- Преподавателю
- Классному руководителю
- ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Соболеева М.С. |
Дата | 13.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
УЧАЩЕГОСЯ ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида
Развитие ребенка с ОВЗ, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых и морально-эстетических понятий и т. д.).
Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся в условиях специального (коррекционного) учреждения должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.
Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого дефектологу, психологу, логопеду, социальному педагогу, воспитателю необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного ребёнка.
Программа индивидуального сопровождения ребенка в условиях специального (коррекционного) учреждения должна решать задачи следующего характера:
-
психолого-педагогического и медико-социального сопровождения;
-
адаптации ребенка к новым условиям;
-
профилактики отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии, обусловленных психической депривацией;
-
предупреждения социальной дезадаптации, поведенческих нарушений и др.;
-
коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.
При составлении программы индивидуального сопровождения ребенка можно использовать методы и приемы:
-
изучение документов, личных дел;
-
знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
-
изучение социума (внешкольных связей, семьи, близкого окружения) ребенка;
-
диагностические исследования;
-
наблюдение за ребёнком;
-
индивидуальная и групповая работа с родителями и педагогами.
Этапы составления программы индивидуального сопровождения ребенка.
Цель предварительного этапа работы - сбор информации о ребенке.
Цель диагностического этапа: - изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития.
Цель коррекционно-развивающего этапа: - улучшение психического состояния ребёнка, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, оказание помощи в социализации и профориентации, своевременная организация лечебно-оздоровительных мероприятий.
Цель заключительного этапа - анализ результатов эффективности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.
Динамика работы
-
Выявление актуальных проблем ребенка.
-
Разработка путей поддержки и коррекции.
-
Составление индивидуальной программы сопровождения (адаптации, профилактики и др.).
-
Реализация намеченной программы.
Программа индивидуального сопровождения ребёнка утверждается на заседании Психолого-медико-педагогическом консилиуме учреждения или на педагогическом совете. Она состоит из пояснительной записки, в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи, принципы, желаемые результаты программы развития обучающегося. Составление программы индивидуального сопровождения ребенка (психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет логопеду, педагогу-психологу, социальному педагогу и воспитателю эффективно реализовать программное содержание.
Индивидуальная программа психолого-педагогического
и медико-социального сопровождения
Индивидуальная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения включает следующие блоки:
-
психологическое сопровождение;
-
логопедическое сопровождение;
-
педагогическое сопровождение;
-
социально-правовое сопровождение;
-
лечебно-оздоровительное;
-
воспитательное сопровождение.
Цель психологического сопровождения предполагает коррекцию и психопрофилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.
Цель логопедического сопровождения предполагает коррекцию и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.
Цель педагогического сопровождения - обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.
Цель социально-правового сопровождения состоит в ознакомлении обучающихся с правами и основными свободами человека и развитии навыков социальной компетенции и правового поведения.
Цель лечебно-оздоровительного сопровождения включает формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.
Цель воспитательного сопровождения обусловливает формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни и культуры поведения в общественных местах.
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ
Индивидуальная адаптационная программа
Индивидуальная адаптационная программа необходима вновь прибывшим в учреждение детям. Поэтому в течение первых двух месяцев с этими детьми должны проводиться занятия, направленные на установление эмоционального контакта со взрослыми, сверстниками, поддержание положительного настроения и отношения к учебному заведению, удовлетворение потребности ребенка в безопасности, любви и доброжелательном внимании.
Ф.И.О. Митрофанов Владислав Владимирович, 15.04.2006 г. р.
Клинический диагноз: Врожд. глаукома OU, постувеальная далекозашедшая OD, начальная компенсированная OS.
Диагноз РПМПК: ЗПР
Рекомендации: обучение по программе 1 класса для слабовидящих детей с ЗПР
Психолого-педагогическое заключение: Выраженные отклонения в поведении ребенка, нарушения в моторном развитии.
Цель программы: Повышение эффективности процесса социально-психологической адаптации в новых условиях обучения, способствование в повышении самооценки, самореализации личности.
№
Содержание проводимой работы
Сроки
Отв-ные
1
Знакомство с учащимся:
Индивидуальные беседы.
Наблюдение в ходе учебно-воспитательного процесса.
Скрининговые медицинские исследования.
Сентябрь
Октябрь
1 четверть
Кл. рук.
Психолог
Соц. педагог
Медик
2
Комплексная психолого-педагогическая диагностика готовности к школьному обучению.
Сентябрь
Октябрь
Учитель
Психолог
Дефектолог
3
Первичное речевое обследование учащегося
Сентябрь
Логопед
4
Индивидуальные занятия по коррекции речевых недостатков
1 четверть
Логопед
5
Индивидуальная психолого-педагогическая коррекция по результатам психолого-педагогических исследований
Октябрь-
Декабрь
Психолог
Учитель
6
Знакомство с семьей учащегося. Беседы с родителями о состоянии здоровья и готовности учащегося к обучению
Сентябрь;
Октябрь
Кл. рук.
Медик
Психолог
7
Групповые занятия по адаптации учащегося к школе
1 четв.
Психолог
8
Индивидуальные Коррекционно-развивающие занятия с учащимся по теме:
-
"Коррекция поведения и общения"
-
"Коррекция познавательных процессов"
1 полуг.
Психолог
9
Беседы с родителями об адаптации учащегося; соблюдении режима дня, занятости во второй половине дня
1 полуг.
Психолог
Кл. рук.
10
Анкетирование по первичной социально-педагогической адаптации к школе
Ноябрь
11
Анкетирование родителей с целью выявления индивидуально-психологических особенностей ребёнка
Декабрь
Психолог
Кл. рук.
12
Родительское собрание о прохождении адаптации учащимися класса
Ноябрь
Кл. рук.
13
Анализ успеваемости результатов за 1 и 2 четверти
1 полуг.
Кл. рук.
14
Заседание ПМПК с рассмотрением вопроса о реализации программы индивидуального сопровождения
Декабрь
Психолог,
дефектолог
Содержание программы (направления и формы работы):
1. Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы:
-
нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности;
-
стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения с учителем и воспитателем;
-
знакомство с обстановкой класса;
-
вовлечение ребенка в простую и доступную игру; привлечение внимания мальчика к интересным и красочным пособиям, игрушкам; стимулирование желания поиграть вместе со взрослым;
-
установление доверительных отношений со взрослыми;
-
вовлечение в игровую ситуацию с участием других детей в целях нормализации эмоционального поведения и развития контактов между учениками.
2. Укрепление нервной системы
-
Наблюдение у школьного психиатра (2 раза в год.).
-
Совместный контроль и наблюдение психолога, врача и воспитателя за состоянием, изменениями настроения в период медикаментозного лечения.
-
Релаксационные методы (аутогенная тренировка, обучение навыкам самоконтроля).
-
Осуществление комплексного подхода в укреплении Н.С. (контроль учебной нагрузки, медикаментозного лечения, реализация релаксационных методов и единого педагогического подхода).
-
Оздоровительный психофизический тренинг (1 мес.)
3. Укрепление эмоционально - личностной сферы
-
Оздоровительный психофизический тренинг (1 мес.).
-
Диагностика эмоционально- личностной сферы (2 раза в год).
-
Овладение учебными навыками.
-
Овладение навыками самоконтроля и саморегуляции.
-
Система групповых и индивидуальных занятий.
4. Развитие познавательной сферы:
-
Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия (когнитивные процессы).
-
Диагностика познавательной сферы (2 раза в год).
5. Формирование устойчивой адекватной самооценки:
-
Организация единого психологического пространства, единство требований и отношений (всеми специалистами).
-
Индивидуальные беседы учителя, воспитателя, психолога, социального педагога.
-
Диагностика уровня самооценки, знакомство с результатами диагностики.
-
Тренинг коммуникативного общения (4мес.).
Прогноз: Учитывая особенности циклоидного типа акцентуации, успешность адаптации будет зависеть от фаз. При грамотном педагогическом подходе возможно позитивное взаимодействие с Митрофановым В.
Индивидуальная профилактическая программа
Индивидуальная профилактическая программа направлена на предупреждение развития у ребенка негативных привычек, нежелательного поведения, нервно-психического утомления, срывов и т.д. В ней предусматривается формирование и выработка позитивного поведения, положительных привычек.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа содержит такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха. Содержание каждой программы должно быть предметом обсуждения специалистов школьного ПМПк, учителей и воспитателей группы. При этом необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие - на учебных занятиях и занятиях воспитателей группы; как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.
Составление индивидуальной программы развития ребенка - процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.
Аналитическая справка.
Данные психолого-педагогического обследования в возрасте 8 лет.
При проведении первичной диагностики учащегося выявлено:
-
Запас знаний об окружающем мире ограничен.
-
Восприятие сильно нарушено: фрагментарно. Выделяет из предложенной картинки часть предмета и соотносит его с заданным эталоном, допускает большое количество ошибок. Не может зеркально отобразить заданный предмет. Имеет представления о временах года и днях недели. Не знает названия месяцев, не может соотнести их с временами года.
-
Мышление конкретно-предметное. Не умеет сравнивать предметы. Собирает целое из частей методом проб и ошибок, не умеет переносить способы действия на аналогичные задания. Не улавливает смысл инструкций, плохо понимает смысл сюжетных картин. Задание выполняет без опоры на инструкцию.
-
Внимание неустойчивое, рассеянное, работоспособность снижена.
-
Эмоционально-волевая сфера незрелая. Иногда возникают беспричинные вспышки агрессии. Может поднять руку на одноклассников, ударить. Доминирует плохое настроение, часто плачет. Ему нравится ходить в школу, но не находит общий язык с другими детьми: обзывается, проявляет агрессию.
-
Межличностные отношения с детьми нарушены. Наблюдается изолированность от других детей.
-
Внутренняя позиция школьника не сформирована.
-
Необходимо установить связь с семьёй по проблемам воспитания, обучения, наблюдения у врачей-специалистов.
Заключение: Выраженные отклонения в поведении ребенка (состоит на учёте в ДРПНД).
При планировании индивидуальной работы обращаем внимание на несформированность учебных навыков; незрелость эмоционально-волевой сферы, частые конфликты с одноклассниками и классным руководителем, изолированность от других детей.
В ходе психокоррекционной работы планируем проведение работы по коррекции познавательных процессов (в ходе тренингов по коррекции поведения, межличностных отношений).
ЦЕЛИ: Коррекция агрессивного проведения, формирование адекватного восприятия окружающего мира.
№
Наименование проводимой работы
Кол-во ч
1
Игровой тренинг "Снятие агрессии"
8 ч:
" Снятие вербальной и невербальной агрессии ("Спустить пар", "Два барана", "Слушай звуки", "Угадай, что изменилось", "Довольный - сердитый", "Безмолвный крик")
2 ч.
"Снятие негативных эмоций ("Тух-тиби-дух", "Кукла БОБО", "Датский бокс")
2 ч.
" Обучение эффективным способам общения ("Взаимоотношения" обсуждение стихотворения "Дом с колокольчиком")
2 ч.
" Установление доверительных отношений ("Я вижу!" "Новоселье", "Строитель", "Общий ритм", "Кулачок", "Брыкание", "Кто я?")
2 ч.
2
АРТ - тренинг "Прогноз погоды" - рисование настроения.
3 ч.
3
АРТ - тренинг "Неожиданные картинки"
3 ч.
4
АРТ - тренинг "Лепим сказку":
Сказка "Три медведя" Сказка "Маша и медведь" Сказка "Колобок"
3 ч.
5
"Граффити" ТЕМЫ:
"Что я люблю", "Что я хочу знать", "Что меня пугает"
3 ч.
6
"Сочувствие, сопереживание:
"Хорошо - плохо", "Рассказ о товарище", "Копилка хороших поступков"
3 ч.
7
Коррекция произвольности психических процессов
4 ч.
8
Формирование внутреннего плана действий
4 ч.