Сценарий внеклассного мероприятия Говорят погибшие герои

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



VIII областной конкурс методических проектов,

отражающих национальные, региональные и этнокультурные особенности




Направление «Ими гордится наш край»




Говорят погибшие герои

(Литературно-историческая композиция, посвященная Великой Победе)






Авторы:

Устенкова Ольга Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории;

Покало Наталья Владимировна,

учитель истории и обществознания

высшей категории.




Аша, 2014

Пояснительная записка

Время всё дальше отодвигает от нас события военных лет, но мы не должны забывать, какой ценой достались свобода и мир на нашей Земле. Обидно, что и сегодня мы встречаем отголоски фашизма, видим боль и страдания людей, пострадавших от него. Может, поэтому сегодня просто необходимо воспитывать современную молодёжь на примерах наших бабушек и дедушек, ставших на защиту Отечества против геноцида многих народов. Надо воспитывать любовь к родной земле, к родине малой и Родине в большом смысле. Только любящий человек способен противостоять натиску фашизма, террора и насилия.

В своей работе мы постарались проследить судьбы наших героев-земляков, ценой своей жизни приблизивших великую Победу. Чтобы ребята ближе соприкоснулись с событиями тех лет, мы использовали метод проектов. Каждая группа получила свое задание: изучить исторические документы того периода (из личных архивов жителей города), материалы Ашинского музея боевой и трудовой славы, интервьюировать родственников погибших героев, сфотографировать улицы города, носящие имена героев. Результатом совместной работы было составление сценария литературно-исторической композиции «Говорят погибшие герои» с презентацией. Данную работу можно использовать при изучении тем по Великой Отечественной войне в качестве регионального компонента.

Литературно-историческая композиция «Говорят погибшие герои» была показана ученикам с участием приглашенных гостей, родственников погибших героев.

Цель мероприятия: познакомить учеников подробнее с подвигом ашинцев, героев Великой Отечественной войны, имена которых носят улицы города Аши.

Задачи мероприятия:

  • Углубить общее представление учащихся о событиях 1941-1945годов 20 века в нашей стране.

  • Познакомить с биографиями земляков, прославивших свой город.

  • Воспитывать в детях чувство любви к своей родине, а также уважительное отношение к подвигу дедов и прадедов.

Литературно-историческая композиция, посвященная Великой Победе.

«Говорят погибшие герои»



На сцене 11 класс в гимнастерках исполняет песню «От героев былых времен...» из кинофильма «Офицеры»

Чтец:

Что такое война, захотел я узнать,
Обратился с вопросом я к деду.
Прослезился нечаянно старый солдат,

Вспомнив юности прожитой беды.
Он сказал: «О сражениях мне не судить,

В сорок первом мы бились отважно.
Ведь в то время задача была - победить!
А какою ценою - неважно!
А потом были Харьков и Сталинград-

Целый город - одно поле боя..
В батальоне моем было триста ребят,
А осталось в живых только трое.
Да, пришлось нам в те годы до самого дна
Испивать эту чашу страданий...
Ты мне задал вопрос. Я отвечу: «Война-
Тяжелейшее из испытаний!»
Что такое война? Это ад на земле!

Боль и ужас на каждом шагу!
Это крики детей, это плач матерей,
Это очередь в спину врагу!
Почему же все так? Невозможно понять!
И прошу у людей я совета:
Что же сделать, чтоб мир прекратил воевать?
Но никто не дает мне ответа...


Ведущий 1: (слайд1) Памяти наших дедов, прадедов, памяти солдат и офицеров, павших на фронтах Великой Отечественной войны, и живущим среди нас ветеранам, которые сегодня присутствуют здесь, посвящается...

Чтец:

Казалось, было холодно цветам,
И от росы они поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся Земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!

Ведущий 1(слайд 2)

Воспоминания участников Великой Отечественной войны о дне 22 июня 1941 г.

Туманов С.П. Аша

Я пошел в парк, где добровольцы записывались в ряды Красной армии. Но мне отказали. Потому что мне было 17 лет.

Ведущий 2:

Сазанов Н.А. Аша

Когда объявили войну, я ехал в вагоне. Ездили в гости к родителям в Новосибирск.
Ведущий 1:

Шашков С.С. г.Сим

Я с двумя товарищами пошел в кино. Стоим в очереди за билетами и вдруг объявили

войну по радио.
Ведущий 2:

Соболева Н.С. г. Аша:

Мы окончили школу. После окончания школы мы всю ночь гуляли по саду.

А утром было сообщение о начале войны.

Ведущий 1:

Поплаухин В.Н. г.Аша:

22 июня 1941 г. шел на работу и услышал объявление о войне, которое передавали

по усилителю на улице.
Ведущий 2:

Сулимов П.М.с.Илек:

Мне было 16 лет. Играли в футбол. Подошел продавец из магазина и говорит:

«Началась война!»
Ведущий 1:

НовиковА.П.,с.Биянка.

Был на покосе и сразу после покоса забрали на фронт.

Чтец:

Вокзал той военной поры,

Коротких прощаний слезы

И сникшие от жары

В саду станционном березы.

Гудит новобранцев толпа,

Гудит, как пчелиный улей-

Военная ждет их тропа,

Окоп со штыком и пулей.

Кому повезет из них

Вернуться домой с победой?

Год сорок первый лих,

И впереди все беды.

Теперь по иным законам

Парням жить с Уральских гор.

Скомандовал им «по вагонам!»,

Взглянув на часы, майор.

Ведущий 1:

Наши земляки воевали на всех фронтах Великой Отечественной. Война проверяла их на верность и самоотверженность, честность и благородство, мужество и бесстрашие...

Чтец:

Разве погибнуть

Ты нам завещала,

Родина?

Жизнь

Обещала,

Любовь

Обещала,

Родина.

Разве для смерти

Рождаются дети,

Родина?

Разве хотела ты нашей

Смерти,

Родина?

Пламя

Ударило в небо!-

Ты помнишь, Родина?

Тихо сказала:

« Вставайте На помощь...»

Родина.

Славы

Никто у тебя не выпрашивал,

Родина.

Просто был выбор у каждого:

Я

Или Родина.

Ведущий 1:

В результате стремительного наступления фашистов осенью 1941 года над Москвой нависла смертельная угроза. На защиту столицы встали все ее жители. Москвичи, в основном женщины и дети, нередко под огнем противника копали противотанковые рвы, траншеи, окопы, сооружали заграждения.

Ведущий 1:

Письмо с фронта.(чтение на слайде 3)

Четвертый месяц идет война Сорок немецких танков настойчиво штурмовали танковый батальон, в котором сражался молодой лейтенант, ашинец Николай Изюмов. Танк Николая оказался в самой гуще сражения: вокруг его танка пять немецких. Изюмов подбил два вражеских танка, вывел свою машину из окружения. Но в этот момент фашисты подбили танк Николая. Раненый в голову и руку лейтенант пересел в ближайший танк и продолжал наносить удары по врагу.

Чтец:

Был бой тяжел за переправу,

Но вражья не пройдет здесь рать,

Ведь за Изюмовым по праву-

Уменье стойко воевать.

Вот танк еще один в прицеле,
Снаряд в крестовую броню
Он шлет - и нету больше цели,
И отдана она огню.

Но вот коварная «пантера»
Опередила лишь на миг -
Осколками рвануло тело,
И стон сквозь зубы, а не крик...

Ведущий 1:(слайд4)

В начале августа 1941 на одной из площадей столицы жители с любопытством и ненавистью
рассматривали обломки вражеского самолета. Над грудой исковерканного металла стоял щит с лаконичной надписью: «Хвост немецкого бомбардировщика, сбитого под Москвой старшим лейтенантом Еремеевым…»

Петр Еремеев окончил школу №1 в городе Аше. 29 июля 1941 наш земляк таранным ударом уничтожил вражеский самолет в ночном бою. Подробности ночного боя изложил в докладной записке батальонный комиссар. В ночь с 28 на 29 июля Еремеев вылетел на патрулирование. Неожиданно он заметил темную тень вражеского бомбардировщика. Еремеев ринулся в атаку, дал длинную очередь. В это время Еремеев заметил второй немецкий самолет.

Петр снова пошел в атаку. До врага 50-40 метров. И тут он понял, что кончились боеприпасы. Петр вспомнил, как он давал клятву перед строем полка: кончатся боеприпасы - пойду на таран.
Дав полную мощность, настиг врага, и пропеллер отрубил хвост немецкого самолета. Тяжёлый
бомбардировщик рухнул на землю Но и истребитель Еремеева был поврежден, его подбросило, перевернуло через крыло. Опытный летчик понял, что медлить нельзя. Петр выпрыгнул из кабины. . Это был первый в истории Великой Отечественной войны ночной таран. Всего наш земляк провел 70 боевых вылетов ( 50 из них ночных ). Именем Еремеева названа улица в Аше.

Чтец:

Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что осталось вдалеке,
Ты вспомнишь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспомнишь родину - такую,
Какой ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы.
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать.

Ведущий 2:(слайд5)

А Гитлеру хотелось захватить Ленинград!

В сентябре 1941 года один из гитлеровских вояк записал в своем дневнике: « Мы думали маршировать по улицам Ленинграда к 1 августа. Черта с два. Русские все более удивляют нас своим упорством. Бьются до последнего патрона! Невиданное, неслыханное, дьявольское упорство. Кольцо вокруг Ленинграда пока не замкнуто так плотно, как хотелось бы. Положение здесь будет напряженным, пока в качестве союзника не даст себя почувствовать голод!»

Ведущий 1:

30 августа 1941 года была перерезана последняя железная дорога, связывающая Ленинград со страной. Кончились запасы топлива, перестали работать электростанции. Прекратилась подача воды в дома и на предприятия. Остановился общественный транспорт. Зима 1941-1942 годов оказалась трудным, жестоким временем для ленинградцев.

Чтец:

А город был в дремучий убран иней.

Уездные сугробы, тишина...

Не отыскать в снегах трамвайных линий,

Одних полозьев жалоба слышна.

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках, узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова и скарб, умерших и больных...

Так с декабря кочуют горожане

За много верст, в густой туманной мгле,

В глуши слепых, обледеневших зданий

Отыскивая угол потеплей.

Вот женщина ведет куда-то мужа.

Седая полумаска на лице,

В руках бидончик - это суп на ужин.

Свистят снаряды, свирепеет стужа...

-Товарищи, мы в огненном кольце.

А девушка с лицом заиндевелым,

Упрямо стиснув почерневший рот,

Завернутое в одеяло тело

На Охтинское кладбище везет.

Везет, качаясь, - к вечеру добраться б...

Глаза бесстрастно смотрят в темноту.

Скинь шапку, гражданин! Провозят ленинградца,

Погибшего на боевом посту.

Скрипят полозья в городе, скрипят...

Как многих нам уже недосчитаться!

Но мы не плачем: правду говорят,

Что слезы вымерзли у ленинградцев.

Ведущий 2:

Ленинградское небо защищал наш земляк Пилютов Петр Андреевич, летчик - истребитель, полковник. «Часовой ленинградского неба», - так называли его ленинградцы. Фашистские летчики боялись встречи с ним, потому что редко кто выходил живым из воздушного боя с Пилютовым. Именем Петра Андреевича Пилютова названа одна из площадей в Ленинграде (Санкт- Петербурге) и парк культуры и отдыха в Аше.

Ведущий 1:

... 17 декабря 1941 года. Ранним утром на аэродроме уже кипела работа: готовились истребители к боевому вылету. На другом конце аэродрома шла посадка женщин, детей и стариков в транспортные самолеты для отправки на Большую землю. Пилютов охранял их на своем самолете.

Ведущий 2:

Вдруг он заметил, что на них кинулись шесть вражеских « хейнкелей». Самолет Пилютова бросился наперерез и дал очередь из всех пулеметов. Один стервятник, объятый пламенем, упал и взорвался. Фашисты, не зная, сколько истребителей их атакует, отступили. Пилютов дал полный газ и догнал их. Завязалась смертельная схватка. Фашисты стремились зажать Пилютова в клещи, но он, искусно маневрируя, продолжал отвлекать врагов. Люди были спасены.

Чтец:

На битой пулями

стене рейхстага

Граненым острием штыка

« Мы из Аши» - писал солдат упрямо

И верил : надпись эта на века.

Прошла война,

и взрывы отгремели.

Петь робко начинали соловьи,

И вспоминал солдат

уставший ели,

Что у подножья скал

в Аше росли...

Он вспоминал родимую сторонку,

Друзей своих и свой родной завод,

И ту голубоглазую девчонку,

Что ждет его уже который год...

На битой пулями стене рейхстага
Граненым острием штыка
« Мы из Аши» - писал солдат упрямо
И верил: надпись эта на века!

Ведущий 1:(слайд6)

Под Ленинградом сражались и лыжные бригады из Челябинской области. Их называли «снежная кавалерия». В условиях бездорожья, в любое время дня и ночи, в любую пургу совершали они рейды по тылам противника, уничтожая вражеские гарнизоны, взрывая мосты, пуская под откос вражеские эшелоны.

Письмо с фронта 18-летнего уральца: (голос на слайде 7)

« Пишу в землянке. Немного просохли поляны и дороги - и нам дали велосипеды, которые через болота тащим на себе. Бывает часто и так: едешь по открытому месту, а за тобой гонится немецкий самолет. Много погибает солдат. Эти места мы называем мясорубкой. В последнем бою погиб мой друг Николай. Его направили в тыл с донесением, но он попал прямо в лапы немецких лазутчиков. Николай автоматной очередью уложил двух фашистов, еще одного свалил ударом ножа. В это время наскочили остальные, пытаясь взять Николая живым. Но он успел выдернуть чеку из гранаты. Мы его похоронили недалеко от деревни»

Чтец:

Неправда, друг не умирает,
Лишь рядом быть перестаёт.
Он кров с тобой не разделяет,
Из фляги из твоей не пьёт.
В землянке, занесён метелью,
Застольной не поёт с тобой.
И рядом, под одной шинелью,
Не спит у печки жестяной.
Никто еще не знает средства
От неожиданных смертей.
Все тяжелее груз наследства,
Все уже круг твоих друзей.
Взвали тот груз себе на плечи,
Не оставляя ничего.
Огню, штыку, врагу навстречу
Неси его, неси его!
Когда же ты нести не сможешь,
То знай, что, голову сложив,
Его всего лишь переложишь
На плечи тех, кто будет жив.
И кто-то, кто тебя не видел,
Из третьих рук твой груз возьмёт,
За мертвых мстя и ненавидя,
Его к победе донесёт.

Ведущий 1:

«За волгой для нас земли нет!» с таким девизом сражались защитники Сталинграда. Ни одна из мировых битв не может сравниться по масштабам, ожесточенности с двухсотдневной Сталинградской битвой .Мамаев курган - господствующая над городом высота. Здесь шли самые ожесточенные бои.

Чтец:

... Мы четвертые сутки в бою,

Нам грозит окруженье:

Танки в тыл просочились,

И фланг у реки оголен...

Но тебе я признаюсь,

Что принято мною решенье,

И назад не попятится

Вверенный мне батальон!

...Ты прости, что письмо,

Торопясь, отрываясь, небрежно

Я пишу, как мальчишка,- дневник

И как штурман - журнал...

Вот опять начинается...

Слышу, во мраке кромешном

С третьей скоростью мчится

Огнем начиненный металл.

Но со связкой гранат,

С подожженной бутылкой бензина

Из окопов бойцы выползают навстречу ему.

Это смерть пробегает

По корпусу пламенем синим,

Как чудовища, рушатся

Танки в огне и в дыму.

Пятый раз в этот день

Начинают они наступленье,

Пятый раз в этот день

Поднимаю бойцов я в штыки,

Пятый раз в этот день

Лишь порывом одним вдохновения

Мы бросаем врага

На исходный рубеж у реки!

Что за огненный шквал!

Все сметает... Я ранен вторично...

Сколько времени прожито:

Сутки, минута ли, час?

Но и левой рукой

Я умею стрелять на «отлично»...

Но по-прежнему зорок мой

Кровью залившийся глаз...

Снова лезут! Как черти,

Но им не пройти, не пробиться.

Это вместе с живыми

Стучатся убитых сердца,

Это значит, что детям

Вовек не придется стыдиться,

Не придется вовек им

Украдкой краснеть за отца!..

Ведущий1:

Защитники города были сильнее смерти. Они сражались за каждый дом, за каждый этаж, за каждую пядь земли - и они победили. Письмо с фронта:(голос на слайде8)

«Здравствуй, моя Варя!»

Нет, не встретимся мы с тобой!.. Фашистский снаряд пробил боковую броню и разорвался внутри. Рана моя жестока... Ночь прошла в муках, потеряно много крови. Сейчас почему-то боль, прожигающая всю грудь, улеглась, и на душе тихо... Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Ты помогала мне всегда. Наверное, все-таки, кто любит, тот добрее к людям... Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза, в которые только смотреть и любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут. Пройдет время, люди залечат раны. Люди построят новые города, вырастят новые сады... У тебя будут расти красивые дети. А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе»

Чтец:

В парке у Мамаева кургана

Посадила яблоню вдова,

Прикрепила к яблоне дощечку,

На дощечке вывела слова:

«Муж мой был на фронте лейтенантом,

Он погиб в сорок втором году.

Где его могила, я не знаю,

Так сюда поплакать я приду»

Посадила девушка березу:

«Своего не знала я отца,

Знаю только, что он был матросом,

Знаю, что сражался до конца»

Посадила женщина рябину:

« В госпитале умер он от ран,
Но свою любовь я не забыла,
Потому хожу я на курган»

Пусть с годами надписи сотрутся,
Их никто не сможет прочитать.
Будет к солнцу дерево тянуться
И весною птицы прилетать.
И стоят деревья, как солдаты,
И в буран стоят они, и в зной.
С ними те - погибшие когда-то-
Оживают каждою весной.

Ведущий 1:(слайд9)

Под Сталинградом наш земляк, летчик-истребитель Михаил Иванович Озимин провел свой последний бой.
...Истребители сопровождали тяжело гружёные советские бомбардировщики. После удачной бомбёжки возвращались домой. И вдруг их неожиданно атаковали « мессершмиты». Силы оказались неравными. Тогда командир звена истребителей Озимин приказал своим товарищам довести бомбардировщики до базы, а сам бросился « уводить» «мессершмиты.

... Советский лётчик не знал страха. Он быстро набрал высоту, сделал крутой разворот и сам устремился в атаку. Один « мессершмит» загорелся и пошёл к земле. Оставшаяся четвёрка стервятников решила действовать наверняка. Она построилась попарно, чтобы взять Озимина в «клещи» . И вновь наш лётчик не дрогнул и пошёл в лобовую атаку. Пошёл на таран. Ближайший фашистский самолёт не выдержал - свернул в сторону. Но другие «мессершмиты » успели зайти в хвост советскому «ястребку». Грохот пулемётов разорвал призрачную тишину осеннего дня.. Свой отважный замысел он осуществил ценою жизни.

Чтец:

«Мне кажется порою,

что солдаты...»
На Родину вернулись

с той войны.
И не были больничные палаты,
И сорок пятой не было

весны.

На фронт не уходили наши деды,
И под свинцом не падали отцы,
Всю жизнь встречали

мирные рассветы
Советские отважные бойцы.
Не падали матросовы у дзота,
Не гибли краснодонцы на заре.
Не хоронили в поле

мы кого-то

И не было тех дней

в календаре.

Как не было атак

под Кенигсбергом,
Не штурмовали Вену и Потсдам.
И не было концлагерей,

наверно,

И жили все по мирным

городам.

Но было все,

и это не забыть нам,
И штурмы, и атаки, и бои,
Суровые печальные

событья,
И годы сорок первые свои.

Ведущий:

А за Сталинградом последовала величайшая танковая битва под Курском. В районе
деревни Прохоровка состоялось крупнейшее в мировой истории танковое сражение, в котором
участвовало 1200 танков.

Письмо с фронта: «В этом бою прямо на нас мчались немецкие танки. Ведя огонь, я попал в танк, который после этого загорелся. Однако другой танк начал нас утюжить своими гусеницами. Наш экипаж чудом остался в живых. Мы были в бою больше суток. Вышли из боя, чтобы поесть. Кухня оказалась разбомбленной, и мы, голодные, опять пошли в бой. Командир танка сказал, смеясь: «Злее будем...»
Чтец:

Нет,

Не до седин,
Не до славы

Я век свой хотел бы продлить,
Мне б только
До той вон канавы
Полмига,

Полшага прожить;

Прижаться к земле
И в лазури

Июльского ясного дня
Увидеть оскал амбразуры
И острые вспышки огня.
Мне б только
Вот эту гранату,
Злорадно поставив на взвод...
Всадить ее,
Врезать, как надо,
В четырежды проклятый дзот,
Чтоб стало в нем пусто и тихо,
Чтоб пылью осел он в траву!

...прожить бы мне эти полмига,
А там я сто лет проживу!

Ведущий 2:(слайд 10)

В эти жаркие дни Мария Буянова из села Ерал Ашинского района попала медсестрой в
стрелковую роту. Среди вихря огня мелькала ее белая косынка. Презирая смерть, Мария кидалась к раненым. Она усталыми руками перевязывала бойцов, направляла их в укрытие и снова спешила в атакующую цепь.

Чтец:

Только что пришла с передовой,
Мокрая, замерзшая и злая
А в землянке нету никого,
И дымится печка, затухая.
Так устала- руки не поднять.
Не до дров,-
согреюсь под шинелью
прилегла, но слышу, что опять
по окопам нашим вьют
шрапнелью.

Из землянке выбегаю в ночь,
А на встречу мне рванулось пламя,
Мне навстречу- те кому
помочь

я должна спокойными руками
и зато, что снова до утра
смерть ползти со мною будет
рядом,

мимо ходом:- молодец, сестра!-
крикнет мне товарищи в награду!
Да еще сияющей комбат
Руки мне протянет после боя:
- старшина, родная, как я рад,
Что опять осталась ты живою!

Ведущий 2:(слайд 11)

Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. Трудовой героизм - это особая страница истории Великой Отечественной . В первые месяцы войны, когда враг стоял уже под Москвой, Государственный Комитет Обороны принял решение эвакуировать ряд предприятий в глубь страны. В их числе был московский завод « Электросвет»

В декабре эшелон с оборудованием прибыл в Ашу. Новый завод разместился в клубе ашинских металлургов. В кратчайшие сроки было установлено 68 различных станков. В феврале 1942 года была выпущена первая продукция .Это было электрооборудование для танков и самолетов. Вначале завод числился за номером 378. В 1959 году стал именоваться «Электролуч», а с 1970 года получил название светотехнического.
Рабочие почти круглосуточно работали на заводе. Главным лозунгом тех лет был призыв: «! Все для фронта, всё для победы!» У станков работали даже дети 12 - 14 лет.

Чтец:

Зачем ты, война,
у мальчишек их детство украла?
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на завод работать мальчишки Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка...


Ведущий 1:(слайд 12)

С первых дней войны в тылу стали открывать госпитали. В Аше госпиталь располагался в
школе №1. Вот что рассказывала заслуженная учительница Елена Григорьевна Баженова:
«1 сентября 1941 года мы, учителя и учащиеся, в свою родную первую школу не пришли. Школа
была занята госпиталем, который мы посещали . Встречали нас раненые очень приветливо.
Учителя и учащиеся бывали в палатах, ухаживали за ранеными.

Чтец:

Глаза бойца слезами налиты,

Лежит он, напружиненный и белый,

А я должна приросшие бинты

С него сорвать

Одним движеньем смелым.

Одним движеньем- так учили нас.

Одним движеньем- только в этом жалость...

Но, встретившись со взглядом страшных глаз,

Я на движенье это не решалась.

На бинт я щедро перекись лила,

Стараясь отмочить его от боли.

А фельдшерица становилась зла

И повторяла: «Горе мне с тобою!

Так с каждым церемониться- беда.

Да и ему лишь прибавляешь муки».

Но раненые метили всегда

Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,

Когда их можно снять почти без боли.

Я это поняла, поймешь и ты...

Как жалко, что науке доброты

Нельзя по книжкам научиться в школе!

Ведущий 1:(слайд 13)

Самыми долгожданными были концерты для раненых. Выступления проходили в нижнем зале. Туда приходили все, кто мог передвигаться. Выступающих встречали бурными аплодисментами.

Чтец:

Давным - давно, во времена былые
Затих последний наш суровый бой,
Но матери с надеждою доныне
Ждут сыновей, что не пришли домой.
На памятных седеющих курганах
Сердца их вечным пламенем горят,
они во вновь построенных отрядах
На вахте Мира день и ночь стоят.
Святая доля выпала солдатам-
Нести бессменный боевой наряд,
встречать рассветы, провожать закаты
И не вернуться никогда назад.
И гордо стоя в каменных ваяньях
На городских широких площадях,
прохожим всем безмолвными словами
О верности, о долге говорят.
Живые, мы обязаны им вечностью,
Наш перед ними долг неизмерим,

Как памятник всем павшим, человечество
Обязано построить вечный мир.

Ведущий 2:(слайды14-20)

Ашинские улицы хранят вечную память о наших земляках, которые героически сражались на фронтах Великой Отечественной. И нам с вами завещано беречь , приумножать эту красоту, чтобы передать ее следующим поколениям.

Объявляется минута молчания. (слайд 21)

Список литературы

1. Беднюк А.С.Корни древа. 110-летию Аши посвящается/ред.-сост. Беднюк А.С.- Челябинск: Челябинский Дом печати, 2008.- 556 с.

2. Беднюк А.С. Ашинский район в Великой Отечественной войне. Краеведческое пособие. Самиздат.

3. Беднюк А.С.. Мы историей своей горды. /А. Беднюк //Стальная искра.-2011.-15 января.- С.3

4. Краеведческий вестник школьных музеев Ашинского муниципального района. /Сост. А.С. Беднюк.- Аша, 2010.- №5 (16)- октябрь.-287с.

5. Краеведческий вестник школьных музеев Ашинского муниципального района. /Сост. А.С. Беднюк.- Аша, 2010.- №1 (12)- февраль.-263с.

6. Краеведческий вестник школьных музеев Ашинского муниципального района. /Сост. А.С. Беднюк.- Аша, 2011.- №1 (18)- февраль.-83с.

7. Мезенцев П.К.Память сердца. Поэтический сборник./Сост. П.К.Мезенцев.-Аша,1995.-108с.

8. Сергеева Юлия. В списках не значился. /Ю. Сергеева //Стальная искра.-2013.-22 февраля.- С.1, 3




© 2010-2022