Использование ИКТ на уроках при обучении детей с нарушениями ОДА

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,

Воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная

(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №41

г. Ростова - на - Дону












Использование ИКТ на уроках при обучении детей с нарушениями ОДА



Учитель первой категории

Ольховская Т.В.









г. Ростов - на - Дону

2015 год

Аутизм - тяжелое нервное заболевание, часто характеризующееся неспособностью формировать эмоциональные привязанности и строить общение с людьми. Причины его до конца не выяснены. Очевидно лишь одно - оно может быть вызвано недоразвитием определенных долей мозга в сочетании с гиперразвитием других его областей. Еще одна возможная причина - аномальный химический состав мозга.

Трудности обучения навыкам социально-бытового поведения связаны в большей степени с нарушениями коммуникации и произвольного сосредоточения, а также страхами аутичных детей. Характерно, что многому аутичный ребенок может научиться самостоятельно при случайных обстоятельствах, но не через подражание другому человеку. При этом овладение навыком бывает сцеплено с конкретной ситуацией и крайне затруднен перенос сформированного навыка в другую ситуацию. Поведение отмечается крайней стереотипностью.

Считается, что существуют четыре степени аутизма. Тех, кто болен самой тяжелой из них, невозможно вывести в мир. Следующая степень - человека можно чем-то заинтересовать. И две другие формы - аутист относительно адаптируется в обществе, если с ним заниматься. Во всем мире считается, что аутизм лучше всего преодолевается, если ребенок посещает обычные детские учреждения. И научить детей данной категории общению можно, как второму языку, хотя они все равно навсегда останутся в себе.

Чтобы обеспечить формирование более гибкой системы стереотипов взаимодействия с окружающим миром, необходимо более раннее начало коррекционного обучения таких детей. Для большинства аутичных детей помощь должна осуществляться на протяжении всей жизни, так как новые условия и меняющиеся требования влекут за собой в большей или меньшей степени их социальную дезадаптацию. Поэтому, и учебная и коррекционная работа должна быть направлена, главным образом, на развитие эмоционального контакта и взаимодействия ребенка с взрослыми и со средой. В связи с нарушениями социального поведения очень трудно организовать ситуацию обучения. Аутичный ребенок не выполняет инструкций, игнорируя их, убегая от взрослого, или делая все наоборот. Даже аутичные дети с нарушением интеллекта быстро учатся пользоваться клавиатурой и мышью. Существует масса развивающих компьютерных программ, с помощью которых можно повысить эффективность учебного процесса. Занятия должны проходить в атмосфере доброжелательности. И все, что делается на занятии, должно сопровождаться эмоциональным комментарием - проговаривайте все действия и ситуации в игре, стараясь представлять их только положительными. Будьте готовы к тому, что реакция на игру у разных детей с диагнозом аутизм может быть совершенно различной: то, на что один отреагировал дружелюбно, другой может для себя не принять. Поэтому никаких стандартов в занятиях с аутичными детьми быть не может. Мало того, ребенок в в разное время может вести себя абсолютно по-разному.

Некоторые дети ( аутисты) мыслят образами. Каждому слову соответствует та или иная картинка. Очень полезно показать ребенку картинку и здесь же написанное слово. Глаголы лучше всего сопровождать действием, например анимационной картинкой. Используйте книги с картинками и написанными рядом словами, а также специальные DVD программы, где каждый предмет или действие сопровождается картинкой, словом и звуком. Эта методика обучения прекрасно работает у аутистов, и у полностью здоровых детей. Некоторые аутисты не могут воспринимать визуальные и речевые сигналы, будьте терпимы и не настаивайте. При обучении чтению используйте субтитры, сопровождающие видео ряд. Для многих детей проще запомнить слово не по складам, а целиком.

Многие аутисты любят концентрироваться на каком-то одном предмете. Используйте это для упражнений. Если ребенку нравится автомобиль и путешествия на нем, используйте это для обучения. Придумывайте рассказы, в которых используется автомобиль. Некоторые дети предпочитают всему прочему прикосновение.

Очень многим детишкам тяжело дается письмо и особенные трудности вызывает хороший почерк. Предложите ребенку печатать на компьютере. Сначала просто буквы, затем слова. Впоследствии предложите ему написать рассказ на выбранную им тему. Вы можете распечатать рассказ, сделать красивую обложку и объяснить, что ребенок написал свою первую книгу. Покажите ему другие книги, сосредоточив внимание на том, что книги пишутся печатными буквами. Это придаст уверенности ребенку и воодушевит на создание следующей книги. Щелканье по компьютерным клавишам неоценимо в моторике ребенка и в концентрации внимания.

Нередко более простым способом решить эту задачу является обучение с помощью компьютера. Дети с ASD любят проводить время за компьютерами и могут часами сидеть возле них. Порой бывает настолько трудно оторвать их от этого занятия, что увлечения компьютерами начинает казаться чем-то вроде пагубной привычки. К счастью, сейчас есть много компьютерных программ, которые могут научить маленьких детей с аутизмом читать и выполнять простые арифметические действия. Результаты нескольких исследований свидетельствуют о том, что с помощью компьютера аутисты обучаются быстрее, чем с помощью вербальных инструкций. Возможно, причина этого заключается не только в том, что компьютер способен дольше удерживать их внимание, но и в том, что он использует принцип презентации с помощью визуальных средств, которые менее сложны и не требуют глубокого понимания контекста. Обучение с помощью компьютера сыграло огромную роль в жизни одного мальчика аутиста, когда он учился в начальных классах. Он научился считать, складывать, вычитать и умножать исключительно благодаря компьютеру, используя лишь те программы, которые есть в продаже. Все они основаны на том, что разбивают сложное задание по чтению или по другому предмету на его составные части. Так, обучаясь чтению, ребенок снова и снова учится соотносить знак и звук, складывать звуки в слова, а слова - в предложения. Понимание того, как дети с аутизмом думают, - важная часть «искусства» обучения их в школе. В действительности это понимание есть необходимое условие начала любого воздействия на них, ибо оно создает границы для понимания целей обучения и позволяет определить методы, с помощью которых эти цели могут быть достигнуты. В доброжелательной обстановке многие аутисты смогут продемонстрировать очень неплохие результаты. И, тем не менее, для них процесс обучения - не то же самое, что для обычных детей, именно осознание этого факта (и следующая за этим осознанием аккомодация родителей и учителей) позволяет развиться таким когнитивным навыкам. И учителя, и родители должны понять преимущества использования эксцентричных интересов детей в качестве средства изучения стандартной программы, необходимость разложения сложного на составные части, использования навыков механического запоминания для изучения более простых понятий и использования визуальных презентаций образовательных понятий (и прежде всего компьютеров) для более глубокого понимания. Подобный подход - и это важно понять - есть, прежде всего, приспособление к расстройству, а не его лечение; приспособление, основанное на понимании нарушения во всех его многочисленных проявлениях. Подобные стратегии не устранят тех недостатков, которые сопутствуют разным формам аутизма, но благодаря им эти недостатки не смогут помешать ребенку с нарушением учиться. Если учителя и родители используют сильные стороны личности ребенка и работают над его недостатками, поддерживая его и создавая благоприятную обстановку для обучения, возлагают на него надежды, соответствующие его возможностям, ребенок с ASD может ходить в школу с не меньшим удовольствием, чем обычные дети. Дополнительная выгода, которую приносит это удовольствие, заключается в том, что социальные и коммуникативные навыки ребенка также улучшаются. Чтобы учить детей с аутизмом в школах, важно понимать этот стиль обучения и этот взгляд на мир. И те учителя, которые смогли понять это интуитивно, умеют использовать свое понимание для того, чтобы проникнуть во внутренний мир ребенка, с которым они работают, и настроить его на достижение более высокого уровня развития.


© 2010-2022