- Преподавателю
- Классному руководителю
- Авторская программа Шыяан. .. ам
Авторская программа Шыяан. .. ам
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кужугет Р.К. |
Дата | 17.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Кожуунный конкурс инновационных разработок по тувинским народным сказкам
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Шекпээр Барун-Хемчикского района
Инновационная авторская программа
«Шыяан ам…»
Автор: Кужугет Рада Кертик-ооловна,
учитель математики МБОУ СОШ с. Шекпээр
Кызыл-Мажалык - 2013
Номинация: Развивающая программа
Тема: Шыяан ам…
Автор проекта: Кужугет Рада Кертик-ооловна
Должность и место работы: учитель математики
Адрес: 668046
Контактный телефон:89233824869, E-mail: [email protected]
Директор школы: Куулар Анзор Танаш-оолович
Аннотация
Кужугет Р.К., организатор внеклассной работы со стажем работы 15 лет представляет развивающую программу, направленную на создание благоприятных условий для патриотического воспитания, развития творческих способностей и коммуникативной компетенции у детей через вовлечение их в сказки своего родного народа. В содержании программы, имеющей личностно-ориентированный подход, предлагается описание основных направлений работы по разработанной схеме ведения совместной деятельности образовательной школы и дошкольного образовательного учреждения, на примере работы кружка «Шыяан ам...». Проект имеет практическую значимость и может быть полезен при организации работы в различных общеобразовательных учреждениях по развитию компетенций, соответствующих требованиям ФГОС.
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность - самая активная и эффективная форма работы для удовлетворения потребности детей в самореализации, для развития творческих способностей и коммуникативной компетенции у школьников. Компетентностный подход в образовании и воспитании является актуальной и приоритетной в современной школе, в этапе модернизации образования. А создание благоприятной среды для решения названных проблем является основной задачей современного педагога.
Устное народное творчество, в их числе сказки - богатый, воспитывающий и развивающий ресурс, его запасы неисчерпаемы: их можно послушать, пересказать, инсценировать, можно рисовать их и т.д. Таким образом, ребенок может ярко проявить свою индивидуальность. Через театральную деятельность ребенок приобретает необходимые навыки общения, учится выражать свои мысли, раскрывать свой внутренний мир, знакомится с различными социальными ролями, что способствует развитию коммуникативной компетенции. Это влияет на учебную успешность ученика. Он становится более уверен в себе и знает о своих способностях и талантах и умеет применить их в практической деятельности. Таким образом, создание благоприятных условий сегодняшней эффективности и благополучия ученика становится ресурсом эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни. Приобретение коммуникативного опыта происходит не только на основе непосредственного участия в актах коммуникативного взаимодействия с другими людьми, но и в работе над собой. Как один из путей решения поставленной проблемы создан данный проект.
Актуальность программы
Необходимость создания программы кружка «Шыяан ам…» мы видим в том, что в настоящее время стала очевидной необходимость духовного оздоровления человека, без чего государство не может прогрессивно развиваться.
Приобщение детей к культуре тувинского народа повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. А тувинские народные сказки играют большую роль в гармоничном развитии ребенка и не утратили воспитательной функции в настоящее время.
Инновационность данной программы
Новизна программы в том, что чтение и слушание тувинских сказок идет только на уроках литературы, иногда без анализа. Инновационность данной программы в том, что параллельно с чтением и слушанием идет глубокий анализ, иллюстрирование и инсценировка, способствующие развитию творческих способностей детей.
Нормативно- правовое обеспечение программы
При составлении программы руководствовались следующими документами:
-
Закон «Об образовании» (в редакции Федерального Закона от 22. 08. 2004г. № 122-ФЗ)
-
Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»
-
Материалы государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе»
-
Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа»
-
Конституция Российской Федерации
-
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
-
Конвенция о правах ребенка
-
Закон РФ «О правах ребенка»
-
Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ»
-
Устав школы
-
Локальные акты школы
Цель программы: создание благоприятных условий для духовно- нравственного воспитания учащихся, для развития творческих способностей и коммуникативной компетенции у школьников через вовлечение их в тувинские народные сказки и в сказки других народов.
Задачи:
- подготовить необходимые условия для ведения деятельности кружка в школе;
- привлечь к программе участников и партнеров;
-определить и применить формы и методы развития творческих способностей и коммуникативной компетенции учащихся;
- провести необходимую диагностику успешности;
-во взаимодействии работать с детским садом села, с домом культуры
Программа рассчитана для работы учащимися 4-7 классов в возрасте от 10 до 14 лет
Срок реализации программы: программа рассчитана на 2 года:
-
- й год занятий - для учащихся 4-5 классов;
-
-й год занятий - для учащихся 6-7 классов.
Формы и режим занятий:
форма проведения- занятия, где проводятся разные виды деятельности: слушание, чтение, обсуждение сказок, анализ жизненных ситуаций, беседа, игра, инсценировка, моделирование и т.д.
На изучение программы «Шыяан ам…» в каждом классе отводится 1 час в неделю, по 33 часа в год.
Ожидаемые результаты:
В результате прохождения программного материала у учащихся будут сформированы следующие универсальные учебные действия:
познавательные УУД
метапредметные УУД
личностные УУД
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- иметь чувство патриотизма и гордость за свой народ, уважать и знать его традиции, обычаи;
- уважать другие народы России;
- уметь анализировать сказки, понять их ценность;
- определить и формулировать цели деятельности на занятиях с помощью учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
- умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- понять основы театрального искусства;
- стать активным, инициативным и уметь вести диалогическую и монологическую речь;
- умение правильно оценить жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм;
- самооценка собственного «Я»
- приобретать навыки творческого мышления;
-развивать коммуникативные умения и навыки;
- учет разных мнений и умение обосновать собственное;
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
Используемые педагогические технологии:
-
Игровые
-
Личностно- ориентированный подход
-
Развитие критического мышления
-
Традиционные
-
Диалог культур
Содержание проекта
I. Условия ведения кружка «Шыяан ам…» в школе
1.Программное обеспечение. Проект основывается на разработанной программе кружка. Подбор сказок тувинского народа и других народов ведется с учетом возрастных особенностей и интересов детей.
2. Наличие материально-технической базы
- отдельный класс для занятий и актовый зал
- литература (библиотека, личный фонд)
- магнитофон, фото и видеоаппаратура
- канцелярские принадлежности
3. Повышение квалификации педагога, ведущего кружок «Шыян ам…»
№
Тема курса или семинара
количество часов
1
Реализация требований ФГОС ООО
72ч
2
ФГОС ООО: содержание и технология введения
40ч
3
Адаптация пятиклассников в условиях ФГОС ООО
12ч
4
Применение ИКТ в преподавании различных дисциплин
72ч
5
Информационно-коммуникационные технологии: опыт успешного применения
12ч
4. Наличие возможности сотрудничества с другими учреждениями:
1. Дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сайзанак» с. Шекпээр
2. Дом культуры села
3. Дом детского творчества кожууна
4. Сельская и кожуунная библиотека
5. Детская школа искусства кожууна
6. Наличие разработанной программы кружка
Тематический план первого года обучения (для учащихся 4-5 классов)
№
Тема
количество часов
содержание
дата
1
Введение.
1
знакомство с особенностями кружка
09
2
Устное народное творчество - богатство народа
1
Что такое устное народное творчество? Его виды.
09
3
В сказке ложь, да в ней намек
1
Место сказки в жизни тувинского народа.
09
4
Виды сказок.
1
Знакомство с видами сказок
10
5
Какие ты знаешь сказки?
1
практическое занятие
10
6
«Шыаян ам…». Так начинали сказку
1
Слушание сказки
10
7
Давайте вместе обсуждать
1
Анализ сказки
10
8
Давайте вместе обсуждать
1
Сравнение с похожими сказками других народов
11
9
Я так представляю
1
рисовать рисунки к сказкам
11
10
Экскурсия в библиотеку
1
знакомство с картотекой
11
11
Как собрать собственную библиотеку
сбор библиотеки кружка
12
12
Сказки о животных (по выбору учителя)
1
чтение
12
13
Сказки о животных (по выбору учителя)
1
чтение
12
14
По лесным тропинкам
1
экскурсия в лес
12
15
Лесная сказка
1
сочинение
12
16
Диалог животных
1
ролевая игра
01
17
«Шыяан ам…» так начинали сказку
1
дети в роли сказителей
01
18
«Шыяан ам…» так начинали сказку
1
дети в роли сказителей
01
19
Герои наших любимых сказок
1
выставка рисунков
01
20
Вечера в тувинской юрте
1
знакомство с тем. как тувинцы относились к сказителям
02
21
подготовка театрализованного представления к Шагаа «Бодей огнун уруглары»
1
инсценировка
02
22
выступление с театрализованным представлением к Шагаа «Бодей огнун уруглары»
1
чтение сказки
02
23
Час чтения
1
чтение сказок
02
24
Час чтения
1
чтение сказок
03
25
Бабушкины сказки
1
самодельная книжка сказки
03
26
инсценировка сказки
1
практическое занятие
03
27
инсценировка сказки
1
практическое занятие
04
28
В гостях у сказки
1
выступление перед воспитанниками детского сада
04
29
Подготовка подделок
1
моделирование, рисование
04
30
Выставка подделок «Мы из сказки»
1
проектирование
05
31
Посиделки у огня
1
конкурс сказителей
05
32
Как мы жили целый год
1
Обсуждение работы кружка
05
33
Резерв
1
05
Тематический план второго года обучения (для учащихся 6-7 классов)
№
Тема
количество часов
содержание
дата
1
Введение
1
водное занятие
09
2
Выставка Моя библиотека
1
выставка книг, обмен
09
3
Чтение сказок
1
слушание сказки
09
4
посиделки - обсуждалки
1
анализ сказок
10
5
Доброе и злое в тувинских сказках
1
обсуждение
10
6
добро и зло в сказках народов
1
сравнительный анализ
10
7
Сказки в рисунках
1
нарисовать иллюстрации к сказкам
10
8
Сочинение Моя добрая сказкатворческая
творческая работа
11
9
Что такое театр?
1
ознакомление с театральным искусством
11
10
Там за кулисами
1
помещения театра
11
11
Инсценировка сказки
1
ролевая игр
12
12
Инсценировка сказки
1
ролевая игра
12
13
Инсценировка сказки
1
ролевая игра
12
14
Выступление в начальной школе «Новогодняя сказка»
1
творческая работа
12
15
Выступление в детском саду «Новогодняя сказка»
1
творческая работа
12
16
Вечера тувинского аала
1
слушание и чтение сказки
01
17
Вечера тувинского аала
1
слушание и чтение сказки
01
18
Тувинские сказители - почетные особые люди
1
беседа о тувинских сказителях
01
19
Тувинские сказители - почетные особые люди
1
беседа о тувинских сказителях
01
20
Реферат «Тыва тоолчулар чурту»
1
творческая работа, защита рефератов
02
21
Реферат «Тыва тоолчулар чурту»
1
творческая работа, защита рефератов
02
22
подготовка к Шагаа
1
творческая работа
02
23
Шагаа «Бодей огнун уруглары»
1
празднование Шагаа
02
24
Тувинские героические сказки
1
слушание сказки
03
25
Тувинские героические сказки
1
чтение сказки
03
26
Образ природы в тувинских сказках
1
анализ
03
27
Конкурс рисунков «Сказочная природа»
1
творческая работа
04
28
Инсценировка сказок
1
творческая работа
04
29
Инсценировка сказки
1
творческая работа
04
30
Отчетное выступление
1
отчет
05
31
Заключительное занятие
1
анализ
05
32
Резерв
1
05
.