Конспект внеурочного занятия Россия в злате куполов

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект внеурочного занятия Россия в злате куполовКонспект внеурочного занятия Россия в злате куполовКонспект внеурочного занятия Россия в злате куполовКонспект внеурочного занятия Россия в злате куполовКонспект внеурочного занятия Россия в злате куполовКонспект внеурочного занятия Россия в злате куполовКонспект внеурочного занятия Россия в злате куполовКонспект внеурочного занятия Россия в злате куполовКонспект внеурочного занятия Россия в злате куполовКонспект внеурочного занятия Россия в злате куполовКонспект внеурочного занятия Россия в злате куполовКонспект внеурочного занятия Россия в злате куполовКонспект внеурочного занятия Россия в злате куполовКонспект внеурочного занятия Россия в злате куполовКонспект внеурочного занятия Россия в злате куполовКонспект внеурочного занятия Россия в злате куполовКонспект внеурочного занятия Россия в злате куполовКонспект внеурочного занятия Россия в злате куполовКонспект внеурочного занятия Россия в злате куполовКонспект внеурочного занятия Россия в злате куполовКонспект внеурочного занятия Россия в злате куполовКонспект внеурочного занятия Россия в злате куполовКонспект внеурочного занятия Россия в злате куполовКонспект внеурочного занятия Россия в злате куполовКонспект внеурочного занятия Россия в злате куполовКонспект внеурочного занятия Россия в злате куполовКонспект внеурочного занятия Россия в злате куполовКонспект внеурочного занятия Россия в злате куполовКонспект внеурочного занятия Россия в злате куполовКонспект внеурочного занятия Россия в злате куполовКонспект внеурочного занятия Россия в злате куполовМуниципальное образовательное учреждение "Гимназия №2"















Конспект внеурочного занятия, посвященного празднованию 500-летия

Собора Успения Пресвятой Богородицы Тихвинского Богородичного Успенского

мужского монастыря

"Россия в злате куполов..."





Автор: Малыхина Светлана Владимировна,

педагог дополнительного образования







г. Тихвин, 2015 год

Содержание работы

1. Титульный лист........................................................................................ 1

2. Содержание работы.................................................................................. 2

3 Пояснительная записка.............................................................................. 3-4

4. Конспект внеурочного занятия "Россия в злате куполов..."................ 5-18

5. Список литературы....................................................................................19





































Пояснительная записка

Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням. Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей. Важным направлением в воспитании подрастающего поколения является формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине, природе, гордости за её историческое прошлое.

Одна из задач национально-регионального компонента содержания образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою "малую Родину". Тихвин - родина многих замечательных людей. Нашим детям жить в этом городе и продолжать славные его традиции. Поэтому они должны знать историю своего родного города.

Мы живем в замечательном городе, имеющем богатую историю и большое будущее. Город Тихвин входит в число 110 исторических городов России и занимает исключительное место в Ленинградской области, ибо сохранил выдающийся ансамбль Тихвинского Богородицкого монастыря XVI-XIX веков... Тихвинская икона Божией матери стала с начала XVI в. общерусской святыней. Образ матери и божественного младенца являются, пожалуй, самым распространенным в русском православии и более 600 лет вдохновляют наш народ на славные дела. Поток желающих прикоснуться к святыне не иссякает ни зимой, ни летом и по сей день. Исследователи называют Успенский собор Тихвинского монастыря одним из самых значительных памятников русского зодчества начала XVI века. Строительство грандиозного возвышенного храма, свидетельствовало о глубоком, искреннем и богобоязненном отношении великих Государей Московских к небесной Защитнице земли Русской - Матери Божией. Эту любовь и благодарность к Пречистой Богородице правители Отечества нашего пронесли через всю свою жизнь и историю Государства Русского от времени Великого Князя Василия III Иоанновича (1505−1533 гг.) до Святого Государя Мученика Императора Николая II (1894−1918 гг.).

Цель занятия: воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой город, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.

Задачи:

  • Ознакомление учащихся с историческим прошлым и современной жизнью родного города Тихвина, с историей возникновения Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря и строительства Успенского собора

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

  • Овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией.

  • Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни.

Форма проведения занятия: игра-путешествие.

Оборудование:

  1. Мультимедийная презентация

  2. Проектор

  3. Экран

  4. Аудиозапись - колокольный звон

  5. Карточки с заданиями для групповой работы

  6. Ноутбук для просмотра видеофильма.

  7. «Символы» для рефлексии, карточки для заданий, кроссворд, пазлы.

Занятие проводиться для учащихся 4-5 классов.







Ход занятия

Учитель начинает занятие на фоне компьютерной презентации, где отражены: тема и эпиграф к занятию, вопросы к рассмотрению.

1. Организационный момент. Погружение воспитанников в тему внеурочного занятия.

Начинается урок с прослушивания музыкального фрагмента.

(Звучит колокольный звон).

Учитель: Что за звуки? Слышали ли вы когда-нибудь колокольный звон?

- Где можно услышать колокольный звон? (ответы детей)

В православной Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Под звон колоколов чередовались времена года, рассветы и сумерки, колокола звонили и в радостные, и в горестные дни, сопровождали великие праздники. Кроме того, колокола имели и иное применение - в сельских церквах служили для тех, кто в пути (во время вьюг и метелей), давали им знак и направление, чтобы люди не потерялись - спасательный звон. Во время пожаров, приближения неприятеля - набатный звон, был пограничный звон, с колокольным звоном встречали царей, патриархов, победителей в войнах.

2. Вступительное слово учителя: тема, эпиграф, цель. Изучение нового материала.

Тема нашего внеклассного занятия - «Россия в злате куполов», эпиграфом я взяла слова великого князя Константина Романова: «…Россия в злате куполов молитвой и веками освящённых», речь пойдёт о древнерусском зодчестве. Удивительно, как много великолепных храмов, украшенных мозаикой, фресками, иконами, было возведено зодчими Древней Руси. О своей любви к соборам, красиво написал Александр Блок.

Видеофоном идёт демонстрация слайдов - соборы Древней Руси, последний слайд - Дмитриевский собор во Владимире.

Учитель читает стихотворение А.Блока «Люблю высокие соборы…»

Люблю высокие соборы,

Душой смиряясь, посещать,

Входить на сумрачные хоры,

В толпе поющих исчезать.

Боюсь души моей двуликой

И осторожно хороню

Свой образ дьявольский и дикий

В сию священную броню.

В своей молитве суеверной

Ищу защиты у Христа,

Но из-под маски лицемерной

Смеются лживые уста.

И тихо, с неизменным ликом,

В мерцанье мертвенном свечей

Бужу я память о двуликом

В сердцах молящихся людей.

Вот - содрогнулись, смолкли хоры,

В смятенье бросились бежать…

Люблю высокие соборы,

Душой смиряясь, посещать.

Учитель: Фоном к этому красивому стихотворению был Дмитриевский собор во Владимире.

Все архитектурные постройки возводятся по формуле Витрувия « прочность, польза, красота». Пояснение учителя.

Витрувий (Марк Витрувий Поллион) - самый известный античный архитектор, живший в Римской империи во второй половине I века до н.э.

Древнеримский зодчий Витрувий почти две тысячи лет тому назад
«вывел» формулу, с помощью которой описал требования, предъявляемые к
произведению архитектуры: прочность, польза, красота. С тех пор
специалисты не сомневаются, что именно эти компоненты составляют
сущность архитектуры. Каждый из них важен сам по себе, в целом же они
позволяют архитектурному сооружению стать произведением искусства.
То, что произведение архитектуры должно быть красивым, сомнений
не вызывает. Несомненно также, что величайшие памятники древней
архитектуры сохранились благодаря прочности и надежности строительного
материала и конструкции здания. В противном случае мы просто не могли бы
сегодня наслаждаться их красотой и совершенством. Но при чем здесь
польза? Какое отношение имеет она к высокому искусству архитектуры?
Самое прямое! В зависимости от своего назначения здания имели ту
или иную форму, размер, внутреннюю планировку и декор. Именно
назначением сооружения, то есть требованием пользы, определялись рамки,
в которых творил архитектор.

Кто знает, в чём разница между понятиями «собор - храм - церковь», в каких случаях мы должны употреблять то или иное понятие? Сообщение учеников (было дано задание заранее).

Сегодня мы остановимся на одном из этих понятий - собор. Наше занятие пройдет в форме путешествия. Для этого нам необходимо разделиться на 2 группы экскурсоводов.

Вы, ребята- мои помощники, попробуете сегодня себя в роли экскурсоводов. Может кто-то догадался о чем пойдет речь сегодня на занятии?(ответы детей) Давайте проверим.

Перед вами на столах карточки. Что же такое собор? Обратимся к большому энциклопедическому словарю. Вам необходимо подобрать то значение слова собор, которое нам сегодня понадобиться. Но сначала вам необходимо собрать пазлы. Что изображено на рисунке? Назовите.

СОБОР

1) собрание светских и духовных чинов для совета и решения важнейших дел в России 16-17 вв. (Земские соборы, Вселенские соборы)

2) Главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ и др.). Архитектура собора обычно отличается монументальностью форм, отражает основные тенденции господствующего архитектурного стиля (напр., собор Парижской богоматери в Париже, соборы св. Петра в Риме, св. Павла в Лондоне, Софийские соборы в Киеве и Новгороде). В городе бывает несколько соборов.

Команды выполняют задание. Ответы команд.

Итак, перед нами (слайд презентации) Успенский собор Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря. Собор - главный храм монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо.

Почему в начале занятия мы услышали колокольный звон? Как вы думаете? (ответы детей)

В этом году Успенскому собору в нашем городе исполняется 500 лет. Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в виртуальное путешествие в Тихвинский Успенский мужской монастырь, побываем в Успенском соборе.

В конце занятия мы постараемся ответить на следующие вопросы

(на слайде).

1. В чём разница между понятиями «собор - храм - церковь», в каких случаях мы должны употреблять то или иное понятие?

2. Что такое собор?

3. Почему в начале занятия мы услышали колокольный звон?

4. Назовите главную святыню монастыря ?Что узнали нового?

5. Как был построен Успенский собор? Что узнали нового?

6. Какой собор был взят за исходный образец?

7. Расскажите о празднике - Успение Пресвятой Богородицы?

8. Назовите кафедральные соборы в честь этого праздника?

9. Что мы можем увидеть и услышать в Успенском соборе?

10. Зачем построили Успенский собор в монастыре?

Назовите главную святыню монастыря (ответы детей).

Успенский собор Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря был заложен по указу царя Василия III в 1507 году, строительство было завершено в 1515 году. Главная святыня монастыря - чудотворная Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии (на слайде).

Вопрос: Расскажи подробнее о Тихвинской иконе Божией матери . Сообщение ученика (было дано задание заранее): Тихвинская икона Божией матери стала с начала XVI в. общерусской святыней. Образ матери и божественного младенца являются, пожалуй, самым распространенным в русском православии и более 600 лет вдохновляют наш народ на славные дела. Приснодева Мария с младенцем Христом на левой руке изображена в композиции, называемой Одигитрией (что означает путеводительница, т.е. наставляющая на истинный путь). Свободной правой рукой Мать представляет сына, которому суждено пострадать за людей и спасти мир. Иисус одной рукой держит свиток, другую поднимает в двуперстном благословении. Его правая нога поджата, а ступня обнажена. Обе персоны, слегка повернувшись друг к другу. Печаль задумчивых ликов подчеркивает нежное воздушное излучение, исходящее от живописи. Автором знаменитой иконы называют евангелиста Луку.

Давайте с вами вспомним как Тихвинская икона Божьей матери появилась в наших краях. Отправимся с вами в путешествие в далекое прошлое.

Фильм "Тихвинская икона Божьей матери"( часть фильма 4:36)

Учитель(фоном -презентация): Первое упоминание Тихвина в летописях относится к 1383 году в связи с явлением на реке Тихвинке чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери - одной из самых больших православных святынь в России. В память об этом событии был построен деревянный храм. Он неоднократно горел и вновь отстраивался. Наконец, в царствование Василия III, в 1507 - 1515 гг. вместо деревянного был построен каменный Успенский собор, сохранившийся до нашего времени. А в 1560 г. вокруг собора по повелению Ивана Грозного был основан Успенский мужской монастырь, окруженный деревянными крепостными стенами. Тогда же был основан и второй монастырь Тихвина - женский Введенский монастырь. Рядом с монастырями возник Тихвинский посад, который много позже, в 1773 г. получил статус города.

В монастырском архиве сохранился план Тихвинского посада 1678 года (на слайде), на котором изображены и оба монастыря, и различные деревянные постройки посада и прилегающих деревень - избы, хозяйственные постройки, церкви. Этот план представляет собой ценнейший документ для изучения архитектуры XVII века, особенно деревянного зодчества (как известно, от того времени до нас не дошли деревянные жилые постройки).

Успенский монастырь был закрыт в середине 1920-х гг. Монастырь был разграблен, была снесена часть его стен (восточная, северная и часть западной), уничтожена надвратная Никольская церковь, обезглавлены церковь Двенадцати Апостолов и Крестовоздвиженская церковь, погибло монастырское кладбище. И все же основная часть архитектурного ансамбля сохранилась, в бывший монастырь был открыт как музей, а в 1960 - 1970-х гг. началась его реставрация. С 1995 г. монастырь вновь действует.

Одним из памятников русского зодчества является Успенский собор. О нём расскажет экскурсовод Аня. На слайде - Успенский собор.

Сообщение ученика (было дано задание заранее):В 1507-1515 гг. на месте сгоревшей деревянной церкви Успения по указу и на средства великого князя Василия Ивановича строится грандиозный Успенский собор. Он был построен московским мастером Фрязиным и новгородским строителем Д.И.Сырковым. Его архитектура отличается простотой и лаконичностью форм. Строгий пятиглавый собор с суровой гладью высоких стен олицетворяет собой силу и торжественное величие. Формой куполов собор в Тихвине отличается от московских. Они имеют не шлемообразную форму, а скорее похожи на большие луковицы. По диаметру купола значительно больше поддерживающих их барабанов. Стены собора выложены из беловато-серого тесаного камня, барабаны - кирпичные. С южной стороны от собора расположены каменные строения: звонница и, построенная в 1600 г. трапезная. Они входили в систему окружающих собор защитных сооружений.

Учитель: Деревянный Успенский храм регулярно горел. Первый пожар уничтожил церковь уже в 1390 году, второй - в 1395 году, третий - в 1500 году. Но чудотворная икона при этом оставалась невредимой: дважды ее находили неподалеку в можжевельнике, в последний раз образ вовремя вынес священник. Каменный храм древней архитектуры строился в 1510-1515 годах отцом Иоанна Грозного - великим князем Василием Иоанновичем под руководством архитектора Д. И. Сыркова. За исходный образец был взят Успенский собор в Московском Кремле, а расписан в XVII веке Родионом Сергеевым, Петром Фалилеевым и Иваном Шемушским. Во времена Советской власти, в 1935-1938 годах, Успенский собор был превращен в воинский продовольственный склад, а в январе-феврале 1941 года - в палату военного госпиталя.

За исходный образец был взят Успенский собор в Московском Кремле.

Ребята, кто-нибудь из вас был в Московском Кремле? Видели Успенский собор? (на слайде)

Фильм "Успенский собор Московского Кремля".

Учитель (фоном - презентация): Успенский собор, старейшее каменное здание Тихвина - очень ценный памятник архитектуры. Это один из соборов, построенных на Руси в начале XVI века по образцу (или под влиянием) соборов Московского Кремля. Первоначально объем храма завершался килевидными закомарами, следы которых видны на фасаде. Разумеется, и главы имели не луковичную, а, вероятно, шлемообразную форму. Но и после изменений сохраняются классические, стройные пропорции, вообще свойственные многим храмам начала XVI века.

В 1668 - 1670 гг. в храме были устроены приделы Пророка Илии и Апостола Иоанна Богослова. Галерея и крыльцо сохранились, вероятно, в первоначальных формах XVII века, а приделы отстроены заново в 1820 - 1824 гг., теперь они примыкают к восточной части основного объема.

Фрагмент западного фасада - крыльцо XVII века:Конспект внеурочного занятия Россия в злате куполов

Конспект внеурочного занятия Россия в злате куполов

Вид с юга

Справа виден придел Пророка Илии. У его правого угла находится своеобразная достопримечательность - огромный камень, который в 1820 году приплыл к монастырю на льдине. Этот камень вмонтирован в фундамент строившегося тогда придела, а на самом камне сделана соответствующая надпись.

Над камнем установлена икона Илии Пророка и сделан деревянный навес:

Конспект внеурочного занятия Россия в злате куполовКонспект внеурочного занятия Россия в злате куполовКонспект внеурочного занятия Россия в злате куполов

Вид с юго-востока:

Алтарная сторона. По сторонам от трех апсид главного храма расположены апсиды приделов Илии Пророка и Иоанна Богослова.

Напротив алтаря главного храма находится могила Андрея Петровича Римского-Корсакова - отца композитора Н.А.Римского-Корсакова:

Конспект внеурочного занятия Россия в злате куполов

Вдоль северного фасада установлены надгробия, найденные на территории бывшего кладбища:

Конспект внеурочного занятия Россия в злате куполов

Кафедральные соборы многих российских городов посвящены празднику Успения Пресвятой Богородицы. Успенскими именуются главные храмы во Владимире, Ростове, Ярославле, Смоленске, Рязани, Муроме, Астрахани, не говоря уже о главном соборе Московского Кремля. Успенский собор в Тихвине тоже посвящен празднику Успения Пресвятой Богородицы. Известна такая традиция в Древней Руси: если какой-либо из двунадесятых праздников в год закладки храма приходился на воскресный день, то престол освящается в честь этого праздника.

Назовите какие народные православные праздники вам знакомы?

Ответы детей - Рождество, Пасха, Троица и т.д.

А сегодня я хотела бы вам рассказать о празднике Успения Пресвятой Богородицы. Успе́ние Пресвято́й Богоро́дицы - праздник православной и католической церквей, посвящённый воспоминанию смерти (успения) Божией Матери. В православии принадлежит к числу двунадесятых (Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии). Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалим, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии. История появления праздника Успения описана у Иоанна Дамаскина в произведении «Второе похвальное слово на Успение Богоматери». Сам же праздник в честь Успения Богородицы изначально назывался по-другому, а именно праздник «Память Блаженной», под таким наименованием в V веке его начали праздновать в Сирии. Около 460 года празднование Святой Марии 15 августа дошло в Иерусалим и, собственно, в Вифлеем, но это был праздник прославления Святой Марии без связи с событиями вокруг её смерти. Дальнейшим этапом в развитии смысла праздника после 460 года стало обозначение 15 августа днём смерти Девы Марии. . К моменту своей смерти Богородица проживала в Иерусалиме, посещала для молитв Голгофу и Гроб Господень. Однажды во время молитвы ей явился архангел Гавриил, сообщивший, что через три дня она «отойдёт ко Христу Богу». Успокаивая Марию, чтобы она была готова к своему смертному часу, архангел возвестил ей]:

Конспект внеурочного занятия Россия в злате куполов

Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных примет Тебя, Матерь Свою, в небесное царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время.

Конспект внеурочного занятия Россия в злате куполов

В ознаменование своих слов архангел вручил Богородице ветвь райского древа ( это была ветвь от финиковой пальмы), указав нести её перед гробом Богородицы при погребении. О полученном от ангела известии Дева Мария сообщила Иосифу Аримафейскому. Желая видеть перед смертью апостолов, она обратилась с молитвой к Богу. Простившись со всеми близкими и сделав распоряжение относительно своего имущества, Богородица приготовилась к смерти.

Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, - сам Царь славы Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери.

После этого Дева Мария мирно скончалась. Погребение Богородицы апостолы совершили в гробнице, где были упокоены её родители Иоаким и Анна и супруг Иосиф Обручник. Пречистое тело Девы Марии торжественной процессией несли на одре через Иерусалим, о чём доложили первосвященникам. Направленная ими стража не смогла разогнать процессию благодаря чуду: «облачный круг, плывший по воздуху, спустился на землю и точно стеною окружил как святых Апостолов, так и остальных христиан». После погребения апостолы закрыли вход в пещеру камнем и удалились.

Ну что ж, мои юные путешественники, пришло время заглянуть внутрь Успенского собора. Поднимите руки, кто был внутри собора. А что вы там увидели? (ответы детей)

Перед вами на столах слова : иконы, фрески, иконостас, свеча, киот, исповедь, аналой, молебен, пост, просфора, скульптура, картина, выставка, экспонаты, манекен, песня.

Что мы можем увидеть и услышать в Успенском соборе? Подберите слова-понятия. Какие вам не знакомы? Но прежде мы посмотрим фильм. Он поможет вам выполнить задание.

Фильм "Монастырь"

Дети выполняют 1 задание. А теперь следующее задание- подберите правильное определение к следующим понятиям: фреска, аналой, иконостас, исповедь, киот, икона, просфора, молебен, пост.

1. (от итал. fresco - свежий) - живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей. При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной. Выполняется художником-фрескистом.

2. высокий столик с покатым верхом, на который в храме кладутся икона или книга.

3. перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов - от трех до пяти. В середине нижнего яруса находятся царские врата, справа расположены икона Иисуса Христа и итого святого или праздника, которому посвящен храм; слева - икона Богородицы. За иконами нижнего ряда с обеих сторон расположены диаконские двери. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Второй ярус содержит иконы двунадесятых праздников. Третий ярус - иконы деисисного чина. Четвертый - иконы Богородицы с младенцем Христом и предстоящих пророков. Верхний, пятый ярус - иконы Троицы и ветхозаветных праведников (Авраама, Исаака, Иакова и др.). Завершается иконостас распятием.

4. таинство Церкви. Во время таинства человек, исповедующий свои грехи с искренним раскаянием, получает прощение. Принимает священник или архиерей. По окончании исповеди священник возлагает край епитрахили на голову кающемуся и читает разрешительную молитву.

5. (греч. - «ящик, футляр») - небольшой застекленный ящичек или специальный застекленный шкаф, в который ставятся иконы.

6. (греч. «образ», «изображение») - изображение Христа, Богородицы, святых или событий из священной истории. Икона является неотъемлемой частью православной традиции, без нее трудно представить православный храм и богослужение, дом православного человека и его жизнь.

7. (греч. «приношение») - богослужебный литургический хлеб, употребляемый для таинства Евхаристии и для поминовения живых и мертвых. Готовится из дрожжевого теста, состоящего из пшеничной муки, воды и соли. На просфоре помещаются изображения креста с надписью ИС ХС НИКА (Иисус Христос победил) или образ какого-либо святого. Просфоры делаются из двух половинок в знак двух естеств Иисуса Христа - божественного и человеческого.

8. богослужение, в котором верующие благодарят или просят о чем-либо Господа, Богородицу или святых. Молебен может совершаться при особых обстоятельствах или бедственных случаях (во время войн, эпидемий, засухи и т.п.) в храме, на дому, в поле, перед чудотворными иконами и другими святынями.

9.время усиленного молитвенного обращения к Богу и воздержания от пищи животного происхождения. Существуют однодневные и многодневные посты.

Дети выполняют задание. Учитель, если необходимо помогает.

Учитель (фоном - презентация): Слово «фреска» происходит от итальянского «fresco», что значит «свежий», «сырой». Фрески пишут по сырой штукатурке красками, которые разводятся водой. Стену покрывают известковым раствором, и тотчас, пока раствор еще свежий, начинают писать красками - пигментом, разведенным чистой водой. Когда штукатурка высыхает, краски оказываются прочно закрепленными на стене, как будто накрепко впаянными в нее. Выполняя фреску, художник должен писать очень быстро, ведь раствор на стене высыхает в течение десяти-пятнадцати минут, а после этого краски уже не закрепляются. Поэтому такая работа требует большого мастерства и необыкновенной точности. Стоит художнику чуть-чуть ошибиться и провести неверную линию, как весь фрагмент уже готовой живописи приходится счищать со стены, вновь покрывать поверхность штукатуркой и начинать заново. Это работа очень сложная и кропотливая, по посмотрите, какие шедевры в результате получились .

На крыльце, столпах и стенах Успенского собора мы тоже можем увидеть фрески.


Ну и в заключение нашего путешествия, ребята, я предлагаю вам разгадать кроссворд.




6Кроссворд

1

2

3

4

5

1. Живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей. При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую ее долговечной.

2. Изображение Христа, Богородицы, святых или событий из священной истории. Она является неотъемлемой частью православной традиции, без нее трудно представить православный храм и богослужение, дом православного человека и его жизнь.

3. Богослужение, в котором верующие благодарят или просят о чем-либо Господа, Богородицу или святых. Он может совершаться при особых обстоятельствах или бедственных случаях (во время войн, эпидемий, засухи и т.п.) в храме, на дому, в поле, перед чудотворными иконами и другими святынями.

4. Небольшой застекленный ящичек или специальный застекленный шкаф, в который ставятся иконы.

5. Богослужебный литургический хлеб, употребляемый для поминовения живых и мертвых. Готовится из дрожжевого теста, состоящего из пшеничной муки, воды и соли. На просфоре помещаются изображения креста с надписью ИС ХС НИКА (Иисус Христос победил) или образ какого-либо святого. Просфоры делаются из двух половинок в знак двух естеств Иисуса Христа - божественного и человеческого.

6. Ключевое слово __________________________

Ключевое слово - собор.

Для сооружения храма в Тихвин прибыли мастера из Москвы. Когда он уже был почти окончен, вдруг случилось невероятное: новая паперть обрушилась и погребла под собой двадцать рабочих. Расчищать завалы пришлось три дня, так они были велики. Надежда на то, что хоть кто-то из людей остался в живых под обломками паперти, медленно таяла - ведь они находились в "каменном мешке" без пищи и почти без воздуха. Тем больше было удивление народа, когда всех рабочих извлекли из развалин не только живыми, но и невредимыми. Чудо это приписали заступничеству Божией Матери, и память о нем сохранилась в Тихвине по сей день.

Исследователи называют Успенский собор Тихвинского монастыря одним из самых значительных памятников русского зодчества начала XVI века. Успенский собор сооружался "под икону" - и это определило особенности его устроения. Перед западными столпами оставили довольно много свободного пространства - чтобы люди, пришедшие помолиться перед чудотворным образом Богородицы, могли, не толпясь, осуществить свое благочестивое намерение. Интересно был решен вопрос и с освящением - западные барабаны сделали "световыми"; таким образом, в пространстве храма выделялось то место, где находилась Тихвинская икона. После возвращения Тихвинского монастыря Церкви (в 1995 году) в соборе была проведена масштабная реставрация. В частности, отреставрировали уникальный иконостас начала XVII века - один из старейших на территории России.

Поток желающих прикоснуться к святыне не иссякает ни зимой, ни летом и по сей день. Строительство грандиозного возвышенного храма, свидетельствовало о глубоком, искреннем и богобоязненном отношении великих Государей Московских к небесной Защитнице земли Русской - Матери Божией. Эту любовь и благодарность к Пречистой Богородице правители Отечества нашего пронесли через всю свою жизнь и историю Государства Русского от времени Великого Князя Василия III Иоанновича (1505−1533 гг.) до Святого Государя Мученика Императора Николая II (1894−1918 гг.).

Вот такой он главный храм монастыря - Собор Успения Пресвятой Богородицы, которому в этом году исполняется 500 лет.

3. Закрепление пройденного материала.

Пришло время подвести итог. Прошу обратить внимание на вопросы, которые были поставлены в начале занятия, давайте на них ответим.

Сделаем вместе вывод с помощью хорошо освоенного приёма «синквейн». Тема «Собор».

Пример для учителя:

  1. Собор

  2. прекрасный, одухотворённый

  3. облагораживает, сохраняет, прославляет

  4. музыка, застывшая в камне

  5. душа

Дети составляют синквейн и зачитывают.

Люблю мой край…
Как странно это слышать:
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше,
И в цвет сирени здесь окрашен май!
Дождём и сеном пахнет лето
Зовёт прохладою река…
А осень золотом одета,
Плывут клочками облака.
Лыжнёю манит вдаль зима,
Морозным утром снег хрустит…
И выйдет с берегов река в апреле.
Лес весной шумит…
Люблю мой край!
Я много мест видала, и можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я думаю, мне больше не найти!
/А. Коблова/

4. Рефлексия.

Возьмите в руки символы. Что это? (сердце в руках)

Все в ваших руках! Вам самим решать какими вам быть - потребителями или пассивными наблюдателями или все же хранителями и созидателями природы и культуры, любящими свою "малую Родину".. Оцените свою работу на занятии, связав её со своим настроением.

  • Если вам спокойно, радостно, вам было все понятно - закрасьте сердечко красным цветом.

  • Если вы испытываете неудобство, неловкость и вам не все было понятно, и вы хотите поговорить со мной после занятия - закрасьте сердечко зеленым.

  • А если вам тревожно, вы не поняли, о чем мы говорили на занятии и вам не с кем поделиться - закрасьте сердечко синим цветом. (Как только дети закрасили сердечко, они прикрепляют его на облачко).

Учитель: Если в каждом сердце будет жить любовь, то в мире будет царить доброта, любовь, спокойствие, радость, счастье. А как здорово жить с такими чувствами! Спасибо вам за это занятие! Спасибо всем за работу и внимание!

Фильм "Тихвин - это мой город"



Список литературы

1. Березовой Л.Г., Берменова Н.П. История русской культуры: в 2 ч. - М.:ВЛАДОС, 2002.

2. nsad.ru/page/cerkvi-hramy-i-sobory-uspenija-presvjatoj-bogorodicy/ Церкви, храмы и соборы Успения Пресвятой Богородицы.

3.proeveryday.ru/index.php?id=molitva/prazdnik9. Успение Пресвятой Богородицы. История праздника

4. photoprogulki.narod.ru/tikhvin1_1.htm. Тихвин. Успенский монастырь

5. onb.kursk.ru/our-booke/pravoslavie/soderjanie/uspenie/uspenie.html. Успение Пресвятой Богородицы.

6. bestreferat.ru/referat-171276.html. Реферат: Тихвинский Богородичный Успенский монастырь

7. palomnik.by/palomnik/nearest/slovar. Словарь церковных терминов.

8. dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/275614.Собор

9. ru.wikipedia.org/wiki/Фреска- Википедия

10. art-urok.ru/freska.htm.Что такое фреска.

11.Горлова И.В., Краеведение. Учебное пособие., г. Бокситогорск, 2005 год

12.Виноградова Л.В. Уездный город Тихвин. Санкт-Петербург: издательство "Сударыня", 2006 г.

13. Григорьев Л.и.. Тихвин и его Святыня. Описание города, Тихвинского Большого монастыря и пребывающей в нем Святыни. Издательство "ИКАР", Санкт-Петербург, 1999 г.











19


© 2010-2022