Презентация и конспект Стили семейного воспитания

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

Посейте поступок - пожнёте привычку,

посейте привычку - пожнёте характер,

посейте характер - пожнёте судьбу.

У. Теккерей.

Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересовано общество. Вопросу изучения стилей воспитания в различных эпохах уделяли большое внимание Ян Амос Каменский, Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо и другие.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребёнку, применяющих определённые средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный.

Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребёнка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:

  • Тип темперамента родителей, их совместимость;

  • Традиции, на которых воспитывались сами родители;

  • Научно-педагогическая литература, которую используют родители в воспитании своего ребёнка, их образовательный уровень;

  • Нравственные устои семьи.

Попустительский стиль

Родители предоставили ребёнку свободу с самого раннего детства. Ведь они очень заняты собой, своими делами, своими друзьями, работой. Их мало волнует душевное состояние ребёнка, они безразличны к его потребностям и запросам, а зачастую просто не обращают на них внимания.

Непоследовательно и неумело родители используют методы наказания и поощрения. Накажут и тут же поощряют, лишь бы не мешал. Главный метод воспитания в семье - кнут и пряник.

Родители постоянно демонстрируют ребёнку образцы двуличного отношения с соседями, друзьями, коллегами. При детях обсуждают других людей, а по мере взросления ребёнка - вместе с ним.

Родители не утруждают себя тем, чтобы разобраться с конфликтами, которые возникают у ребёнка, полностью доверяют своему ребёнку.

Дети в детской среде слывут «ябедами», «подхалимами», не умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Младшие школьники не любят ни умственный, ни физический труд. Очень быстро устают на уроках, стараются под любым предлогом увильнуть от работы. Но отметки их интересуют. Для них не существует запретов и нравственных норм. В старшем школьном возрасте ярко проявляется самоуверенность, граничащая с хамством, причём в первую очередь это касается именно родителей.

Не требовательны к себе, но требовательны к другим.

Ребёнок игнорирует и отвергает предложения педагогов, резко критикует всё, что делается в коллективе, взамен не предлагая ничего.

Им трудно вжиться в детский коллектив, они не умеют бескорыстно дружить, потому что они хотят быть всё время на виду, а если такого не происходит, то обвиняют в этом всех, но не себя.

Классный руководитель таких учащихся должен:

  • Сразу же вникать в любую конфликтную ситуацию, не оставлять её решение «на потом»;

  • С учеником обсуждать конфликтную ситуацию наедине;

  • Дать возможность ученику проявить себя, показать свои способности в классе.

Состязательный стиль

При состязательном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребёнка нечто выдающееся и необычное. Иногда ребёнок получает поощрение материального характера. Родители постоянно сравнивают своего ребёнка с другими и очень страдают, если это сравнение не в его пользу.

Если поведение ребёнка идёт в разрез с нормами, принятыми в семье, то наказание может быть не только жёстким, но и жестоким.

В своей любви к ребёнку часто не обращают внимания на человеческие качества малыша, защищают его, не обращая внимания на то, прав ребёнок или нет.

Следят за интеллектуальным развитием своего ребёнка, поощряют успехи.

Дети часто учатся на «отлично», демонстрируют свои способности и эрудицию. Рано добиваются успехов, особенно в условиях конкуренции. В любой деятельности им важен результат. Берутся за любые дела в классе, участвуют в любых мероприятиях, лишь бы их заметили.

Могут быть агрессивны, если их не оценили. Глубоко переживают свои ошибки. Их характерными качествами являются самоуверенность, эгоистичность, безразличие к интересам коллектива.

Классный руководитель таких учащихся должен:

  • информировать родителей об успехах ребёнка и доброжелательно указывать на проблемы;

  • помнить, что этим детям свойственно проявление агрессивности и не провоцировать ребёнка, а каждый такой факт должен разбираться и оценку этому должны давать как взрослые, так и дети.

  • помнить, что таких учащихся необходимо учить отвечать за нанесённые обиды и понимать значимость прощения.

Рассудительный стиль

Родители с самого раннего детства предоставляют ребёнку полную свободу действий, дают ему возможность приобретать собственный опыт путём проб и ошибок.

Из своего педагогического арсенала исключают окрики и упрёки. Считают, что активность ребёнка должна находить естественный выход.

Они уверены, что нельзя поощрять за то, что он делает с удовольствием. Не применяют физические наказания.

Родители считают, что ребёнок может выбрать себе дело по душе, они вправе лишь дать совет или рекомендацию.

У детей и родителей складываются тёплые отношения, родители принимают активное участие в жизни класса.

Если в такой семье ребёнок совершает плохой поступок, то родители не спешат с наказанием. Они дают возможность ребёнку обдумать совершённое. Помогают ребёнку осмыслить ситуацию с точки зрения другого человека.

Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными. Они уже в начальной школе хорошо осведомлены об окружающем мире и самостоятельны, умеют работать без понуканий, у них сформирована познавательная мотивация. Им необходима постоянная деятельность.

Протестуют против авторитарного стиля педагога.

Педагоги, работающие с такими детьми должны помнить, что этим ученикам нельзя скучать на уроке. Необходимо учитывать то, что в своей семье они приучены к свободному общению с взрослыми, что с их мнением считаются. Часто учителя с авторитарным стилем общения называют таких детей трудными.

Предупредительный стиль

Одной из причин такого стиля воспитания является болезненность ребёнка с раннего детства.

Родители становятся чрезвычайно мнительными и болезненно реагируют на любое проявление нездоровья у своего ребёнка. Ребёнок в такой семье постоянно под опекой, под контролем.

Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребёнка. Родители делают всё возможное и даже невозможное для того, чтобы ребёнок не испытывал никаких трудностей. Они считают окружающих источником неприятностей для своего ребёнка. Сотрудничают лишь с теми педагогами, которые соглашаются с их методами воспитания, сочувствуют им.

Дети практически не мотивированы на учебную деятельность. Имея хорошие задатки, они не желают трудиться, что приводит к плохой успеваемости. Они не самостоятельны, постоянно отвлекаются на уроках. Легко вовлекаются в различные компании. На лидерство не претендуют. В классе ведут себя спокойно, а если и нарушают дисциплину, то только за компанию.

Педагогам необходимо помнить о том, что таких детей необходимо постоянно чем-то заинтересовывать. Классному руководителю нужно постоянно работать с семьёй, формировать у родителей культуру адекватного отношения к ребёнку. Родителям нужны консультации психолога.

Контролирующий стиль

Чаще всего родители сами воспитывались в семьях, где к детям относились достаточно жестоко и они автоматически перенесли этот стиль воспитания в свою семью. Свобода ребёнка в таких семьях строго регламентируется. Родители диктуют ребёнку, что он должен надеть, с кем дружить.

Родители активно используют наказания. Это проявляется в командном тоне, криках, физических наказаниях. В подобных семьях дети лишены тепла, ласки, понимания.

Родители всегда недовольны поведением ребёнка, они постоянно держат его под контролем. Хотя для себя оправдывают такое поведение тем, что хотят вырастить из своего чада нравственного человека.

Не считают нужным прислушиваться к мнению ребёнка, считая его глупым и никчемным.

Всячески показывают ребёнку, кто в семье главный.

Дети

Поступки принимают форму защитных реакций. Они неуверенны, не знают, как и где себя вести. Не умеют мыслить творчески, бороться за истину. Внешне они отличаются от одноклассников: угрюмы, подозрительны, склонны конфликтовать, даже если в этом нет необходимости.

Очень высокий уровень тревожности; непросто складываются отношения со сверстниками. Часто проявляют грубость по отношению к другим людям, конфликтуют со сверстниками и с учителями. Отличительной особенностью таких детей является изолированность в классе и гипертрофированная любовь к самому себе.

Педагог должен знать, что эти дети вспыльчивы, подозрительны, неуверенны в себе. Но, в то же время, добросовестны.


Сочувствующий стиль

Условием формирования такого стиля воспитания являются отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи, отсутствие в семье одного из родителей.

Родители любят своего ребёнка, но никогда не балуют. Они стараются оградить ребёнка от своих переживаний и огорчений, не рассказывают о проблемах на работе, не обсуждают при ребёнке других людей.

Они всегда благодарны учителям за разумную помощь и поддержку в воспитании ребёнка.

Семья старается быть для ребёнка примером нравственного поведения.

Несмотря на те ошибки, которые может допустить ребёнок, родители всегда доброжелательны в общении с ним. Такие родители с удовольствием входят в состав родительского комитета, поддерживают школу и учителя во всех начинаниях.

Дети в таких семьях рано взрослеют. Они осознают трудности, которые испытывает их семья, однако не осуждают, а поддерживают свою семью.

Они уделяют много внимания наблюдению за сверстниками и взрослыми, что формирует у них организованность и ответственность. Они не любят больших шумных сборищ, поэтому после школы стремятся домой.

В общении со сверстниками они осторожны, говорят тихо, не любят быть на виду.

Уважительно относятся к нормам морали, к старшим.

Одним из главных недостатков этих детей - отсутствие инициативы, они не умеют за себя постоять, могут терпеть поражение в конфликтной ситуации.

Педагог должен знать, что такие дети очень тяжело переносят критические замечания в свой адрес и адрес своей семьи, особенно, если они несправедливы.




Гармоничный стиль

Ребёнок в такой семье всегда желанный, рождается, растёт в тёплой, дружественной атмосфере.

Родители в таких семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи. Необычное празднование дней рождений, сюрпризы и подарки членам семьи, праздничные газеты, концерты - это формирует собственную значимость ребёнка, его умение жить среди людей.

Дети в таких семьях в раннем детстве показывают свою рассудительность и мотивируют свои поступки. Уже в начальной школе они проявляют чуткое отношение к сверстникам, к старшим.

Для таких учащихся одинаково значимы и уроки физкультуры и умственная нагрузка. На всех уроках они активны.

Они очень исполнительны. Если что-то пообещали, то выполнят даже в ущерб себе. Такие ребята часто выбирают себе в друзья детей с трудной судьбой и положительно на них влияют.

Такие дети непримиримы к недостаткам и безобразным поступкам других людей. Они правдивы, самокритичны, настойчивы в достижении цели, реально оценивают свои возможности.

Знание стилей семейного воспитания может существенно повлиять на организацию работы классного руководителя с детьми, создать ситуацию успеха для многих учащихся, помочь преодолеть проблемы в развитии некоторых ребят.


© 2010-2022