Программа духовно-нравственного развития и воспитания «Ступени» для учащихся 9 класса

Аннотация работы         Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - важная и неоспоримая цель всякого общества.  Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят  невосполнимый урон. Духовные болезни становятся неизлечимыми и более пагубными. Молодежь вынуждена адаптироваться и вживаться в окружающую среду: ранняя алкоголизация, потребление наркотических,  психотропных веществ, нежелание учиться,  бродяжничество. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще...         Представленная  программа предназначена для учащихся старших классов. Исходя из необходимости решения вышеперечисленных проблем, определены: -  Цель работы - духовно-нравственное воспитание высоконравственного, креативного, толерантного и компетентного гражданина своей страны, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за происходящее и будущее своей страны, знающего духовные и культурные традиции своего народа и народов, проживающих на территории России.,  - задачи и пути реализации программы «Ступени»: - способствовать становлению, развитию, воспитанию в старшекласснике Благородного Человека путем выявления его личностных качеств; - развивать и воспитывать у учащихся такие качества души и сердца, как любовь и  уважение к окружающим, долг и ответственность, совесть и стыдливость, сдержанность, искренность, понимание, сострадание и сотрудничество; умение научиться жить среди людей с пользой для себя и для других; - Знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений; - Изучать с учащимися духовно-нравственные традиции их семей; - Создавать ситуации практического применения духовно-нравственных знаний в реальной жизни, условия для нравственного самовоспитания учащихся. - Способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков.         Проблема духовно-нравственного воспитания и развития в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции духовно-нравственного человека, составлена с требованиями ФГОС НОО.       Авторская программа  направлена на формирование у учащихся духовно-нравственного воспитания и  развития старшеклассника и осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.      В содержательной части программы раскрыты основные темы мероприятий, даны основные характеристики организационных условий, необходимых для получения воспитательного результата. Представленная к рецензии программа соответствуют специфике работы классного руководителя, стимулирует воспитательную деятельность ребенка; развивает коммуникативные умения; создаёт социокультурную среду общения; способствует развитию творческих способностей личности;  стимулирует стремление к самостоятельной деятель...       Эффективность решения поставленных задач предлагает непрерывное и систематическое отслеживание педагогом результатов реализации программы. Содержание и конструктивное построение данной программы имеет гибкую структуру и предусматривает возможность внесения необходимых изменений. Программа может быть предложена для применения в воспитательной практике. Она легко воспроизводима в условиях городских и сельских общеобразовательных учреждений и рекомендуется к распространению.       Данная программа представляет интерес для организаторов воспитательной работы, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, классных руководителей.
Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа духовно-нравственного развития и воспитания «Ступени» для учащихся 9 класса

Разработчик: Алехина Надежда Александровна( Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Медведевская средняя образовательная школа)

Содержание

Аннотация……………………………………………………………………2 стр.

Пояснительная записка ………………………………………………….… 3 стр.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания………… 4 стр.

Нормативно-правовое обеспечение программы ……………...………. . 5 стр.

Цель и задачи программы ………………..……………………...………. 5 стр.

Алгоритм реализации программы…………………………………… 6 стр.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания…5 стр.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания «Ступени»

Содержание программы

Раздел I. «Я и мои знания» …………………………………………….. . 7 стр.

Раздел II. «Я и моё отношение к труду» ……………………………… 8 стр.

Раздел III. «Я и моё отношение к человеку»………..……..………….. 8 стр.

Раздел IV. «Я и моё отношение к своему здоровью» ………………….9 стр.

Раздел V. « Я и моё отношение к семье»…………… …………………... .9. стр.

Раздел VI. ».. «Я и моё отношение к своему духовному Я»……………. 10 стр.

Раздел VII. «Я и моё отношение к своей Малой Родине, к Отечеству... 11 стр.

Раздел VIII « Я и православная культура»……………….……..… …………12. стр.

Основные формы и способы проведения классных мероприятий……… 12 стр.
Оборудование для проведения классных часов .………………………… 13 стр.
Необходимые условия для реализации программы ………...……… …. 15 стр.

Работа с родителями по духовно-нравственному развитию и воспитанию старшего школьника……………………………………………………………………17 стр.

Предполагаемый результат………………………………………………….18 стр.

Список используемой литературы………………………………………….19 стр.

Рецензия………………………………………………………………………20 стр.

Аннотация работы

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - важная и неоспоримая цель всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят невосполнимый урон. Духовные болезни становятся неизлечимыми и более пагубными. Молодежь вынуждена адаптироваться и вживаться в окружающую среду: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, психотропных веществ, нежелание учиться, бродяжничество. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще стали появляться жестокость и агрессивность. Темпы роста подростковой преступности заметно увеличиваются. Большинство семей, занятых проблемой зарабатывания денег, карьеры, ослабили воспитательное воздействие на своих детей, утратили с ними духовный контакт. Материально-техническая и кадровая база образовательных учреждений не даёт зачастую организовать плодотворный досуг подростков. Отсутствие чёткой, последовательной стратегии государства в вопросах подрастающего поколения - главная помеха в становлении духовно-нравственной личности.

Представленная программа предназначена для учащихся старших классов.

Исходя из необходимости решения вышеперечисленных проблем, определены:

- Цель работы - духовно-нравственное воспитание высоконравственного, креативного, толерантного и компетентного гражданина своей страны, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за происходящее и будущее своей страны, знающего духовные и культурные традиции своего народа и народов, проживающих на территории России.,

- задачи и пути реализации программы «Ступени»:

- способствовать становлению, развитию, воспитанию в старшекласснике Благородного Человека путем выявления его личностных качеств;

- развивать и воспитывать у учащихся такие качества души и сердца, как любовь и уважение к окружающим, долг и ответственность, совесть и стыдливость, сдержанность, искренность, понимание, сострадание и сотрудничество; умение научиться жить среди людей с пользой для себя и для других;

- Знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;

- Изучать с учащимися духовно-нравственные традиции их семей;

- Создавать ситуации практического применения духовно-нравственных знаний в реальной жизни, условия для нравственного самовоспитания учащихся.

- Способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков.

Проблема духовно-нравственного воспитания и развития в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях.

Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции духовно-нравственного человека, составлена с требованиями ФГОС НОО.

Авторская программа направлена на формирование у учащихся духовно-нравственного воспитания и развития старшеклассника и осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

В содержательной части программы раскрыты основные темы мероприятий, даны основные характеристики организационных условий, необходимых для получения воспитательного результата. Представленная к рецензии программа соответствуют специфике работы классного руководителя, стимулирует воспитательную деятельность ребенка; развивает коммуникативные умения; создаёт социокультурную среду общения; способствует развитию творческих способностей личности; стимулирует стремление к самостоятельной деятельности и самообразованию; помогает старшекласснику освоить и применить социальные компетентности, творчески использовать свой жизненный опыт.

Эффективность решения поставленных задач предлагает непрерывное и систематическое отслеживание педагогом результатов реализации программы.

Содержание и конструктивное построение данной программы имеет гибкую структуру и предусматривает возможность внесения необходимых изменений. Программа может быть предложена для применения в воспитательной практике. Она легко воспроизводима в условиях городских и сельских общеобразовательных учреждений и рекомендуется к распространению.

Данная программа представляет интерес для организаторов воспитательной работы, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, классных руководителей.

















Пояснительная записка.

Как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее!
Как она ветрена! Как не думает ни о чем кроме удовольствий,
растлевающих и нравственность, и здоровье,

приготовляющих самую печальную будущность.

Мне кажется, что всему этому причина -
неправильное воспитание, дающее молодым людям
неправильный взгляд на себя и на жизнь.
Святитель Игнатий Брянчанинов

Кризис духовности обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений. Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Достойного Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности. Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы, методы и формы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания. К сожалению, сегодня дети и в своем Отечестве, и в русских храмах, и в музеях, и в библиотеках чувствуют себя иностранцами. Из этого вытекает необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации. Проблемы образования и воспитания всегда привлекают к себе пристальное внимание. О них спорят на страницах газет и журналов, в эфире радио и телевидения. От школы и от учителя требуют не только дать знания, сформировать программные умения и навыки у всех ребят, но главное научить школьников творчески распоряжаться ими.

Именно в школе вырабатывается главный мотив жизненной стратегии: активного достижения успеха или пассивного избегания неприятностей. Многое в дальнейшей жизни человека зависит от учителя, от классного руководителя, ведь именно они помогают детям выйти в большой мир и не потеряться в нём.

Работа классного руководителя - это работа с полной отдачей. Он должен быть интересен детям. Кроме обязательной программы, у тебя, как у мастера-фигуриста, должна быть великолепная произвольная программа. Это и натолкнуло меня на мысль о необходимости составления программы по духовно-нравственному воспитанию «Ступени» для учащихся 10 класса.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития направлена:

- на организацию нравственного уклада учащегося в жизни класса: воспитательную, внеучебную, социально-значимую деятельность воспитываемых, основанной на системе духовных идеалов и ценностей, моральных и нравственных приоритетах.

- на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания

- общество нуждается в подготовке широкообразованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

- в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.

- нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Программа реализуется в совместной социально- педагогической деятельности школы, в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся и с другими субъектами социализации - социальными партнерами школы:

- ОАО «Пролетарий» (трудоустройство в летний период)

- Центр детского творчества (конкурсы, викторины)

- Сельский Дом культуры (мероприятия, концерты)

- Детский сад «Ласточка» (КТД)

- Спортивно-оздоровительный центр (соревнования)

- школьная и сельская библиотека (получение информации)

- Школьный музей (проведение экскурсий, пополнение экспонатов)

- ГБУСО «Иловлинский КЦСОН» (отделение социального приюта - оказание социальной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)

Нормативно-правовое обеспечение программы:

- Конституция Российской Федерации

- Закон Российской Федерации «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями)

- Всеобщая декларация прав человека

- Конвенция о правах ребенка

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»

Цель программы:

- духовно-нравственное воспитание высоконравственного, креативного, толерантного и компетентного гражданина своей страны, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за происходящее и будущее своей страны, знающего духовные и культурные традиции своего народа и народов, проживающих на территории России.

Задачи программы:

- способствовать становлению, развитию, воспитанию в старшекласснике Благородного Человека путем выявления его личностных качеств;

- развивать и воспитывать у учащихся такие качества души и сердца, как любовь и уважение к окружающим, долг и ответственность, совесть и стыдливость, сдержанность, искренность, понимание, сострадание и сотрудничество; умение научиться жить среди людей с пользой для себя и для других;

- Знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;

- Изучать с учащимися духовно-нравственные традиции их семей;

- Создавать ситуации практического применения духовно-нравственных знаний в реальной жизни, условия для нравственного самовоспитания учащихся.

- Способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков.

- Способствовать освоению учащимися положений философии, науки и религии о сущности человека, смысле его жизни и законах эволюции человечества.

Алгоритм реализации программы.

Первый этап - организационный (сентябрь) - исследование актуальных проблем через анкетирование и диагностику, непосредственное планирование, изучение потребностей и запросов учащихся. Апробация инновационных процессов в области воспитания

Второй этап - деятельностный (октябрь-май) - координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за реализацией. Совершенствование содержания форм и методов воспитательной работы класса.

Третий этап - итоговый (июнь)-анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания воспитанников

Согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

- гражданственность и патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

- семья (здоровье, почитание родителей, забота о старших и младших, любовь и верность);

- труд и творчество (креативность и созидание, целеустремленность и упорство, трудолюбие, бережливость)

- традиционные российские религии

- человечество (мир на земле, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

В связи с этим разработана программа духовно-нравственного развития и воспитания «Ступени»

9 класс (32 часа)

Наименование разделов, тем

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия


Всего

Класный час, игра

Беседы. Лекции


Заочная экскурсия

Круглый стол

анкетирование

Дискуссия

1. «Я и мои знания»

2

1. Вот и стали мы на год взрослее

0,5






0,5

2. «Режим при подготовке домашних заданий»



0,5







0,5

3. «Компьютер: друг или враг?»












0,5



0,5

4. лестница успеха

0,5






0,5

Реализуем через: Предметные месячники; Интеллектуальные марафоны; Предметные кружки, факультативы, элективные курсы

Задачи:

  1. Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития.

  2. Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

  3. Формировать культуру интеллектуального самосовершенствования.

Виды деятельности:

- изучение результативности учебной деятельности учащихся класса для организации коррекционной работы.

- сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;

- интеллектуальное просвещение учащихся;

- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на интеллектуальное развитие учащихся.

2. «Я и моё отношение к труду»

4

1. Счастье в труде

1






1

2. «Кем быть?».

0,5






0,5

3. «Все ли профессии одинаково важны»


1





1

4. «Как правильно выбрать профессию?»


0,5





0,5

5. «Быть полезным людям»


0,5




0,5

1

Реализуем через: Смотры, конкурсы, выставки поделок; Озеленение класса, школьного двора; Трудовые десанты

3 . « Я и моё отношение к человеку»


6

1. Мыслители прошлого, настоящего о человеке.




1






1

2. Закон эволюции человечества.


1





1

3. В чём смысл жизни?


1





1

4. Цветок качеств души.


0,5



0,5


1

5.«Будьте добрыми и человечными».

1






1

6. «Люди, милые, примите в человечество меня»


1






1

Реализуем через: Смотры, акции; Совместные внеклассные мероприятия; Выступление агитбригад

Наименование разделов, тем

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия


Всего

Классный час,

игра

Беседы Круглый стол

Заочная экскурсия

поход

анкетирование

Дискус-сия

4. «Я и моё отношение к своему здоровью»

3

1. «Какая у тебя физподготовка»





0,5


0,5

2. «По тропе здоровья»





1





1

3. «Правильный режим дня - залог здоровья»



0,5










0,5

4.«Колокола нашей тревоги».

1







1



Реализуем через: спартакиады, соревнования; пропаганда здорового образа жизни; медицинское обслуживание; проекты, дни здоровья.

Задачи:

  1. Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья.

  2. Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

  3. Формировать представление учащихся о здоровой личности человека.

Виды деятельности:

- сотрудничество с родителями учащихся, учителями-предметниками и работниками больницы.

- организация внеклассных мероприятий, формирующих ценностное отношение к здоровью.

5. « Я и моё отношение к семье»

7

1. «Семья - это 7 я»

1







1

2. «О дружбе и откровенности с родителями»

1






1

3. «Мой папа - герой»


0,5




0,5

1

4. Вопросы семьи, брака в различные исторические периоды


1





1

5. «Семья в моей жизни!


0,5



0,5


1

6. «Откуда ты родом?»


1





1

7. «Традиции моей семьи»


1





1

Реализуем через: совместные мероприятия; круглые столы

Задачи:

  1. Формировать у учащихся нравственное отношение к родителям, близким людям.

  2. Формировать у учащихся ценностное отношение к семейной жизни.

Основные понятия: семья, нравственное просвещение, семейные ценности, традиции

Виды деятельности:

- ознакомление учащихся с примерами нравственной позиции других людей;

- воспитание толерантности

- формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, умения слушать и слышать, осознавать и делать выводы.

6. «Я и моё отношение к своему духовному Я»

6

1. Разговор при свечах «Мой внутренний мир»

1






1

2. «Добро. Зло. Терпимость».


0,5


0,5



1

3. Путь к себе


0,5





0,5

4."Что такое духовность человека?"






0,5

0,5

5. «Гармония души и тела


0,5





0,5

7. «Сущность свою сохраните навек..»


0,5





0,5

8. Сберечь обязаны различье данное природой


1





1

9.«Не допустить сквернословия»


1





1

Реализуем через: Акции; Операция «Забота»

Задачи:

  1. Формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям.

  2. Формировать у учащихся ценностное отношение к человеческой жизни.

Основные понятия: нравственный выбор, нравственное просвещение, выдающиеся люди и их нравственные ценности, нравственный опыт.

Виды деятельности:

- развитие волевых качеств ученика

- ознакомление учащихся с примерами нравственной позиции других людей;

- воспитание интереса учащихся к самим себе, желания самосовершенствоваться;



Наименование разделов, тем

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия


Всего

Классный час

Беседы Круглый стол

Заочная экскурсия

Упражнения

анкетирование

Дискус-сия

7. «Я и моё отношение к своей Малой Родине, к Отечеству»

4

1. «Знаем ли мы традиции своей малой Родины»


1





1

2. «Моя малая Родина вчера, сегодня и завтра»

1









1

3. «Герб древней Руси». «Современный герб Российской Федерации».



0,25



0,25






0,5



1

4. «Альбом моего деда».


0,5




0,5

1

Реализуем через: уроки правовой культуры, туризм, краеведение, уроки мужества

Задачи:

  1. Формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений.

  2. Формирования гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей.

Основные понятия: право, закон, права и обязанности, правонарушение, преступление, ответственность, долг, честь, достоинство, личность, правовые нормы.

Виды деятельности:

- изучение правовых норм государства;

- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;


8. « Я и православная культура»


4

1. Прощение приходит в служении. Работа с притчей

Ш.А. Амонашвили.



1





1

2. Монастыри и храмы Волгоградской области

1






1

3. География христианства



0,5




0,5

4. Значение церкви в современном обществе.


1





1

5. Христианское праздники

0,5






0,5

Реализуем через: заочные экскурсии, чтение литературы

Виды деятельности:

- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на духовное развитие

- участие в районных конкурсах, семинарах по духовно-нравственному воспитанию.

Основные формы и способы проведения классных мероприятий

- беседы, лекции, рассказы классного руководителя, родителей;

- свободные обсуждения, аналитические суждения с привлечением собственного опыта;

- анкетирование, тестирование;

- заочное путешествие;

- диспут;

- круглый стол;

- создание и обсуждение творческих работ;

- просмотр видеороликов с обсуждением;

- экскурсии в музей, на природу;

- деловая игра; проживание через игру различных ситуаций, их анализ

Оборудование для проведения классных часов

-компьютер, видеопроектор, экран

- презентации.

- диски с записями классической музыки;

- альбом, ватман;

- гуашь, кисти, карандаши, маркеры;

- свеча, подсвечник;

Воспитанию духовно- нравственной личности способствуют:

  1. общешкольные мероприятия:

- Конференция «Край ты мой любимый!».

- День здоровья.

- День учителя « С любовью к вам»

- Неделя казачества

- Посвящение в старшеклассники

- Международный день толерантности.

- Неделя права и ответственности человека

- КТД «Новогодний калейдоскоп»

- «Зарница»

- «Души опалённые Афганом»

- «А ну-ка, девушки!»

- Неделя профориентации

- «Безопасное колесо»

- Неделя космонавтики

- «Этот праздник со слезами на глазах».

Цель:

- Освоение базы знаний, передача информации

- развитие репродуктивных способностей, познавательного потенциала;

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

2. Акции:

- «Чистый берег»

- «Живи река».

- «Спешим делать добро».

- «Поможем ветерану».

Цель:

- раскрытие нравственной стороны познания окружающего мира, его красоты и разнообразия;

- расширение представлений о близких, о вкладе предков в прошлое и настоящее

своего края, Отечества;

3. районные и областные конкурсы:

- Мы - внуки деда Ермака;

- Рождество Христово;

- конкурс чтецов «России славные сыны», «Памяти павших будьте достойны»;

- конкурс фоторабот «В судьбе моей семьи - судьба России»

- театр на школьной сцене;

Цель:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека;

- воспитание нравственных чувств и этического сознания;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

4. Фестиваль социальных проектов «Я - гражданин России»

социальный проект «Заботливые руки»

Проблема: оказание помощи одиноким пожилым людям и учителям-пенсионерам

Цель проекта: формирование у детей гуманного отношения к миру, людям преклонного возраста, уважение прав и свобод других людей, умения быть активными людьми и видеть значимость своей деятельности для своего коллектива, села и страны в целом. Формирование в себе нравственных идеалов, чувства патриотизма и любви к Родине.

Задачи проекта:

1. Раскрыть юным волонтёрам содержания понятия толерантности;

2. Привлечь внимание участников проекта к проблемам одиноких пожилых людей;

3. Создать условия для интерактивного общения через организацию совместной деятельности для формирования у участников проекта толерантного сознания и желания личного участия в решении проблем одиноких стариков;

4. Внедрить новые формы с детьми и подростками по формированию милосердного и толерантного отношения к пожилым людям

Результаты проекта:
Практический:
- Оказана помощь учителям-пенсионерам, одиноким пожилым людям
- Прошло выступление агитбригады, посвящённое дню пожилого человека с врученим подарков.
- Создан волонтерский отряд «Дело» для оказания шефской помощи
- Создана школьная газета «Зеркало» с целью освящения реализации проекта.
- Проведены классные часы, внеклассные мероприятия по данной тематике совместно с родителями, используя новые формы взаимодействия ( 1-11 класс)
- Проведены диагностические исследования по проекту
- Найдены новые формы сотрудничества с социумом
- Проведена акция «Вот тебе моя рука» с целью оказания помощи (октябрь - май)
Образовательный:
Актуализация чувства сострадания и милосердия, изменение отношения обучающихся и родителей к проблеме пожилых людей.
Методический:
- Организация взаимодействия с социумом.
- Нахождение новых форм и методов работы с родителями.
- Систематизация работы с людьми пожилого возраста.
- Введение новых традиций по взаимодействию семьи и школы в работу образовательного учреждения.
Развивающий:
Дети научились замечать чужие проблемы, быть чуткими. Ребята-волонтёры пытаются быть личным примером, вовлекают активно в свою работу.

Социальный:
Обучающиеся научились замечать проблемы других людей, помогать пожилым людям, оставшимся в одиночестве.
Продукт:
- помощь учителям-пенсионерам и одиноким пожилым людям.
- волонтерский отряд школы для оказания шефской помощи

- школьная газета «Зеркало», посвященная реализации проекта.
- шефская помощь пожилым людям
- сценарии классных часов, внеклассных мероприятий , с использованием новых форм взаимодействия с родителями.
- акция «Вот тебе моя рука»,
Апробация:
- Введение новых традиций в работу школы ( мастерская «Умельцы», акция «Вот тебе моя рука»)
- Приглашение пенсионеров на школьные праздники
- Публикация в районной газете «Донской вестник», в издании «Новая улица».
Ожидаемый результат:

проведение акции позволит создать необходимые условия для формирования социальной активности и гражданской позиции подрастающего поколения.

  1. Экскурсионная деятельность:

- Парк «Донской»;

- музей-панорама «Сталинградская битва»;

- по местам паломничества

Цель:

- организация и поддержание интереса к познавательному досугу;

- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;

Необходимые условия для реализации данной программы

Для успешной реализации данной программы важны следующие факторы:

  1. Личность учителя, классного руководителя. Классному руководителю необходимо понять исключительную важность духовного развития и стремление к обогащению духовной жизни каждого учащегося. Необходимо верить в безграничность каждого воспитанника, в его способности, талант, неповторимость.

  2. Классный руководитель должен верить в свои педагогические способности и постоянно самосовершенствоваться.

  3. Взаимоуважение классного руководителя и ребенка, совместный поиск, отсутствие поучающего характера классных часов будут помогать созданию условий для сотворчества. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал понимание и готовность учителя всегда ему помочь. Поощрение учителем творческой деятельности учащихся.

  4. Взаимопонимание классного руководителя и родителей. Помощь родителей в выстраивании и проведении ряда тем классных часов и мероприятий.

  5. Духовно-нравственная направленность обсуждаемых тем.

План работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию и развитию старшего школьника

«Педагогика должна стать наукой для всех -

И для учителей, и для родителей».

В. А. Сухомлинский.

Иван Ильин назвал семью «первичным лоном человеческой культуры». «Мы все слагаемся в этом лоне, - со всеми нашими возможностями и хотениями; и каждый из нас остаётся в течение всей своей жизни духовным представителем отечески - материнской семьи или как бы живым символом её семейного духа».

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, что такое хорошо и что такое плохо. В семье ребёнок осваивает основы культуры материальной, нравственной и духовной. В общении с близкими родственниками формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества и жизненные ценности, стремления и идеалы. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому и будущему своей Родины.

Тот дух, который царит в семье, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка. Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет классному руководителю и родителям объединить свои усилия в создании условии для воспитания у детей нравственных и духовных ценностей и решении одной из основных задач по работе с семьёй по духовно-нравственному воспитанию и развитию школьников старшего звена:

- активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи,

придать ей целенаправленный, общественно-значимый характер в

воспитании духовно-нравственной личности.

Для решения данной задачи проводится следующая работа:

1. Повышение педагогической культуры родителей

1.1 Родительские собрания:

- « Нравственное воспитание старшего школьника в семье»

- «Педагогика семейных отношений»

- «Семья и религия: воспитание толерантности»

1.2. Лектории, педагогические мастерские, круглые столы

- тренинг бесконфликтного поведения

- практикум «Жизненные цели ребёнка. Проблемы преступности»

- «Наполним милосердием сердца»

2. Наглядная агитация для родителей

- фотоотчёт «Наши будни»

- уголок «Для вас - родители»

- уголок творческих работ, принимавших участие в конкурсах разного уровня

3. Консультации для родителей

- психолога

- врача

- директором школы, учителями

Предполагаемый результат реализации программы «Ступени» Формирование следующих способностей:

- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Родины.

- умение уважать и принимать ценности семьи и общества. Умение самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей, школой и обществом

- Умение соблюдать и пропагандировать правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих

- осознание ответственности за свои мысли и поступки; стремление к самопознанию, самовоспитанию;

- понимание прекрасного, ибо недаром сказано, что «…красота спасёт мир»

- Принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений;

- Предъявление духовно-нравственных ценностей к окружающим людям, себе и своему поведению;

- Формирование истинных ценностей: любовь, долг, вера, честь, Отечество

- Приобщение к опыту православной культуры.

- Формирование позитивного отношения к окружающему миру, потребности сопереживания и уважение достоинства других людей;

- Практическое применение духовно-нравственных знаний и умений;

- Усвоение учащимся добродетели, направленность и открытость его к добру.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Амонашвили. Притчи./Три ключа. Педагогический вестник. Выпуск IV. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000.

  2. Глейзер Г.Д. Формула образования: единство обучения, воспитания, просвещения./Педагогика, 2000, № 6.

  3. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: 13 января 1996. - 62с.

  4. Лопатина А., Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию. Книга I. - М.: ИПЦ «Русский Раритет», 1997., Книга IV. - М.: ИПЦ «Русский Раритет», 1998.

  5. Противоречия школьного воспитания: семь проблем, семь решений. - М.: Педагогическое общество, 1998.

  6. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Педагогика - Пресс, 1992.

  7. Толстой Л.Н. Об истине, жизни и поведении. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

  8. Томина Э.А. Духовные ценности - роль и значение в жизни учителя/Три ключа. Педагогический вестник. Выпуск V. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001.

  9. Саляхова Л. И. Родительские собрания - Москва «Глобус», 2007

  10. Касаткина Н. А. Волгоград издательство «Учитель» Формы взаимодействия учителя с родителями в средней школе 9-11 классы, 2006

  11. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №6 2001, № 8 2010, № 3 2008, №1 2009

  12. «Воспитание школьников», 1997 , № 3 1993, № 1-6 1994

  13. Шумская И.Ф. Первые шаги и первые трудности на пути к духовности. /Три ключа. Педагогический вестник. Выпуск V. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001.

Рецензия

на Программу духовно-нравственного воспитания и развития «Ступени» классного руководителя 9 класса МБОУ Медведевской СОШ Иловлинского района Волгоградской области Алехиной Н. А. на 2010-2011 год

Рецензируемая Программа развития представляет собой нормативно-правовой документ, определяющий стратегию духовно-нравственного воспитания учащихся 9 класса.

Программа разработана на основе достигнутых за последние годы результатов классного руководителя, выявленных тенденций и в свете воспитательной стратегии школы.

Инновационность программы заключается в принципиально новых подходах к созданию современной модели учащихся старших классов. Программа предусматривает мероприятия по обновлению содержания и технологий воспитания с целью раскрытия способностей учащихся, созданию системы духовно-нравственного воспитания в классе и поддержки талантливых детей, сотрудничеству классного руководителя, воспитанников и их родителей.

Следует отметить четкое определение цели и задач, обоснование соответствия решаемой проблем.

Определены этапы и сроки реализации, а также целевые индикаторы, что позволит проводить мониторинг реализации программы.

Программа представляет собой завершенный документ и рекомендуется к использованию в совместной работе детей, родителей и классного руководителя.

Родительский комитет класса: Белецкая Н. П.:

Голубева И. Ю.:





21

© 2010-2022