- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа внеурочной деятельности Этика интернет-пользователя
Программа внеурочной деятельности Этика интернет-пользователя
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чичба Я.Ю. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся пятых классов составлена на основе «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2011.- 223с. (стандарты второго поколения).
Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет социальный кругозор детей, ребёнок получает сведения об обществе и и коммуникации в его пределах. Он узнаёт специфическую лексику интернета, ее происхождение и значение. Ребёнок учится аргументированно отстаивать свое мнение и уважать другое, толерантно относится к окружающим, сравнивать речевые явления различных языковых личностей, а так же оценивать их.
Основными формами воспитательного часа является беседа, проектная работа, игра. Игра помогает максимально использовать благоприятные возможности этого возраста для овладения новой информацией. В беседе формируется речевое поведение детей, а в процессе подготовки проектов развивается память и мышление детей, воспитывается культура общения.
Различные коммуникативные ситуации бесед помогают формировать личностные качества детей: интересы, волю, ценностные и моральные ориентации, эмоциональную и мотивационную сферы.
Данный курс рассчитан на 35 учебных часов по 45 минут, для учащихся 5-х классов (11-12 лет).
Изучение школьниками английского языка соответствует таким основным направлениям его деятельности, как формирование и развитие коммуникативных навыков, помогает реализации принципа развивающего обучения, что способствует разностороннему развитию личности ребенка, а так же готовит самостоятельную, толерантную, современную языковую личность.
Главной целью данного курса является
-развитие социальных коммуникативных навыков, необходимых для успешной самореализации в современном обществе. Это позволяет достичь высоких показателей общеобразовательного развития учащихся, углубить и закрепить уже имеющиеся навыки и получить дополнительные.
-создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных необходимых умений для интернет -общения через беседу, игровую и проектную деятельность.
Задачи:
-
Познавательный аспект.
-
познакомить детей cо специальной лексикой интернета, ее значением, происхождением, корректным использованием;
-
способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковой среде и осознанию ими культурной речи как эффективного инструмента познания мира и средства успешного общения;
-
познакомить детей с различными социальными группами по интересам с целью получения новой полезной информации;
-
познакомить детей с последними достижениями века информационныхтехнологий;
-
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
-
Развивающий аспект.
-
развивать мотивацию к дальнейшему овладению риторическими способностями и культурой;
-
развивать коммуникативные умения и формировать у учащихся способность к успешному общению, достижению социальной цели;
-
приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в различных ситуациях интернет - общения;
-
формировать у детей готовность к общению с соблюдением норм этикета;
-
развивать технику письменной речи, способность составлять логические тексты, грамотно оперировать родной речью;
-
познакомить с основами риторического искусства и научить приемам убеждения собеседника.
-
Воспитательный аспект.
-
способствовать воспитанию толерантности и уважения к окружающим;
-
приобщать к общечеловеческим ценностям;
-
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
-
обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс контролирования времени, проведенного их детьми в интернете;
-
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему поиску новой информации необходимой для составления
личного портфолио.
Коммуникативная компетенция развивается в соответствии с отобранными для данной ступени обучения темами, проблемами и ситуациями общения в пределах следующих сфер общения: социально-бытовой, учебно-игровой, социокультурной. Формируется и совершенствуется умение представлять себя, свою точку зрения, в пределах социального общения.
Таким образом, данная рабочая программа нацеливает на обучение детей в пятом классе по всем видам речевой деятельности.
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по этике интернет - пользователя основана на следующих формах: индивидуальная, самостоятельная, работа в парах и групповая (под руководством учителя). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей - теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, интеллектуальной и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими необходимыми для работы в электронных текстах, выхода в интернет, для успешной деятельности каждого ребенка.
Место проведения занятий:
Рекомендуется проводить занятия в соответственно оснащенном в учебном кабинете.
Виды деятельности:
-
быстрый поиск информации;
-
проектная деятельность;
-
письменная и речевая деятельность, применение ИКТ;
-
составление диалогов и монологов этикетного характера;
-
выполнение упражнений по риторике, решению коммуникативных задач.
Ценностные ориентиры содержания программы по внеурочной деятельности
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить достижение основных целей:
-
развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения учиться;
-
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
-
освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
-
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Приоритетом является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Этика интернет - пользователя развивает социальный кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся.
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
-
предметные;
-
метапредметные;
-
личностные.
В концепции ФГОС второго поколения, пределах данного курса, под предметными результатами понимается усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, которые необходимы для самореализации в пределах интернета. Метапредметные результаты понимаются как освоенные обучающимся способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем социального характера в реальных жизненных ситуациях. Личностные результаты должны отразиться в формировании системы ценностных отношений обучающихся к себе и окружающим, самому образовательному процессу и его результатам.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам.
Программа организации внеурочной деятельности школьников по данному направлению предназначена для работы с детьми 5 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Содержание программы
Модуль 1. «Интернет - ресурсы»: что такое интернет, эффективный поиск необходимой информации среди прочей.
Модуль 2 «Культура общения в соц. сети»: основы риторики и культуры общения, практическое функционирование русского языка, великие ораторы.
Модуль 3 «Нормы использования интернета»: временная нормированность использование интернета, необходимость его использования.
Модуль 4 «Специальная лексика интернета»: происхождение, значение и функционирование специфических языковых клише, встречающихся в интернете.
Модуль 5 «Вопрос анонимности пользователя»: что такое анонимность, ее последствия, необходимость отвечать за свои высказывания,
Модуль 6 «Достижение цели общения»: выражение своего мнения, мастерство аргументации, правила спора, что такое толерантность.
Модуль 7 «Выделяем нужную информацию»: правильное пользование функции «поиск», современные браузеры, ключевые ссылки.
Модуль 8 «Виртуальное и личное общение в сравнении»: плюсы и минусы общения в интернете, особенности личного общения, необходимые выводы.
Предполагаемые результаты реализации программы
В результате реализации данной программы учащиеся должны:
Знать/понимать:
-
имена и достижения наиболее известных ораторов;
-
систему интернет - поиска и ее принципы;
-
названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;
-
специфические языковые клише.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
-
риторически верно отстаивать свое мнение, вести спор;
-
применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического и монологического общения;
-
вести эффективный поиск информации в интернете;
-
составлять грамотные письменные высказывания;
-
самостоятельно анализировать результат своей деятельности в интернете;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
понимать значение речи других интернет - пользователей;
-
уметь организовывать собственные группы по интересам;
-
вести диалоги согласно нормам русского языка и нормам этикетного характера;
-
конструктивно и последовательно излагать свои мысли;
-
адекватно и критически анализировать информацию интернет- пространства, с учетом нравственных и моральных норм поведения и осмысления действительности;
-
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов - приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях, а так же в условиях анонимности.
Второй уровень результатов - получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, выводы, личное отношение).
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
-
толерантность, дружелюбное отношение к окружающим;
-
познавательная, творческая, общественная активность;
-
самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
-
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
-
коммуникабельность;
-
уважение к себе и другим;
-
личная и взаимная ответственность;
-
готовность действия в нестандартных ситуациях.
Перечень литературы
-
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. -223с.
-
Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011. - 144с.
-
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 159с.
-
Англо- русские словари для школьников (любого автора)
-
Фразеологические словари (любого года издания, под любой редакцией)
-
Словари синонимов и антонимов (любого автора)
-
Толковые словари (любого автора)
-
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
-
etika.ru/articles/3/71/
-
etika.ru/articles/3/71/
-
ourkids.ru/
-
ru.wikipedia.org/wiki/Сетевой_этикет
-
free-books.org/
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Название разделов, тем
Количество часов
Дата
Всего
Теоритические
занятия
Практические занятия
По плану
Фактически
I.
Интернет - ресурсы
4
1
Что такое интернет
1
1
0
2.
Поиск информации
1
0,5
0,5
3.
Интернет - браузеры
1
0,5
0,5
4.
Интернет - сайты
1
0,5
0,5
II.
Культура общения в соц. сети
4
5.
Риторика и культура
1
1
0
6
Русский язык в интернете
1
1
0
7
Истории ораторов
1
0,5
0,5
8
Что такое нетикет
1
1
0
III.
Нормы использования интернета
4
9
Время в интернете
1
1
0
10
Зачем нужен интернет
1
1
0
11
Типичные текстовые ошибки интернет - высказывания
0,5
0,5
0
12
Оформление сообщений
0,5
0,5
1
IV.
Спец. лексика интернета
10
13
Происхождение и значение
1
1
0
14
Использование
1
1
0
15
Уместность
1
1
0
16
Языковые клише
1
1
0
17
Функционирование
1
1
0
18
Раскладка Бирмана
1
1
0
19
Понятия «Флейм»
1
1
0
20
Понятие «Флуд»
1
1
0
21
Понятие «Спам»
1
1
0
22
Понятие «Оффтоп»
1
1
0
V.
Вопрос анонимности пользователя
3
23
Определение анонимности
1
1
0
24
Последствия анонимности
1
1
0
25
Ответственность
1
1
0
VI.
Достижение цели общения
7
26
Моя точка зрения
1
1
0
27
Точка зрения окружающих
1
1
0
28
Мои аргументы
0,5
0,5
1
29
Правила спора, рождающие истину
0,5
0,5
1
30
13 правил сетевого спора
1
1
0
31
Толерантное отношение
1
1
0
32
Тактичное и тактическое молчание
1
1
0
VII.
Выделяем нужную информацию
3
33
Использование функции «поиск» и современные браузеры
0,5
0,5
1
34
Ключевые ссылки
0,5
0,5
1
35
Оформление и разметка
0,5
0,5
1
Тематическое планирование
№
Наименование раздела и тем
Часы учебного времени
1
Интернет - ресурсы
4
2
Культура общения в соц. сети
4
3
Нормы использования интернета
4
4
Спец. лексика интернета
10
5
Вопрос анонимности пользователя
3
6
Достижение цели общения
7
7
Выделяем нужную информацию
3