Занятие по профориентации Мир профессий

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Занятие 3. Мир профессий


Цель: расширить представления детей о разнообразии профессий в мире.

Материал: бланки с названиями профессий, специальностей и должностей; ручки.

I. Разминка.

Игра «Моргалки»

Цель: разогрев, позитивное эмоциональное состояние.

Участники игры делятся на пары, один человек из пары садится на стул в кругу («мышка»), другой («кошка») встает у него за спиной. Стульев и «кошек» должно быть на одного больше, чем «мышек». Задача «кошки», оказавшейся без «мышки», - сманить любую «мышку» из тех, кто сидит на стульях, моргая выбранной «мышке». Задача других «кошек» - не отпустить свою «мышку». Причем «кошкам» нельзя постоянно держать руки на плечах своих «мышек». Нужно только удерживать их, соблюдая правила безопасности, в те моменты, когда одинокая «кошка» пытается подать знак именно их «мышке». «Мышка», которую сманивает «кошка» с пустым стулом, сама решает, крепко ли ее удерживают, и если ее «кошка» зазевалась или не успела уверенно удержать свою «мышку» за плечи, она перемещается на свободный стул, и новая «кошка» ловит следующую «мышку».

Игра должна быть динамичной. Через некоторое время «кошки» и «мышки» меняются местами.

II. Основная часть.

Беседа по теме «Основные виды профессиональной деятельности»

Цель: знакомство с понятиями «профессия», «специальность», «должность».

Как Вы думаете сколько существует в мире профессий?

В мире существует более 40 тысяч профессий.

Каждое десятилетие школьников привлекает свой перечень профессий. Те профессии которые привлекали ваших родителей, могут показаться Вам неинтересными, непрестижными, несовременными. Технический прогресс рождает каждое десятилетие новые виды профессий, другие уходят на второй план или в небытие.

Перечислите те профессии, которые Вам известны. Из них не все оказались непосредственно профессиями. В чём тут дело?

Не всякий вид трудовой деятельности называется профессией. Профессия это:

  • Деятельность, направленная на пользу обществу;

  • Деятельность, требующая профессионального обучения;

  • Деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение.

Примеры профессий: учитель, инженер, слесарь, врач.

Специальность - это ограниченная область профессиональной деятельности.

Это более узко направленная, требующая более глубокой конкретизации. Поэтому можно сказать, что профессия - это группа родственных специальностей.

Примеры специальностей: учитель биологии, технологии, физики и т. д; врач-педиатр, окулист.

Должность - это служебное положение работника в учреждении, на предприятии, определяющие его обязанности и оплату труда. Так, директором школы может быть учитель любой специальности.

Квалификация - степень мастерства в конкретной специальности.

Упражнение «Найди профессию»

Цель: закрепить полученную информацию.

Материал: бланки с названиями профессий, специальностей и должностей; ручки.

Подчеркните слова, обозначающие профессии.

Инженер, конструктор, директор, дворник, юрист, помощник юриста, исполняющий обязанности, кассир, завуч, учитель физкультуры, дрессировщик, начальник отдела, учитель, учитель начальных классов, врач, терапевт, главный конструктор, слесарь, курьер, хирург.

Почему «дворник» и «курьер» - не профессии? (директор, помощник юриста, завуч начальник отдела, главный конструктор обозначают не профессии, а должности. Учитель начальных классов и учитель физкультуры - это разные специальности одной профессии - учитель. Терапевт и хирург - специальности профессии врача).

Упражнение «Профессия на букву»

Цель: расширение знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.

Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача - показать, что мы знаем много профессий, начинающихся на эту букву, т.е. показать, насколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии на данную букву.

Ведущий называет первую букву, а участники по очереди называют профессии. Если называется незнакомая большинству участников профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа, и ход передается следующему по очереди игроку (по более жестким правилам, тот, кто не смог назвать профессию, выбывает из игры и выходит на время из круга). При этом совсем не обязательно требовать от участников официальных (безукоризненно правильных) названий профессий, поскольку на данный момент ни один справочник не является исчерпывающим. Учащимся важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профессиональную деятельность и суметь ответить на уточняющие вопросы.

У ведущего в данном упражнении имеются возможности для ненавязчивой коррекции представлений учащихся о тех или иных профессиях.

III. Рефлексия.

Обратная связь.

Цель: анализ своего состояния и обмен мнениями.

По кругу каждый высказывается о том, какие моменты ему понравились, а в какие он чувствовал себя неуютно.


© 2010-2022