- Преподавателю
- Классному руководителю
- Доклад на тему: «Организация работы классного руководителя по оптимизации взаимодействия учащихся и родителей»
Доклад на тему: «Организация работы классного руководителя по оптимизации взаимодействия учащихся и родителей»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ульбашева Л.А. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
КММ«№24ЖББОМ» директоры Согласованно
«УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по ВР
Директор КГУ «ОСШ№24» В.В.Никулина ___________
Н.А. Ибадилдинов________________ «_____» ___________2016 ж/г
«____» ___________________2016 ж/г
Доклад на тему:
«Организация работы классного руководителя по оптимизации взаимодействия
учащихся и родителей».
Подготовила
учитель начальных классов
Ульбашева Л.А.
2015-16 уч.год
Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями учащихся вверенного ему класса. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности классного руководителя к этой работе.
Воспитание ребенка - одна из главных функций общеобразовательной школы. Народная мудрость гласит: «Воспитывать ребенка надо пока он лежит поперек лавки». Поэтому именно в семье закладываются основы воспитания. Родители - главный авторитет, пример для подражания у ребенка. Все слова и поступки учителя не принесут желаемого результата, если родители не будут принимать участия в жизни ребенка
Задача каждого классного руководителя - стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Это особенно важно в начальной школе, когда ребенок только начинает обучение в школе.
Взаимодействие школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи ученика позволяет ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом используется комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др.
Изучение семьи - дело тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Важно соблюдать следующие правила:
-
Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.
-
Изучение должно быть целенаправленным, планомерным и систематическим.
-
Методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания.
-
Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.
Главным направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
В своей работе использую разные формы сотрудничества с родителями:
1. Родительское собрание.
Главное в работе классного руководителя с родителями состоит в том, чтобы обеспечить единство требований к воспитанию учащихся со стороны семьи и школы, создать нормальные условия для их домашнего учения и направлять воспитательную деятельность семьи.
Большое место в работе классного руководителя с семьей занимает систематическое информирование родителей об успеваемости, поведении и общественно полезном труде учащихся. С этой целью один раз в учебную четверть проводятся родительские собрания, на которых детально анализируется состояние успеваемости и дисциплины школьников и намечаются мероприятия по улучшению работы семьи в этом направлении.
Провожу один раз в четверть обязательно и при необходимости дополнительно 1-2 собрания. Все собрания можно разделить на группы:
-
организационные
-
тематические
-
текущие
-
итоговые
2. Индивидуальные беседы и консультации.
Именно в индивидуальных беседах больше затрагиваются проблемы воспитания отдельных учащихся. Из опыта работы знаю, что к такой форме работы папы относятся более ответственно, чем к собраниям. И это имеет свои положительные результаты.
3. Работа родительской общественности (родительского комитета).
В его состав входят наиболее активные родители класса, которые способные помочь в организации учебно-воспитательного процесса, в решении хозяйственно - бытовых вопросов. Одной из функций родительского комитета в классе является оказание помощи при проведении тематических праздников, классных часов, конкурсов. Так же комитет проводит индивидуальную работу с родителями, по разрешению различных вопросов.
4. Круглый стол.
Задача круглого стола не только решение насущных проблем, но и формирование сплоченности родителей. Главное, родители должны видеть лица, а не спины друг друга, как это бывает на собраниях. Они должны высказывать свою точку зрения на вопрос, вступать в диалог, вносить предложения.
5. Праздники.
Одной из форм реализации преемственных связей педагогов и родителей в нравственном воспитании школьников считаю - праздники. Их проведение позволяет родителям и педагогу находить нетрадиционные подходы взаимодействия с детьми. Дети, в свою очередь, смотрят на родителей, как на интересных, творческих людей. Праздник создает особую, доверительную атмосферу. В каждом классе, есть свои традиционные праздники. Часто родители сами предлагают, какие мероприятия они хотят для своих детей, в чем они могут оказать помощь. Перед каждым праздником родители обсуждают детали (чаепитие, оформление класса, призы и т.д.) Опыт показывает, что родители могут не только решать организационные вопросы, но и быть активными участниками (артистами, членами жюри и др.).
6. День открытых дверей.
Такое название носит символический характер, так как двери школы всегда открыты для учеников и родителей. Но все же, родители чаще всего бывают участниками внеклассных мероприятий, являются помощниками учителя в воспитательной работе.
«День открытых дверей» дает возможность родителям посетить любой урок в течение дня. Далеко не все родители приходят в этот день в школу: кто-то занят на работе, кто-то не испытывает в этом необходимости. Дети в такой день стараются показать себя с лучшей стороны. Такая работа позволяет родителям увидеть образовательный процесс изнутри.
Родители могут являться непосредственными участниками любого мероприятия. Они могут выступать в роли актеров, членов жюри, конкурсантов и т.д. из наблюдений можно отметить, что наибольшую активность проявляют родители, у которых в школу пошел первый ребенок. Задача учителя подержать эту активность, убедить родителей в том, что их помощь необходима в образовательном и воспитательном процессе класса. Зачастую родители ведут себя как дети: они стесняются проявить инициативу, выделиться из толпы. Родительский коллектив класса должен стать надежной опорой для учителя, его правой рукой, универсальным средством для решения любых проблемных ситуаций.
Создание системы массовых мероприятий с родителями осуществляется через внедрение различных форм и методов и организацию взаимодействия:
Родители в моем классе всегда принимают активное участие в жизни классного коллектива. Часто, они сами являются инициаторами того или иного мероприятия.
Таким образом, семья и школа - это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.
Значит, школа и семья в тесном взаимодействии должны не только обучать и воспитывать своих детей, но и заботиться о том, чтобы создать все условия для радостной и творческой их жизни. В процессе такой жизни дети и подготовятся к взрослой жизни, к труду.