Классный час для учащихся 10-11 кл. Жизнь - это

КОНСПЕКТ  КЛАССНОГО ЧАСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  10-11 КЛАССА «ЖИЗНЬ – ЭТО…» Форма проведения:      философский стол (размышления о проблеме двух жизненных позиций : «Жизнь для себя», «Жизнь для других».)                                                            Возраст   :               15 – 17 лет  Основная цель:  :  Способствовать осмыслению   школьниками собственной жизни, осознанию её целей, пониманию своих сил и возможностей, помочь  сформировать активную жизненную позицию Помочь взрослеющему че...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССА

«ЖИЗНЬ - ЭТО…»

Форма проведения: философский стол (размышления о проблеме двух жизненных позиций : «Жизнь для себя», «Жизнь для других».)

Возраст : 15 - 17 лет

Основная цель: :

Способствовать осмыслению школьниками собственной жизни, осознанию её целей, пониманию своих сил и возможностей, помочь сформировать активную жизненную позицию

Помочь взрослеющему человеку разобраться в сложном и многообразном мире людей.

Предварительная работа : Цикл бесед на темы: «Личности, изменившие мир», «Философское осмысление жизни»

Оформление :

1) Плакаты «Жизнь - это…», «Жизнь для себя», «Жизнь

для других»

2) «Весы жизни», шарики по количеству детей

3) Карточки со словами для творческих групп : «Бумага»,

«Книга», «Память» «Кабинет»,

4) Плакат «Море жизни»

5) Бумажные кораблики

6)Лукошко (в нем карточки ситуациями для игры «Шанс и

7) Свеча (для «Проблемы на ладошке» )

выбор»)

8) Эпиграф : «Жизнь непроста…»

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

Кл.рук. ХХI век. Становится актуальным задуматься о том, что такое жизнь, в чем ее смысл. Чтобы поразмыслить над этой нелегкой темой, мы и собрались за этим философским столом. Эпиграфом возьмем слова А. Лиханова «Жизнь непроста…» Все они переплелись. Разве можем мы прожить без пения птиц, без цветов? Разве может человек прожить без Отечества, без Родины, без отчего дома? Подумайте!

Некий молодой человек шел по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монетку. Он нагнулся и подобрал ее. Пошел дальше в поисках других монет . И, действительно, они иногда попадались ему под ногами . Так прошла его жизнь .Когда он умирал, его, глубокого старика , спросили, что такое жизнь? Он ответил : «Жизнь - это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты».

Попробуем и мы с вами ответить на вопрос : «Что такое жизнь?»

Жизнь - это благо, это дар, который дается человеку лишь однажды. И от него самого зависит, каким содержанием наполнит он свою жизнь.

Известно, время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

- ? А что может быть содержанием человеческой жизни?

Жизнь предстает перед нами как деяние, в основе которого познание и реализация себя, своих возможностей, интересов, стремлений. Они выражаются как в конкретных физических действиях, так и в труде мысли, усилиях души.

- Жизнь и существование - одно и то же или нет? В чем различие?

Есть 2 суждения (Слайд) Жизнь быстротечна, мимолетна. Жизнь - долгие , долгие годы.

- Какое из них наиболее достоверно? Почему?

Так думаете вы ученики 10-11 класса, а что думают философы, известные мудрецы.? ( слайд)

Выберете те афоризмы, какие вам близки и объясните…

Нам свойственно странное противоречивое отношение к жизни: с одной стороны, мы любим жизнь; с другой - не ценим ее каждодневно. Мы считаем, что человек - « это звучит гордо», но хорошо при этом понимаем, что гордиться большинством человеческих деяний не приходится. Мы произносим высокие слова, но совершаем при этом низкие поступки.

Предлагаю вам потрудиться духовно.

Наше состязание мы назовем «Добрый след» . Объединитесь по творческим группам. Представителей от каждой попрошу подойти ко мне. Возьмите, пожалуйста, карточки со словами. Ваша задача - предложить ряд добрых дел, которые можно совершить, опираясь на выбранное слово. Время для обдумывания- 3 мин. Победитель - творческая группа - обладатель большего количества добрых дел.

Напомню, доброе дело совершается на радость и пользу окружающим.

В этом состязании победила творческая группа. Думаю, вы заметили, что некоторые добрые дела мы можем действительно осуществить, не откладывая на потом. Это в наших силах!

(Слова для групп: бумага, кабинет, книга, память, акция)

В этом состязании победила группа … . Думаю, вы заметили, что некоторые добрые дела мы можем действительно осуществить, не откладывая на потом. Это в наших силах.

Итак, получается, что человек рождается, чтобы «деяти» - творить по нравственному закону, который живёт в его душе. Этот нравственный закон - голос совести.

Человек, как большой корабль, плывёт по морю жизни. Чем будет наполнен этот корабль? Грузом каких дел? Посмотрим на себя.

(Учитель раздаёт нарисованные кораблики, на основании или на мачте которых предлагается записать свой ответ).

Классный руководитель: А теперь давайте отправим корабли наших стремлений по морю жизни к светлой пристани добрых дел. Маяком в этом нелёгком плавании пусть будет голос нашей совести.

(Кораблики прикрепляются к листу ватмана)

Легко ли строить корабль своей жизни из добрых дел? Риторический вопрос. Для этого необходимы постоянные усилия.

Для людей характерны две жизненные позиции : «Жизнь для других» и «Жизнь для себя». Остановимся конкретнее на второй позиции «Жизнь для себя».

Известный психотерапевт, кандидат медицинских наук Михаил Ефремович Литвак утверждает, что жить надо для себя, ведь самая важная персона для каждого из нас - это мы сами. Жить нужно для себя, это приносит пользу и другим. Возлюби ближнего своего как самого себя - звучит Евангельская заповедь. Это значит, что ты будешь любить ближних только в том случае, если полюбишь себя. Что- то подобное мы находим и у Пушкина

Кого ж любить? Кому же верить?

Кто не изменит нам один?

Кто все дела, все речи мерит

Услужливо на наш аршин?

Кто клеветы про нас не сеет?

Кто нас заботливо лелеет?

Кому порок наш не беда?

Кто не наскучит никогда?

Призрака суетный искатель,

Трудов напрасно не губя,

Любите самого себя.

Достопочтенный мой читатель!

Предмет достойный : ничего

Любезней, верно, нет его.

(Учитель достает весы. На одной чаше написано «Жизнь для других», на другой - «Жизнь для себя».)

- Ребята, выберите вашу жизненную позицию. Перед вами «Весы жизни», назовем их так условно. Какая позиция наиболее приемлема для вас?

- В нашем случае многие отдали свои голоса за позицию «Жизнь для себя.»

Весы послужили прекрасной наглядностью.

Людям свойственно совершать поступки, именно они определяют какую жизненную позицию выбирает человек. И теперь мы попробуем обвинить или защитить человека, живущего для себя. Выбираем обвиняемого, он садится в центре стола, далее следует рассказ о его поступке. У одной из ваших знакомых произошло несчастье, она попала в аварию. , ей срочно нужна кровь. Каждый из вас без промедления откликнулся на эту просьбу, но нужная кровь только у обвиняемого, который категорически отказывается её сдавать. Итак, 2 группы : обвиняемые и защитники… обвинители - докажите вину обвиняемого, защитники - защитите, найдите аргументы в пользу обвиняемого. Начинают обвинители

- Смыслом жизни людей другой позиции является «Жизнь для других».

Может быть, великое счастье в том, чтобы чувствовать , что твоя жизнь где-нибудь и каким либо образом действует на благо другой жизни. Таких личностей в переломные моменты истории было немало: среди них философы, художники, поэты, врачи - люди, готовые отдать результаты своих творений на сотни жизней вперед. А иногда человек оказывается способен отдать свою жизнь во имя другой жизни. Можете ли вы назвать имена тех людей, плодами жизни , которых мы пользуемся до сих пор, несмотря на то , что этих людей уже давно нет. ( примеры)

Жизнь - это самое дорогое, что есть у человека. Однако почему же лучшие из лучших, не задумываясь, отдавали ее по собственному желанию? Матрос Е.Никонов, погибший под пытками фашистов, но не выдавший своих товарищей, В.Талалихин , совершивший первый в истории войн ночной воздушный таран в небе над Москвой, В.Носов, направивший свой самолет на колонну немецкой техники. Близкая для нас фамилия Чечвий, Герой России


Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

- Замечу, что жизнь часто предоставляет человеку шанс совершить доброе дело или отказаться от зла. Жизнь предоставляет нам шанс, но мы не всегда его используем, потому что не хотим сделать достойный выбор. Потом жалеем об упущенном шансе.

- Предлагаю вам игру «Шанс и выбор». В этом лукошке лежат карточки с ситуациями. Тот, кто берет карточку, должен определить, какой именно шанс посылает ему жизнь, и принять решение, использовать ли этот шанс.

СИТУАЦИИ:

  1. У меня есть деньги, а на углу продаются первые весенние цветы.

  2. Ваша знакомая пришла с заплаканными глазами.

  3. Из сумки впереди идущего что-то падает.

  4. Посреди улицы стоит в одиночестве малыш.

  5. Вы получили телеграмму «Приехать не могу. Болен. Твой брат Иван».

  6. В общественном транспорте вам наступают на ногу.

  7. Ты видишь, что в 1 ряду в кинотеатре сидит дама на сломанном стуле.

  8. Товарищ жалуется, что его никто не любит. Ты знаешь, что это действительно так.

  9. Во время урока кто-то обидел учительницу.

  10. К вам зашла одноклассница поздравить с днем рождения. Она помнила дату, но перепутала месяц.

- Мы видим, что жизнь все время предоставляет нам шансы встать на дорогу добра и идти по ней.

Звучит песня из кинофильма «Земля Санникова».

-А сейчас еще раз посмотрите на «Весы жизни». Переменил ли кто-нибудь из вас свое мнение о двух жизненных позициях? У вас есть возможность еще раз определить место своей позиции.

(Учащиеся кладут шарики в чаши весов)

- Теперь в нашем случае перевесила чаша весов «Жизнь для других».

Человек как большой корабль плывет по морю жизни. Чем будет наполнен этот корабль? Грузом каких дел? (раздаются нарисованные кораблики, на основании или на мачте которых предлагается записать свой ответ).

Давайте отправим корабли наших стремлений по морю жизни к светлой пристани добрых дел. Маяком в этом нелегком плавании пусть будет голос нашей совести.

ПРОБЛЕМА НА ЛАДОШКЕ.

-У меня в руке свеча. Она символизирует мою жизнь. Я понял, что жизнь -это…(каждый берущий в руки свечу дает свой ответ и прикрепляет кораблик к ватману.)

- Закончить нашу встречу я хотела бы словами:

Мы все умрем, людей бессмертных нет,

И это всем известно и не ново,

Но мы живем, чтобы оставить след,

Дом, иль тропинку, дерево, иль слово.

Не все пересыхают ручейки.

Не все напевы время уничтожит.

И ручейки умножат мощь реки,

И нашу славу песня приумножит.

Р.Гамзатов.


Литература: Статья С.Соловейчика «О следе жизни». «Первое сентября» № 118 за 26.11.1996

Журнал «Воспитание школьников №3 за 2000г

Научно-методический журнал «классный руководитель №8. 2001г . стр 73-77

Свеча на ладони: stihi.ru/pics/2012/10/08/9303.jpg



© 2010-2022