- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа для воспитателей кадетских корпусов. Тема: «Дети и война»
Программа для воспитателей кадетских корпусов. Тема: «Дети и война»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гаршина Л.А. |
Дата | 28.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа для воспитателей кадетских корпусов.
Тема: «Дети и война»
Автор: Гаршина Л.А.
Чувырова И.Г.
Острогожский филиал
Горожанского казачьего
кадетского корпуса.
Форма: факультативное занятие.
Вид деятельности: проблемно-ценностное общение.
Нормативное воспитание: гражданское, патриотическое воспитание.
Пояснительная записка.
Программа направлена на воспитание у детей чувства гордости, любви к своей Родине, их духовного обогащения на примерах подвигов детей в годы ВОВ.
Сориентировано на учащихся среднего возраста в рамках воспитательной деятельности образовательного учреждения.
Цель: формирование у детей чувства патриотизма и любви к Родине, ответственности за свою страну и общество.
Задачи:
-
информировать учащихся о подвигах детей в ВОВ через этические беседы;
-
пробудить в детях чувство сострадания, переживание и гордости за стойкость своих сверстников;
-
раскрыть понятие патриотического чувства, долга перед Родиной;
-
научить передавать собственные чувства, развивать умение передавать чувства других;
-
научить создавать социальный проект в рамках пространственно образовательного учреждения.
Учебно - тематический план.
N
п/п
тема
кол-во
часов
форма
1.
На войне маленьких не бывает.
Этическая беседа.
2.
Разве для смерти рождаются дети.
Литературно-музыкальная композиция.
3.
Имя этому - терроризм.
Урок памяти.
4.
Однажды наша жизнь изменилась.
Дискуссия.
5.
Я родом не из детства - из войны.
Дискуссия.
6.
Реализация социального проекта: «Альбом памяти».
Практика (социальный проект).
Итого:
Содержание тем.
Тема 1. Судьбы детей во время войны. Пионеры - герои: Леня Голиков, Зина Портная, Валя Котик, Марат Казей. Дети в партизанских отрядах: Володя Дубинин, Надя Богданова, Вася Коробко, Володя Казначаев. Дети тыла- Алексей Бойченко. «Сыны полков»: Жора Артеменков, Леня Кузубов. «Усыновленные» мальчишки и девчонки военными госпиталями.
Тема 2. Дети блокады. История Тани Савичевой. Дети узники. 75 детей заживо-саженных в Хатыни. Геноцид против евреев. Бабий яр.
Тема 3. Что такое терроризм? Статистика погибших при террористических актах. Беслан - самый жестокий террористический акт.
Тема 4. Украина. Война. Страдающие дети. Высказывание детей, находящихся в местах боевых действий. Высказывание Российских детей.
Тема 5: Истории семей. Судьбы детей во время войны и после. Защита Отечества - священны долг каждого гражданина.
Тема 6. Реализация социального проекта «Альбом памяти». Сбор материала и информации по заданной теме. Выпуск альбома «Альбом памяти».
Контрольно - измерительный материал.
К теме 1. Показ слайдов: «И ни на миг не дрогнули юные сердца».
К теме 2.
-
видеоролик «Ленинградский метроном»
-
видеоролик «Мама не плач»
-
дневник Тани Савичевой
-
видеоролик, открытия памятника в 2010 году на Пискаревском кладбище
-
видеоролик «Бабий яр», звучит песня «Мама, отчего ты плачешь?» в исполнение Нателлы Болтянской»
-
видеоролик «Хатынь»
-
видеоролик «Название и схема концлагерей»
-
видеоролик «Кто увидел, не забудет», звучит песня «Саласпилс» в исполнение ВИА «Поющие гитары»
-
слайдовый показ детских фотографий, звучит песня «Бухенвальдский набат» в исполнение М. Магамаева
К теме 3.
-
Информация и статистика террористических актов в России.
-
Показ слайдов про Беслан, в сопровождении музыки и чтении стихов.
-
Минута молчания (зажигаются свечи).
К теме 4.
-
«Однажды наша жизнь изменилась», просмотр мультфильма, созданный украинскими детьми для взрослых.
-
Стихотворение девочки, находящейся в России без родительского попечения.
Примерны вопросы для обсуждения.
-
Что чувствует ребенок, живущий в зоне огня?
-
Что они переживают, о чем размышляют?
Ответы детей, не побывавших в зоне боевых действий, сравнить с ответами украинских детей.
К теме 5.
-
Есть ли в вашем городе улицы, названные именами пионеров-героев?
-
Есть ли в ваших семьях дети войны?
-
Почему дети шли на фронт?
-
Была ли необходимость участия детей в войне?
-
Стоит ли победа детей в войне детских смертей?
-
Какие ценности в наше время у подростков? Что для вас является приоритетов в жизни?
К теме 6.
Класс самостоятельно делиться на группы. Распределяют темы. Объединяют собранный материал и оформляют альбом.
Литература.
-
Юлия Юзин «Бесланский словарь».
-
А. Адамович «Блокадная книга».
-
А. Кузнецов «Бабий яр».
-
И. Смирнов «Бухенвальдский набат».
-
М. Паркопов «Мы расстреляны в сорок втором».
-
И. Ирошникова «Здравствуйте, пани Катерина»
-
rishonim. info>konflrt
-
usso.ucoz.ru>каталог статей<
-
Сборники стихов: В. Берестов, Н. Найденова, Ю. Воронов, В. Шамшурин.
Приложение.
К теме 1:
За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями.
Ордена Ленина были удостоены - Толя Шумов, Витя Коробков, Володя Казначеев;
Ордена Красного Знамени - Володя Дубинин, Юлий Кантемиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук;
Ордена Отечественной войны 1-й степени - Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалёв;
Ордена Красной звезды - Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Лёня Анкинович.
Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны».
Медалью «За оборону Ленинграда» - свыше 15 000 ,
«За оборону Москвы» - свыше 20 000 медалью.
Четверо пионеров-героев были удостоены звания
Героя Советского Союза:
Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова.
К теме 2:
Геноцид - истребление отдельных групп населения, целых народов в мирное или военное время по расовым, национальным или религиозным мотивам.
Холоко́ст - «всесожжение»:
в узком смысле - преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны.
в широком смысле - преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, евреев, цыган, гомосексуальных мужчин, безнадежно больных и инвалидов и др.) в период существования нацисткой Германии.
Блокада Ленинграда - осада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками во время Великой Отечественной войны города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) Длилась с 8сентября 1941 по 27января 1944 (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) - 871 день.
Концентрацио́нный ла́герь (концла́герь) - термин, обозначающий специально оборудованный центр массового силового заключения и содержания следующих категорий граждан различных стран:
военнопленных различных войн и конфликтов;
политических заключенных при некоторых диктаторских и тоталитарных режимах правления;
заложников, обычно во время гражданских войн или оккупации
иных лиц, лишенных свободы (как правило, во внесудебном порядке) .
Са́ласпилс - лагерь смерти на территории оккупированной нацистами во время Второй мировой войны Латвии, предназначенный для массового уничтожения людей, большое число из которых дети.
Осве́нцим - комплекс немецких концлагерей, располагавшийся в 1940-1945 гг. на юге Польши, около города Освенцим
По данным отчета 1967 года Федерального министерства внутренних дел Германии насчитывалось 1634 концентрационных лагерей и их подразделений на захваченных нацистами территориях. Однако по материалам Еврейской виртуальной библиотеки насчитывается порядка 15 000 концлагерей и их подразделений, созданных на оккупированных территориях. Впоследствии большинство из них было разрушено самими нацистами.
Бухенвальд ( «буковый лес») - один из крупнейших концентрационных лагерей на территории Германии.. С июля 1937 по апрель1945 года в лагере было заключено около 250 000 человек. Количество жертв лагеря оценивается примерно в 56 000 узников
Бабий Яр. Здесь произошло незабываемое по масштабам заранее спланированное и просчитанное до деталей убийство мирных жителей - евреев, украинцев, русских, ромов, преимущественно стариков, женщин, детей. Здесь были преданы мучительной смерти военнопленные, коммунисты с семьями, игроки киевского «Динамо», партизаны, подпольщики, моряки Днепровской флотилии, православные священники, отказавшиеся провозглашать в церквях молитвы о здравии фюрера и спасавшие от расстрела евреев.
В течение двух лет жертв колоннами вели к месту казни, просящих о пощаде - зверски избивали, убивали. Людей расстреливали на краю обрыва или заставляли спуститься вниз, лечь на трупы, а затем лежащих - методично расстреливали.
Хаты́нь - деревня в Беларуси, уничтоженная 22 марта 1943 года за убийство нескольких немецких военнослужащих карательным отрядом. В соответствии с принципом коллективного наказания 149 жителей Хатыни были сожжены заживо или расстреляны за возможное оказание жителями деревни помощи партизанам.
К теме 3:
Террор - слово латинского происхождения, что означает - страх, ужас.
Терроризм - это использование насилия и угрозы для достижения публичных или политических целей.
Терроризовать - устрашать, запугивать, держать в повиновении угрозами насилия и физического уничтожения. Проявления терроризма обычно влечет массовые человеческие жертвы и разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой воссозданию.
Статистика самых громких террористических актов последних лет.
-
Сентябрь 1999г. взрывы жилых домов в Москве, на улице Гурьянова. Погибли 106 человек, ранено - более 300 человек.
На Каширском шоссе погибло - 124 человека, ранено - более 200 человек.
-
С 23 по 26 октября 2002 г. террористы удерживали 916 человек в здании ДК «Московский подшипник», известный под названием «Норд-Ост», погибли 130 заложников.
-
Февраль 2004 г. взрывы в Московском метро. Погибло - 40 человек, ранено - 250.
В марте 2010г. два взрыва. Погибло - 41 человек, ранено - более 88 человек.
-
1 сентября в г. Беслане более 2 суток террористы удерживали в заложниках 1100 человек, преимущественно дети. Погибло - 331 человек, из которых 186 - дети.
К теме 4:
Ответы украинских детей. Что они переживают, о чем размышляют?
-
«Больше всего я боюсь, чтобы не убили маму и папу. А то я не смогу спасти младшего братика, которому 6 месяцев. Пусть лучше убьют меня».
-
«Мой папа ушел на войну. Мама и бабушка каждый день плачут и ничего мне не говорят. От этого мне становится еще страшнее… Может, папы уже нет?»
-
Я знаю, как пахнет война. Она пахнет подвалом, где мы ночуем с мамой…»
-
«Я очень хочу кушать. Всегда…»
-
У нас страшнее, чем в фильмах ужасов. Похороны каждый день… Киевская хунта обстреливает жилые дома, больницы, дедсады, дома ребенка, интернаты…»
-
«Наш дом разбомбили. Мы с мамой и бабушкой жили в погребе. Когда бомба упала во двор снова, я стали заикаться…»
-
«Путин нас спасет. Потому что Путин это бог и спаситель наш. Мама так говорит. У нас есть его портрет из газеты…»
-
«Когда бубухнула бомба, я описался. И писаюсь теперь каждую ночь, когда гром гремит, а мама смотрит на меня и сильно плачет…»
-
«Я не боюсь быть убитым, но если убьют маму, папу или бабушку, я этого не переживу…»
-
«На войне начинаешь верить в Бога по - настоящему, а не понарошку. Потому что понимаешь: только Бог может тебя защитить…»
-
«Война - это когда вокруг тебя только зло, а добро убито и похоронено где-то далеко…»
К теме 5:
Дети войны, для которых слова «патриотизм», «честь» и «Родина» являлись абсолютными понятиями, заслужили право на все. Кроме забвения».
Сейчас уже трудно представить, что 2 года назад в Острогожске ничего не знали о кадетах.
А сегодня кадеты неотъемлемая часть жизни города, активные участники акций, торжественных мероприятий, парадов и конкурсов.
Без нас не обходится ни одно важное событие жизни города
Новый год
Пусть удача скорей улыбнется,
Долгожданное счастье придет,
С исполнением желаний начнется
замечательный, радостный год.
Новый год - это смех и подарки,
Это елка и снег за окном,
Это праздник веселый и яркий,
Это сказка, что входит в ваш дом
Мы, современные кадеты,-наследники тех, кто прославил себя на льду Чудского озера, куликовском поле, под Полтавой и Бородино, в знаменитом Брусиловском порыве и победах Великой Отечественной Войне
Никто лучше ветеранов Великой Отечественной не знает, что истинное значение каждого гражданина измеряется его заслугами перед Родиной, а его человеческое достоинство - силою его патриотизма.
В этом зале находятся ветераны подарившие нам победу
Ветеран - это слово звучит уверенно и твердо. Чей личный пример вдохновляет юное поколение на защиту Отечества
У нас интересная, насыщенная кадетская жизнь
Священный ритуал для каждого кадета защита Отечества всех поколений - это присяга, клятва в преданности Родине
Каждый юноша и девушка произнося торжественные и волнующие слова клятвы, свято верят, что он всем сердцем подписывается под каждым словом, отвечает за каждый поступок
Одно из самых значимых традиций корпуса, самый важный и торжественный момент праздника - клятва кадета
Мамин праздник. Это он собрал здесь всех нас, таких единых в своей любви к матери