Методический доклад на тему Нормообразование как функция классного руководителя

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ

МОЗДОКСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ



МЕТОДИЧЕСКИЙ

ДОКЛАД

на тему:

«нормообразование как функция классного руководителя»»

Выполнила

Попандопуло Л.В.


Моздок, 2015-2016 учебный год




Нормообразование является основополагающей функцией классного руководителя.

Для начала рассмотрим, что означает слово «норма». Словарь толкует его следующим образом: «Норма (от лат. norma - руководящее начало, правило, образец) - узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь» [2, с. 913].

Знаменитый русский философ И.А. Ильин дает определение нормы следующим образом: «Норма всегда существует в виде высказанной мысли; норма есть обязательное правило, подуманное (или придуманное) разумным существом и выраженное в словах; для нормы характерна последовательность или порядок, в котором она устанавливается; всякая норма предписывает что-нибудь определенным людям; в каждой норме что-то предписывается, а именно известный порядок человеческих отношений как верный и должный; применительно к каждой норме имеется санкция, т.е. предстоящее последствие, которое постигает нарушителя нормы, это есть так сказать угрожающий перст, поддерживающий обязательное значение нормы и указывающий известное неприятное будущее для того, кто не будет повиноваться установленному предписанию» [1, с. 22-23]. В данном определении И.А. Ильин четко показывает, что нормообразование не является одномоментным действием (например: познакомить студентов с Уставом техникума, правилами внутреннего распорядка), а представляет собой последовательный процесс по установлению и отработке определенных норм в группе.

Великий русский социолог П.А. Сорокин в своих трудах утверждает, что выработка в группе должных актов и положительных качеств человека подчиняется закону многочисленного повторения актов: «…например, честность, вежливость, хорошие манеры и т.д., вначале совершающиеся лишь под влиянием кар и наград, при продолжающемся давлении их и при достаточном числе повторений становятся "привычными" и делают излишней всякую санкцию…» [3, с. 139]. Также П.А. Сорокин говорит о том, что норма должна пониматься всеми членами группы одинаково, иначе неизбежен конфликт: «Если нормы "должного" поведения двух или большего числа лиц совершенно различны, а в зависимости от этого различны для каждого из них и нормы поведения "запрещенного и рекомендованного", то между поведением этих лиц, соприкасающихся друг с другом, не может установиться гармоничный консенсус, и необходимо возникает конфликт, а тем самым и борьба этих лиц друг с другом… Говоря коротко - различное понимание должного, рекомендованного и запрещенного поведения ведет к борьбе, а одинаковое - к миру и взаимному консенсусу» [4, с. 141].

В настоящее время среди ученых в области прикладной социологии образования мы опираемся на точку зрения О.Е. Хабаровой, научного сотрудника Института социальной педагогики РАО, автора программно-методического комплекса «Социо мониторинг». Она предлагает рассматривать нормы в образовательном учреждении как многоуровневую систему (верхний, средний и нижний уровень), которые регулируют поведение детей и взрослых и обеспечивают режим стабильного функционирования социальной организации образовательного учреждения.

«Верхний уровень составляют жесткие институциональные нормы (макронормы), заданные социальным институтом образования, усвоение которых и подчинение которым задает глобальный ритм всей общественной жизни в государстве и является одним из важнейших аспектов процесса социализации детей и взрослых: это строго фиксированные границы времени года для начала и окончания занятий, границы возрастного периода для поступления в школу и ее окончания, продолжительность учебного дня и т.д.

Эти общие для любого образовательного учреждения нормы транслируются учащимся через систему организационных норм, которые складываются уникально в каждом учреждении с течением длительного времени и образуют его так называемую организационную культуру - особый и уникальный внутренний "уклад" жизни взрослого и детского коллектива школы, техникума колледжа и т.п. Это нормы среднего уровня. Они формируются под влиянием традиций учебного заведения, которые в свою очередь являются продуктом длительной деятельности конкретных руководителей. И наконец, последний уровень образуют многочисленные персонифицированные микронормы, представленные учащимся в виде уникальных систем требований, предъявляемых каждым педагогом лично. Они формируются под влиянием индивидуальных ценностей и личностных особенностей на протяжении всей профессиональной карьеры педагогов» [4, c. 16].

Возникает важный вопрос: «Можно ли узнать, каким образом нормы, предъявляемые классным руководителем, влияют на социальную среду группы, на взаимодействие студентов внутри группы?» В настоящее время на этот вопрос можно ответить положительно.

Можно выделить несколько типов профилей, отражающих действие институциональных норм.

Первый профиль, который характеризует высокий уровень мотивации учащихся на пребывание в учебной группе, классный руководитель работает с группой как с целым, объявляет норму ценности каждого студента в группе, выстраивает этические отношения между учащимися.

Для второго профиля характерно преобладание в рейтинге предпочтений успешных в обучении учащиеся. Классный руководитель оказывает поддержку успешным в обучении ребятам в группе и «борется» с неуспешными.

Третий профиль характеризует низкий уровень мотивации учащихся на пребывание в учебной группе, классный руководитель требует от учащихся безоговорочного подчинения тем нормам, которые он предъявляет.

Исходя из представленных типов профилей взаимодействия учащихся, можно отметить, что только первый профиль отражает благоприятные социальные процессы, происходящие в группе, которые соответствуют гуманистической воспитательной политике классного руководителя.

Н.Е. Щуркова придерживается мнения, что «гуманистическое воспитание не отрицает социальных требований к ребенку, входящему в жизнь, но даже усиливает значимость данных общепринятых норм, охраняющих как интересы общества, так и интересы человека отдельного» [6, с. 82].

Содержание правил и норм, предъявляемых классным руководителем группе, должно совпадать с ценностями, выработанными человечеством. П. Сорокин в свое время сказал, что «…общество добивается успеха, балансируя и гармонизируя энергию людей, отданную на службу Истине, Красоте и Добру» [3, с. 21].

Из всего сказанного можно сделать вывод, что при подготовке учителя как классного руководителя необходимо рассматривать функцию нормообразования как основополагающую, которая является фундаментом для всей воспитательной деятельности классного руководителя.

© 2010-2022