Статья из опыта работы с обучающимися с ОВЗ

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

М.А.Козлова

Учитель географии

МБОУ «ОСОШ №1 имени

Героя РФ В.П.Брюхова»

Формирование на уроках географии мыслительных общеучебных умений и навыков обучающихся специальных (коррекционных) классов 7 вида

Умение учиться не возникает само по себе, оно должно стать результатом планомерной работы по его формированию.

Современная система образования ориентирована на содействие личностному самоопределению, на развитие способностей и склонностей личности каждого ребёнка. Успешное обучение детей СКК 7 вида невозможно без проведения коррекционной работы.

Под коррекцией понимают «систему педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития» [14, с.50]. Следствием компенсации будет социальная адаптация ребенка - «активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе» [14, с.9].

Таким образом, коррекционно-развивающее обучение- это организация образовательного процесса, направленного на исправление каких-либо дефектов личности ребенка с одновременным раскрытием и развитием его потенциальных возможностей, т.е. развитием механизма компенсации.

Цель коррекционно-развивающего обучения - создать оптимальные педагогические условия, способствующие развитию личности ребенка и эффективному усвоению учебного материала.

Достижение этой цели требует учета и реализации ряда общих принципов, одним из которых является принцип коррекционной направленности обучения. Он предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого урока корректировались, упражнялись и, как следствие, развивались различные психические процессы, преодолевались индивидуальные недостатки развития.

Важно, чтобы эта работа была системной и соответствовала требованиям реализации принципа коррекционной направленности обучения.

На первых этапах изучения предмета (6 класс) приоритетной задачей является коррекция и развитие восприятия. В курсе «География материков и океанов» приоритетной коррекционно-развивающей задачей многих уроков является коррекция и развитие мышления, поскольку особенность курса состоит в широком использовании источников географической информации , а работа с ними требует от обучающихся умении анализировать, обобщать, выявлять причинно-следственные связи. .

Синтезируя требования к современному уроку и требования к организации коррекционно-развивающего обучения, можно сказать, что уроки с коррекционно-развивающей направленностью - это уроки, в ходе которых происходит отработка информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов каждого конкретного обучающегося в классе. Речь идет об организации таких ситуаций, в которых у обучающегося интенсивно работают психические функции по решению педагогических задач. Педагог выступает не в роли основного источника информации, а в роли организатора эффективных условий обучения.

Поэтому при подборе методов и приемов учитель всегда должен задать себе вопрос: для чего они применяются, на решение каких задач направлены?

Существуют различные классификации методов обучения. Но чаще всего используется классификация, предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным, где основанием является характер познавательной деятельности обучающихся. В связи с этим авторы выделили две группы методов: репродуктивные и продуктивные. К первой относятся такие методы как информационно-рецептивный и репродуктивный, ко второй - проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский.

Достижение цели современного образования, в том числе формирование мыслительных ОУУН, возможно только через продуктивные методы обучения. Низкая познавательная активность обучающихся СКК 7 вида, конечно же, является существенным препятствием в их использовании.

Большая работа по формированию умения сопоставлять проводится в 6-м классе. Формированию умения сравнивать, больше отводится внимания в 7-м классе, но начинать эту работу нужно непременно на начальных этапах изучения предмета, поскольку процесс формирования любого умения у детей СКК 7 вида происходит гораздо дольше, чем у детей с нормой развития. Составляя описание объектов, проводя их сравнение, обучающиеся должны не только определять характерные черты сходства и различия, но и называть причины, которыми они вызваны. Определение причинно-следственных связей у детей СКК 7 вида вызывает значительные трудности, особенно в тех случаях, когда причин может быть несколько. И здесь опять важна помощь учителя, использование дидактического материала как подсказок, а усложнение видов работ по определению причинно-следственных связей будет заключать в развитии степени самостоятельности их использования. Устанавливая причинно-следственные связи, обучающиеся тем самым подходят и к формулировке вывода, т.е. выходят на более высокий уровень заданий. Умение делать выводы - самое сложное из всех, поскольку для этого у детей на достаточном уровне должны быть развиты все мыслительные операции и сформированы основные интеллектуальные умения. В силу своих особенностей обучающиеся СКК 7 вида не в состоянии даже по окончании 7-го класса самостоятельно формулировать вывод. В качестве помощи учитель может предложить карточки, на которых будет сформулирован вывод, но будет недоставать отдельных слов и словосочетаний; несколько вариантов вывода в готовом виде, из которых обучающимся нужно выбрать верный; найти ошибки в готовой формулировке и записать правильную и т.д.

Таким образом, систематическая работа по формированию мыслительных ОУУН на уроках географии в 6-7-х классах, включающая регулярное использование упражнений на коррекцию и развитие мышления, активных методов обучения, специальных приёмов на географическом материале, позволит создать прочную базу для продолжения этой работы в старших классах основной школы и вывести данную группу ОУУН на уровень развития.

Целенаправленная и системная работа по формированию мыслительных ОУУН обучающихся СКК 7 вида позволит не только повысить результативность обучения, но и решить одну из самых актуальных проблем в системе образования - научить учиться.

Список литературы:


  1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.

  2. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии: Методическое пособие для учителя по освоению и использованию педагогической технологии «ИСУД». - М.: 5 за знания, 2006.

  3. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: АРКТИ, 2001.

  4. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. И.В. Душиной. - М.: Дрофа, 2007.

  5. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии: учебное пособие / Сост. Н.В. Новотворцева. - Ярославль: Академия развития, Академия, К, 1999.

  6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. // Вестник образования. - 2014. - №13 - с. 20-27..

  7. Шевченко С.Г. Коррекционно-развиваюшее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. Пособие для учителей классов коррекционно-развиваюшего обучения. - М.: ВЛАДОС, 1999.


© 2010-2022