательно поработали. Как вы думаете, какие фразы изобразить легче: состояние, сообщение или эмоции? (Эмоции)

- А как быстрее, проще и понятнее выразить всё это? ( Через общение с помощью слов, т. е вербальное)

- Конечно. Ученые считают, что в процессе общения только 7 % информации передается словами, 38% мы получаем с помощью интонации, остальные 55% через выражение лица, позы, жесты.

Мы учимся с вами умению общаться на протяжении всей жизни. Встречаем новых людей, у нас появляются другие взгляды на жизнь - мы взрослеем. Но, как вы думаете, что еще является важным для культурного общения кроме умения говорить? Это мы выясним в ходе такой ситуации: подойдите по одному человеку от группы и возьмите по одному листочку с фразой из волшебной шляпки. Теперь представьте, что вы решили пообщаться. Произносить можно только слова, записанные на ваших листах. Попробуйте…

( - «Летом мы с родителями отправимся в отпуск»

- «В 9 классе мы будем сдавать экзамены???»

- «Как хорошо иметь собаку!»)

- Ребята, получился ли у наших собеседников разговор? (Нет)

- Скажите, что же еще необходимо для культурного общения кроме умения говорить? (Умение слушать и отвечать на вопросы, понимать суть разговора, поддерживать разговор)

- При общении недостаточно выражать только свои мысли, нужно дать возможность высказаться и собеседнику, учитывать его мнение. Это отличает культурного человека от человека бестактного, невежливого.

5.Презентация и защита проектов

- Итак, настало время представить ваши портреты.

6. Создание коллективного проекта.

- Ребята, мы с вами сегодня хорошо поработали. Я надеюсь, что в каждом из вас зародился росток желания общаться. (На доске ствол дерева) Каждый из вас владеет умением общаться. Кто-то хорошо, а кто-то хуже. Каждому предлагаю проанализировать это самостоятельно и выбрать листик того цвета, который подходит к выводам, полученным в ходе занятия.

( зеленый - я часто общаюсь с людьми, доверяю им и быстро нахожу общий язык со всеми, могу первым начать разговор;

желтый - я высказываю свое мнение, если меня спросят, первым в беседу не вступаю, стараюсь не общаться с незнакомыми людьми;

красный - я стараюсь не общаться с людьми, а при вопросах кратко могу ответить, не продолжая разговор).

- Давайте создадим свою культуру общения.

Дети прикрепляют листочки к дереву.

-Мы учимся общению всю жизнь, и чтобы добиться большего в этом вопросе, мы получили нужные знания, которые позволят лучше, точнее выражать свои мысли, делать культурным общение, становиться общительными, коммуникабельными людьми.

7. Рефлексия.

- Ребята, если мы будем стараться получать радость от общения, стараться взаимодействовать с людьми, не искать повод обидеться, а искать общее, мир станет ярче и интереснее! Выберите, кружок того цвета, который соответствует вашим ощущениям в ходе занятия и у нас прольется дождик настроения, который сделает нам росток желания общаться вот таким красивым деревом!

Красный - получил знания

Оранжевый - интересно

Желтый - комфортно

Зеленый - еще есть вопросы

Голубой - весело

Синий - не понравилось

Фиолетовый - не понял

- Спасибо за урок!





© 2010-2022