Классный час: «Первый в истории Великой Отечественной войны ночной таран» ко дню рождения В. В. Талалихина

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час «Первый в истории ВОВ ночной таран»

ко дню рождения В. В. Талалихина

18 сентября

Учитель: 18 сентября - день рождения В.В. Талалихина. Он совершил ночной таран во время ВОВ

Слайд 2

Что же такое воздушный таран?

Воздушный таран не был предусмотрен воинским уставом, наставлениями или инструкциями. Советские лётчики прибегали к такому крайнему средству не по приказу. Ими двигала любовь к Родине, ненависть к захватчикам, чувство долга и личной ответственности за судьбу страны. Главный маршал авиации дважды Герой Советского Союза А.А.Новиков, бывший главкомом ВВС в 1942-1946 годах, так говорил: "Воздушный таран - это не только молниеносный расчёт, исключительная храбрость и самообладание. Таран в небе - это прежде всего готовность к самопожертвованию, последнее испытание на верность своему народу, своим идеалам. Это одна из наивысших форм проявления того самого морального фактора, присущего советскому человеку, которого не учёл и не мог учесть враг."

Во время Великой Отечественной войны советские лётчики совершили более 600 таранов (точное количество неизвестно, так как исследования продолжаются и постепенно становятся известными всё новые случаи). Более 2/3 из них приходится на 1941-1942 годы - самый тяжёлый период войны. В то время в части люфтваффе был даже разослан циркуляр, запрещавший приближаться к советским самолётам ближе чем на 100 м во избежание тарана.

Но вот что писал Алексей Толстой в одном из своих фронтовых очерков, который так и назывался - "Таран": "Советский лётчик никогда не уклоняется от боя, и чем ближе к нему опасность, тем злее его сердце, тем расчётливее его движения, тем стремительнее его рефлексы... Советские лётчики создали новую форму атаки, фашисты не осмеливаются её применять. Я говорю о таранении в воздухе врага, при условии сохранения не только своей жизни, но и в некоторых случаях своей машины."

Слайд 3

Виктору Талалихину было 22 года. 23 года исполнилось 18 сентября, а 27 октября он погиб - во время боя пуля попала ему в голову. У Виктора Талалихина была короткая, но яркая жизнь

Слайд 4

Он родился в 1918г в селе Тепловка под городом Вольском, потом семья переехала в Вольск, где он закончил семилетку, потом в Москву, где он работал на московском мясокомбинате (его называют Микояновский) и учился в ФЗУ (ныне это колледж № 28). Как и многие он мечтал летать, играл в драмкружке. Виктор отличался весьма небольшим ростом (155 см), который чуть было не помешал ему поступить в районный авиаклуб. И дома, и на работе, а потом и в полку его по-доброму звали Малыш.

В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков в городе Борисоглебск Воронежской области и получил звание младшего лейтенанта.

Слайд 5

Служил в составе 27 истребительного авиаполка Московского военного округа. Зимой 1939-1940 летчики 3 эскадрильи полка под командованием капитана Михаила Королева участвовали в советско-финской войне. По словам однополчан, уже тогда Виктор Талалихин никогда не терял самообладания в бою, принимал все более смелые и логичные решения.

Участвовал в советско-финской войне. На биплане И-153 «Чайка» совершил 47 боевых вылетов, сбил четыре финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды.

Слайд 6

На слайде представлен И-153, находящийся в музее Ле Бурже (Франция)

Создан в ОКБ Поликарпова в 1938 году. Является непосредственным развитием (третьей версией, что и отражено в названии) самолёта И-15. Основное отличие - убираемые колеса (лыжи). Кроме того, многое в конструкции было пересмотрено. Введена бронеспинка. Считался наиболее совершенным серийным истребителем такой схемы.

Первые двадцать самолётов И-153 приняли участие в боях на реке Халхин-Гол в начале июля 1939 года. В первом столкновении японские истребители совершили ошибку, приняв И-153 за И-15 и понесли потери, но уже тогда нёс большие потери и мог применяться только совместно с И-16

Использовался в Китае, принял участие в Финской кампании. Часть самолётов была захвачена ВВС Финляндии.

К началу Великой Отечественной войны окончательно устарел и не мог, ввиду низкой скорости, догнать даже некоторые модификации Ju.88 (Слайд 7) и Дорнье, не говоря уже об истребителях Bf.109. Однако в начале войны применялся в качестве истребителя, в том числе в ПВО при обороне Москвы, а также в качестве лёгкого штурмовика.

Слайд 8

Мистель (нем. Mistel - «Омела»), также известен как «Папа и сын» (нем. Vati und Sohn) - авиационный комплекс военного назначения, созданный в конце Второй мировой войны.

Для осуществления проекта в носовой части самолёта Ju-88 вместо кабины пилотов помещали большое количество детонирующего вещества, превращая этот самолёт в бомбу. Носовую часть фюзеляжа оснастили длинным наконечником, являющимся детонатором. На фюзеляже располагались распорки, к которым крепился самолёт-носитель. В полёте самолёт-бомба отсоединялся от самолёта-носителя, в результате чего последний мог благополучно вернуться на базу. Первый вылет этот составной самолёт совершил в июле 1943 года, после чего проект был одобрен специальной группой Люфтваффе KG 200, которая начала испытания авиакомплекса под кодовым названием «Бетховен».

Слайд 9

Мессершмитт Bf.109 (нем. Messerschmitt Bf.109, традиционное для СССР написание Ме-109) - одномоторный поршневой истребитель-низкоплан, стоявший на вооружении Люфтваффе и ВВС различных стран около 30 лет. В зависимости от модификации использовался в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, высотного истребителя, истребителя-бомбардировщика, самолета-разведчика. Являлся основным истребителем люфтваффе на протяжении всей Второй мировой войны. По количеству произведённых машин (по состоянию на апрель 1945 года - 33 984 шт.) является одним из самых массовых самолётов в истории, уступая лишь штурмовику Ил-2 (около 36 тыс. единиц), учебному самолёту, а позже ночному бомбардировщику У-2 (около 40 тыс. единиц) и лёгкому самолёту Cessna 172 Skyhawk (более 43 тыс. машин).

Слайд 10

В Великую Отечественную войну был заместителем командира авиаэскадрильи 177-го истребительного авиаполка.

В ночь на 7 августа 1941 года на И-16 тип 29 одним из первых военных лётчиков РККА произвёл таран в ночном воздушном бою над Москвой в Великой Отечественной войне, сбив в небе Москвы бомбардировщик He-111. Его самолёт упал в лес вблизи деревень Мансурово и Степыгино (Домодедовский район), а сам раненый лётчик на парашюте спустился в речку Северку. В последующих боях В. Талалихин сбил ещё пять немецких самолётов.

Слайд 11

Этот самолет во многом был первым в СССР он был первым массовым истребителем с убирающимся шасси, первым истребителем, у которого кресло летчика оснащалось бронеспинкой и, наконец, первым в мире истребителем-ракетоносцем. Наши летчики ласково называли его «Ишаком», летчики республиканской Испании - Моска («Мухой»). Японские летчики - Абу (Овод), а немцы - Рата (Крыса).

Слайд 12

Немецкий средний бомбардировщик, один из основных бомбардировщиков люфтваффе (существовали также модификации торпедоносцев и штурмовиков). Всего было построено более 7600 He 111 разных модификаций, что делает этот самолёт вторым по массовости бомбардировщиком Германии во Второй мировой войне.

Слайд 13

Вот, что рассказывал сам Талалихин об обстоятельствах боя и мотивах, побудивших пойти на подвиг:

«В ночь на 7 августа, когда фашистские бомбардировщики пытались прорваться к Москве, я по приказу командования поднялся в воздух на своем истребителе. Зайдя со стороны луны, я стал выискивать самолеты противника и на высоте 4800 метров увидел «хейкель-111». Он летел надо мною и направлялся к Москве. Я зашел ему в хвост и атаковал. Мне удалось подбить правый мотор бомбардировщика. Враг резко развернулся, изменил курс и со снижением полетел обратно….

Вместе с противником я снизился до высоты примерно 2500 метров. И тут у меня кончились боеприпасы…. Оставалось одно - таранить. «Если я погибну, так один, - подумал я, - а фашистов в бомбардировщике четверо». Решив винтом обрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему. Вот нас разделяют каких-нибудь девять-десять метров. Я вижу бронированное брюхо вражеского самолета.

В это время враг пустил очередь из крупнокалиберного пулемета. Обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а сразу всей своей машиной протаранил противника. Раздался страшный треск. Мой «ястребок» перевернулся вверх колесами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом».

Слайд 14

Около 800 метров Талалихин летел затяжным прыжком. И только когда услышал гул от падения своего И-16, раскрыл парашют.

Талалихин приземлился на болото, возле деревни Мансурово (район нынешнего аэропорта "Домодедово"). Местные колхозники, наблюдавшие за ночным боем, помогли лётчику выбраться из воды, обогрели, накормили, перевязали раненую руку и снарядили колхозную подводу, чтобы отправить лётчика в часть. По прибытии он тут же пересел на мотоцикл и помчался отыскивать место падения сбитого им бомбардировщика. Возле берёзовой рощи догорали обломки "Хейнкеля". Тела его экипажа были разбросаны в 100 метрах от самолёта. Среди обломков самолета валялись трупы награжденного железным крестом подполковника и трех летчиков.

Командир экипажа "Хейнкеля" - 40-летний подполковник, награждённым Железным Крестом за боевые действия против Польши в 1939 году. На левом рукаве кителя - эмблема за успешные бомбардировки Нарвика.

Слайд 15, 16

Уже на следующий день, 8 августа 1941 года, Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Ему было всего 22 года

Слайд 17

В газете "Красная Звезда" № 186 от 9 августа 1941 года была опубликована такая заметка:

"В ночь с 6 на 7 августа во время очередной попытки фашистских самолётов прорваться к Москве 23-летний лётчик - истребитель младший лейтенант орденоносец Виктор Талалихин геройски атаковал и протаранил вражеский бомбардировщик "Хейнкель-111". На снимке слева - протараненный и сгоревший стервятник и убитые фашистские лётчики. Среди них гитлеровский подполковник - матерый убийца, имевший отличия и награды. На снимке справа - фашистские молодчики этого экипажа, сфотографировавшиеся у своего самолёта незадолго до их попытки прорваться в Москву, где они нашли свой бесславный конец (снимок найден у одного из убитых фашистских лётчиков)".

Слайд 18

Несколько позже был построен и штурмовик Ил-2, носящий имя Виктора Талалихина.

"Бить врага, как бил его Виктор Талалихин!" - эти слова стали боевым девизом для всех лётчиков полка. Имя Героя Советского Союза В. Талалихина в годы войны присваивалось наиболее отличившимся экипажам самолётов. Комсомольцы полка организовали сбор денег на постройку боевого самолёта имени Талалихина. Истребитель, приобретённый на средства, собранные авиаторами, был доставлен в полк. На фюзеляже истребителя ярко горели слова: "Имени Героя Советского Союза В. В. Талалихина". На митинге в честь такого события выступали авиаторы.

Слово взял Иван Захарович Тяпин. Он стал командиром талалихинской эскадрильи.

- Боевой самолёт имени Виктора Талалихина мы будем хранить как священную реликвию. Наша эскадрилья держит первое место в части. Воины подразделения бдительно несут боевую службу. Мы и впредь пронесём своё боевое знамя сквозь жестокие битвы и не запятнаем его нигде и никогда.

Слайд 20

Свой последний бой В.В. Талалихин принял 27 октября 1941 г., вылетев с аэродрома Кузнечики в Подольске. Он командовал группой из двух истребителей МиГ-3 и четырех И-16. Самолеты прикрывали наземную оборонительную операцию, однако были атакованы с воздуха девятью немецкими мессершмитами. В.В. Талалихин подбил два истребителя, но сам был атакован тремя истребителями; пуля попала ему в голову, и самолет рухнул в лес.

Его самолёт упал в лес вблизи деревень Мансурово и Степыгино (Домодедовский район), а сам раненый лётчик на парашюте спустился в речку Северку. В 1960 г. памятник ему был открыт в Подольске в районе аэродрома базирования

Слайд 21

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В 1948 году зачислен навечно в 1-ю эскадрилью 177-го истребительного авиаполка

Слайд 22-23

В честь Виктора Васильевича Талалихина названы улицы, парки, школы. На него равнялись. В Подольске в парке имени Талалихина и был установлен ему памятник, в виде бюста на гранитном основании.

Слайд 24

В 1968 г. ученики Каменской школы под руководством учительницы В.И. Лысенковой, впоследствии создавшей музей боевой славы в Рогово, отыскали по рассказам очевидцев место падения самолета В.В. Талалихина.
Однако долгие годы установить памятник не удавалось.
Мемориал со стилизованным хвостом самолета был открыт только в 2001 г.

Слайд 25

В Москве также есть памятник памятник. Памятник военному летчику Виктору Талалихину в Москве установили в тихом московском сквере, расположенном на пересечении улицы Малая Калитниковская и улицы, носящей его имя. Скульптура летчика В.В. Талалихина представлена в полный рост. Военная форма на нем соответствует обмундированию летного состава той эпохи. Фигура устремлена вверх, подчеркивая, таким образом, мужество и героизм, проявленные героем-летчиком в боях в подмосковном небе.

Слайд 26

Скульптура высится на гранитном постаменте, на котором золотыми буквами выбито:

«Бесстрашному защитнику Москвы Герою Советского Союза летчику Виктору Васильевичу Талалихину 1918-1941».

Слайд 27-28

Мемориальные доски в г.Вольск

© 2010-2022