- Преподавателю
- Классному руководителю
- Социально-ученический проект Экологический марафон
Социально-ученический проект Экологический марафон
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пономарева Е.Н. |
Дата | 27.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
СОЦИАЛЬНО-УЧЕНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН»
Учитель: Здравствуйте дорогие ребята, я рада приветствовать вас и наших гостей на внеклассном мероприятии, на котором мы поговорим об экологии, узнаем, какие экологические проблемы наиболее актуальны в нашей местности и попробуем создать социально-значимый проект для решения этих проблем.
Эпиграфом к нашему мероприятию будут служить слова древнегреческого философа Эпикура:
«Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей,
необходимые желания исполняя, а также естественные,
если они не вредят, а вредные сурово подавляя»
Учитель: Как вы понимаете эти слова? Актуально ли сегодня данное выражение.
(ответы обучающихся)
Учитель:
Актуальность проекта
В современном обществе человек способен думать только о себе, о своем благополучии и благосостоянии. А научить его думать об окружающем мире очень нелегко, особенно эта проблема актуальна для подростков. Учитель обращается к классу?
Экологические проблемы нашей местности становятся все более глобальными и важными для всего населения. В настоящее время необходимо с малых лет обучать школьников бережному взаимодействию человека с окружающим его миром и вместе с тем - совершенствованию внутреннего мира самого человека. Только осознание себя частью макромира, соединенной с ним бесчисленными неразрывными связями, позволит нам строить гармоничные отношения с окружающей средой. Участие в охране и защите природы поможет подросткам ощутить свою значимость, взрослость, свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное. Именно в вашем возрасте знания об окружающем мире переходят в убеждение о ценности природы, прививаются умения адекватно в ней взаимодействовать, что затем должно перерасти в экологическую потребность.
Учитель: давайте посмотрим сказку, которая наглядно покажет нам, к чему может привести безответственное отношение человека к природе.
Экологическая сказка 4 класс. (сценарий прилагается)
Учитель: Какие эмоции вызвала у вас эта постановка? Какая проблема здесь акцентируется? Какие выводы мы можем сделать? Таким образом, мы убедились во всей важности данной проблемы. Сейчас человечество стоит перед выбором: либо «сотрудничать» с природой, учитывая естественный круговорот, либо наносить вред. Будущее человечества, как на нашей планете, так и в любом её уголке, зависит от того, что мы сегодня выберем. Как вы думаете должны ли мы с вами участвовать в решении экологических проблем?
(ответы учащихся: учащиеся должны сказать, что должны участвовать, проблем много и нужно их решать, но начинать нужно с малого, со своего села, каждый должен в меру своих сил принять участие в улучшении экологической обстановки в родном селе) Учащаяся читает стихотворение ( сама сочинила) о Новодмитриевке ( прилагается)
Учитель: какие экологические проблемы существуют в нашем селе ?
(ученики отвечают: сильно загрязнены водоёмы, в том числе берега речки Железница; наше село окружено со всех сторон сосновым бором, но, зайдя в лес, можно увидеть горы мусора; но самая насущная проблема - это загрязнение бытовыми отходами территории села. Сами жители, того не замечая, выбрасывая мусор у себя перед домом, превращают территорию села в свалку.
Учитель: А какой вклад в решение экологических проблем села можете или уже вносите вы? Как можно предотвратить обострение проблемы своими силами?
(ответы учащиеся: методов решения очень много? есть экологический отряд(трудовой отряд), который пытается решить проблемы окружающей среды.)
Учитель: давайте послушаем представителя трудового отряда с небольшой презентацией о работе отряда.
( Презентация об отряде: Они показывают, какая работа уже сделана, с чего все начиналось)
Учитель: Из презентации мы увидели, что трудовой отряд часто сталкивался с ситуациями, когда приходилось наблюдать негативное влияние деятельности человека на окружающую среду. Трудовой отряд внёс значительный вклад в улучшение экологической обстановки в селе. Но если эту работу не продолжить, то всё вернётся на свои места. Поэтому, в связи с годом экологии, мы предлагаем вам вместе поработать над созданием социально - экологического проекта, который поможет дальнейшему возрождению нашей малой родины.
Но для начала мы с вами должны понять, что же такое социальный проект?
Выходит учащийся и знакомит всех присутствующих ( кратко) , что такое социальный проект. (Социальный проект- это универсальный инструмент для чёткого планирования вашей деятельности, это воплощение любой вашей идеи в реальность, это умение правильно использовать свои ресурсы ( всегда ограниченные), и привлекать их из различных источников, это решение социально значимых проблем в регионе?
Итак, на доске вы видите формулу, которая является основой для составления социального проекта.
Проблема - цель - задачи - механизм реализации (методы, технологии) -этапы реализации - бюджет - ожидаемые результаты
Каждый этап - это логическое звено в построении социального проекта. Проблема должна быть обоснована объективными данными, представленными по итогам соответствующего исследования. Цель должна логично вытекать из проблемы. Задачи должны отображать пошаговые действия, а их решение должно быть выражено в виде конкретных количественных и качественных результатов. Каждый метод - это способ, с помощью которого решается определённая задача. Для реализации каждого этапа требуются необходимые ресурсы.
Учитель: ребята, давайте вместе подумаем над проблемой, которая, по вашему мнению, в настоящий момент наиболее актуальна.
(ученик предлагает :Что в настоящий момент актуально то, что с наступлением весны и таянием снега мы увидим горы мусора на территории нашего села. По моему мнению нужно проделать огромную работу , чтобы сделать наше село чище . Когда будет наведён порядок в селе , только тогда нужно думать о следующем шаге. Я предлагаю назвать наш проект «Чистое село»
Учитель: Ребята, вы согласны с предложением Даши?(да)
Возвращаясь к нашей формуле мы можем сказать,что с проблемой мы определились (написать на бумаге , прикрепить на магнитную доску под словом проблема)..Следующий этап - это определение целей и задач проекта. Так как вы распределены на две группы, первая - определяет задачи, вторая - цели. Так как время у нас ограничено, для упрощения задачи я предлагаю вам перечень целей и задач, из которых вам необходимо выбрать те, что соответствуют поставленной проблеме.(Выбираем , прикрепляем на магнитной доске)
.
Цели проекта
1Воспитать патриотизм и гуманное отношения к природе.
2.Показать глобальный характер экологических проблем села.
3. Изучить влияние социальных объектов села, жителей села на изменение экологической обстановки в селе. Отметить положительное и отрицательное влияние.
4.Найти пути решения для предотвращения экологической катастрофы своей местности.
Задачи проекта
-
Расширить знания школьников о социальных и природных объектах своего села.
-
Выявить источники негативного влияния на природу своей местности.
-
Развивать инициативу и творчество школьников через организацию социально значимой деятельности - выявление экологически проблем села и поиск путей решения данных проблем.
-
Активизировать экологические знания подростков и развивать интерес к предмету.
-
Формировать навыки исследовательской деятельности учащихся, навыки и умения, необходимые для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды.
-
Развивать у подростков чувство причастности к решению экологических проблем.
-
Способствовать воспитанию экологической культуры и экологического сознания школьников.
-
Формировать у учащихся чувство личной ответственности за состояние окружающей среды, чувство любви к своей малой родине .
-
Провести с учащимися информационно-просветительскую работу по пропаганде экологической культуры жителей села.
Учитель: С целями и задачами мы определились. Этапы реализации я предлагаю вам следующие:
-
Подготовительный
-
Практический (исследовательский)
-
Обобщающий
-
Информационно просветительский
Дома вы должны будете поработать и расписать конкретно каждый из этапов и определиться со сроками их реализации
- Учитель: Ребята, особое внимание нужно обратить на разнообразие методов и механизмов реализации проекта. Одним из главных механизмов является уже существующий в школе трудовой экологический отряд. Что вы еще можете предложить?( дети предлагают, пишут на листках , прикрепляем на доску)
(создать пресс-центр по выпуску стенгазет, листовок и бюллетеней; создать зелёный патруль для изучения экологической обстановки в селе; создать штаб, который будет отвечать за организацию трудовых экологических десантов)
Выбор механизмов реализации проекта зависит от ожидаемых результатов. Что же мы с вами хотим и можем получить на выходе?
Ожидаемые результаты
-
Определены пути решения экологических проблем нашей местности.
-
Сформирован достаточно высокий уровень заинтересованности школьников и жителей села в защите и сохранении природной среды.
-
Привлечено внимание общественности к экологически проблемным участкам.
-
Уровень экологической культуры жителей повышен.
-
Село стало чище
Бюджет проекта
Данный проект достаточно экономичен, практически не требует особых материальных затрат. Выход инициативных групп учащихся на объекты может осуществляться либо пешком, либо на велосипедах.
Учитель : итак, ребята, сегодня мы попытались составить проект решения экологической проблемы. Таким же образом вы можете разрабатывать социально-значимые проекты по любой сфере деятельности.
Звучит песня «Земляне» Прости Земля ( сопровождается слайдами)