Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ, РАЗВИТИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность заключается  в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации. Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности.       Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ, РАЗВИТИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ


Воспитание - один из сложнейших социальных процессов. Его сложность заключается в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.

Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Внеурочная деятельность ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Внеурочная работа «открывает» школу, создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе школьных учителей, учащихся, их родителей, преподавателей вузов, работников детских учреждений дополнительного образования, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, культурных и спортивных учреждений.

Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.

Работа по привлечению обучающихся во внеурочную деятельность у нас осуществляться через посещение кружков и секций школы, дополнительного образования, группы продлённого дня.


Проводятся следующие формы работы:

Занятия в специальном помещении, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры, занятия в творческих объединениях, экскурсии, посещение концертов, создание творческих проектов, посещение выставок, работа в музее, просмотр фильмов, игры, викторины и конкурсы, занятия в компьютерном классе, проектирование, исследовательская деятельность, социальные проекты.

Как же сделать эту работу интересной и полезной????????????


Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.


Развитие личности - важнейшая задача современного образования. Общество требует проявления у человека таких социально значимых качеств, как готовность к творческой деятельности, самостоятельность, ответственность, способность решать задачи в нестандартных ситуациях. Совершенно очевидно, что реализация внеурочной деятельности в практике школы, отвечает требованиям современной жизни. Маленький человек приходит в школу учиться читать, писать, приобщаться к музыке, рисованию, спорту, а ещё он приходит… за счастьем! Он ждёт встречи с интересными добрыми людьми, праздника и каждый день - пусть небольшого, но чуда. Оправдать ожидания детей позволяет введение внеурочной деятельности в учебный процесс. Сегодня невозможно представить внеурочную деятельность без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер. Мы имеем возможность зафиксировать любое мероприятие, обработать его и собрать фото - видеокопилку.

Мы используем ИКТ во внеклассной работе с учащимися по двум направлениям:


  1. готовые диски (ЦОРы);

  2. создание собственных мультимедийных продуктов (FrontPage, Microsoft PowerPoint, Microsoft Movie Maker)

С каждым годом информационная культура учащихся и учителей растет. И именно новые коммуникационные технологии организуют такое взаимодействие учеников и учителей, которое мотивирует и стимулирует на творческую, экспериментальную деятельность. Использование информационных технологий позволило видоизменить содержание, методы и формы воспитания. Применяя ИКТ, классный руководитель может готовить разнообразные материалы для использования их непосредственно при проведении классного часа, родительского собрания. Классные руководители берут информацию на классные часы из Интернета, используют за основу различные презентации по правилам дорожного движения, по профилактики вредных привычек и др. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, упрощается процесс общения с учениками и их родителями. Одним словом, сейчас каждый классный руководитель не мыслит свою воспитательную работу без использования ИКТ.


Основные плюсы и положительные стороны использования ИКТ в работе: наглядность, доступность, относительно низкие затраты на оборудование, сокращение временных затрат на подготовку наглядности, эстетичность. Внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха.

Задачи: Используя ИКТ,

• систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления;

• стимулировать процессы переключения, поисковой активности;

• учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы;

• находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Если ранее при подготовке внеклассных мероприятий педагог в основном использовал печатные материалы и средства ТСО, то наш учитель способен свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности. А современное компьютерное оборудование выступает как:


  • средство организации и оснащения воспитательного процесса

• как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.);

• как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видео-фильмы и другие демонстрационные формы);

• как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);

• как средство обработки информации (фото и видео-изображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности);

• как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);

• как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).

Рассмотрим применение компьютерных технологий на практике:

Заполнение документации классного руководителя. Текущие оценки, пропуски, успеваемость по четвертям и за год, подсчет среднего балла по ученику и предмету, количество тех или иных оценок по каждому предмету, подсчет количества учащихся, окончивших четверть (год) на "5", "4" и "5", "3" и "2",определение количества учащихся, закончивших четверть (год) с одной "4", "3", "2" с указанием конкретных предметов и оценок по каждому ученику - этот мониторинг ведется с использованием электронных таблиц Microsoft Excel.

В ежедневной работе часто приходится обращаться к многочисленным данным о занятости учащихся во внеурочное время, об организации летнего отдыха и различных мероприятий, о проведении бесед по правилам техники безопасности и т.д. Для того чтобы собрать и упорядочить данные воедино, используется Microsoft Word.

Для организация внеклассных мероприятий, соревнований, классных часов используются ресурсы Интернета. Очень часто готовятся и используются презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а также позволяют экономить время подготовки ведения мероприятия.

Кроме того, на классных часах используются видеолекции, посвященные профилактике алкоголизма, курения и наркомании. При подготовке и проведении внеклассных мероприятий используются прикладные программы, такие как проигрыватель Windows Media, графический редактор Adobe Photoshop, которые делают внеклассную работу яркой и запоминающейся. С помощью программы создания презентаций учащиеся самостоятельно оформляют мультимедиаальбом класса, где помещены фотографии с различных мероприятий, информация о достижениях учащихся, их увлечениях и интересах.

Работа классного руководителя по заполнению портфолио, естественно с помощью ИКТ, помогает выявить и вовремя решить проблемы, связанные с учебой, а также способствует тому, чтобы обо всех успехах узнали и одноклассники, и участники учебного процесса.

Но мне бы хотелось сказать, что в настоящее время, несмотря на повышение компьютеризации общества, в сфере образования до сих пор нет средств, позволяющих в достаточной мере автоматизировать процесс ведения документации и отчетности. И мне бы хотелось, чтобы в ближайшее будущее были разработаны новые полноценные программы для работы классного руководителя, обеспечивающее хранение, накопление и предоставление всей необходимой информации о классе в целом.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к внеклассным мероприятиям можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Английская пословица гласит: «Я услышал - и забыл, я увидел - и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Новое поколение школьников активно вовлекается в сферу мультимедиа-технологий. Растёт уверенность, что в ближайшем будущем создание мультимедийных проектов станет привычной формой внеурочной деятельности.

В нашей школе внеурочная деятельность включает в себя следующие направления: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно-полезная деятельность, проектная деятельность.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых учеников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность, реализуемая в «Художественно - эстетическом» направлении. Надо больше времени отводить театрализации, концертной деятельности. Здесь опять на помощь приходят ИК технологии. Через презентации дети могут познакомиться с основами театра, кукольным театром. Очень интересно проходят занятия по артикуляционной гимнастике, когда дети, повторяют упражнения для губ и языка, подражая героям на экране. Невозможно обойтись без компьютера и при подготовке к инсценированию сказки. Использование во внеурочной деятельности мультимедиа-презентаций и фильмов приводит к целому ряду положительных эффектов:

• придаёт занятию эмоциональную окрашенность;

• психологически облегчает процесс усвоения;

• возбуждает живой интерес к предмету познания;

• расширяет общий кругозор;

• повышается производительность труда учителя.

Последнее время мы очень часто стали использовать ИКТ не только готовясь ко внеклассным мероприятиям, но и при поиске новых подходов к организации образовательного процесса за рамками школьного урока, которые направлены на формирование личности, обладающей высокой эрудицией, физическим и психическим здоровьем, способным, в перспективе, трудиться в любой сфере, а, следовательно, должны давать возможности для развития данных способностей. Дети активно участвуют в дистанционных интеллектуальных викторинах и конкурсах. Таких как Всероссийского конкурса «ЭМУ», дистанционной викторине «Алфавит - чудесная страна букв», дистанционной викторине «Лесные тайны», конкурсе «ЧИП»,

Применение ИКТ во внеурочной деятельности необходимо. Ведь так важно заинтересовать ребёнка этической проблемой, вызвать его на дискуссию, организовать конкурс, игру так, чтобы он активно участвовал, хотел рассуждать, спорить!

Но необходимо всегда помнить, что любому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому ученикам необходима внеурочная деятельность, насыщенная праздниками, развлечениями, играми.

Таким образом, можно сказать, что использование ИКТ способствует:

  • Изменению форм и методов организации внеучебной и внеурочной жизнедеятельности учащихся и организации их досуга; Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.

  • Стимулированию стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоятельности.

  • Изменению характера познавательной деятельности учащихся в сторону ее большей самостоятельности и поискового характера, расширению их кругозора;

  • Усилению межпредметных связей;

  • Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации.

  • Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.

  • Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.

  • Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.

  • Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.

  • Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.

  • Способствуют эффективности воспитательных мероприятий. Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Занятия с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся школы, а для учителей становятся нормой работы - это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы педагога.

Однако, работая с детьми, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»

Следует помнить, что реальные знания и умения остаются у ребенка только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти самые знания и умения нужны и чем они лично для него значимы.

Своим коллегам хочется пожелать: используйте компьютер как орудие труда, как инструмент для творчества!

Список литературы

  1. Деркач О.А., Быков В.В. Домашние телеигры. - М.: АСТ-ПРЕСС СКД. - 304 с. - (1000 советов газеты Комсомольская правда).

  2. Интересно все на свете/ Ред.-сост. Л.И. Жук - Мн.: Изд.ООО «Красико-Принт», 2002. - 128 с. - (Праздник в школе).

  3. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. - М., 1999.

  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2004, с. 134-135

  5. Методология, теория и практика воспи­тательных систем: поиск продолжается/ Под ред. Л.И. Новиковой, Р.Б. Вендровской, ВА. Караковского. - М.: , 1996

  6. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000.

  7. Тартышная М.А. Лучшие сценарии школьных праздников / М.А. тартышная: - Изд. 2-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 253 с. - (Школа развития).

  8. Цукерман Г. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. - М., 1994.

  9. Чернышева АС. Психологические основы диагностики и формирования лич­ности и коллектива школьников. - М., 1989.

© 2010-2022