- Преподавателю
- Классному руководителю
- Планирование: Направления воспитательной работы
Планирование: Направления воспитательной работы
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чернобай И.И. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
На современном этапе формирования российского общества вследствие сложившихся условий (горячие точки, террористические акты, рост преступности (особенно подростковой), наркомания, бездуховность и так далее) необходима система воспитания, которая подготовит ребенка к жизни.
Одним из основных направлений такой системы является духовно-нравственное становление молодежи, формирование гуманистических, социально значимых ценностей и образцов поведения, национального самосознания.
Подобная система призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой культурой.
Всем нам хочется жить в мире, свободном от войн и насилия. Но, к сожалению, окружающий мир все еще несовершенен. Он исполнен зла и коварства. Поэтому наряду с мирными тружениками нашей стране нужны воины для защиты родного Отечества. Следовательно, патриотическое воспитание должно составлять одно из важнейших направлений государственной политики.
Здоровье - самая большая ценность и для самого человека, и для государства. Крепкое здоровье - это залог бодрости, работоспособности, долголетия. Здоровье - важнейшая из предпосылок формирования здорового образа жизни.
Стране необходима социально активная, образованная нравственно и физически здоровая личность в изменяющихся условиях общественной жизни.
Мы должны сделать ребенка не только образованным тружеником, но и воспитать в нем гражданина и человека. А в формировании мировоззрения, потребностей, интересов активно участвует семья.
Необходимо помочь воспитаннику жить в коллективе, но при этом оставаться самим собой, индивидуальным, организованным, независимым. Создать каждому ребенку такие условия, чтобы он мог попробовать себя в деле
и добиться успеха. Необходима мотивация на успешность!
Цель программы:
воспитание патриотов России, граждан правового государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой духовной культурой, осуществляется по следующим направлениям:
-
«Я и моя страна»,
-
«Я и мое здоровье»,
-
«Я и моя учеба»,
-
«Я и мой труд»,
-
«Я и моя духовная культура»,
-
«Я и моя школа, я и мой край»,
-
«Я и мой интеллект».
Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:
- формирование ценностно-ориентированной личности;
- формирование интеллектуального, нравственного, эстетического и физического самовыражения ребенка;
- формирование ответственного отношения к учебе и труду;
- поддержка творческих устремлений и действий каждого воспитанника.
Естественные потребности человека, которые учитывались при составлении программы.
-
Потребность в любой деятельности.
В основе - педагогическое кредо:
жизненный опыт ребенка должен быть успешен.
-
Потребность быть здоровым.
Забота о сохранении и укреплении здоровья воспитанника является важнейшей обязанностью и взрослых (родителей, кл. руководителя, воспитателей), и самого ребенка.
3. Потребность в защищенности , в безопасности.
Растущий человек нуждается в атмосфере тепла, понимания, сочувствия, гармонии с внешним и внутренним миром.
-
Потребность в уважении, в признании, в необходимом социальном статусе.
Из отношения к себе вырастает чувство собственного достоинства , «Я - концепция». Как ты относишься к другим, так и люди относятся к тебе.
-
Потребность в смысле жизни.
Поиски смысла жизни - постоянная крайне важная внутренняя работа души и мысли каждого человека.
-
Потребность в самореализации.
Важная задача - овладеть искусством самоуправления.
-
Потребность в удовольствии , в наслаждении.
Это сугубо человеческая потребность в эмоциях, чувствах. Необходимо научить ребенка быть счастливым.
Базовые потребности человека - это основные жизненные задачи, которые индивид должен научиться решать:
защищать себя, быть признанным и уважаемым среди окружающих, обрести
цель и смысл жизни, научиться эффективным и социально-культурным способам самореализации , научиться радоваться жизни.
Основные принципы воспитательной системы,
основанной на потребностях человека.
1. Принцип природосообразности.
Важнейшее правило воспитания - принимай ребенка таким, каков он есть. Все дети хотят быть хорошими. Задача педагога - помочь им в этом.
2. Возрастной принцип.
Развитие воспитанника должно осуществляться последовательно и здоровым образом.
3. Деятельностный принцип.
Воспитывают не педагог, не нравоучения, а дела (прежде всего КТД).
4.Принцип сотрудничества.
Необходимы отношения партнерства, доверия между ребенком и его наставником.
5. Принцип целостности в воспитании.
Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство всех
ипостасей человеческого.
6. Эгоцентрированный принцип.
Отношение к ребенку как к неповторимой , уникальной личности.
7. Принцип успешности.
Будет успех - всегда будет у ребенка желание не просто участвовать , а делать,
и делать еще лучше.
Программа «Я - гражданин России»
предполагает участие в ней не только педагогов и учеников, но и семьи, общественных организаций (ДЮКи, больницы, школы искусств, библиотеки, ДК, военкоматы и так далее).
В результате совместной деятельности ожидается:
- воспитание граждан - патриотов России, понимающих необходимость защиты Родины;
- духовно-нравственное становление молодежи;
- формирование гуманистических, социально значимых ценностей и образцов
поведения;
-воспитание культуры семейных отношений, основанных на взаимопонимании,
взаимоуважении, толерантности;
- формирование сознательного отношения к ценностям Отечества: его прошло-
лому, настоящему, будущему;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- формирование уверенности в необходимости повышения интеллектуального уровня молодежи.
На 1-ом этапе (5кл.) реализуется:
-
Потребность быть здоровым.
-
Потребность в защищенности, в безопасности.
-
Потребность в удовольствии и наслаждении.
На 2-ом этапе (6 кл.) реализуется:
-
Потребность быть здоровым.
-
Потребность в защищенности, в безопасности.
-
Потребность в удовольствии и наслаждении.
-
Потребность в любой деятельности.
На 3-ем этапе (7 кл.) реализуется:
-
Потребность быть здоровым.
-
Потребность в защищенности, в безопасности.
-
Потребность в удовольствии и наслаждении.
-
Потребность в любой деятельности.
-
Потребность в уважении, в признании, необходимом социальном статусе.
На 4-ом этапе (8 кл.) реализуется:
-
Потребность быть здоровым.
-
Потребность в защищенности, в безопасности.
-
Потребность в удовольствии и наслаждении.
-
Потребность в любой деятельности.
-
Потребность в уважении, в признании, в необходимом социальном статусе.
-
Потребность в самореализации.
На 5-ом этапе (9 кл.) реализуется :
1. Потребность быть здоровым.
2. Потребность в защищенности, в безопасности.
-
Потребность в удовольствии и наслаждении.
-
Потребность в любой деятельности.
-
Потребность в уважении, в признании, в необходимом социальном статусе.
-
Потребность в самореализации.
-
Потребность в смысле жизни.
На 6-ом этапе (10 кл.) и 7-ом (11 кл.)
продолжается начатая работа, но теперь она направлена на раскрытие потребности в смысле жизни (прежде всего выбор жизненного пути).
Пути реализации программы «Я - гражданин России»
школа семья общественные организации
Направление
Задачи
Формы и методы воспитания
Сроки
«Я и моя страна»
Жить среди людей и быть счастливым - это значит прежде всего долженствовать, уметь выполнять долг. Долг - это обязанность перед Родиной , народом , семьей.
В.А.Сухомлинский.
Воспитывать
патриотов Роди-
ны , развивать
чувство гордос-
ти за свою стра-
ну , свой народ.
1.Тематические классные часы.
- Устный журнал «Наш дом - Россия»
Беседы:
- «Конституция России»
- «Государственные символы России»
- Встречи с защитниками Отечества «Защищать Родину - обязанность каждого гражданина».
- Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны
- Праздник получения паспорта
- «Войной начинается память»
(к 60-летию Победы)
2.Участие в акциях
- «Вахта Памяти»
- «Уроки мужества»
декабрь
в теч. года
февраль
май
декабрь
апрель-
май
май
февраль
«Я и мое
здоровье»
В здоровом теле - здоровый дух
Народная мудрость.
Воспитывать по-
требность в здо-
ровом образе
жизни , охрана
жизни детей.
-Вовлечение детей в спортивные секции.
- Участие в спортивных соревнованиях (Дни бегуна, кроссы), Днях здоровья.
- Консультации по технике безопасности детей.
- Инструктаж о поведении в общественных местах, обращении с незнакомыми пред-етами
Тематические классные часы:
-«За здоровый образ жизни»,
-«Во всем нужна мера»,
-«Зачем нужно заниматься спортом и физической культурой?»,
-«Курильщик - сам себе могильщик»,
-Азбука безопасности. Критические ситуации. Стихийные бедствия.
в течение
года
в течение
года
в течение
года
октябрь
сентябрь
январь
в течение
года
«Я и моя семья»
Главной функцией новой семьи должна быть функция воспитания человека и гражданина. А.Грамши.
Формировать
культуру семейных отношений,
воспитывать
граждан с активной жизненной
позицией.
Тематические классные часы:
- «Мое родословное древо».
- «Традиции нашей семьи».
- Выставка рисунков, сочинений
- «Моя семья»,
- «Мой папа самый …»,
-«Мои бабушка и дедушка в годы войны».
Родительские собрания:
- Совместные собрания родителей
и детей.
-Анкетирование родителей и детей по вопросам семьи.
январь
март
сентябрь
февраль
в течение
года
1 раз в четв.
1 раз в год
в течение
года
«Я и моя духов-
ная культура»
Наслаждение прекрасным - путь к нравственности.
Шиллер.
Формировать общечеловеческие нормы гуманистической морали (доброта, милосердие , толерантность) и культуру поведения.
Тематические классные часы:
- Диспут «В чем красота человека»
- «Толерантность в нашей жизни»
- Проблемная беседа «Каков он, современный человек?»
- Круглый стол «В чем смысл человеческой жизни?»
- Анкетирование учащихся
- Устный журнал «Разговор о прекрасном»
- Помощь ветеранам Великой Отечественной войны, престарелым бабушкам и дедушкам
- Родительское собрание
октябрь
декабрь
сентябрь
февраль
в теч.года
январь
в течение
года
«Я и моя учеба»
Чем с меньшим принуждением учатся дети, тем метод лучше, чем с большим, тем хуже.
Л.Н.Толстой.
Формировать у
учащихся ответственное отношение к учебе
Тематические классные часы:
- Классное собрание «Как мы
учимся?»
- Практическое занятие «Режим
дня во время подготовки к экзаменам»
- Родительское собрание «Учеба - главный труд Вашего ребенка»
- Работа консультантов
- Анкетирование
- Сочинения «Какой предмет мне больше всего нравится (не нравится) и почему?»
-Проведение открытого урока по литературе с целью активизации познавательного интереса
ноябрь
апрель
ноябрь
в теч.года
в течение
года
декабрь
«Я и мой край»
Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. А.С.Пушкин
Изучать исто-рию родного
края: города,
улицы, дома,
школы.
- Встреча со старожилами города.
Тематические классные часы:
- «Из истории моей улицы»
- Конференция «Спас-Деменск в годы войны»
- Сбор материал для школьно-
го музея.
- Акция «Чистота города - в наших руках»
- Организация похода «По местам боевой славы»
в теч.года
октябрь
март
в течение
года
в течение
года
июнь
«Я и мой труд»
Истинное сокровище для людей - умение трудиться.
Эзоп.
Формировать у
учащихся навык трудиться;
воспитывать
уважение к людям труда.
- Организация дежурства по классу и школе.
- Участие в трудовых десантах.
- Классный час «Кем быть? Каким быть?»
- Анкетирование учащихся.
- Встречи с людьми различных
профессий.
в течение
года
в теч.года
март
в теч.года
в течение
года
«Я и мой интел-
лект»
Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного. Р. Тагор
Выявлять и раз-
вивать природ-
ные задатки и
творческий по-
тенциал каждо-
го ребенка.
- Вовлечение детей в различные
кружки по интересам.
- Анкетирование детей и родителей.
-Беседы - консультации с учите-
лями - предметниками и руководителями кружков.
- Участие в смотрах-конкурсах,
интеллектуальных марафонах,
чтениях памяти Чижевского.
- Сочинения «Мир моих увлечений».
-Организация выставки «Умные
руки не знают скуки».
в течение
года
в течение
года
в течение
года
в течение
года
апрель
май
Модель выпускника в контексте программы.
-
Знает состояние своего здоровья , умеет следить за ним и учитывает свои физические возможности при выборе жизненных решений.
-
Знает, как вести себя в минуту опасности.
-
Знает родословную своей семьи, уважительно относится к родным и близким.
-
Знает историю своей школы, своего города, своей страны.
-
Умеет общаться со взрослыми, сверстниками , малышами.
-
Способен владеть своими чувствами, не быть рабом настроения.
-
Умеет преодолевать трудности.
-
Уважительно относится к людям.
-
Придет на помощь любому человеку , который в ней нуждается.
-
Знает, что такое сочувствие , сопереживание , милосердие.
-
Может поставить достойную цель и добиваться ее выполнения.
-
Гуманно относится ко всему живому.
-
Умеет ценить красоту природы , искусства.
-
Умеет отвечать за свои поступки.
-
Способен постоять за себя.
-
Стремится к знаниям.
-
Знает правила культурного поведения.
-
Умеет жить в гармонии с окружающим миром.
-
Умеет трудиться. Уважительно относится к людям труда.
-
Способен дарить людям радость.