ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ

Развитие ребенка с ОВЗ, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых и морально-эстетических понятий и т. д.). Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся в условиях специального (коррекционного...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

УЧАЩЕГОСЯ ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида

Развитие ребенка с ОВЗ, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых и морально-эстетических понятий и т. д.).

Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся в условиях специального (коррекционного) учреждения должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.
Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого дефектологу, психологу, логопеду, социальному педагогу, воспитателю необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного ребёнка.

Программа индивидуального сопровождения ребенка в условиях специального (коррекционного) учреждения должна решать задачи следующего характера:

  • психолого-педагогического и медико-социального сопровождения;

  • адаптации ребенка к новым условиям;

  • профилактики отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии, обусловленных психической депривацией;

  • предупреждения социальной дезадаптации, поведенческих нарушений и др.;

  • коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.

При составлении программы индивидуального сопровождения ребенка можно использовать методы и приемы:

  • изучение документов, личных дел;

  • знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;

  • изучение социума (внешкольных связей, семьи, близкого окружения) ребенка;

  • диагностические исследования;

  • наблюдение за ребёнком;

  • индивидуальная и групповая работа с родителями и педагогами.

Этапы составления программы индивидуального сопровождения ребенка.

Цель предварительного этапа работы - сбор информации о ребенке.

Цель диагностического этапа: - изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития.

Цель коррекционно-развивающего этапа: - улучшение психического состояния ребёнка, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, оказание помощи в социализации и профориентации, своевременная организация лечебно-оздоровительных мероприятий.

Цель заключительного этапа - анализ результатов эффективности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.

Динамика работы

  1. Выявление актуальных проблем ребенка.

  2. Разработка путей поддержки и коррекции.

  3. Составление индивидуальной программы сопровождения (адаптации, профилактики и др.).

  4. Реализация намеченной программы.

Программа индивидуального сопровождения ребёнка утверждается на заседании Психолого-медико-педагогическом консилиуме учреждения или на педагогическом совете. Она состоит из пояснительной записки, в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи, принципы, желаемые результаты программы развития обучающегося. Составление программы индивидуального сопровождения ребенка (психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет логопеду, педагогу-психологу, социальному педагогу и воспитателю эффективно реализовать программное содержание.

Индивидуальная программа психолого-педагогического

и медико-социального сопровождения

Индивидуальная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения включает следующие блоки:

  • психологическое сопровождение;

  • логопедическое сопровождение;

  • педагогическое сопровождение;

  • социально-правовое сопровождение;

  • лечебно-оздоровительное;

  • воспитательное сопровождение.

Цель психологического сопровождения предполагает коррекцию и психопрофилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.

Цель логопедического сопровождения предполагает коррекцию и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.

Цель педагогического сопровождения - обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.

Цель социально-правового сопровождения состоит в ознакомлении обучающихся с правами и основными свободами человека и развитии навыков социальной компетенции и правового поведения.

Цель лечебно-оздоровительного сопровождения включает формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.

Цель воспитательного сопровождения обусловливает формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни и культуры поведения в общественных местах.





ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ

Индивидуальная адаптационная программа

Индивидуальная адаптационная программа необходима вновь прибывшим в учреждение детям. Поэтому в течение первых двух месяцев с этими детьми должны проводиться занятия, направленные на установление эмоционального контакта со взрослыми, сверстниками, поддержание положительного настроения и отношения к учебному заведению, удовлетворение потребности ребенка в безопасности, любви и доброжелательном внимании.

Ф.И.О. Митрофанов Владислав Владимирович, 15.04.2006 г. р.

Клинический диагноз: Врожд. глаукома OU, постувеальная далекозашедшая OD, начальная компенсированная OS.

Диагноз РПМПК: ЗПР

Рекомендации: обучение по программе 1 класса для слабовидящих детей с ЗПР

Психолого-педагогическое заключение: Выраженные отклонения в поведении ребенка, нарушения в моторном развитии.

Цель программы: Повышение эффективности процесса социально-психологической адаптации в новых условиях обучения, способствование в повышении самооценки, самореализации личности.

Содержание проводимой работы

Сроки

Отв-ные

1

Знакомство с учащимся:
Индивидуальные беседы.
Наблюдение в ходе учебно-воспитательного процесса.
Скрининговые медицинские исследования.

Сентябрь
Октябрь
1 четверть

Кл. рук.
Психолог
Соц. педагог
Медик

2

Комплексная психолого-педагогическая диагностика готовности к школьному обучению.

Сентябрь
Октябрь

Учитель
Психолог
Дефектолог

3

Первичное речевое обследование учащегося

Сентябрь

Логопед

4

Индивидуальные занятия по коррекции речевых недостатков

1 четверть

Логопед

5

Индивидуальная психолого-педагогическая коррекция по результатам психолого-педагогических исследований

Октябрь-
Декабрь

Психолог
Учитель

6

Знакомство с семьей учащегося. Беседы с родителями о состоянии здоровья и готовности учащегося к обучению

Сентябрь;
Октябрь

Кл. рук.
Медик
Психолог

7

Групповые занятия по адаптации учащегося к школе

1 четв.

Психолог

8

Индивидуальные Коррекционно-развивающие занятия с учащимся по теме:

  • "Коррекция поведения и общения"

  • "Коррекция познавательных процессов"

1 полуг.

Психолог

9

Беседы с родителями об адаптации учащегося; соблюдении режима дня, занятости во второй половине дня

1 полуг.

Психолог
Кл. рук.

10

Анкетирование по первичной социально-педагогической адаптации к школе

Ноябрь

11

Анкетирование родителей с целью выявления индивидуально-психологических особенностей ребёнка

Декабрь

Психолог
Кл. рук.

12

Родительское собрание о прохождении адаптации учащимися класса

Ноябрь

Кл. рук.

13

Анализ успеваемости результатов за 1 и 2 четверти

1 полуг.

Кл. рук.

14

Заседание ПМПК с рассмотрением вопроса о реализации программы индивидуального сопровождения

Декабрь

Психолог,
дефектолог

Содержание программы (направления и формы работы):

1. Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы:

  • нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности;

  • стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения с учителем и воспитателем;

  • знакомство с обстановкой класса;

  • вовлечение ребенка в простую и доступную игру; привлечение внимания мальчика к интересным и красочным пособиям, игрушкам; стимулирование желания поиграть вместе со взрослым;

  • установление доверительных отношений со взрослыми;

  • вовлечение в игровую ситуацию с участием других детей в целях нормализации эмоционального поведения и развития контактов между учениками.

2. Укрепление нервной системы

  • Наблюдение у школьного психиатра (2 раза в год.).

  • Совместный контроль и наблюдение психолога, врача и воспитателя за состоянием, изменениями настроения в период медикаментозного лечения.

  • Релаксационные методы (аутогенная тренировка, обучение навыкам самоконтроля).

  • Осуществление комплексного подхода в укреплении Н.С. (контроль учебной нагрузки, медикаментозного лечения, реализация релаксационных методов и единого педагогического подхода).

  • Оздоровительный психофизический тренинг (1 мес.)

3. Укрепление эмоционально - личностной сферы

  • Оздоровительный психофизический тренинг (1 мес.).

  • Диагностика эмоционально- личностной сферы (2 раза в год).

  • Овладение учебными навыками.

  • Овладение навыками самоконтроля и саморегуляции.

  • Система групповых и индивидуальных занятий.

4. Развитие познавательной сферы:

  • Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия (когнитивные процессы).

  • Диагностика познавательной сферы (2 раза в год).

5. Формирование устойчивой адекватной самооценки:

  • Организация единого психологического пространства, единство требований и отношений (всеми специалистами).

  • Индивидуальные беседы учителя, воспитателя, психолога, социального педагога.

  • Диагностика уровня самооценки, знакомство с результатами диагностики.

  • Тренинг коммуникативного общения (4мес.).

Прогноз: Учитывая особенности циклоидного типа акцентуации, успешность адаптации будет зависеть от фаз. При грамотном педагогическом подходе возможно позитивное взаимодействие с Митрофановым В.

Индивидуальная профилактическая программа

Индивидуальная профилактическая программа направлена на предупреждение развития у ребенка негативных привычек, нежелательного поведения, нервно-психического утомления, срывов и т.д. В ней предусматривается формирование и выработка позитивного поведения, положительных привычек.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа содержит такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха. Содержание каждой программы должно быть предметом обсуждения специалистов школьного ПМПк, учителей и воспитателей группы. При этом необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие - на учебных занятиях и занятиях воспитателей группы; как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Составление индивидуальной программы развития ребенка - процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.

Аналитическая справка.

Данные психолого-педагогического обследования в возрасте 8 лет.
При проведении первичной диагностики учащегося выявлено:

  1. Запас знаний об окружающем мире ограничен.

  2. Восприятие сильно нарушено: фрагментарно. Выделяет из предложенной картинки часть предмета и соотносит его с заданным эталоном, допускает большое количество ошибок. Не может зеркально отобразить заданный предмет. Имеет представления о временах года и днях недели. Не знает названия месяцев, не может соотнести их с временами года.

  3. Мышление конкретно-предметное. Не умеет сравнивать предметы. Собирает целое из частей методом проб и ошибок, не умеет переносить способы действия на аналогичные задания. Не улавливает смысл инструкций, плохо понимает смысл сюжетных картин. Задание выполняет без опоры на инструкцию.

  4. Внимание неустойчивое, рассеянное, работоспособность снижена.

  5. Эмоционально-волевая сфера незрелая. Иногда возникают беспричинные вспышки агрессии. Может поднять руку на одноклассников, ударить. Доминирует плохое настроение, часто плачет. Ему нравится ходить в школу, но не находит общий язык с другими детьми: обзывается, проявляет агрессию.

  6. Межличностные отношения с детьми нарушены. Наблюдается изолированность от других детей.

  7. Внутренняя позиция школьника не сформирована.

  8. Необходимо установить связь с семьёй по проблемам воспитания, обучения, наблюдения у врачей-специалистов.

Заключение: Выраженные отклонения в поведении ребенка (состоит на учёте в ДРПНД).

При планировании индивидуальной работы обращаем внимание на несформированность учебных навыков; незрелость эмоционально-волевой сферы, частые конфликты с одноклассниками и классным руководителем, изолированность от других детей.

В ходе психокоррекционной работы планируем проведение работы по коррекции познавательных процессов (в ходе тренингов по коррекции поведения, межличностных отношений).

ЦЕЛИ: Коррекция агрессивного проведения, формирование адекватного восприятия окружающего мира.

Наименование проводимой работы

Кол-во ч

1

Игровой тренинг "Снятие агрессии"

8 ч:

" Снятие вербальной и невербальной агрессии ("Спустить пар", "Два барана", "Слушай звуки", "Угадай, что изменилось", "Довольный - сердитый", "Безмолвный крик")

2 ч.

"Снятие негативных эмоций ("Тух-тиби-дух", "Кукла БОБО", "Датский бокс")

2 ч.

" Обучение эффективным способам общения ("Взаимоотношения" обсуждение стихотворения "Дом с колокольчиком")

2 ч.

" Установление доверительных отношений ("Я вижу!" "Новоселье", "Строитель", "Общий ритм", "Кулачок", "Брыкание", "Кто я?")

2 ч.

2

АРТ - тренинг "Прогноз погоды" - рисование настроения.

3 ч.

3

АРТ - тренинг "Неожиданные картинки"

3 ч.

4

АРТ - тренинг "Лепим сказку":
Сказка "Три медведя" Сказка "Маша и медведь" Сказка "Колобок"

3 ч.

5

"Граффити" ТЕМЫ:
"Что я люблю", "Что я хочу знать", "Что меня пугает"

3 ч.

6

"Сочувствие, сопереживание:
"Хорошо - плохо", "Рассказ о товарище", "Копилка хороших поступков"

3 ч.

7

Коррекция произвольности психических процессов

4 ч.

8

Формирование внутреннего плана действий

4 ч.



© 2010-2022