Методические рекомендации для организации работы классного руководителя

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации

по организации работы классного руководителя

(Составитель Чертенкова Елена Ивановна,

заведующая заочным отделением

Бахчисарайского колледжа строительства,

архитектуры и дизайна, преподаватель математики)



Содержание:

  1. Декалог классного руководителя_______________________ _________ 2 стр.

  2. Циклограмма работы классного руководителя_____________________ 3 стр.

  3. Ориентировочная структура воспитательного

плана классного руководителя__________________________________4 стр.

  1. Самоанализ воспитательной деятельности

классных руководителей_______________________________________5 стр.

  1. Структурные компоненты анализа

воспитательной работы в классе________________________________5 стр.

  1. Промежуточный анализ состояния

воспитательного процесса в классе за I полугодие_________________ 6 стр.

  1. Изучение состояния и эффективности

воспитательного процесса в классе______________________________6 стр.

  1. Памятка о воспитательных часах

классного руководителя________________________________________7 стр.

10.Ориентировочная тематика классных

собраний, воспитательных часов, бесед, лекций___________________ 8 стр.

11.Программа изучения ученического коллектива_____________________ 9 стр.

12.Основные направления индивидуальной работы

классного руководителя с обучающимися_________________________ 12 стр.

13.Программа изучения личности ученика___________________________ 13 стр.

14.Организация работы с обучающимися, «группы

риска»_______________________________________________________14 стр.

15. Направления работы классного руководителя

с родителями_________________________________________________ 15 стр.





Декалог классного руководителя

Помните!

  • Мы имеем дело с самым сложным, неоценимым, самым дорогим, что есть в жизни - с человеком. Миссия школы - бороться за человека;

  • объект нашей работы - самые тонкие сферы духовной жизни личности, которая формируется, - разум, чувства, воля, убежденность, самосознание;

  • воспитывать человека - это, прежде всего, найти его душу, видеть и чувствовать его индивидуальный мир. Настоящее воспитание - это самовоспитание.

  • нет в ребенке ничего такого, что требовало бы от педагога жестокости. Не позволяйте прорасти в своей душе семенам недоверия в человеке, подозрительности;

  • нет никаких единых для всех школьников предпосылок успехов в учебе. И само понятие успеха в учебе - вещь относительная: для одного высокий уровень, для другого и средний уровень - большое достижение;

  • успехи в обучении - это тропинка, которая ведет к тому уголку детского сердца, в котором горит огонек желания быть хорошим. Берегите эту тропинку и этот огонек;

  • слово - могучий борец за человеческую душу. Создавайте интеллектуальный фон для запоминания, заучивания, сохранения в памяти программного материала. Ребенок становится равнодушным, невосприимчивым к слову, если слово не живет в его душе, если он только заучивает чужие мысли и не создает своих и не высказывает их. Бойтесь равнодушия, бойтесь угасшего взгляда ребенка! Научите их активно, пристрастно относиться к слову;

  • понуждайте учащихся к чтению - самому важному спасательному средству для успешного обучения. Ни одно увлечение не принесет пользы, если оно не затрагивает мысли, души, сердца. Первым увлечением должно быть увлечение книгой;

  • доброжелательность - вот что должно быть атмосферой жизни детского коллектива, главным тонусом взаимоотношений педагога и детей. Если Вы научили своего воспитанника чувствовать человека сердцем, Ваша доброжелательность способна творить чудеса;

  • умение владеть собой, держать себя в руках - одно из необходимых умений, от которого зависит и успех деятельности педагога, и его здоровья.

(Из книги «100 советов учителю» В.А.Сухомлинского)




  1. Циклограмма работы классного руководителя

Ежедневно:

- выяснение причин отсутствия обучающихся на занятиях, фиксация пропусков в классном журнале;

- беседы с обучающимися, которые опаздывают;

- организация дежурства в классе;

- индивидуальная работа с обучающимися;

- контроль внешнего вида обучающихся;

- организация питания детей.

В течение недели:

- проведение воспитательных часов;

- проверка дневников;

- проведение мероприятий в классе в соответствии с планом работы;

- работа с активом класса, организация деятельности органов ученического самоуправления;

- контроль за выполнением поручений;

- организация уборки класса и территории пришкольного участка;

- работа с родителями;

- работа с учителями, работающими в классе;

- встреча со школьной медсестрой, получение справок о болезни обучающихся.

В течение месяца:

- проведение классных собраний;

- проведение бесед по безопасности жизнедеятельности;

- организация дежурства класса по школе;

- посещение уроков учителей-предметников в своем классе;

- тестирование, анкетирование обучающихся с целью изучения их индивидуальных особенностей и анализа развития ученического коллектива;

- контроль за состоянием учебников;

- встречи с родительским активом;

- посещение обучающихся на дому.

Один раз в полугодие:

- оформление классного журнала по результатам полугодия, составление отчета;

- заполнение табелей успеваемости и выдача их обучающимся;

- проведение родительских собраний;

- участие в работе семинаров, методического объединения классных руководителей;

- анализ выполнения плана работы, коррекция плана воспитательной работы;

- составление плана работы на каникулы.

Один раз в год:

- анализ и составление плана воспитательной работы;

- проведение открытого воспитательного мероприятия;

- оформление личных дел обучающихся;

- статистические сведения о классе (на 5 сентября);

- работа с учебниками (выдача в начале учебного года и возврат в библиотеку в конце учебного года);

- написание характеристик (в случае необходимости).

II. Ориентировочная структура воспитательного плана классного руководителя

  1. Анализ работы за прошедший год.

  2. Психолого-педагогическая характеристика класса.

  3. Проблема, тема школы, класса.

  4. Направления и задания воспитательной работы.

  5. Содержание воспитательной деятельности:

- ценностное отношение к обществу и государству;

- ценностное отношение к семье, родным, людям;

- ценностное отношение к природе;

- ценностное отношение к культуре и искусству;

- ценностное отношение к труду;

- ценностное отношение к себе.

Приоритетные направления воспитательной работы:

- воспитание любви к Отечеству и родному краю;

- воспитание толерантности;

- формирование устойчивости личности.

6. Индивидуальная работа с обучающимися.

7. Социальная защита детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.

8. Работа с родителями.

9. Изучение состояния эффективности воспитательной работы в классе.

Для оформления плана воспитательной работы классному руководителю необходимо выбрать наиболее рациональный вариант его формы и структуры, а также выполнять во время составления такие требования:

- целенаправленность и конкретность образовательных заданий;

- компактность плана;

- разнообразие содержания, форм и методов запланированной работы, оптимальное объединение информирования детей и организации их деятельности;

- преемственность, систематичность и последовательность запланированных мероприятий;

- перспективность и актуальность запланированных видов работы;

- использование педагогического руководства и одновременно стимулирование активности воспитанников;

- реальность плана, учет при его составлении возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, уровня их подготовленности, условий жизни;

- обеспечение связи внеклассной работы с внешкольной;

- согласование плана воспитательной работы с планом работы школы и деятельностью детских общественных организаций;

- учет традиций класса, школы, района, культуры и обычаев местного населения;

- учет знаменательных дат и событий, государственных и национальных праздников, которые отмечаются в текущем учебном году;

- обеспечение объединения усилий учителей школы, семьи, общественности;

- гибкость плана.


III. Самоанализ воспитательной деятельности классных руководителей

  1. Как решались проблемы воспитательного характера в текущем учебном году? Направленность на достижение воспитательной цели и заданий школы через реализацию воспитательных заданий классного коллектива.

  2. Как реализовалась национальная направленность, и какой является результативность воспитательной работы?

  3. Что нового было предложено в текущем учебном году в воспитательной работе, и какие результаты примененных инноваций?

  4. Какие методы и приемы используются в работе с трудновоспитуемыми подростками, какова результативность этих способов?

  5. Какую роль в классном коллективе играют органы ученического самоуправления? Как ученики выполняют свои обязанности?

  6. Какую роль играют внешкольные учреждения в организации досуга обучающихся?

  7. Анализ деятельности ученического коллектива:

а) сплоченность класса;

б) общественная активность обучающихся;

в) сформированность чувства ответственности, трудолюбия;

г) дисциплинированность.

8. В чем состоит эффективность взаимодействия классного руководителя и семьи?

а) работа по педагогизации родителей;

б) совместная деятельность классного руководителя и родителей по воспитанию детей;

в) участие родителей в учебно-воспитательном процессе.

Выводы. Предложения к годовому плану воспитательной работы.

IV. Структурные компоненты анализа воспитательной работы в классе

  1. Анализ эффективности определения целей и планирования воспитательного процесса в классе в прошлом учебном году.

  2. Анализ развития обучающихся класса. Уровень воспитанности обучающихся, особенности их морально-этического, эстетического, интеллектуального и физического развития (указать, какие факторы наиболее повлияли на эти процессы).

  3. Анализ динамики социального развития обучающихся. Основные ценностные ориентиры обучающихся класса, особенности их отношения к окружающему социуму, наиболее заметные изменения в этих взаимоотношениях, которые произошли на протяжении прошедшего учебного года.

  4. Анализ развития коллектива класса. Социально-психологический климат в классе. Факторы, которые влияют на его создание. Социометрическая, ролевая и коммуникативная структура класса.

  5. Анализ педагогического взаимодействия обучающихся класса с родительским активом. Результативность организации родительских собраний в классе.

  6. С кем из педагогических, медицинских, социальных работников и представителей других сфер осуществлялось воспитательное взаимодействие?

  7. Какие методы педагогического взаимодействия учителей, родителей были наиболее эффективными?

Выводы и приоритетные направления воспитательной деятельности с классом на текущий учебный год

  1. Достижения и находки, накопленный положительный опыт.

  2. Нереализованные возможности и неиспользованные резервы.

  3. Перспективные цели и первоочередные задания на ближайшее будущее.

  4. Результаты итоговых диагностических исследований.

  5. Сведения о проведении и результаты отдельных мероприятий, отдельных периодов жизни классного коллектива.

  6. Другие аналитические материалы.

V. Промежуточный анализ состояния воспитательного процесса в классе

за I полугодие

  1. Реализация целей и заданий воспитательной работы в классе в 1-м полугодии текущего учебного года.

  2. Уровень воспитанности обучающихся (результаты анкетирования, психологической диагностики).

  3. Результаты проведенных тематических воспитательных мероприятий по улучшению уровня воспитанности обучающихся.

  4. Проблемы и вопросы, которые возникли во время формирования воспитательной среды в классном коллективе.

  5. Приоритетные направления работы, цели и задания в следующем полугодии.

VI. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе

Объекты исследования:

- развитие личности учеников;

- формирование классного коллектива;

- уровень удовлетворения обучающихся и их родителей жизнедеятельностью класса.

Необходимо обратить внимание на такие важные аспекты жизни коллектива, как:

- организация социально значимой совместной деятельности;

- наличие приоритетного вида деятельности;

- активность и самореализация обучающихся в совместной деятельности;

- состояние эмоционально-психологических взаимоотношений;

- состояние деловых взаимоотношений;

- наличие связей с другими группами и отдельными индивидуумами;

- развитие ученического самоуправления.

В ходе диагностической деятельности классный руководитель может использовать разнообразные приемы и методы: педагогическое наблюдение, социологический опрос (беседа, интервью, анкетирование), тестирование, создание педагогических ситуаций, методы экспертного оценивания, индивидуального и группового самооценивания, изучение продуктов творческой деятельности учащихся.

Диагностические средства:

- игры «Лидер», «Киностудия», «Путешествие морем увлечений»;

- тесты «Удовлетворение обучающихся школьной жизнью», «Удовлетворение родителей работой учебной организации»;

- анкета «Какой у нас коллектив?»;

- конкурс рисунков «Я в своем классе».





VI. Памятка о воспитательных часах классного руководителя

Цель проведения воспитательных часов:

- изучать индивидуальные особенности обучающихся во время неформального общения;

- узнавать сегодняшние интересы обучающихся, понимать их переживания и мотивы поведения;

- обговаривать текущие события класса, района, государства.

Формы проведения воспитательных часов:

- свободное общение классного руководителя с воспитанниками;

- беседы по запланированной теме;

- обсуждение актуальных статей из газет и журналов;

- обсуждение спектаклей, кинофильмов, книг;

- встречи с интересными людьми;

- устные журналы;

- выступления ученических лекторских групп;

- заседания пресс-клуба;

- телемосты;

- экскурсии в музей, на природу;

- политическое информирование обучающихся.

Продолжительность проведения часов не регламентируется. Как правило, продолжительность от 20-30 минут до 45-60 минут.

Тематика общения классного руководителя с обучающимися планируется заблаговременно, однако текущие события в классе, школе могут подсказать тему разговора с детьми, не запланированную ранее. Нельзя превращать воспитательные часы на нравоучения, перечень наставлений и инструкций, время для проверки дневников.

Рекомендуется дважды в семестр проводить часы вне класса, например, во время экскурсии на природу, посещения музея, выставки и т.д.

Тематика классных часов является разнообразной. Классные часы могут быть посвящены:

  1. Морально-этическим проблемам. На них формируется определенное отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, самому себе.

  2. Проблемам науки и познания. В этом случае цель классных часов состоит в выработке у воспитанников правильного отношения к обучению, науке, литературе как источника духовного развития личности.

  3. Эстетическим проблемам. Речь тут может идти о прекрасном в природе, одежде людей, в быту, труде и поведении. Важно, чтобы у школьников сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, развился творческий потенциал.

  4. Вопросам государства и права. Следует развивать интерес обучающихся к политическим событиям, которые происходят в мире, чувство ответственности за действия Отечества, её успехи на международной арене, учить воспитанников видеть сущность государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года разными политическими событиями.

  5. Вопросам физиологии и гигиены, здорового способа жизни, которые должны восприниматься учениками как элементы культуры и красоты человека.

  6. Психологическим проблемам. Цель таких классных часов состоит в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения.

  7. Проблемам экологии. Необходимо прививать школьникам ответственное отношение к природе. Как правило, тут организуются беседы о животном и растительном мире.

  8. Общешкольным проблемам (значащим общественным событиям, юбилейным датам, праздникам).

VII. Ориентировочная тематика классных часов, бесед, лекций


Тематика классных часов (проводятся еженедельно):

«Что такое способ жизни?»;

«Взрослая жизнь - взрослые проблемы»

«Закон и право»;
«Твоя будущая профессия»;
«Путь к себе»;
«Ты и коллектив»;
«Твои права и обязанности - азбука гражданина»;

«Художественный вкус и мода»;
«Беднеют ли наши чувства»;
«Антиподы морали»;
«Как вести себя в конфликтной ситуации»;

«Как научиться быть здоровым»
«Символы Родины»;
«Хочу - могу - надо»;
«Вежливость на каждый день»;
«Что такое духовное богатство человека»;
«В каждом человеке есть что-то хорошее»;
«Праздник родного языка»;
«Создание семейного герба»;
Дискуссии. Дебаты;

Тематика бесед, лекций:

«Ты - гражданин России»;

«Кодекс чести ученика. Его права и обязанности»;
«Конфликтная ситуация. Поиск истины, а не обострение отношений»;
«Духовные ценности народа»;
«Закон и право»;
«Посеешь привычку - пожнешь характер»;
«О чести человека»;
«Мир человеческих чувств»;
«Твоя программа самовоспитания»;
«Что такое здоровый способ жизни»;

«Что такое жизненный опыт человека».

Трудовая деятельность и профессиональное самоопределение:

- благоустройство и уборка территории школы;

- посадка деревьев на территории школы;

- трудовые десанты по благоустройству микрорайона школы;

- конкурсы профессионального мастерства;

Волонтерская работа в классе:

- помощь ученикам-сиротам, малообеспеченным, детям-инвалидам;

- помощь ветеранам войны, труда;

Патриотическая работа:

- встречи с ветеранами войны, ветеранами труда, с воинами-афганцами;

- «Слово о великой любви» (из жизни выдающихся людей);

- «Заглянем в будущее России»;
- Диалог «Чего мне не хватает в жизни?»;

- Защита выбора жизненного пути.

Правовое воспитание и профилактика правонарушений среди обучающихся:

- встречи с представителями правоохранительных органов;

- встречи с работниками социальных служб, службы по делам детей, Центра занятости;

- брейн-ринг «Право в нашей жизни»;

- акции «АнтиСПИД», «Нет - наркотикам»;
- систематический контроль за обучающимися в свободное время со стороны родителей.

Художественно-эстетическое воспитание учащихся и работа по обеспечению здорового способа жизни

- вечера развлечений, дискотеки, конкурсы, литературные чтения;

- посещение музеев, выставок, экскурсии;

- консультации: юридические, психологические, медицинские;

- выпуск газет, конкурсы рисунков, самодеятельности.

- дни здоровья, спортивные соревнования.

VIII. Программа изучения ученического коллектива

Состав класса:

- возрастной состав;

- работоспособность и успешность;

- заинтересованность совместными делами, выполнение общественных поручений;

- посещение кружков, секций.

Сплоченность класса

- Направлена ли коллективная деятельность на реализацию важнейших совместных заданий и перспектив?

- Есть ли группы по деловым интересам или группы негативного характера?

- Как воспитанники относятся друг к другу, к делам класса?

- Стремятся ли ученики к общению с однолетками?

- Дружат ли мальчики и девочки?

- Существует ли в классе круговая порука?

- Переживают ли ученики успехи и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив?

Организованность класса

- Умеют ли ученики сами организовываться для выполнения коллективных дел, распределять между собой работу и наиболее рационально её выполнять?

- Умеют ли ученики терпеливо и внимательно выслушивать друг друга?

- Перевешивают ли умные и справедливые требования, которые принимаются и выполняются каждым?

- Выполняют ли распоряжения членов ученического самоуправления?

Общественное мнение в классе

- Какие поступки своих одноклассников обучающиеся хвалят, какие - осуждают?

- В какой форме выражают свою похвалу и осуждение?

- Есть ли расхождение между тем, что говорят обучающиеся, и тем, что они делают?

- Сформировано ли действующее общественное мнение?

- Все ли единогласны в принятии решения?

Характер взаимоотношений в коллективе

- Что связывает обучающихся: общее место проживания, место за партой, общие интересы?

- Дружат ли обучающиеся (в урочное и внеурочное время)?

- Пытаются ли помогать?

- Предъявляют ли требования к своим друзьям?

- Умеют ли видеть недостатки одноклассников?

Актив класса, ученическое самоуправление

- Имеет ли актив авторитет?

- Выполняют ли обучающиеся решения органов самоуправления?

- Есть ли обучающиеся, которые постоянно находятся в активе?

- Насколько самостоятельно действуют органы самоуправления?

Связь классного коллектива с общешкольным коллективом

- Знают ли в классе о том, что происходит в школе вообще и в других классах?

- Выполняют ли общешкольные поручения?

- Как класс принимает участие в общешкольных мероприятиях

Мероприятия по дальнейшему укреплению классного коллектива

- Какие педагогические мероприятия необходимо провести в классе с целью укрепления и организации классного коллектива;

- Как привлечь классный коллектив к воспитательному воздействию на отдельных учеников?

Социальный портрет класса

Дети-сироты, лишенные родительской опеки

№ п/п

Ф.И.О.обучающегося

Дата рождения

Место проживания, телефон

Сведения об опекунах

Размер материальной помощи

Решение об опекунстве










Дети, которые пострадали вследствие Чернобыльской аварии

№ п/п

Ф.И.О.

обучающегося

Дата рождения

Место проживания, телефон

Ф.И.О. родителей, место работы родителей, должность, телефон

Серия, № удостоверения, дата выдачи









Дети из многодетных семей

№ п/п

Ф.И.О.обучающегося

Дата рождения

Место проживания, телефон

Ф.И.О. родителей, место работы родителей, должность, телефон

Размер материальной помощи

Ф.И.О. детей в семье, место их пребывания










Дети, которые воспитываются матерью-одиночкой

№ п/п

Ф.И.О.обучающегося

Дата рождения

Место проживания, телефон

Ф.И.О. матери

Место работы, должность, телефон матери

Размер материальной помощи










Дети, которые имеют статус инвалида

№ п/п

Ф.И.О.

обучающегося

Дата рождения

Место проживания, телефон

Ф.И.О. родителей, место работы родителей, должность, телефон

Группа

Диагноз

Размер материальной помощи










Дети, которые воспитываются в неполной семье

№ п/п

Ф.И.О.

обучающегося

Дата рождения

Место проживания, телефон

Ф.И.О. одного из родителей, который воспитывает. Место работы, должность, телефон

Причина установления статуса неполной семьи









Анкета для определения социального статуса обучающегося

  1. Ф.И.О. ребенка________

  2. Число, месяц, год рождения_______

  3. Место проживания ребенка, индекс_______

  4. Место прописки ребенка, индекс__________

  5. Телефон (домашний, мобильный), по которому можно связаться с родителями немедленно________

  6. Сведения о матери (Ф.И.О., полная информация о месте работы; если мать умерла - причина смерти; мать-одиночка, развод - полная информация)__________

  7. Сведения об отце (Ф.И.О., полная информация о месте работы; если отец умер - причина смерти; развод - полная информация)_______

  8. С кем в данный момент проживает ребенок__________

  9. Количество детей в семье в возрасте до 18 лет (если 3 и более, предоставить информацию о детях (место пребывания, обучения, дата рождения каждого ребенка)_______

  10. Является ли семья малообеспеченной (указать точно размер материальной помощи, приложить справку)__________

  11. Является ли ребенок инвалидом по состоянию здоровья (если да - указать точный диагноз, приложить справку)_______

  12. Указать группу здоровья ребенка. Если ребенок состоит на диспансерном учете, указать диагноз_________

  13. Какой кружок, студию посещает ребенок________

__________ ____________________

(дата) (подпись родителей)

IX. Основные направления индивидуальной работы классного руководителя с обучающимися

- изучение индивидуальных особенностей обучающихся, специфики условий и процесса их развития;

- установление межличностных контактов с каждым ребенком;

- создание в классном коллективе условий для проявления и развития реальных и потенциальных возможностей обучающихся, удовлетворение социально ценных и личностно значащих интересов и потребностей обучающихся;

- изучение и учет в работе состояния физического, психического и социального здоровья обучающихся;

- осуществление социальной адаптации обучающихся в условиях детского и педагогического коллективов;

- оказание индивидуальной помощи обучающимся, которые имеют проблемы в адаптации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителями и другими членами коллектива школы, в выполнении норм и правил поведения в школе и за её пределами;

- профилактика работы с обучающимися «группы риска»;

- взаимодействие с родителями, администрацией, социально-психологической и другими службами учебной организации с целью проектирования индивидуальной траектории развития обучающихся, педагогической поддержки общественно полезных инициатив обучающихся, коррекции отклонений в интеллектуальном, моральном и физическом становлении их личности;

- диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого ученика, учет их личных достижений.


X. Программа изучения личности обучающегося


Личность школьника

- динамика потребностей, мотивов, интересов на протяжении всех лет учебы в школе;

- господствующее направление личности, её проявление в разных видах деятельности;

- кем хочет быть в коллективе: ведущим или ведомым;

- основные моральные ценности ученика, отношение к нормам и правилам поведения в коллективе, к одноклассникам, взрослым, учителям;

- соотношение целей ученика с целями коллектива;

- жизненные цели и планы ученика, их социальная значимость;

- желание и готовность принимать участие в полезном деле, быть ответственным за его выполнение;

- эмоции и чувства в разных ситуациях;

- волевые особенности и их проявление в коллективе;

- склонность ученика к самовоспитанию;

- развитие познавательных способностей (память, мышление, восприятие).

Ученик в классе

- позиция ученика в деловых и личных отношениях в классе за все годы учебы;

- тенденция к восходящим или нисходящим изменениям статуса;

- восприятие и оценка учеником своих товарищей, оценка личных качеств и позиций в коллективе;

- отношение к общественному мнению класса;

- авторитетность суждений и поведения ученика для других обчающихся;

- ученик в составе группировок класса;

- положительные и отрицательные качества ученика, которые сформировались под влиянием классного коллектива;

- уровень активности и инициативы в ученическом самоуправлении.

Учебная деятельность ученика

- отношение ученика к обучению, к разным учебным предметам. Учебно-познавательные интересы;

- мотивы учения;

- характеристика успешности ученика вообще и по отдельным предметам. Пути получения новых знаний;

- поведение ученика на уроках разных учителей на протяжении всех лет пребывания в школе;

- участие в коллективной познавательной деятельности, ответственность, творческая инициатива, готовность прийти на помощь товарищу, осознание ценности знаний одного человека для потребностей коллектива и др.;

- ученик в роли консультанта;

- уровень умений ученика организовывать общую учебную работу товарищей.

Ученик в общественно полезной деятельности

- господствующие виды деятельности и формы занятий ученика, их возрастная динамика, развитие интересов, склонностей, профессиональных намерений, специальных умений и навыков, формирование мотивов общественно полезной деятельности;

- поведение ученика на занятиях кружка, секции, студии;

- особенности общения с одногодками и взрослыми в период выполнения дел;

- умение найти свое место в коллективном деле;

- готовность взять на себя функции организатора;

- умение разделять успех или взять на себя часть вины за неудачу в совместной деятельности;

- самооценка своей работы в определенном деле.

Отношения ученика и учителей

- динамика взаимоотношений ученика с учителями, классным руководителем, администрацией учебной организации на протяжении учебы;

- высказывания и формы поведения в общении;

- восприятие и оценка обучающимся педагогов школы;

- восприятие учителями ученика;

- противоречия, конфликты на основе выбора методов влияния на ученика. Ошибки, которые допустили учителя относительно ученика, их последствия;

- общие усилия классного руководителя и школьного ученического коллектива. Учет возрастных и индивидуальных особенностей, потенциальных способностей, перспектив развития ученика;

- выводы с целью улучшения воспитательной работы с учеником, классным коллективом.

XI. Организация работы с обучащимися «группы риска»

«Группа риска» - это категория детей, чье социальное положение по тем или иным признакам не имеет стабильности, которые практически не могут поодиночке перебороть трудности, возникшие в их жизни; все это в результате может привести к потере ими социальной значимости, духовности, морального образа, биологической гибели.

Среди всех представителей «групп риска» наиболее проблемными являются дети, склонные к разным формам девиантного поведения.

Основным принципом в организации работы с такими детьми является создание «положительной модели воспитания», которая базируется на умелом использовании взрослыми методов поощрения стараний ребенка. При этом следует помнить, что гиперактивные дети игнорируют порицания и замечания, но очень рады получить похвалу. Также необходимо ставить перед этими детьми требования, которые отвечают их возможностям.

Для повышения уровня сплоченности и развития чувства доверия в классе классный руководитель должен хорошо овладеть методикой организации работы с обучающимися «группы риска». А для этого он должен выполнять следующие правила:

- Следите за собой и своими чувствами.

- Придавайте большое значение своим отношениям в классном коллективе.

- Стремитесь хотя бы несколько минут в день посвящать неформальному общению с детьми.

- Не запрещайте детям проявлять чувства, а наоборот, побуждайте их к этому.

- Всегда придерживайтесь своего слова.

- Стимулируйте выполнение порядка и режима дня, выполнения своих обязанностей.

- Стремитесь узнавать как можно больше нового о своем классном коллективе, проникаться проблемами своих воспитанников.

- Исключите суету и напряжение.

- Больше шутите.

XII. Направления работы классного руководителя с родителями

- изучение семей обучающихся;

- педагогическое просвещение родителей;

- обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного коллектива;

- педагогическое управление деятельностью родительского комитета класса;

- индивидуальная работа с родителями;

- информирование родителей о ходе и результатах обучения и воспитания и развития обучающихся.

Подготовка и проведение родительских собраний

К основным элементам подготовки собрания родителей можно отнести следующее:

а) выбор темы собрания;

б) определение целей родительского собрания;

в) изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме;

г) проведение микроисследования в сообществе детей и родителей;

д) определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников;

е) приглашение родителей и других участников собрания;

ж) разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям;

з) оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Цели родительского собрания

- повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;

- содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение родителей в жизнедеятельность классного сообщества;

- выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;

- пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к своим детям со стороны родителей;

- подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей за полугодие или учебный год.

Виды родительских собраний

а) организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;

б) собрания по плану классного всеобуча родителей, являющиеся формой педагогического просвещения членов родительского коллектива;

в) тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития обучающихся данного класса;

г) собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов;

д) собрания-практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию;

е) итоговые, имеющие целью показать учебно-воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни класса.

Формы проведения родительских собраний

- педагогическая мастерская;

- организационно-деятельностная игра;

- конференция;

- диспут;

- практикум;

- консилиум;

- дискуссия и др.

Примерная тематика и форма проведения родительских собраний

Тема собрания

Форма проведения

Проводят

5 класс

«Давайте познакомимся»

Традиционное собрание с элементами тренинга

Классный руководитель, психолог

Адаптация учащихся к новым условиям обучения

Консилиум

Классный руководитель, психолог, учителя-предметники

Роль книги в жизни школьника

Дискуссия

Библиотекарь, классный руководитель

Воспитательная система класса как условие успешного развития каждого обучающегося

Деловая игра

Классный руководитель, зам. директора по воспитательной работе

6 класс

Этот трудный подростковый возраст

Психолого-педагогический всеобуч

Классный руководитель, психолог

Общение родителей с детьми подростками

Продуктивная игра

Классный руководитель

Поощрение и наказание в воспитании детей

Традиционное собрание

Классный руководитель

Здоровый образ жизни - основа успешной жизнедеятельности

Традиционное собрание

Классный руководитель

7 класс

Роль семьи в воспитании моральных качеств личности

Традиционное собрание

Классный руководитель

Свободное время подростка

Творческий отчет (совместно с учащимися)

Классный руководитель

Контакты и конфликты

Психолого-педагогический всеобуч

Классный руководитель, психолог

Воспитание ненасилием в семье

Дискуссия

Классный руководитель, психолог

8 класс

Нравственные ценности семьи

Традиционное собрание

Классный руководитель, зам. директора по воспитательной работе

Положительная адекватная самооценка как условие успешного развития личности

Психолого-педагогический всеобуч

Классный руководитель, психолог

Подросток и закон

Круглый стол

Классный руководитель, инспектор ОПДН

9 класс

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение обучающихся

Традиционное собрание

Классный руководитель, администрация школы

В семье растет сын

Конференция отцов

Классный руководитель

В семье растет дочь

Собрание мам

Классный руководитель

Государственная итоговая аттестация: как избежать стресса?

Час вопросов и ответов

Классный руководитель, психолог, администрация школы, учителя-предметники

10 класс

Способности человека и их развитие

Практикум

Классный руководитель, психолог

Воспитание сознательной дисциплины. Самовоспитание старшего школьника

Психолого-педагогический всеобуч

Классный руководитель,

Особенности общения с детьми-старшеклассниками

Практикум

Классный руководитель,

Красота спасет мир

Круглый стол

Классный руководитель

11 класс

Готовность к личностному самоопределению

Психолого-педагогический всеобуч

Классный руководитель

В мире профессий

Круглый стол

Классный руководитель, представитель центра занятости

Организация учебного труда выпускника

Традиционное собрание

Классный руководитель

Поговорим о смысле жизни

Дискуссия

Классный руководитель, психолог

Тематика классных собраний:

«Роль семьи в профилактике правонарушений»;

«Формирование навыков самостоятельности и самовоспитания в подростковом возрасте»;

«Как уберечь ребенка от беды» (профилактика наркомании);

«Отношения в семье, где есть подросток»;

«Роль семьи в профессиональном самоопределении подростка»;

«Безнадзорность детей и её последствия»;

«Подростковый алкоголизм, как его предупредить»;

«Типовые конфликтные ситуации подростков с родителями и другими взрослыми»;

«Совместная работа семьи и школы по трудовому воспитанию»;

«Способ жизни семьи и здоровье подростка»;
«Будущий семьянин»;

«В семье растет дочь. В семье растет сын»;

«Семья - источник патриотизма»;

«Когда закончились уроки: досуг подростков».


18


© 2010-2022