Эссе по теме «Образ современного учителя с позиции профессионального стандарта педагога»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












Эссэ по теме «Образ современного учителя с позиции профессионального стандарта педагога».

Учитель же - ключевая фигура в образовании. Как говорил великий педагог К.Д. Ушинский : «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Тот факт, что при обсуждении путей развития отечественной школы, наконец дошла очередь до ключевой фигуры реформирования образования - нас , учителей, говорит о том, что вопрос о роли учителя поднимается на самом высоком уровне.

Сегодня появился проект документа - профессиональный стандарт педагога, который выдвигает требования к учителю, но "делает" это не в жесткой форме, а с уважением к педагогу! Профессиональный стандарт позволяет провести самоэкспертизу профессиональной деятельности, определить сильные и слабые стороны, наметить пути профессионального роста.

Я считаю, что время меняется, время меняется и со временем должен меняться и педагог. Появление документа "Профессиональный стандарт педагога" своевременно и актуально. Документ четко регламентирует требования, предъявляемые к педагогу. После прочтения, каждый может сравнить свою профессиональную компетенцию и наметит цели для повышения своего профессионализма.

Я считаю, что образ современного учителя с позиции профессионального стандарта должен быть :

-педагог должен иметь высшее образование, а педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности. Но, такой пункт может создать проблемы в сельских школах, где сегодня и так наблюдается недостаток учителей - специалистов.

-учитель должен уметь демонстрировать знание предмета и программы обучения, уметь планировать, проводить уроки, анализировать их.

-уметь разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.

И еще очень важное требование обязательное владение ИКТ.

В воспитательной работе педагог должен:

Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности, владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций, владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.

Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

Для успешного труда педагогу необходимо обладать множеством разнообразных личностных свойств и качеств.

Каждый педагог должен обладать готовностью принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.

Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития и умением оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

Учитель должен соблюдать языковую норму. Не допускать в устной и письменной речи массовых ошибок, слов - паразитов, ошибочных ударений в словах, не говоря уже об оскорблениях учителем ученика.

Успешное обучение в начальной школе возможно только в том случае, если учитель полно и глубоко владеет содержанием учебных предметов на уровне современной науки, а также, если это содержание отобрано учителем в четком соответствии с поставленной целью.

Мы должны обеспечивать развитие умения учиться до уровня, необходимого для обучения в основной школе.

Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.

Должны уметь читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). и составлять вместе с ними программу индивидуального развития ребенка.

Так, в оценке работы педагога со способными учащимися в
качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и
победы в олимпиадах разного уровня.
По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные
возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно
с психологами могут рассматриваться показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка.

Информационная функция учителя направлена на наиболее полное и адекватное отражение им постоянно изменяющихся условий педагогической деятельности. В современном педагогическом процессе часто и динамично меняется учебная информация, сами обучаемые, средства и способы обучения, поэтому учитель постоянно оказывается в позиции исследователя меняющегося мира.

Поэтому компетентный учитель ведет постоянный педагогический поиск и должен обращаться к различным источникам информации, идти в ногу со временем.

Коммуникативная функция предполагает построение общения учителя с учащимися и их родителями, а также коллегами по работе на основе доброжелательных отношений и профессиональной направленности такого общения.

Интерес к миру детства, потребность в общении с детьми является необходимой предпосылкой профессионального самоопределения учителя.

Поэтому общение требует от учителя исключительной наблюдательности и внимания к детям, умение чутко улавливать эмоциональное состояние учеников, отзывчивости.

Стиль общения учителя обязательно должен быть доброжелательным и тактичным. Постоянное проявление негативных эмоций в общении, частое и возникающее по любому поводу состояние гнева, злобы, раздражения, обиды является признаком психологического нездоровья личности. А применительно к педагогической профессии ответственность за такой стиль общения возрастает вдвойне. Необходимая требовательность к детям в обучении и воспитании не предполагает авторитаризма и оскорбления достоинства ребенка.

Профессиональный труд учителя тяжел и, несомненно, представляет собой огромную нагрузку на нервную систему и психику педагога. Поэтому при отсутствии устойчивости нервной системы, хорошей работоспособности и выносливости к психо - эмоциональным нагрузкам профессиональная педагогическая деятельность невозможна.

Постоянный личностный и профессиональный рост в идеале выступает как неотъемлемая черта профессионализма учителя.

Необходимость саморазвития и самообразования учителя продиктована также особенностями современного социального опыта. Постоянное увеличение объема профессиональной информации, моральное устаревание психолого - педагогических знаний приводит к необходимости систематического пополнения учителем своего профессионального образования. Как и большинство специалистов, работающих в гуманитарной сфере, учитель начальных классов вынужден систематически повышать свою квалификацию.

Как же мы можем развить в себе все эти профессиональные компетенции. Существует множество способов

  • Самообразовательная работа;

  • Посещение семинаров, конференций, занятий коллег;

  • Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами в учреждении, в районе и в Интернете;

  • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

  • Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;

  • Изучение информационно-компьютерных технологий ;

  • Участие в профессиональных конкурсах (в том числе и в Интернете)

  • Помещение своих разработок на сайтах в Интернете, создание своего сайта

Как мы видим, что критерии очень расширены и они будут учитываться при отборе кадров и при аттестации педагогов.

В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

С введением новых образовательных стандартов одной из ключевых компетентностей учителей начальных классов является информационно-коммуникационная компетентность.

В данном проекте профес.стандарта педагога большое место отводится ИКТ - компетентности учителя.

Компьютер - всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока.

Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности.

Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать».

Это сегодня пока является проблемой для некоторой части учителей. Но количество педагогов, испытывающих затруднения в использовании информационных технологий, неуклонно сокращается. Очень скоро вопрос работодателя: «Владеете ли вы информационными технологиями?» - снимется и будет звучать столь же неприлично, как вопрос: «Умеете ли вы читать и писать?» Таким образом, в инвариантной части профессионального стандарта учителя содержится знание своего предмета и владение информационными технологиями.

Информационная компетентность учителя предполагает широкое использование компьютерной техники, электронных вариантов учебных материалов, обучающих программ, педагогических технологий творческого характера.

Для повышения уровня ИКТ-компетентности учителю необходимо:

  • участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике;

  • участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах, вебинарах;

  • использовать при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов;

обеспечить использование коллекции ЦОР и ресурсов Интернет;

  • формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;

Кроме наличие представлений о едином информационном пространстве образовательного учреждения, назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях и возможностях их использования в образовательном процессе, учителя должны владеть основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс.

Владеть приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов (раздаточных материалов, презентаций и др.):

Владеть приёмами работы с электронной почтой и телеконференциями;

владение простейшими приёмами сайтостроения, где каждый из нас должен размещать свои разработки, принимать участие в обсуждении материалов своих коллег.

Большинство педагогов пользуются компьютером для подготовки текстов,

В своих выступлениях педагоги используют проектор, дают задание учащимся по поиску информации в Интернете, рассылают информацию родителям по электронной почте и т.д.

Во многих регионах России разрешаются или директивно вводятся электронные журналы и дневники, осуществляется дистанционное консультирование учащихся при выполнении задания, поддержка взаимодействия учащегося с тьютором , составление электронного портфолио , все это обеспечивает частичное погружение образовательного процесса в информационную среду (ИС).

Как вывод, данная концепция очень противоречива, возникает много вопросов по пунктам. Хотя есть и отражение нового времени: безопасность, активное внедрение ИКТ в нашу жизнь, включение детей с особыми потребностями в общий процесс обучения.

Педагог должен обладать общепедагогическими компетенциями (повышать свою квалификацию или полностью переучиваться; быстро оценивать ситуацию и свои возможности; самостоятельно учиться; принимать решения и нести за них ответственность; адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда; нарабатывать новые способы деятельности).
На наш взгляд, в проект включены все базовые компетенции педагога:
1. видеть ребенка (обучающегося) в образовательном процессе;
2. строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной системы образования;
3. устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса;
4. проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Но есть и отрицательные стороны этого проекта

Чтобы разработать стандарт, необходимо сначала просчитать хотя бы рабочую неделю учителя. Сколько времени он тратит на подготовку к урокам, проверку тетрадей, работу с родителями, учащимися, методические и другие совещания, отчетность, разработку различных планов и программ, дополнительные занятия с отстающими, одаренными, внеклассные мероприятия школьного, районного, городского уровня, проведение собраний, родительских комитетов, индивидуальные собеседования и пр. При этом умудряется вести до 36 часов, а некоторые и 42. Сколько у педагога остается на личную жизнь, отдых, здоровье, ведь интеллигентный, культурный учитель дорогого стоит, и качество у него другое. Только после таких исследований можно говорить о стандарте.

В условиях современной школы деятельность педагога разнообразна, и все-таки центральное место в ней занимает урок. Хороший урок пролетает незаметно. Звенит звонок. Дети удивляются: «Уже всё?» Таких уроков в моей практике становится всё больше. Новые стандарты образования дали мне возможность применять нестандартные формы организации деятельности на уроке. Ученик становится учителем, обучаясь, учит других. Это так интересно! Учеба становится увлекательным, желанным занятием. Учитель и сам постоянно находится в творческом поиске, самосовершенствуется.

Чтобы сегодняшних школьников удивить, заинтересовать, нужны современные подходы. В педагогической деятельности мной используется технология развития критического мышления, проблемная, проектно- исследовательская, здоровьесберегающие технологии на основе личностно- ориентированного подхода. Связующим звеном всего вышеперечисленного становится игровая деятельность, в которой ученик начальной школы чувствует себя всегда комфортно.

Педагог должен много внимания уделять родителям своих учеников. От взаимодействия к взаимопониманию и сотрудничеству- именно таким образом строится работа современного педагога с родителями и социумом.

Настоящий учитель должен быть Человеком. Современный педагог- Человек с богатым внутренним миром и большой душой, видящий лучшее в другом человеке, способный возрождать души детей, наделённый Разумом, Добротой и Любовью.

Быть учителем - для меня значит быть человеком творческим, с богатым внутренним миром, добрым и с неиссякаемой энергией, много работать над собой и постоянно самосовершенствоваться.

Сегодня я - классный руководитель, а это значит, что в моих руках 15 росточков. И моя задача - сделать так, чтобы эти росточки выросли, окрепли, развивались… Я всегда стараюсь, чтобы дети чувствовали как интересно и радостно общаться с учителем, как в трудную минуту придет на помощь, порадуется успехам, подбодрит в случае неудачи. Важно, чтобы дети знали: учитель умеет сопереживать, прощать, помогать равно как и требовать.

Учителю важно любить всех детей одинаково: шалуна и послушного, сообразительного и тугодума, ленивого и примерного. Делить доброту души поровну между своими ребятами - залог моей работы.

Люди, по-настоящему любящие детей и искренне увлеченные своим делом, добиваются поставленной цели и остаются в сердцах учеников на всю жизнь. Я хочу находиться в одном ряду с такими людьми.

Учитель… В этом слове годы нелегкого, упорного труда. В этом слове улыбки и слезы, радость и огорчения, падения и взлеты. В этом слове - дети, родители, собрания и тетради. И все-таки сегодня я учитель. Что это значит? Ответ один - быть

Умным

Честным

Искренним

Творческим

Единым в своих поступках

Любознательным

Ь - мягким, как этот знак.

Я нисколько не сомневаюсь: моя профессия - главная на земле! Научить человека быть Человеком - задача колоссальная, одной не под силу. Нам всем суждено учиться этому всю жизнь. Главное - понять, что каждый из нас может подарить частичку своего тепла и любви другому. Так почему бы не начать это делать уже сегодня!

9


© 2010-2022