- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час на тему Как слово наше отзовётся
Классный час на тему Как слово наше отзовётся
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Малькова Е.В. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Классный час «Как слово наше отзовётся…
Культура речи. Этикет»
Автор: Малькова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы Черновской средней общеобразовательной школы.
Тема: «Как слово наше отзовётся…»
Цели урока:
-
Воспитание в подростках умения сострадать, сочувствовать
-
Развитие дара общения, умения любить русскую речь
-
Воспитание бережного, внимательного и грамотного отношения к слову
Оборудование: Презентация урока с наглядным материалом.
Видеозапись фрагментов круглого стола «Язык - судьба народа».
Раздаточный материал с тестами и советами Д. Карнеги
Эпиграфы к уроку:
Речь - это божественный дар. Антуан де Сент-Экзюпери
Наследуя слово от предков наших, мы наследуем не только средства передавать наши мысли и чувства, но наследуем самые эти мысли и самые эти чувства. К.Д. Ушинский
Доброе слово лечит, а злое - калечит. Русская народная пословица
Мысль материальна. Поэтому многое в жизни зависит от наших помыслов, от состояния нашего духа. Святослав Рерих
Из одних уст выходит благословение и проклятье.
Лучше ногами споткнуться, чем языком. "Пчела", древнерусский сборник афоризмов и изречений (конец XII - начало XIII в.)
Ход урока.
-
Вступительное слово учителя. Здравствуйте. Ребята! Я рада видеть вас. Надеюсь, что наш урок будет вам интересен и полезен. Я назвала его «Как слово наше отзовётся…» Почему так, вы постепенно поймёте.
-
Установочная беседа с классом.
Для начала давайте вспомним такую русскую пословицу: «Доброе слово лечит…» Закончите её, пожалуйста. Правильно: «..., а злое - калечит». Но чаще всего бывает, то нам трудно раскрыть рот, чтобы сказать добрые, ласковые слова, которые так необходимы нашим близким и друзьям.
А кому принадлежат следующие слова: «Речь - это божественный дар»? Эта мысль была высказана знаменитым французским писателем А. де Сент-Экзюпери.
Задумайтесь, пожалуйста, что легче и чаще мы произносим, какие это слова? Грубые или ласковые? Да, чаще всего, к сожалению, мы ворчим, ругаемся, кричим, грубим…
Постарайтесь вспомнить, как называла вас в детстве мама, бабушка? - Рыбка, птичка, зайчонок, котёнок, малыш… Становясь старше, мы реже слышим такие слова. Почему, как вы думаете?
Ответы учащихся.
Итак, в общении друг с другом взрослые стесняются говорить что-то хорошее или просто не умеют это делать. А хотели бы вы чаще слышать добрые слова? Хотели бы, чтобы ваши добрые дела замечали и благодарили за них?
Родители, которые не умеют говорить хорошие слова, сами их не слышали, следовательно, не могут научить этому вас. Давайте учиться это делать.
-
Игра «Аукцион добрых слов».
Истоки слова - в делах. Если мы умеем ценить людей, уважать их труд, не быть гордыми и высокомерными. Попробуйте благодарить близких за любую мелочь, и вы увидите, как удивительным образом начнёт меняться обстановка дома, в школе, во дворе. За что благодарить? Да, за убранные вещи, за вкусный обед, за чистые полы, за вбитый гвоздь, за добрый взгляд - за всё говорить «спасибо» или другие вежливые слова. Правда, взрослые не всегда прореагируют правильно на внезапный обвал добрых слов. Почему? Конечно, они могут решить, что это лесть и от них чего-то хотят, увидят в этом какой-то подвох. Предупредите их заранее.
Кстати, замечено, что поиск и подбор добрых слов активизирует и улучшает работу головного мозга. Ведь и устная, и письменная речь напрямую связаны с высшей нервной деятельностью человеческого организма. Значит, это отличная профилактика заболеваний и хороший способ развивать умственные способности. Обратите внимание на то, что писатели, журналисты выглядят здоровыми. А долгожители - это жизнерадостные, весёлые, добрые люди. Они не любят обсуждать негатив, сплетничать.
-
Игра «Давайте говорить друг другу комплименты». (Можно, если позволяет время, прослушать одноимённую песню в исполнении Б. Окуджавы)
А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: как вы понимаете значение выражения «дар общения»? Что это такое, по-вашему? (ответы учащихся)
Итак, дар общения - это не только владение речью, это, прежде всего, - чуткое сердце, чуткость в восприятии состояния других людей, способность понять другого человека, умение проникнуть в его внутренний мир, разделить с ним радость и горе. Всё это определяется одним словом - «эмпатия».
-
Тест-задача «Способны ли вы к сочувствию?» Карлик жил на 20-м этаже. Каждый день он поднимался на лифте до 10-го этажа, а оттуда шёл вверх пешком. Почему? (мал ростом - не мог дотянуться до кнопки).
Сочувствие - великая человеческая способность и потребность, благо и долг.
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся,-
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать,
- так писал Ф.И. Тютчев.
-
Тест «Приятный ли Вы собеседник?»
Дело, конечно, не в количестве сказанных «волшебных» слов, а в том, чтобы никогда не забывать о добром слове для другого, создавать так называемый душевный комфорт.
Попробуйте себе представить, например, человека, который произносит такую фразу: «Чего рот раззявил?» А ведь непривлекательный образ получается: злой взгляд, сердитое лицо… Грубый человек, оказывается, элементарно некрасив
-
Беседа по притче С. Соловейчика «О тех, кто слушает и понимает».
Слова сопровождают человека повсюду: вы разговариваете - речь состоит из слов, читаете - и здесь тоже слова, и мыслите тоже словами! Роль слова во взаимоотношениях людей издавна известна. Приведите, пожалуйста, примеры пословиц, которые вы подобрали дома на эту тему.
Ответы учащихся. От одного слова - да навек ссора. Слово пуще ножа режет. Ласковое слово что вешний день. Лошадь узнают в езде, а человека - в общении. Слово - серебро, молчание - золото. Доброе слово и кошке приятно. Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани.
-
Ученица читает стихотворение, написанное А. Ахматовой в 1942 году, «Мужество».
-
Просмотр и обсуждение фрагментов записи круглого стола «Язык - судьба народа». - Что же отличает человека от других живых существ? - Что такое любовь, (жертвенность) и с какими понятиями её не надо путать? - Для чего человек изобрёл слово? (для молитвы) - Как вы понимаете значение слова «космополит»? (Космополит - последователь антипатриотического воззрения, признающего своим отечеством весь мир, отрицающего ценность национальной культуры, отвергающего право наций на самостоятельное существование, идею защиты своего отечества и государственной независимости.
-
Работа с раздаточным материалом: «Советы Дейла Карнеги (американского психолога)»
-
Высказывайте своё одобрение людям
-
Улыбайтесь
-
Придерживайтесь дружелюбного тона
-
Помните, что имя человека - самый сладостный для него звук
Вывод урока учитель делает в сотрудничестве с учениками: Будем надеяться, что на смену времени слов недужных и грязных грядёт время высокоценных, одухотворённых слов любви, красоты, истины.