Психологические аспекты личностного становления студентов

Данные (методические) рекомендации посвящены актуальной проблеме – психологическим аспектам развития личности в студенческом возрасте. Студенчество – это особая социальная группа молодежи, которая характеризуется профессиональной направленностью и находится на этапе становления социальной зрелости. Преобразование всей системы ценностных ориентаций, формирование специальных способностей в связи  с профессиональной подготовкой делают этот период юности важным для психолого – педагогического исслед... Данная работа состоит из двух основных разделов, в которых рассматриваются следующие аспекты личностного развития студентов: направленность личности и ценностные ориентации. В разделах представлены краткое теоретическое обоснование, диагностические методики и результаты исследования названных характеристик у студентов лесного отделения «Дивногорского лесхоза – техникума». Методические рекомендации могут быть использованы классными руководителями студенческих групп, воспитателями общежитий, педагогом – психологом, педагогами – организаторами, а также всеми, кто интересуется данной проблемой.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Агентство лесной отрасли Красноярского края

«Дивногорский лесхоз - техникум»



Психологические

аспекты личностного становления студентов


Методические рекомендации для классных руководителей студенческих групп, воспитателей, педагогов - организаторов, педагогов - психологов.















Дивногорск

2013



Рассмотрено на заседании

цикловой комиссии

Председатель ________ Т.В.Мицкевич



Автор ___________ О.А.Крылова

































Содержание

Введение ……………………………………………………………… 3


  1. Личность студента и её развитие в процессе обучения ……… 4

1.1. Задача, цели, объект и субъект исследования ……………… . 4

1.2. Направленность личности ……………………………………. 6

1.3. Ценностные ориентации ……………………………………… 7


  1. Диагностические материалы …………………………………… 8

2.1. Ориентационная анкета Б. Басса (методика определения направленности личности) ………………………………………………………………..8

2.2. Методика «Потребность в достижениях» …………………….13

2.3. Методика изучения ценностных ориентаций (М. Рокич) ……14


  1. Результаты исследования (выводы, рекомендации) ………….. 17

Приложения ………………………………………………………18

Литература ……………………………………………………… 24










Введение


Мы живем в эпоху, одной из главных характеристик которой является вся возрастающая интенсивность потока информации - мир без границ стал реальностью. Молодёжь должна уметь ориентироваться в этом потоке, в этом мире и находить применение своим способностям иметь активную гражданскую позицию.

Во многом успех каждого молодого человека зависит от правового просвещения, развития коммуникативности, от его гражданской идентификации, лидерских качеств, самоопределения в творчестве и профессии, самосознания.

Становление самосознания молодого человека обусловливается внутренними противоречиями личности, самыми ощутимыми среди них являются:

- потребность в социальном признании и ограниченные возможности её реализации;

- потребность в самостоятельности и покровительственное отношение взрослых;

- потребность в понимании и чувство одиночества, отчужденности.

Этот сложный процесс становится менее болезненным и «травматичным», если на помощь приходит творчество. Именно творчество призвано наполнить жизнь человека смыслом и радостью, социально и личностно значимым содержанием.

Данные (методические) рекомендации посвящены актуальной проблеме - психологическим аспектам развития личности в студенческом возрасте. Студенчество - это особая социальная группа молодежи, которая характеризуется профессиональной направленностью и находится на этапе становления социальной зрелости. Преобразование всей системы ценностных ориентаций, формирование специальных способностей в связи с профессиональной подготовкой делают этот период юности важным для психолого - педагогического исследования и воспитательного воздействия.

Данная работа состоит из двух основных разделов, в которых рассматриваются следующие аспекты личностного развития студентов: направленность личности и ценностные ориентации. В разделах представлены краткое теоретическое обоснование, диагностические методики и результаты исследования названных характеристик у студентов лесного отделения «Дивногорского лесхоза - техникума».

Методические рекомендации могут быть использованы классными руководителями студенческих групп, воспитателями общежитий, педагогом - психологом, педагогами - организаторами, а также всеми, кто интересуется данной проблемой.

Материалы работы могут использоваться в консультативной, индивидуальной и групповой работе со студентами, направленной на обеспечение оптимальных условий для социализации, профессионального становления студенческой молодежи и повышения психологической компетенции участников образовательного процесса.


  1. Личность студента и её развитие в процессе обучения.


  1. Задача, цели, объект и субъект исследования.

Одной из основных задач данной работы является помощь учебному заведению в целенаправленном развитии личности студентов в соответствии с их интересами, потребностями и индивидуальными особенностями а также требованиями социума. Для решения этой задачи необходимо также выявить насколько успешно осуществляется процесс социализации студентов, благоприятен ли морально - психологический климат в коллективе, созданы ли условия для проявления активной жизненной позиции, инициативы, самостоятельности, формирования навыков здорового образа жизни.

Студент - субъект исследования - это представитель специфической социальной категории людей, готовящихся к профессиональному труду, высококвалифицированному выполнению функций специалиста в той или иной области деятельности.

Студент как личность и как человек определенного возраста может характеризоваться с трех сторон.

  1. С социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе. Данная сторона проявляется в личности студента благодаря включенности его в студенческую группу, выполнению им функций учащегося в техникуме.

  2. С психологической, которая представляет собой единство психических процессов, состояний и свойств личности.

  3. С биологической, которая включает наследуемые и врожденные качества (тип высшей нервной деятельности, биохимические свойства организма, телосложение, внешность и др.)

В данной работе проведена диагностика и дана характеристика значимых психологических свойств личности студентов (объекты исследования).

Самосознание личности - это степень осознанной человеком теоретически осмысленной и практически подкрепленной своей значимости в социуме, ближайшем окружении, целостная оценка самого себя как чувствующего, мыслящего и действующего субъекта. Самосознание молодежи - интегральная характеристика своего осознанного места в и роли в обществе в качестве действующего исторического субъекта.

Самопознание - уяснение человеком в ходе его теоретических размышлений, эмпирической деятельности, самонаблюдения, самоанализа, сопоставления себя с другими, с идеалом личностных психофизиологических особенностей, характера, темперамента, индивидуальных потенциальных возможностей и т.д.

Самооценка - обобщенная характеристика собственных возможностей, интересов, качеств, чувств, настроений, поступков деятельности на основе общепринятых в обществе и ближайшей среде обитания критериев
разумности, полезности и моральности.

Саморегуляция - способность субъекта поддерживать нужное ему
жизнеобеспечение и равновесие в социокультурном и природном пространстве, обеспечивать относительную независимость, определять принципы и нормы своей жизнедеятельности.

Личность проявляет себя в процессах самоопределения и самореализации.

Самоопределение - осознанный акт выявления и утверждения субъектом собственной позиции в процессе его жизнедеятельности, этническая,
религиозная, профессиональная, социальная, в целом его добровольная
идентификация. Самоопределение молодежи - процесс реализации ею
своих прав, обязанностей и исторической миссии в соответствии с принципами самоорганизации и самоуправления.

Самореализация - поэтапное, соответствующее возрастному и социальному статусу, реальным субъективным условиям и потребностям
субъекта, целенаправленное, непрерывное его вхождение в социальные связи и отношения, процесс становления, развития и самоутверждения. В основе самореализации лежат конкретные виды интимно-бытийной и профессионально -трудовой жизнедеятельности индивида. Самореализация в то же время не может проходить без определенной степени субъективации: порождения и мотивации витальных и духовных потребностей, интересов, желаний, настроений, чувств, темперамента, проявлений характера, воли, уме-
ний, навыков, трудолюбия конкретного индивида. Таким образом, самореа-
лизация - это процесс внутренне контролируемого созревания субъекта в
объективно детерминируемой социально - биологической среде.

В процессе обучения в ССУЗе должны быть обеспечены условия для развития личности студента как будущего специалиста по ряду направлений:

  • укрепление идейной убежденности, формирование профессиональной
    направленности, развитие необходимых способностей;

  • совершенствование, «профессионализация» психических процессов, состояний, опыта;

  • повышение чувства долга, ответственности за успех в профессиональной деятельности, развитие индивидуальности студента;

  • рост профессиональных притязаний личности студента;

  • рост общей зрелости и устойчивости личности студента на основе интенсивной передачи социального и профессионального опыта и формирования нужных качеств;

  • повышение удельного веса самовоспитания студента в формировании качеств, опыта, необходимых ему как будущему специалисту;

  • укрепление профессиональной самостоятельности и готовности к будущей практической работе.

Психологическое развитие личности студента - сложный процесс
возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самоизменений и активной работы над собой .


  1. Направленность личности


«Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ, когда
хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: что
хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о его направленности, о его установках и тенденциях, потребностях,
интересах и идеалах» (С.Л. Рубинштейн).

Изучение направленности личности может ответить на многие вопросы, будет способствовать улучшению учсбно-воспитательного процесса, поможет развитию человека. Направленность определяет неповторимость характера, своеобразие жизненного пути, избирательность в деятельности и общении человека, индивидуальные особенности в развитии
внимания, восприятия, памяти, мышления.

Направленность, наряду с активностью - характерологическими
особенностями личности, реактивностью - особенностями темперамента и
возможностями личности - ее способностями, склонностями, является одной из основополагающих характеристик личности.

Мотивы, или мотивационные стратегии, личности выделяют исходя из
взаимосвязи мотива отношения и мотива достижения. На основе данной взаимосвязи выделяют следующие сферы направленности личности: направленность на «Себя», направленность на «Общение», направленность на «Дело».

Направленность на «Себя» отражает, в какой мере респондент описывает себя как человека, ожидающего прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы, которую выполняет, или безотносительно сотрудников, с которыми работает. В представлении такого человека группа является «буквально театром», в котором можно удовлетворить
определенные общие потребности. Остальные члены группы являются одновременно актерами и зрителями, перед глазами которых такой человек
может показывать свои личные трудности, приобретать достоинство, уважение и общественный статус, быть агрессивным или господствовать. Такой человек занимается преимущественно самим собой, игнорирует людей
или работу, которую обязан выполнять.

Такие люди характеризуются как соперничающие, агрессивные, интровертированные, мнительные, ревнивые, напряженные, раздражительные, тревожные, с недостаточным самоконтролем, незрелые, лабильные, консервативные, неуверенные.

Направленность на «Общение» отражает интенсивность, с которой человек старается поддерживать хорошие отношения с людьми, но лишь «на поверхности», что часто препятствует выполнению конкретных заданий или оказанию настоящей, искренней помощи людям. Такой человек проявляет большой интерес, когда речь идет о коллективной деятельности, но по сути дела сам
не вносит никакого вклада в осуществление трудовых заданий группы.

Такие люди желают симпатии и дружбы, они зависимы от группы, не
стремятся достичь хороших результатов, отличаются недостаточной автономностью, ждут заботы со стороны других, их тепла, любви, не имеют
агрессивных тенденций.

Направленность на «Дело» отражает интенсивность, с которой человек выполняет задание, решает проблемы, и в какой мере он заинтересован
выполнять свою работу лучше. Несмотря на свои личные интересы, такой человек будет охотно сотрудничать с коллективом, если это повысит продуктивность группы. В коллективе он изо всех сил стремится отстоять свое мнение,
которое сам считает правильным и полезным для выполнения задания.

Такие люди самостоятельны и решительны, волевые, упорные, интровертированные, холодные и необщительные, радикальные, агрессивные
и соперничающие, спокойные, развитые, включая интеллект.


  1. Ценностные ориентации


Важнейшими, относительно устойчивыми элементами структуры
личности, определяющими значимые для данного человека жизненные
ориентиры, являются ценностные ориентации.

Психологи ценностные ориентации трактуют как сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности и определяющий общий подход человека к миру, к себе, который придает смысл личностным позициям, поведению, поступкам.

Разновидностью психологического понимания ценностных ориентаций является их социально-психологическая трактовка, где под ценностными ориентациями подразумевается избирательное отношение человека к
материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений,
выраженная в поведении.

Ценностные ориентации находят реальное выражение в направленности личности, которая имеет собственную структуру и определяется
системой мотивов. В реальной жизни человека ценностные ориентации
должны стать устойчивыми мотивами поведения и деятельности.

Следует отметить, что ценностные ориентации формируются в определенных условиях и связаны с некоторыми устойчивыми свойствами
личности. Причем эти свойства личности могут быть более устойчивыми,
чем содержание ценностных ориентаций. Предварительно такие свойства
могут быть отнесены к общей направленности личности, которая является
регулятором проявления ценностных ориентаций в реальном поведении.

Однако осознанные намерения людей не всегда согласуются с поведением людей в их повседневной жизни. Это несогласование можно объяснить
различием между содержанием и структурой индивидуальных и общественных интересов. В психологии это рассматривается как проблема соотношения ценностей личности и ценностей общества. Юноши и девушки постоянно сталкиваются с необходимостью согласовывать системы ценностей, усвоенных в семье, с требованиями социума, со взглядами сверстников.

Противоречия между ценностными ориентациями и поведением человека связаны с тем, что часто человек действует под влиянием непосредственного побуждения и даже вопреки сознательно принятому намерению.
Объяснение этого явления в том, что поведение побуждается не одним каким-либо мотивом, а многими мотивами, находящимися в иерархической
зависимости, что составляет общую направленность личности, определяющую основную линию поведения. С точки зрения современной психологии,
ценностные ориентации являются системообразующим свойством личности,
оказывающим влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Как установлено многими отечественными и зарубежными исследователями, ценностные ориентации личности занимают промежуточное положение между
внутренними установками и нормами социальной среды. Замечено также, что
ценностные ориентации представляют собой психологические образования,
составляющие иерархическую систему. Традиционно система ценностных
ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции
всех побудителей активности человека, осуществляя нормативную функцию
сознания. Данная характеристика соотносится с социально-культурной составляющей ценности, которая служит стандартом при выборе альтернативных решений в поведении людей. По мнению В. Франкла, субъективация
значимости какой-либо ценности сопровождается ответственностью за ее
реализацию, что позволяет рассматривать ценностные ориентации в качестве
внутреннего источника жизнедеятельности человека.

Процесс формирования ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности. Целостность развитой личности определяется системой ценностей, ориентирующих личность в отношениях с другими людьми. На рубежах развития, в переходные периоды, возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе отмирают и перестраиваются качества личности, характерные для предшествующего возраста. Именно на стыке двух возрастов ценностные ориентации ребенка вступают в противоречие со сложившейся системой мотивов и потребностей, приводя к их качественной перестройке.

Учет и использование сведений о психологических особенностях
развития личности в юношеском возрасте позволяют более целенаправленно осуществлять воспитательную работу в общеобразовательной и
профессиональной сферах.


2. Диагностические материалы

2.1. Ориентационная анкета Б. Басса
(методика определения направленности личности)


Анкета состоит из 27 суждений, по каждому из которых возможны
три варианта ответов, соответствующих трем видам направленности личности. Учащийся должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или наименее соответствует реальности.

С помощью данной методики выявляются:
1) направленность на себя (я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы товарищей, агрессивность в достижении статуса, властности, склонности к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность;

2) направленность на общение (о) - стремление при любых условиях
поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или
оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное
одобрение, зависимость от групп, потребность в привязанности и
эмоциональных отношениях с людьми;

3) направленность на дело (д) - заинтересованность в решении деловых
проблем, наилучшее выполнение работы, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное
мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Инструкция.

1. Из трех вариантов на каждый из 27 пунктов выберите тот, который
лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что некоторые варианты покажутся вам равноценными. Тем не
менее выберите только один, который больше совпадает с вашим мнением. Букву, которой обозначен ваш ответ, напишите на листе для записи ответов рядом с номером пункта (1-27) в графе «наиболее».

2. Затем из ответов а), б), в) выберите тот, который дальше всего отстоит от
вашей точки зрения, наименее ценен для вас. Букву, которой обозначен ответ, напишите рядом с номером пункта в столбце в графе «наименее».

Старайтесь быть максимально внимательными и правдивыми. Среди
вариантов ответов нет «хороших» и «плохих», поэтому не старайтесь угадывать.

Время от времени контролируйте себя, правильно ли вы записываете
ответы. Если обнаружите ошибку, исправьте ее.

1. Наибольшее удовлетворение мне доставляет:

а) одобрение моей работы;

б) сознание того, что работа сделана хорошо;
в) сознание того, что меня окружают друзья;

2. Если бы я играл в футбол (и т.п.), то Я хотел бы быть:
а) тренером, разрабатывающим тактику игры;

б) известным игроком;

в) выбранным капитаном команды.

3. Лучшим педагогом является тот, кто:

а) проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;

б) вызывает интерес к предмету так, что учащийся с удовольствием
углубляет свои знания в этом предмете;

в) создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

а) гордятся выполненной работой;

б) с удовольствием работают в коллективе;

в) стремятся выполнить свою работу лучше других.
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

а) были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;

б) были верны и преданы;

в) были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

а) с кем складываются хорошие взаимоотношения;
б) на кого всегда можно положиться;

в) кто может многого достичь.

7. Больше всего я не люблю:

а) когда у меня что-то не получается;

б) когда портятся отношения с товарищами;
в) когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже не бывает, когда педагог:

а) не скрывает, что некоторые учащиеся ему не симпатичны, насмехается и подшучивает над ними;

б) вызывает дух соперничества;

в) недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.

9. В детстве мне больше всего нравилось:
а) проводить время с друзьями;

б) ощущение выполненных дел;

в) когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
а) добился успеха в жизни;

б) по-настоящему увлечен своим делом;

в) отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь техникум должен:

а) научить решать задачи, которые ставит жизнь;

б) развивать индивидуальные способности учащихся;

в) воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я бы

использовал его:

а) для общения с друзьями;
б) для отдыха и развлечений;

в) для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

а) работаю с людьми, которые мне симпатичны;
б) у меня интересная работа;

в) мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Мне нравится:

а) когда другие люди меня ценят;

б) испытывать удовлетворение от хорошо выполненной работы;
в) приятно проводить время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать, мне бы хотелось, чтобы:

а) рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой,
работой и т.п., в котором мне довелось участвовать;

б) написали о моей деятельности;

в) обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

а) имеет ко мне индивидуальный подход;

б) сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

в) устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

а) оскорбление личного достоинства;

б) неудача при выполнении важного дела;
в) потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:
а) успех;

б) возможности хорошей совместной работы;
в) здравый практический ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

а) считают себя хуже других;

б) часто ссорятся и конфликтуют;
в) возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

а) работаешь над важным для всех делом;
б) имеешь много друзей;

в) вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:
а) доступным;

б) авторитетным;
в) требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книжки:

а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с
людьми;

б) о жизни знаменитых и интересных людей;
в) о последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:
а) дирижером;

б) композитором;
в) солистом.

24. Мне бы хотелось:

а) придумать интересный конкурс;
б) победить в конкурсе;

в) организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:
а) что я хочу сделать;

б) как достичь цели;

в) как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
а) другие были им довольны;

б) прежде всего выполнять свою задачу;

в) его не нужно было упрекать за плохо выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
а) в общении с друзьями;

б) просматривая развлекательные фильмы;
в) занимаясь своим любимым делом.

Ключ


Я

О

Д


Я

О

Д

1

А

В

Б


15

Б

В

А

2

Б

В

А


16

А

В

Б

3

А

В

Б


17

А

В

Б

4

В

Б

А


18

А

Б

В

5

Б

А

В


19

А

Б

В

6

В

А

Б


20

В

Б

А

7

В

Б

А


21

Б

А

В

8

А

Б

В


22

Б

А

В

9

В

А

Б


23

В

А

Б

10

А

В

Б


24

Б

В

А

11

Б

В

А


25

А

В

Б

12

Б

А

В


26

В

А

Б

13

В

А

Б


27

Б

А

В

14

А

В

Б







Обработка результатов. За ответ «наиболее» испытуемый получает 2 балла, «наименее» - 0 баллов. Ответ, оставшийся невыбранным -
1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, проставляют в таблицу-
ключ и суммируют для каждого вида направленности (Я, О, Д) отдельно.

Таким образом, получаем количественную оценку каждого вида направленности. Чем выше результат, тем ярче у человека проявляются личностные особенности. Расположив три полученных числа в порядке убывания, можем определить характеристику, которая проявляется слабо или
вообще не проявляется у данного испытуемого.

Результаты ориентационной анкеты помогут педагогу, психологу
получить количественную и качественную характеристики направленности личности учащегося.

В арсенале практической психологии есть еще много других интересных диагностических процедур, позволяющих изучить структуру самосознания личности, ее мотивационно - потребностную сферу, активность и
направленность. Только опираясь на эти знания, педагог может способствовать развитию личности студента.

Результаты исследования сведены в таблицу № 1.

2.2. Методика «Потребность в достижениях»

Потребность в достижениях выступает источником активности личности. Она зависит от уровня самооценки человека. При адекватной самооценке чем выше уровень потребности в достижениях, тем активнее и целенаправленнее человек.

Инструкция. Предлагаемые утверждения позволят вам уточнить свое
мнение, интерес, оценку себя. Если вы согласны с утверждением, отвечайте
«да», если не согласны - «нет». Представляйте себе типичные ситуации и не
задумывайтесь над деталями. Отвечайте быстро, фиксируйте ответ, который
первым пришел на ум. Не опускайте ничего, отвечайте по порядку на каждый
вопрос. Не стремитесь про извести заведомо благоприятное или неблагоприятное впечатление. Здесь не существует плохих или хороших ответов.

  1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета.

2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня станет серой и
скучной.

3. Для меня в любом деле важнее процесс исполнения, а не результат.

4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений в семье, с близкими.

5. По-моему, большинство людей живет далекими, а не близкими целями.

6. В жизни у меня больше успехов, чем неудач.

7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деловые.

8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.

9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть об осторожности.

10. Думаю, что причинами моих неудач являются скорее всего обстоятельства, а не я сам.

11. Мои родители считают меня ленивым.

12. Мои родители слишком строго контролируют меня.

13. Терпения во мне больше, чем способностей.

14. Лень вынуждает меня часто отказываться от своих намерений.

15. Думаю, что я уверен(а) в себе.

16. Ради успеха я могу рискнуть, если даже шансы не в мою пользу.

17. Я не усердный человек.

18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.

19. Если бы я был журналистом, то писал бы скорее об оригинальных изобретениях, чем о происшествиях.

20. Мои родители не разделяют моих планов.

21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.

22. Думаю, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

Обработка данных. Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Баллы суммируются и сравниваются со шкалой.

Ключ к опроснику:

Ответ «да» на вопросы № 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22.
Ответ «нет» -№ 1, 3 ,4, 5 , 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 20.

Шкала оценок:

2 - 10 потребность в достижении (ПД) низкая;
11-12 - ПД ниже среднего;

13-14 - ПД средняя;

15-16 - ПД выше средней;
17-22 - ПД высокая.

Результаты исследования сведены в таблицу № 2.

2.3. Методика изучения ценностных ориентаций (м. Рокич)

Цель: выявление ранговой структуры и степени реализованности
терминальных и инструментальных ценностей.

В данной методике предъявляются два класса ценностей: терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства). Терминальные ценности - убеждение в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования человека (например, счастливая семейная жизнь и др.) стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности - убеждение в том, что какой-то образ действий или свойство личности (например, честность, рационализм и др.) являются предпочтительными для человека в любой ситуации.

Каждому студенту были предложены следующие два списка ценностей: 18 терминальных и столько же инструментальных, с краткой расшифровкой содержания каждой, и предлагалось проранжировать их в значимом для него порядке.


Терминальные ценности


Перед Вами список, включающий некоторые цели, к которым могут
стремиться люди. Выберите из них наиболее значимую цель с Вашей точки зрения и в скобках слева от нее поставьте цифру 1. Затем выберите следующую по значимости цель и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная получит номер 18.

Затем оцените, насколько каждая из предложенных целей уже реализована в Вашей жизни, и поставьте в скобках справа от нее соответствующую цифру в процентах.

[ ]

активная деятельная жизнь

[ %]


(полнота и эмоциональная насыщенность жизни)


[ ]

жизненная мудрость

[ %]


(зрелость суждений и здравый смысл,



достигаемые жизненным опытом)


[ ]

здоровье

[ %]


(физическое и психическое)


[ ]

интересная работа

[ %]

[ ]

красота природы и искусства

[ %]


(переживание прекрасного в природе и искусстве)


[ ]

любовь

[ %]

(духовная и физическая близость с любимым человеком)

[ ]

материально обеспеченная жизнь

[ %]


(отсутствие материальных затруднений)


[ ]

наличие хороших и верных друзей

[ %]

[ ]

общественное признание

[ %]


(уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)


[ ]

познание

[ %]


(возможность расширения своего образования: кругозора,



общей культуры, интеллектуальное развитие)


[ ]

продуктивная жизнь

[ %]


(максимально полное использование своих возможностей,



сил и способностей)


[ ]

развитие

[ %]


(работа над собой, постоянное физическое и духовное со-



вершенствование)


[ ]

развлечения

[ %]


(приятное, необременительное времяпровождение, отсут-



ствие обязанностей)


[ ]

свобода

[ %]


(самостоятельность, независимость в суждениях



и поступках)


[ ]

счастливая семейная жизнь

[ %]

[ ]

счастье других

(благосостояние, развитие и совершенствование других лю-

дей, всего народа, человечества в целом)

[ %]

[ ]

творчество

(возможность творческой деятельности)

[ %]

[ ]


уверенность в себе

(внутренняя гармония, свобода от внутренних противоре-

чий, сомнений)

[ %]


Инструментальные ценности

Перед Вами список, включающий некоторые положительные черты,
проявляющиеся в поведении людей. Выберите ту из них, которую Вы считаете наиболее ценной при любых обстоятельствах и поставьте в скобках слева от нее цифру 1. Затем выберите следующую по значимости и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная получит номер 18.

Затем оцените, насколько каждая из них уже реализована в Вашей жизни, и поставьте в скобках справа от нее соответствующую цифру в процентах.






[ ]

. аккуратность (чистоплотность)

[ %]


(умение содержать в порядке вещи, порядок в делах)


[ ]

воспитанность

[ %]


(хорошие манеры)


[ ]

высокие запросы

[ %]


(высокие требования к жизни и высокие притязания)


[ ]

жизнерадостность

[ %]


(чувство юмора)


[ ]

исполнительность

[ %]


(дисциплинированность)


[ ]

независимость

[ %]


(способность действовать самостоятельно, решительно)

[ ]

непримиримость к недостаткам в себе и в других

[ %]

[ ]

образованность

[ %]


(широта знаний, высокая общая культура)


[ ]

ответственность

[ %]


(чувство долга, умение держать слово)


[ ]

рационализм

[ %]


(умение здраво и логично мыслить, принимать

\


обдуманные, рациональные решения)


[ ]

самоконтроль

[ %]


(сдержанность, самодисциплина)


[ ]

смелость в отстаивании своего мнения,

[ %]


своих взглядов


[ ]

твердая воля

[ %]


(умение настоять на своем, не отступать перед



трудностями)


[ ]

терпимость

[ %]


(к взглядам и мнениям других, умение прощать



их ошибки и заблуждения)


[ ]

честность

[ %]


(правдивость, искренность)


[ ]

чуткость

[ %]


(заботливость)


[ ]

широта взглядов

[ %]


(умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы,



обычаи, привычки)


[ ]

эффективность в делах

[ %]


(трудолюбие, продуктивность в работе)


Обработка результатов:

Для получения групповых результатов, для каждой из ценностей
подсчитывается среднее арифметическое значение ранга по данным всей группы. Затем усредненные ранги всех ценностей вторично ранжировать в порядке возрастания: ценности с наименьшим усредненным рангом, приписывается вторичный ранг 1, следующий - вторичный ранг 2 и т.д.

В результате этой процедуры получается групповая иерархия ценностных ориентаций.

3.Результаты исследования

Исследование по изучению ценностных ориентаций проводилось в 2013 году. В опросе принимали участие студенты третьего и четвертого курса лесного отделения. Всего 34 человека.

По результатам исследования выявлены ранговые структуры и степени реализованности терминальных и инструментальных ценностей у студентов. В данной работе результаты представлены в обобщенном виде по факультетам и в целом по университету.

Среди терминальных ценностей (ценностей-целей) наибольшими ценностями, оказавшимися на первых местах, являются «здоровье», «любовь», «счастливая семейная жизнь». Эти понятия описывают в большей степени индивидуальные ценности личности. Так же высоко ценятся «хорошие верные друзья», «материально обеспеченная жизнь». «Красота» «развлечение», «творчество» оказались на последних местах.

Невысокое ранговое место заняли «познание», «продуктивная жизнь», «интересная работа» «общественное признание» что является, на наш взгляд, тревожным фактом.

Среди инструментальных ценностей, описывающих характеристики средств достижения целей, наиболее высоко оцениваются студентами:
«воспитанность», «ответственность», «образованность», «честность», «аккуратность», «жизнерадостность».

Низко оцененными оказались: «непримиримость к недостаткам»,
«высокие запросы» «широта взглядов» и «эффективность
в делах», что может свидетельствовать о низком уровне притязаний.

По степени реализации в жизни опрашиваемых студентов наиболее
реализованными из терминальных ценностей, т.е. целей к которым они
максимально приближены, оказались: «здоровье, «хорошие верные
друзья», «свобода», «любовь», «уверенность в себе». Наименее реализованы: «жизненная мудрость», «творчество», «интересная работа». Результаты указывают на то, что в большей степени реализованы цели, связанные с индивидуальным развитием, при этом цели, указывающие на профессиональную и социальную реализацию, находятся на последних местах.

Из инструментальных ценностей наиболее реализованными являются следующие личностные качества: «воспитанность», «ответственность», «честность», «чуткость», что может позитивно сказываться на процессе социальной адаптации. Наименее реализованы: «непримиримость к недостаткам», «высокие запросы». Это может быть связано с тем, что социальная среда не поддерживает развитие данных качеств.

Результаты опросов представлены в таблицах 3 - 6.




Таблица 1

Определение направленности личности студентов 1 и 3 курса отделения лесного хозяйства «Дивногорского лесхоза - техникума»


№ п/п

Ф.И.О.

группа

«Я»

«Общество»

«Дело»



10 аЛ




1

Лобков Н.

26

35

20

2

Верещагин Н.С.

35

18

28

3

Сергеев Н.К.

21

25

35

4

Ермаченко С.А.

32

16

33

5

Дуктуг - оол Б.

34

27

20

6

Дунева С.С.

32

28

21

7

Кучеров Д.Т.

24

27

30

8

Шеметюк М.

28

28

25

9

Бадарчы Т.Р.

21

33

27

10

Богданова Ю.А.

33

23

25

11

Гущин А.С.

28

19

35

12

Таштемирова У. Н.

39

20

22

13

Кудрявцева А.В.

13

27

41

14

Егорова Е.В.

37

23

21

15

Васева Е.

29

25

27

16

Ревенько И.

29

21

31

17

Куулар А.С.

31

28

22


12 бЛ




18

Мамаева А.Н.

32

26

23

19

Курмангулова М.З.

24

21

36

20

Спивак А.Л.

21

29

31

21

Лучина А.В.

24

24

33

22

Абсатаров А.Г.

29

22

30

23

Ондар А.Д.

31

21

29

24

Рукосуев А.А.

16

33

26

25

Лейман А.В.

27

25

29

26

Кушмылева Г.А.

32

25

24

27

Монгуш А.О.

17

45

19

28

Сидоренко К.А.

24

27

30

29

Ибадуллаева Ф.Р.

29

29

23

30

Седнев Д.А.

37

27

17

31

Фидченко С.А.

28

28

25

32

Доценко Е.А.

30

25

26

33

Ушаков Д.

27

26

28

34

Ондар М.А.

26

30

25

35

Уткина Д.В.

27

31

23


Таблица 2

Результаты исследования потребности достижения студентов 1 и 3 курса отделения лесного хозяйства «Дивногорского лесхоза - техникума»


№ п/п

Ф.И.О.

группа

Сумма баллов

ПД низ.

ПД ср.

ПД > ср

ПД < ср

ПД выс



10 аЛ


1

Лобков Н.В.

13


+




2

Верещагин Н.С.

9

+





3

Сергеев Н.К.

14


+




4

Ермаченко С.А.

12




+


5

Дуктуг - оол Б.

13


+




6

Дунева С.С.

14


+




7

Кучеров Д.Т.

9

+





8

Шеметюк М.

10

+





9

Бадарчы Т.Р.

13


+




10

Богданова Ю.А.

17





+

11

Гущин А.С.

16



+



12

Таштемирова У. Н.

13


+




13

Кудрявцева А.В.

11




+


14

Егорова Е.В.

12




+


15

Васева Е.

12




+


16

Ревенько И.

14



+



17

Куулар А.С.

12




+



12 бЛ







18

Мамаева А.Н.

15



+



19

Курмангулова М.З.

14



+



20

Спивак А.М.

14


+




21

Лучина А.В.

16



+



22

Абсатаров А.Г.

16



+



23

Ондар А.Д.

6

+





24

Рукосуев А.А.

14


+




25

Лейман А.В.

6

+





26

Кушмылева Г.А.

10

+





27

Монгуш А.О.

13


+




28

Сидоренко К.А.

13


+




29

Ибадуллаева Ф.Р.

12




+


30

Седнев Д.А.

22





+

31

Фидченко С.А.

15



+



32

Доценко Е.А.

11




+


33

Ушаков Д.

9

+





34

Ондар М.А.

8

+





35

Уткина Д.В.

11




+


Вывод: группы 10аЛ и 12бЛ - потребность в достижениях можно оценить как среднюю, что говорит о том, что студенты имеют низкую мотивацию в достижении своих целей, успешности в жизни и ориентированы на средние результаты, получаемые от жизни. Высок уровень конформизма - жить как все.

Таблица 3

Ранговая структура инструментальных ценностей студентов I и III курса

«Дивногорского лесхоза - техникума»

Ценности

гр. 12б Л

гр. 10а Л

Ср. ранг

Ранг

1.

Аккуратность

5,89

8,18

7.04

4

2.

Воспитанность

6.44

5.35

5.89

2

3.

Высокие запросы

10.44

11.82

11.13

12

4.

Жизнерадостность

5.39

7.0

6.19

3

5.

Исполнительность

9.78

8.82

9.3

8

6.

Независимость

9.0

8.59

8.7

6

7.

Непримиримость к недостаткам

12.9

12.47

12.71

17

8.

Образованность

9.93

10.0

9.97

9

9.

Ответственность

6.33

5.35

5.84

1

10.

Рационализм

13.67

11.18

12.43

13

11.

Самоконтроль

13.89

8.18

11.04

11

12.

Смелость в отстаивании своих взглядов

11.0

11.06

11.03

10

13.

Твёрдая воля

10.39

13.76

12.08

15

14.

Терпимость

8.78

9.42

9.1

7

15.

Честность

9.67

6.53

8.1

5

16.

Чуткость

10.94

13.23

12.09

16

17.

Широта взглядов

13.28

12.82

13.05

18

18.

Эффективность в делах

12.11

11.92

11.97

14






Таблица 4

Ранговая структура терминальных ценностей студентов I и III курса

«Дивногорского лесхоза - техникума»

Ценности


гр. 12б Л

гр. 10а Л

Ср. ранг

Ранг

1.

Активная деятельная жизнь

11.44

8.76

10.1

11

2.

Жизненная мудрость

8.83

8.06

8.45

5

3.

Здоровье

5.28

4.24

4.76

3

4.

Интересная работа

9.5

10.0

9.75

9

5.

Красота

13.3

11.0

12.15

17

6.

Любовь

4.0

4.24

4.12

2

7.

Материально обеспеченная жизнь

8.67

4.24

6.46

4

8.

Хорошие верные друзья

5.39

4.59

3.15

1

9.

Общественное признание

12.83

10.35

11.59

15

10.

Познание

11.06

10.29

10.67

12

11.

Продуктивная жизнь

11.06

10.35

10.71

13

12.

Развитие

8.83

8.76

8.39

7

13.

Развлечения

10.17

12.18

11.18

14

14.

Свобода

7.94

11.71

9.83

10

15.

Счастливая семейная жизнь

8.33

8.41

8.62

6

16.

Счастье других

11.3

12.94

12.12

16

17.

Творчество

13.0

11.87

12.43

18

18.

Уверенность в себе

8.06

11.08

9.62

8









Таблица 5

Степень реализованности терминальных ценностей (в процентах) студентов

I и III курса «Дивногорского лесхоза - техникума»

Ценности


гр. 12б Л

гр. 10а Л

Ср. %

1.

Активная деятельная жизнь

88.0

42.35

65.18

2.

Жизненная мудрость

65.11

32.71

48.91

3.

Здоровье

81.61

74.35

77.98

4.

Интересная работа

34.75

28.47

31.61

5.

Красота

64.28

44.06

54.44

6.

Любовь

66.33

53.53

59.93

7.

Материально обеспеченная жизнь

48.89

33.0

40.95

8.

Хорошие верные друзья

79.11

57.0

68.06

9.

Общественное признание

46.67

50.35

48.51

10.

Познание

62.17

49.41

55.79

11.

Продуктивная жизнь

68.94

57.29

63.12

12.

Развитие

68.89

40.59

54.73

13.

Развлечения

70.28

51.18

60.73

14.

Свобода

80.28

53.76

67.02

15.

Счастливая семейная жизнь

67.78

50.29

59.04

16.

Счастье других

39.38

50.0

44.69

17.

Творчество

56.11

45.18

50.56

18.

Уверенность в себе

72.72

62.18

67.45









Таблица 6

Степень реализованности инструментальных ценностей (в процентах) студентов I и III курса «Дивногорского лесхоза - техникума»



Ценности

гр. 12б Л

гр. 10а Л

Ср. %

1.

Аккуратность

62.94

73.47

68.19

2.

Воспитанность

76.0

78.0

77.0

3.

Высокие запросы

70.17

56.53

63.35

4.

Жизнерадостность

84.33

83.7

84.0

5.

Исполнительность

62.78

68.53

65.65

6.

Независимость

51.61

68.82

60.22

7.

Непримиримость к недостаткам

51.72

27.29

39.51

8.

Образованность

69.89

53.29

61.59

9.

Ответственность

72.72

67.29

70.0

10.

Рационализм

60.06

48.53

54.29

11.

Самоконтроль

66.0

70.0

68.0

12.

Смелость в отстаивании своих взглядов

71.83

64.53

68.18

13.

Твёрдая воля

69.94

62.29

66.12

14.

Терпимость

64.22

63.94

64.08

15.

Честность

70.28

62.82

66.55

16.

Чуткость

74.05

69.59

71.82

17.

Широта взглядов

69.39

60.0

64.69

18.

Эффективность в делах

61.06

37.67

49.37







Литература:


  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - Брест, 1993

  2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Издательство АРДИС., 2007

  3. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В. Я сам строю свою жизн /Под.ред. Е.Г.Трошихиной. - СПб., 2001.

  4. Богомаз С.Л. Тренинг самосознания личности: Уч. - метод. пособие -

Витебск, 2004.

  1. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья - М., 2000

  2. Дзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. - М., 1999.

  3. Пергаменщик Л.А. Самопомощь в кризисных ситуациях. Психологический

практикум. - Мн., 1998.

  1. Сизанов А.Н. Ваш психологический портрет. - М., 1998.

  2. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М., 1995.

  3. Рабочая книга практического психолога, пособие для специалистов,

работающих с персоналом. М.: Издательство Института Психотерапии, 2006

  1. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.:

Издательский дом «Нева», 2002


26

© 2010-2022