Лекция
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Туребекова А.С. |
Дата | 10.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Семья не ячейка государства. Семья-это государство и есть.
«…Развитая страна в ХХI веке - это активные, образованные и здоровые граждане. Что нам нужно сделать для этого?». Этими словами было начато обращение Президента народу Казахстана в шестой части, которая касалась непосредственно нас, воспитателей и учителей нашего подрастающего поколения. Само название Послания говорит за себя: «Единая цель, единые интересы, единое будущее». Сегодня школа и семья должны выбрать единую цель, единые интересы и нас ждет единое светлое будущее нашей страны.
Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс. В организации работы с семьями школа исходит из единства задач, решаемых тем и другим коллективом при достижении цели всестороннего гармоничного развития личности.
Помочь семье в воспитании детей и одновременно понять ее ответственность за воспитание подрастающего поколения возможно в результате систематической, последовательно организуемой работы по формированию у родителей педагогических умений и навыков.
Хотелось привести отрывок из стихотворения Себастьяна Брант
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители в пример ему…
… Не волк воспитывал овец.
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова…Легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтоб не каяться потом.
Семья - это первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Первые уроки, полученные в семье, - это начало долгого взросления, который должен пройти растущий человек. В процессе общения с близкими ребенок начинает понимать, какой можно поступок считать хорошим, а какой плохим, что такое добро, уважение к людям, ответственность за свои поступки и дела, за общее дело коллектива. Но чтобы семья успешно справлялась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создавать необходимые условия для воспитания ребенка в семье ( атмосфера, быт, режим, любовь к ребенку, авторитет родителей, уважение друг другу, требования единые, согласованные).
Единые, согласованные требования семьи и школы - одно из условий правильного воспитания. И можно быть педагогически грамотными и образованными и родителям, и учителям, но если нет единых требований, то ни при каких воспитательных мерах и действиях положительный результат не будет достигнут. И только там, где учителя и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более правильно идет воспитание в семье.
Неразрывная взаимосвязь общественного и семейного воспитания, единство целей и задач этих двух взаимообусловленных сторон воздействия на ребенка делает первостепенной задачу повышения педагогической культуры родителей. Успех осуществления поставленных задач во многом зависит от характера тех взаимоотношений, которые складываются между учителем и родителем.
Педагог должен обладать высокоразвитым чувством ответственности перед родителями за обучение и воспитание детей, постоянно изучать и всесторонне знать семьи учащихся; быть советчиком, другом , доверенным лицом каждой семьи, хранить известные ему семейные тайны; помнить о ранимости родительских чувств; считаться с мнениями родителей, терпеливо воспринимать их критические замечания в свой адрес, помня, что самокритичность педагога поднимает его авторитет в глазах родителей.
Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если учитель строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывая не только содержание беседы, но и ее ход, возможные вариации и неожиданные повороты.
Основная форма работы с коллективом - классные родительские собрания.
Родительское собрание ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива, и различные организационные вопросы.
Индивидуальная работа с родителями так же сложна и разнообразна.
Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине с учителем, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах, затруднениях, иногда касаясь того, о чем никогда бы не сказали при посторонних. Это рождает правило: содержание беседы должно быть достоянием только беседующих.
Смыслом жизни каждого настоящего учителя должно быть воспитание умных, добрых, отзывчивых, духовно и физически развитых людей. Жизнь человека без человеческого смысла подтачивает его, разрушает чувство удовлетворенности.
Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель - ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет. Замечания о работе учителя высказывайте в школе, на собрании. Нельзя этого делать в присутствии детей. Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребенка, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей сына или дочь.
Содействуйте тому, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, в школе. Старайтесь выслушивать рассказы ребенка о себе, школе до конца. Обязательно оказывайте посильную помощь. Если вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени.
А. Туребекова
Классный руководитель 4 класса
Акан-Баракская СШ