Воспитательная работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

  Данная статья рекомендована для классных руководителей. Работать с детьми сложно в силу многих причин. Вспоминаются слова Макаренко А. С.: «Умение воспитывать – это всё-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле. хорошо писать картины».     Воспитание детей в настоящее время осложняется ещё и тем, что многие из них не здоровы не только физически, но и психологически. Педагогу как классному руководителю и воспитателю, необходимо знать об основных трудностях в это...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательная работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися, нацеленная на повышение успеваемости.

Выступление на педагогическом совете Лыковой Е.В.

Работать с детьми сложно в силу многих причин. Вспоминаются слова Макаренко А. С.: «Умение воспитывать - это всё-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле. хорошо писать картины».

Воспитание детей в настоящее время осложняется ещё и тем, что многие из них не здоровы не только физически, но и психологически. Педагогу как классному руководителю и воспитателю, необходимо знать об основных трудностях в этом плане, ведь, как писал К. Д. Ушинский , «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях. то она должна прежде всего знать его тоже во всех отношениях».

Девизом педагога должны стать слова:»Доброта, интерес, сотрудничество, успех!»

Рекомендуемый стиль: гуманистический (другие названия: личностно-ориентированный, субъект-субъектный).

Независимо от названия стиль педагогического взаимодействия предусматривает:

- безусловное уважение ребёнка;

- эмпатия (умение понять ребёнка, его позицию. посмотреть на проблемы его глазами);

- эмоциональная близость;

- конструктивность ( общение с педагогом для ребёнка должно быть одним из источников строительства, а не разрушения личности, следует создавать ситуации успеха);

- гибкость (учитывать индивидуальные особенности ребёнка, а так же его состояния и ситуации);

- развитие ответственности;

- доброжелательность;

Воспитательная система школы включает в себя воспитание учащихся на уроках, классных часах, внеклассных и общешкольных мероприятиях. Отсутствие или недостаточная реализация одного из этих элементов приводит к снижению результатов всей воспитательной системы в школе.

Воспитательная работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися должна проводиться по нескольким направлениям:

1) Организация ежедневной учебной работы учащихся.

Перед началом занятий следует собирать учащихся на 5-10 минут для психологического настроя и краткого планирования учебного дня, либо делать это индивидуально. В процессе этой работы кл. руководитель выделяет уроки, на которых предстоит выполнение контрольных работ, выясняет у детей проблемы, возникшие при подготовке дом. заданий, чтобы своевременно предупредить учителей-предметников; напоминает ученикам о классных или общешкольных мероприятиях в этот день. При необходимости проводится краткий анализ результатов предыдущего дня. В конце недели так же следует собирать учащихся после уроков или на перемене для анализа результатов их обучения и поведения за неделю. Воспитатель обязан организовывать отдых детей на переменах.

2) Предупреждение неуспеваемости.

Для предупреждения неуспеваемости учащимися необходимо выполнять комплекс следующих мероприятий:

а) ежедневно перед занятиями выяснять, кто из учащихся не готов к урокам и почему. Если причины неподготовки уроков уважительные, предупредить об этом учителей-предметников;

б) детально проанализировать причины неуспеваемости учащихся;

в) организовать дополнительные занятия для учащихся по предметам и контролировать их посещение учащимися;

г)регулярно проводить дополнительные занятия по развитию у учащихся межпредметных учебных умений, являющихся основой для успешного обучения детей.

В связи с этим хочу преложить вам примерные схемы анализа причин неуспеваемости и анализа причин предметной неуспеваемости. (схемы прилагаются)

3) Подготовка интегрированной воспитательной программы по культуре жизнедеятельности человека.

Эта программа включает в себя основные вопросы по всем направлениям деятельности человека в жизни, в том числе и в образовании и самообразовании.

4) Подготовка проекта плана воспитательной работы в классе и согласование его с учащимися.

Здесь предусматриваются индивидуальные воспитательные занятия по оказанию необходимой психолого - педагогической помощи, решении проблем. относящихся к учебной деятельности.

5) Изучение класса, заполнение педагогической карты и планирование работы по коррекции учебной деятельности учащихся.

Развитие самоуправления в классе.

Оптимальной формой самоуправления в классе является создание активов творческих дел. Самоуправление класса необходимо для того, чтобы научить всех детей руководить и подчиняться. Поэтому принцип периодической смены руководства при проведении мероприятий весьма важен: он защищает класс от формирования «бюрократической элиты» среди детей. Постепенно. с развитием традиций класса развиваются и умения учащихся быть организаторами и исполнителями.

Ознакомление учащихся 8-9 классов со стратегией профессиональной

карьеры. Стимулирование учащихся к самовоспитанию.

В этом возрасте подростки интересуются перспективами своей жизни и, прежде всего, --возможностями профессиональной карьеры, которой они могут достичь в обществе. При ознакомлении учеников с моделью профессиональной карьеры желательно использовать биографии творческих личностей, а также приводить в качестве примеров жизненный путь людей разных профессий, достигших значительного успеха. Эта работа стимулирует учащихся к самовоспитанию личностных качеств и самообразованию по тем предметам, которые необходимы для будущей профессии.

Особенности интеллектуального и эмоционально-волевого развития.

Отличие большинства трудных школьников, отстающих в учёбе, от своих сверстников по особенностям интеллектуального и эмоционально-волевого развития не имеет ничего общего с отсутствием у них соответствующих способностей, не связано с врождённой умственной неполноценностью. Оно обусловлено недостаточным развитием психических качеств, образующих познавательные способности (внимание, абстрактное мышление, память) из-за того, что данные качества не подвергались упражнениям и тренировке.

Дефекты воли характеризуются избирательным действием. Для достижения желаемой цели дети могут проявлять большую силу воли, выдержку и настойчивость, а для преодоления незначительных трудностей. связанных с необходимостью, с исполнением обязанностей или долга (выполнение домашних заданий), воли не хватает.

Большую роль в данной проблеме играет индивидуальный подход. Дети отличаются друг от друга характером. способностями, интересами. У каждого из них свои мысли и мечты, симпатии и предубеждения. Среди них есть яркие, сложные натуры и робкие, незаметные. И каждый отличается от других своей индивидуальностью. Поэтому необходимо учитывать психологические особенности личности. темперамент, среду (семью), в которой ребёнок растёт и воспитывается; даже его физические данные. Нельзя забывать, что даже рост, вес, дефекты кожи, речи, зрения, слуха, физическая слабость могут быть причиной настоящих трагедий детей и, как следствие, нежелание учиться.

Чтобы избежать недостатков в учебно-воспитательной работе, следует принять во внимание следующие моменты в работе.

1. Организационные моменты.(своевременное выявление слабоуспевающих и неуспевающих учащихся, глубокое изучение педагогом индивидуальных особенностей таких школьников и причин, приведших к неуспеваемости, составление плана работы и анализа работы, помощь и своевременный контроль, работа с учителями-предметниками, использование воспитательных возможностей ученического самоуправления, отказ от шаблонности и консерватизма форм и методов внеклассной работы, работа с родителями и воспитателями).

2. Соблюдение педагогического подхода ( не отождествлять отношения отстающего ученика к учёбе с его умственными способностями). В процессе воспитания эти дети нуждаются в чуткости, внимании и индивидуальном подходе. Если этого нет, у них складывается отрицательное отношение к учебной деятельности. Несмотря на неуспеваемость по одному предмету или нескольким, эти дети могут интересоваться техникой, современной музыкой, спортом, положительно относиться к отдельным предметам. Помощь и поддержка со стороны учителя помогут детям укрепить веру в себя и взяться за учёбу.

3. Профессионализм учителя (наличие дифференцированного подхода; личный пример; истинный авторитет учителя; педагогический такт, сдержанность; уважение человеческого достоинства учащихся; желание считаться с возрастными, половыми и индивидуальными особенностями детской психики.

© 2010-2022