Мастер-класс на командообразование

Проведение упражнений «Верёвочный курс» («ВК») возможно, как в зале, так и на свежем воздухе с применением специально заготовленного реквизита. «ВК» начинается с разминки – это несложные задания, во время которых участники знакомятся друг с другом. Далее основной комплекс упражнений, где участники должны проявить навыки работы в команде. После каждого испытания обязательно делается анализ, который даёт ребятам возможность понять, как было выполнено задание, принято решение и как это повлияло на ...
Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Тема: командообразование

Методы и формы: упражнения, игры, эстафеты

Методики и технологии: «Веревочный курс»

Краткое описание: Проведение упражнений «Верёвочный курс» («ВК») возможно, как в зале, так и на свежем воздухе с применением специально заготовленного реквизита. «ВК» начинается с разминки - это несложные задания, во время которых участники знакомятся друг с другом. Далее основной комплекс упражнений, где участники должны проявить навыки работы в команде. После каждого испытания обязательно делается анализ, который даёт ребятам возможность понять, как было выполнено задание, принято решение и как это повлияло на результат. И в заключении «ВК» - психологический анализ всех пройденных этапов. Подведение итогов. Это очень важно, ведь здесь участники анализируют ошибки, рассказывают о своих ощущениях, возникших проблемах и предлагают пути их решения

Педагогические возможности: программа проводится с целью сплочения детского коллектива, в котором ребята лучше будут понимать друг друга, меньше затрачивать времени на решение поставленных задач, а, главное, добиваться лучших результатов в работе. Благодаря «ВК» создаётся командный дух, ребята вместе участвуют в решении проблем и учатся действовать в нестандартных ситуациях. Подключая воображение, смекалку и изобретательность, дети становятся более открытыми и креативными. Каждому при этом предоставляется возможность испытать себя, а значит, узнать много нового - как о других, так и о себе!

РЕКОМЕНДАЦИИ

Возраст участников: средний и старший школьный возраст.

Количество участников: состав команды 6-10 чел.

Набор ролей: 1 ведущий.

Особенности реквизита: клубок ниток - 3 шт., воздушные шарики и повязки на глаза по количеству участников, верёвка - 7 м.

Музыкальное сопровождение: фоновая музыка.

ПОЭТАПНОЕ ОПИСАНИЕ

Подготовительный этап: организаторы «ВК» создают условия (площадка, реквизит и музыкальное сопровождение) для проведения состязаний.

Игровое действие: «ВК» начинается с разминки - это несложные задания, во время которых участники знакомятся друг с другом, и появляется опыт взаимодействия, первые победы. Далее основной комплекс упражнений, где участники должны проявить навыки работы в команде.

В начале каждого испытания группе зачитывается задание и правила. При возникновении вопросов, задание зачитывается повторно без дополнительных объяснений. При выполнении упражнения действует принцип: «Разрешено все, что не запрещено», но участники должны сами догадаться об этом. После каждого испытания обязательно делается анализ, который даёт ребятам возможность понять, как было выполнено задание, принято решение и как это повлияло на результат.

И в заключении «ВК» - психологический анализ всех пройденных этапов. Подведение итогов. Это очень важно, ведь здесь участники анализируют ошибки, рассказывают о своих ощущениях, возникших проблемах и предлагают пути их решения

КРАТКИЕ СОВЕТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

Обязательное требование «ВК»: обеспечение для его участников безопасности. Организаторами «ВК» должны быть взрослые, прошедшие «ВК» в качестве участников. И еще, ни в коем случае не забывайте, что курс можно проводить только в теплой, доброжелательной атмосфере. В этом случае «ВК» получится интересным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бурмако Е.П., Уймановой Е.А Сценарий для летнего лагеря. Веревочный кур - [Электронный ресурс] / Режим доступа: dramateshka.ru

  2. «Верёвочный курс» для школьников - [Электронный ресурс] / Режим доступа: ecotours.ru

  3. «Верёвочный курс» для детей - [Электронный ресурс] / Режим доступа: summercamp.ru

  4. Влияние коллектива на личность - [Электронный ресурс] / Режим доступа: studfiles.ru

  5. Голубева, Я., Иванова, Н.., Никитина, В. «Приключения на затерянном острове» тренинговая игра для учащихся пятых классов [Текст] // Школьный психолог.-2007.-№ 24, 46-47 с.

  6. Игры для детского лагеря - [Электронный ресурс] / Режим доступа: kladraz.ru

  7. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А. Лутошкин - М.: Педагогика, 1988. - 125 с.

  8. Лутошкин А. Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы / А. Лутошкин - М.: Просвещение, 1978. - 159 с.: ил.

  9. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива / А. Лутошкин - М.: Просвещение, 1978. - 22-23 с.

  10. Макаренко А. С. Воспитать человека. Макаренко о воспитании [Электронный ресурс] / Режим доступа: vp-ch.ru

  11. Минаева А. Школа лидерского искусства. Занятие «Пираты Карибского моря - 4» - [Электронный ресурс] / Режим доступа: psy.1september.ru

  12. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

  13. Учение А. С. Макаренко о коллективе - [Электронный ресурс] / Режим доступа: pedlib.ru

  14. Сакович, Н. «Игры в тигры» [Текст] // Школьный психолог.-2006.-№ 21, 6-9 с.

  15. Сакович, Н. «Игры в тигры»-2 [Текст] // Школьный психолог.-2007.-№ 5, 11-14 с.

  16. «Формирование классного коллектива по методике А.Н.Лутошкина» - [Электронный ресурс] / Режим доступа: lib2.podelise.ru

Конспект проведения мастер-класса

  1. Организационный момент

Добрый день, уважаемые коллеги!

Народная мудрость сложила немало пословиц и поговорок о братстве, товариществе и дружбе. Предлагаю вам вспомнить некоторые из них. Я начинаю, а вы продолжаете:

- Не имей сто рублей, (а имей сто друзей.)

- Сам пропадай, (а товарищей выручай.)

- птица сильна крыльями, (а человек дружбой.)

- Дружба и братство, (дороже всякого богатства.)

Спасибо.

Дружба, товарищество и братство - эти непреложные ценности составляют основу человеческих взаимоотношений.

«В одиночку мы можем многое, вместе мы можем все!» Этот тезис сегодня как никогда актуален для современного коллектива, в том числе и детского.

  1. Вводное слово мастера

Любой коллектив - это живой организм, который в процессе своего

развития проходит несколько этапов. Педагог Анатолий Лутошкин каждому этапу дал романтическое название: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина, «Мерцающий маяк», «Алый парус» и «Горящий факел» (см. приложение 1).

Вопрос: Скажите, уважаемые коллеги, когда вы произносите слово «коллектив» какие определения ассоциируются с этим понятием?

(мастер принимает ответы и актуализирует знания)

Для того чтобы детский коллектив шагнул на более высокую ступень своего развития, педагогу необходимо создать такие условия, при которых ребята будут понимать друг друга, меньше затрачивать времени на решение поставленных задач, а, главное, добиваться лучших результатов в работе, то есть быть настоящей командой.

Существует несколько толкований термина «Команда», но мне ближе всего следующее: «Команда - это коллектив единомышленников, с высоким уровнем сплочённости, разделяющий ответственность за достижение конечных результатов. Это демократическое партнерство. В команде должен быть лидер, которому доверяет все» (см. приложение 2).

Обязательное условие формирования сплоченной команды - наличие у самого руководителя лидерских качеств и организаторских способностей, а также его полноценное участие во всех испытаниях и упражнениях с остальными членами команды.



  1. Сообщение цели и задач

Сегодня всё чаще мы слышим словосочетание «построение команды», командообразование или teambuilding - это мероприятия, направленные на сплочение коллектива. Это могут быть различные командные программы, верёвочный курс, командные детские шоу.

Я хочу передать один из способов деятельности, использование которого мне помогает создать команду детей из разных клубов, образовательных учреждений, со своими желаниями, способностями и интересами. Это технология «Верёвочный курс» («ВК») (Приложение 3).

  1. Актуализация знаний

Благодаря «ВК» создаётся командный дух, ребята вместе участвуют в решении проблем и учатся действовать в нестандартных ситуациях. Подключая воображение, смекалку и изобретательность, дети становятся более открытыми и креативными. Каждому при этом предоставляется возможность испытать себя, а значит, узнать много нового - как о других, так и о себе!

Я могу проводить «ВК», как в зале, так и на свежем воздухе. Задания, составляющие «ВК», в состоянии выполнить любой участник. При прохождении этапов курса от участников требуется инициативность, слаженность и находчивость. Дети, обладающие лидерскими качествами, начинают управлять процессом. И постепенно - от этапа к этапу начинает формироваться и действовать настоящая команда.

Главная идея «ВК» - это все вместе, словно связаны одной веревкой, поэтому в качестве снаряжения я часто использую саму верёвку.

Для детей «ВК» это:

- захватывающая игра, участники которой могут повеселиться и расслабиться;

- учебная программа, которая позволяет получить навыки командной работы, сделать свой вклад в достижении командной цели;

- школа индивидуального роста, которая дает возможность лучше познать себя и других своих сверстников, получить опыт, коллективного взаимодействия.

«ВК» всегда начинаю с разминки - это несложные задания, во время которых участники знакомятся друг с другом и приобретают опыт взаимодействия, получают первые победы. Далее основной комплекс упражнений, где участники должны проявить навыки работы в команде.

В начале каждого испытания группе зачитывается задание и правила. При возникновении вопросов, задание зачитывается повторно без дополнительных объяснений. При выполнении упражнения действует принцип: «Разрешено все, что не запрещено», но участники должны сами догадаться об этом.

  • в группе не должно быть зрителей (либо работаем, либо уходим);

  • группа может отказаться от выполнения упражнения при условии единогласного решения;

  • во время выполнения упражнений ведущий не помогает и не мешает группе, участники всего должны добиться сами на собственном опыте;

  • часть заданий участники выполняют молча;

  • есть одно жёсткое правило: если один из участников допускает ошибку, вся команда возвращается на исходную позицию, так как от вклада каждого зависит успех группы. Участники успешно справятся с заданиями, если действуют как одна команда.

После каждого испытания обязательно делается анализ, который даёт ребятам возможность понять, как было выполнено задание, принято решение и как это повлияло на результат.

И в заключении «ВК» - психологический анализ всех пройденных этапов. Подведение итогов. Это очень важно, так как участники анализируют ошибки, рассказывают о своих ощущениях, возникших проблемах и предлагают пути их решения.

  1. Объединение в группы

Мастер: Уважаемые коллеги! А сейчас я предлагаю поработать в группах. Мне понадобится ваша помощь. У меня в руках три клубочка.

Задача: Размотать клубочек, передавая его из рук в руки.

Условие: Участник, у которого в руках окажется конец клубочка встаёт и показывает, что команда с заданием справилась. Начало клубочка из рук не выпускать. Та группа, которая справится с заданием первая и станет победителем в наших состязаниях.

(выполняется задание)

  1. Работа в группах

А сейчас, участников, в руках у которых оказались начало и конец клубочка, прошу выйти ко мне.

Уважаемые коллеги, я познакомлю вас с упражнениями, которые могут быть использованы при разработке «ВК».

Для создания позитивной атмосферы и дальнейшего взаимодействия в группе, участники должны поближе познакомиться друг с другом.

«Нить дружбы»

Задача: по часовой стрелки передать клубок соседу, оставляя у себя в руках нить.

Условие: всем участникам встать в круг. При передаче клубка называть своё имя и несколько слов о себе.

Данное упражнение проводится до тех пор, пока клубок не вернётся к первому участнику. Таким образом, все будут связаны одной нитью, символизирующей нить дружбы. А смысл истиной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдания делит пополам. Не обрывайте нить дружбы, ибо если придётся её связать, то останется узел.

(Выполнение задания, рефлексия)

«Гусеница»

Участники с воздушными шариками встают в колонну друг за другом. Прижимают шарики животами и кладут руки на плечи впередистоящим. Дотрагиваться до шариков и поправлять их нельзя. Первый участник держит свой шарик на вытянутых руках.

Задача: пройти, таким образом, по заданному маршруту.

Условие: если хоть один из участников уронит шарик, вся команда возвращается на исходную позицию и начинает испытание сначала.

(Выполнение задания, рефлексия)

«Счёт до десяти»

Участники становятся в круг, не касаясь друг друга плечами и локтями. На глаза надевают повязки.

Задача: сосчитать до десяти, соблюдая одно условие: называть числа нужно по очереди.

Условие: если одно и то же число назвали два или больше человек, группа с заданием не справилась. Договариваться об очерёдности нельзя.

(Выполнение задания, рефлексия)

«Узел»

Задача: завязать на верёвке узел.

Условия: Сделать это необходимо всем вместе, не отпуская веревку из рук.

На выполнение задания вам дается 3 минуты. Если кто-то отпускает верёвку из рук, задание начинаете выполнять сначала.

(Выполнение задания, рефлексия)

  1. Подведение итогов (обсуждение и корректировка результатов работы)

А сейчас давайте подведем итоги.

- Как настроение?

-Что было труднее всего?

- Почему не получилось?

- Что помогало? Мешало?

- Какие качества помогали справляться с трудностями?

- Что бы вы изменили, если бы у вас была возможность пройти все испытания сначала?

Сегодня я вас познакомила с несколькими испытаниями «ВК». И в заключение несколько рекомендаций для организаторов «ВК:

  • обязательное требование «ВК»: обеспечение для его участников безопасности;

  • организаторами «ВК» должны быть взрослые, прошедшие «ВК» в качестве участников.

И еще, ни в коем случае не забывайте, что курс можно проводить только в теплой, доброжелательной атмосфере.

А она зависит только от вас, дорогие коллеги! Удачи!

Улыбайтесь! Освещая всех улыбками!

Ошибайтесь! Веселее жить с ошибками.

Не пугайтесь! В жизни всякое случается.

Не сдавайтесь! Всё не сразу получается...

А в качестве оценки моего мастер-класса прошу всех участников подойти к компьютеру и выбрать цвет шарика, который будет символизировать ваше настроение и желание работать с представленной технологией:

- зеленый - мне нравиться, эту технологию можно использовать в моей работе.

- желтый - интересно, но надо подумать.

- красный - не впечатлило, эта технология не применима в моей работе.


© 2010-2022