Авторская программа Шыяан. .. ам

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кожуунный конкурс инновационных разработок по тувинским народным сказкам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Шекпээр Барун-Хемчикского района













Инновационная авторская программа

«Шыяан ам…»











Автор: Кужугет Рада Кертик-ооловна,

учитель математики МБОУ СОШ с. Шекпээр



Кызыл-Мажалык - 2013

Номинация: Развивающая программа

Тема: Шыяан ам…

Автор проекта: Кужугет Рада Кертик-ооловна

Должность и место работы: учитель математики

Адрес: 668046

Контактный телефон:89233824869, E-mail: [email protected]

Директор школы: Куулар Анзор Танаш-оолович

Аннотация

Кужугет Р.К., организатор внеклассной работы со стажем работы 15 лет представляет развивающую программу, направленную на создание благоприятных условий для патриотического воспитания, развития творческих способностей и коммуникативной компетенции у детей через вовлечение их в сказки своего родного народа. В содержании программы, имеющей личностно-ориентированный подход, предлагается описание основных направлений работы по разработанной схеме ведения совместной деятельности образовательной школы и дошкольного образовательного учреждения, на примере работы кружка «Шыяан ам...». Проект имеет практическую значимость и может быть полезен при организации работы в различных общеобразовательных учреждениях по развитию компетенций, соответствующих требованиям ФГОС.



Пояснительная записка

Внеурочная деятельность - самая активная и эффективная форма работы для удовлетворения потребности детей в самореализации, для развития творческих способностей и коммуникативной компетенции у школьников. Компетентностный подход в образовании и воспитании является актуальной и приоритетной в современной школе, в этапе модернизации образования. А создание благоприятной среды для решения названных проблем является основной задачей современного педагога.

Устное народное творчество, в их числе сказки - богатый, воспитывающий и развивающий ресурс, его запасы неисчерпаемы: их можно послушать, пересказать, инсценировать, можно рисовать их и т.д. Таким образом, ребенок может ярко проявить свою индивидуальность. Через театральную деятельность ребенок приобретает необходимые навыки общения, учится выражать свои мысли, раскрывать свой внутренний мир, знакомится с различными социальными ролями, что способствует развитию коммуникативной компетенции. Это влияет на учебную успешность ученика. Он становится более уверен в себе и знает о своих способностях и талантах и умеет применить их в практической деятельности. Таким образом, создание благоприятных условий сегодняшней эффективности и благополучия ученика становится ресурсом эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни. Приобретение коммуникативного опыта происходит не только на основе непосредственного участия в актах коммуникативного взаимодействия с другими людьми, но и в работе над собой. Как один из путей решения поставленной проблемы создан данный проект.

Актуальность программы

Необходимость создания программы кружка «Шыяан ам…» мы видим в том, что в настоящее время стала очевидной необходимость духовного оздоровления человека, без чего государство не может прогрессивно развиваться.

Приобщение детей к культуре тувинского народа повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. А тувинские народные сказки играют большую роль в гармоничном развитии ребенка и не утратили воспитательной функции в настоящее время.

Инновационность данной программы

Новизна программы в том, что чтение и слушание тувинских сказок идет только на уроках литературы, иногда без анализа. Инновационность данной программы в том, что параллельно с чтением и слушанием идет глубокий анализ, иллюстрирование и инсценировка, способствующие развитию творческих способностей детей.

Нормативно- правовое обеспечение программы

При составлении программы руководствовались следующими документами:

  • Закон «Об образовании» (в редакции Федерального Закона от 22. 08. 2004г. № 122-ФЗ)

  • Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»

  • Материалы государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе»

  • Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа»

  • Конституция Российской Федерации

  • Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

  • Конвенция о правах ребенка

  • Закон РФ «О правах ребенка»

  • Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ»

  • Устав школы

  • Локальные акты школы

Цель программы: создание благоприятных условий для духовно- нравственного воспитания учащихся, для развития творческих способностей и коммуникативной компетенции у школьников через вовлечение их в тувинские народные сказки и в сказки других народов.

Задачи:

- подготовить необходимые условия для ведения деятельности кружка в школе;

- привлечь к программе участников и партнеров;

-определить и применить формы и методы развития творческих способностей и коммуникативной компетенции учащихся;

- провести необходимую диагностику успешности;

-во взаимодействии работать с детским садом села, с домом культуры

Программа рассчитана для работы учащимися 4-7 классов в возрасте от 10 до 14 лет

Срок реализации программы: программа рассчитана на 2 года:

  1. - й год занятий - для учащихся 4-5 классов;

  2. -й год занятий - для учащихся 6-7 классов.

Формы и режим занятий:

форма проведения- занятия, где проводятся разные виды деятельности: слушание, чтение, обсуждение сказок, анализ жизненных ситуаций, беседа, игра, инсценировка, моделирование и т.д.

На изучение программы «Шыяан ам…» в каждом классе отводится 1 час в неделю, по 33 часа в год.

Ожидаемые результаты:

В результате прохождения программного материала у учащихся будут сформированы следующие универсальные учебные действия:

познавательные УУД

метапредметные УУД

личностные УУД

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

- иметь чувство патриотизма и гордость за свой народ, уважать и знать его традиции, обычаи;

- уважать другие народы России;

- уметь анализировать сказки, понять их ценность;

- определить и формулировать цели деятельности на занятиях с помощью учителя;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

- умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- понять основы театрального искусства;

- стать активным, инициативным и уметь вести диалогическую и монологическую речь;

- умение правильно оценить жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм;

- самооценка собственного «Я»

- приобретать навыки творческого мышления;

-развивать коммуникативные умения и навыки;

- учет разных мнений и умение обосновать собственное;

- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

Используемые педагогические технологии:

  1. Игровые

  2. Личностно- ориентированный подход

  3. Развитие критического мышления

  4. Традиционные

  5. Диалог культур

Содержание проекта

I. Условия ведения кружка «Шыяан ам…» в школе

1.Программное обеспечение. Проект основывается на разработанной программе кружка. Подбор сказок тувинского народа и других народов ведется с учетом возрастных особенностей и интересов детей.

2. Наличие материально-технической базы

- отдельный класс для занятий и актовый зал

- литература (библиотека, личный фонд)

- магнитофон, фото и видеоаппаратура

- канцелярские принадлежности

3. Повышение квалификации педагога, ведущего кружок «Шыян ам…»

Тема курса или семинара

количество часов

1

Реализация требований ФГОС ООО

72ч

2

ФГОС ООО: содержание и технология введения

40ч

3

Адаптация пятиклассников в условиях ФГОС ООО

12ч

4

Применение ИКТ в преподавании различных дисциплин

72ч

5

Информационно-коммуникационные технологии: опыт успешного применения

12ч

4. Наличие возможности сотрудничества с другими учреждениями:

1. Дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сайзанак» с. Шекпээр

2. Дом культуры села

3. Дом детского творчества кожууна

4. Сельская и кожуунная библиотека

5. Детская школа искусства кожууна

6. Наличие разработанной программы кружка

Тематический план первого года обучения (для учащихся 4-5 классов)

Тема

количество часов

содержание

дата

1

Введение.

1

знакомство с особенностями кружка

09

2

Устное народное творчество - богатство народа

1

Что такое устное народное творчество? Его виды.

09

3

В сказке ложь, да в ней намек

1

Место сказки в жизни тувинского народа.

09

4

Виды сказок.

1

Знакомство с видами сказок

10

5

Какие ты знаешь сказки?

1

практическое занятие

10

6

«Шыаян ам…». Так начинали сказку

1

Слушание сказки

10

7

Давайте вместе обсуждать

1

Анализ сказки

10

8

Давайте вместе обсуждать

1

Сравнение с похожими сказками других народов

11

9

Я так представляю

1

рисовать рисунки к сказкам

11

10

Экскурсия в библиотеку

1

знакомство с картотекой

11

11

Как собрать собственную библиотеку


сбор библиотеки кружка

12

12

Сказки о животных (по выбору учителя)

1

чтение

12

13

Сказки о животных (по выбору учителя)

1

чтение

12

14

По лесным тропинкам

1

экскурсия в лес

12

15

Лесная сказка

1

сочинение

12

16

Диалог животных

1

ролевая игра

01

17

«Шыяан ам…» так начинали сказку

1

дети в роли сказителей

01

18

«Шыяан ам…» так начинали сказку

1

дети в роли сказителей

01

19

Герои наших любимых сказок

1

выставка рисунков

01

20

Вечера в тувинской юрте

1

знакомство с тем. как тувинцы относились к сказителям

02

21

подготовка театрализованного представления к Шагаа «Бодей огнун уруглары»

1

инсценировка

02

22

выступление с театрализованным представлением к Шагаа «Бодей огнун уруглары»

1

чтение сказки

02

23

Час чтения

1

чтение сказок

02

24

Час чтения

1

чтение сказок

03

25

Бабушкины сказки

1

самодельная книжка сказки

03

26

инсценировка сказки

1

практическое занятие

03

27

инсценировка сказки

1

практическое занятие

04

28

В гостях у сказки

1

выступление перед воспитанниками детского сада

04

29

Подготовка подделок

1

моделирование, рисование

04

30

Выставка подделок «Мы из сказки»

1

проектирование

05

31

Посиделки у огня

1

конкурс сказителей

05

32

Как мы жили целый год

1

Обсуждение работы кружка

05

33

Резерв

1

05












Тематический план второго года обучения (для учащихся 6-7 классов)

Тема

количество часов

содержание

дата

1

Введение

1

водное занятие

09

2

Выставка Моя библиотека

1

выставка книг, обмен

09

3

Чтение сказок

1

слушание сказки

09

4

посиделки - обсуждалки

1

анализ сказок

10

5

Доброе и злое в тувинских сказках

1

обсуждение

10

6

добро и зло в сказках народов

1

сравнительный анализ

10

7

Сказки в рисунках

1

нарисовать иллюстрации к сказкам

10

8

Сочинение Моя добрая сказкатворческая


творческая работа

11

9

Что такое театр?

1

ознакомление с театральным искусством

11

10

Там за кулисами

1

помещения театра

11

11

Инсценировка сказки

1

ролевая игр

12

12

Инсценировка сказки

1

ролевая игра

12

13

Инсценировка сказки

1

ролевая игра

12

14

Выступление в начальной школе «Новогодняя сказка»

1

творческая работа

12

15

Выступление в детском саду «Новогодняя сказка»

1

творческая работа

12

16

Вечера тувинского аала

1

слушание и чтение сказки

01

17

Вечера тувинского аала

1

слушание и чтение сказки

01

18

Тувинские сказители - почетные особые люди

1

беседа о тувинских сказителях

01

19

Тувинские сказители - почетные особые люди

1

беседа о тувинских сказителях

01

20

Реферат «Тыва тоолчулар чурту»

1

творческая работа, защита рефератов

02

21

Реферат «Тыва тоолчулар чурту»

1

творческая работа, защита рефератов

02

22

подготовка к Шагаа

1

творческая работа

02

23

Шагаа «Бодей огнун уруглары»

1

празднование Шагаа

02

24

Тувинские героические сказки

1

слушание сказки

03

25

Тувинские героические сказки

1

чтение сказки

03

26

Образ природы в тувинских сказках

1

анализ

03

27

Конкурс рисунков «Сказочная природа»

1

творческая работа

04

28

Инсценировка сказок

1

творческая работа

04

29

Инсценировка сказки

1

творческая работа

04

30

Отчетное выступление

1

отчет

05

31

Заключительное занятие

1

анализ

05

32

Резерв

1


05

.





© 2010-2022