Интеллектуальная игра «Город древний, расскажи»

Данный классный час может быть проведен в 3, 4 классах.   Это итоговый классный час по теме «Город древний, расскажи». На предыдущих занятиях была проведена большая подготовительная работа. Дети  побывали на экскурсиях по городу и встретились с известными людьми, готовили сообщения, создавали буклеты и альбомы, изучали историю, достопримечательности своего родного города Кунгура.       Форма проведения классного часа – интеллектуальная игра (по правилам игры «Морской бой»).     На занятии дети работают в 3 группах - командах. Групповая работа учит организовать и осуществлять сотрудничество в группе, умение выражать свои мысли, слушать и понимать других, а также  осознавать ответственность за общее дело.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Данный классный час может быть проведен в 3, 4 классах. Это итоговый классный час по теме «Город древний, расскажи». На предыдущих занятиях была проведена большая подготовительная работа. Дети побывали на экскурсиях по городу и встретились с известными людьми, готовили сообщения, создавали буклеты и альбомы, изучали историю, достопримечательности своего родного города Кунгура.

Форма проведения классного часа - интеллектуальная игра (по правилам игры «Морской бой»).

На занятии дети работают в 3 группах - командах. Групповая работа учит организовать и осуществлять сотрудничество в группе, умение выражать свои мысли, слушать и понимать других, а также осознавать ответственность за общее дело.

Батракова Татьяна Алексеевна,

учитель начальных классов,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12»
г. Кунгур, Пермский край

Классный час

Интеллектуальная игра

Тема: «Город древний, расскажи»

Цель:

  • расширение и обобщение знаний детей о родном городе;

  • способствовать формированию чувства патриотизма, интереса к истории родного города.

Задачи:

  • обобщать и систематизировать знания детей о городе Кунгуре;

  • воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к природе, окружающей среде и родному городу.

На данном занятии формируются коммуникативные УУД - умение организовать и осуществлять сотрудничество в группе, умение выражать свои мысли, слушать и понимать других.

Познавательные УУД - умение находить, извлекать и выделять необходимую информацию.

Регулятивные УУД - целеполагание; планирование; прогнозирование; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация.

Личностные УУД - осознание ответственности за общее дело.

Место организованной деятельности в системе воспитательно-образовательной работы класса: план воспитательной работы

Тип организованной деятельности: классный час.

Оборудование: мультимедийный проектор; презентация «Город .древний, расскажи»; большое игровое поле (в клетках обозначены игровые очки - 5, 10, 20, 30, 40), модели 1-палубных кораблей с координатами для команд, игровые поля для команд, информационная доска-табло, аншлаги со словами, выставка книг, фотографий и брошюр о Кунгуре; фотоальбомы о городе.

План - конспект занятия.

1.Мотивация к учебной деятельности.

- Посмотрите, пожалуйста, на экран. (Показ фрагмента разных интеллектуальных игр.)

- Что вы сейчас просмотрели? (Отрывки из передач.)

2. Актуализация знаний.

- Какие это передачи?

- Какие интеллектуальные игры знаете вы?

- Последние годы по центральному телевидению часто транслируют самые разнообразные интеллектуальные игры: «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Сто к одному» и многие другие.

- Людям нравятся эти игры за то, что они обогащают запас знаний, будят мысль, заставляют думать.

3. Сообщение темы и цели.

- Вот сегодня я предлагаю вам сыграть в интеллектуальную игру, которая называется «Морской бой», а тема нашей игры: «….».

- Внимание на экран. (Слайд-шоу о Кунгуре)

- Назовите тему игры? ( О городе Кунгуре. «Город древний, расскажи»)

4. Работа по теме занятия.

Правила игры:

- Вы поделены на 3 команды. В каждой есть свой капитан. Перед вами общее большое игровое поле, которое разбито на 25 секторов-квадратов и такое же маленькое собственное поле для вашей команды. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Две стороны каждого поля размечаются буквами по горизонтали и цифрами по вертикали. Таким образом, каждой клетке поля присваивается свой «код»: А1, Б2 и т.д. Команда, начинающая первой, называет «код» выбранной на поле противника клетки. Другая команда находит эту клетку на своем поле и сообщает результат: «мимо» - если выстрел пришелся на пустую клетку, и «убил» - если произошло попадание в 1-палубный корабль. На каждом секторе стоит определенная цифра, которая обозначает количество баллов. Вы получаете эти баллы в том случае, если полностью и правильно выполняете задание. Если вы назвали координату корабля, которую имеет ваш противник, то баллы вы получаете без выполнения задания и сохраняете свой ход. Вам будут предложены вопросы разной трудности от 5 до 40 баллов.

Ход игры:

1) Представление команд

2) Вопросы:

Пятибалльные вопросы:

1. Назовите 1 дату основания г. Кунгура (1648г.)

2. Назовите 2 дату основания г. Кунгура (1663г.)

3. Что произошло в 1662 г.? (В 1662 г. вспыхнуло восстание башкир (Первый башкирский бунт), недовольных обманом со стороны русских, покупавших землю, и злоупотреблениями должностных лиц при сборе ясака. Кунгур, который к этому времени насчитывал по разным оценкам от 58 до 96 дворов был взят и разорён татарами и башкирами на Ильин день. «После этого погрома» в живых остались лишь те, кто успел схорониться в окрестных лесах и пещерах по берегам Ирени и Сылвы.)
4. Почему нашему городу дали «имя» Кунгур? (Название городу дала речка Кунгурка, впадающая в Ирень в месте постройки первого острога.)
Аншлаг. ТОПОМИМИКА - наука, которая изучает названия городов.

5. Какие реки протекают в городе? (Сылва, Ирень, Шаква)

Работа с карточкой «Найди верный ответ». ПРИЛОЖЕНИЕ 2.


Десятибалльные вопросы:

1. Объясните происхождение слова «Кунгур»? (В переводе с татарского слова «КУН», «КУНАК» - ночевать и «ГАРА» - пещера, т.е. ночлег в пещере; другие переводят Кунгур как «ТЕМНЫЙ, СМУГЛЫЙ», имея ввиду, что вода в реке Кунгурке темная и на вид неприятная.)

2. Какая промышленность получила свое развитие еще в 17 веке? (Все более значимый вес приобретает кожевенное производство, а также мыльное, винное и мукомольное.)

3. Назовите фамилию писателя, который написал сказки о Кунгурской Ледяной пещере? Назовите его произведения. (Валентин Рапп, «Сокровища пещерного духа», «Пасхальное яйцо»)

4. Посмотрите на экран и определите что это: сталактиты, сталагмиты, сталагнаты.

5. Работа с карточкой «Найди верный ответ. Какая улица была раньше » ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Двадцатибалльные вопросы:

1. Когда у горожан появился первый герб? Что он представлял? (Кунгур получил герб будучи уездным городом Пермского наместничества. В верхней части щита помещался герб Пермский, а в нижнем «В голубом поле рог изобилия, с сыплющимися из него колосьями разного хлеба, означающие плодоносие вокруг онаго города».

2.Назовите купцов первой гильдии? (М.И. Грибушин, А.С. Губкин) Кому принадлежит заслуга строительства магазина «Чай», «Сахар». (М.И. Грибушин)

3. Посмотрите на экран. Среди предложенных фотографий выберите ту, на которой изображено здание Михаило-Антонино-Кирилловского сиропитательного дома. Что в нем находится в наше время? (Сейчас МБОУ «СОШ №2»).

4. Чему равен возраст пещеры? (По определению ученых возраст пещеры 10 - 12 тысяч лет)

5. Модель корабля с координатой. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Тридцатибалльные вопросы:

1. Чему равна длина пещеры для туристов? Длина всей пещеры? (Протяженность этого чуда природы очень солидная - 5700 метров. При этом оборудовано для посещения туристами лишь 1500 метров. На этом протяжении пещера расчищена и оборудована специальной подсветкой, добавляющей зрелищности.)

Аншлаг. СПЕЛЕОЛОГИ.

2. В каком году и кто составил 1 план пещеры? (В 1703 году известный географ и картограф Сибири Семен Ремезов составил чертеж города Кунгура и Кунгурской Ледяной пещеры, но план был утерян.).

3. Назовите единственного обитателя озер Ледяной пещеры. (Беспозвоночные рачки или Крангониксы)

Аншлаг. КРАНГОНИКС

4. Назовите первого экскурсовода и хранителя Ледяной пещеры (Первым экскурсоводом и хранителем пещеры, посвятившим ей жизнь, был А.Т. Хлебников, который с 1914 по 1951 год водил экскурсии, участвовал в работах по благоустройству и исследовал пещеру.)

5. Модель корабля с координатой. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Сорокабалльные вопросы:

1.Это здание расположено на высоком берегу реки Сылвы. В плане представляет собой прямоугольник, вытянутый по направлению с запада на восток. Такие дома сохранились в Соликамске и Кунгуре. (Дом Воеводы. Сейчас Краеведческий музей)

2. В память о своей рано умершей дочки Елизаветы Алексей Семёнович Губкин выстраивает в центре города кирпичный трёхэтажный дом, в котором с 1878 года располагается... Здесь для обучения рукоделию принимались только девочки и находились на полном обеспечении до 18 лет. О каком здании идет речь? (Елизаветинская рукодельная школа. Сейчас Педагогическое училище.)

3. Назовите грот, в котором в лучах прожекторов вспыхивают и переливаются разноцветные огоньки, снежные кристаллы сверкают как алмазы. Потолки и стены грота покрыты густой бахромой изморози. В нем царит вечная зима. Температура зимой достигает -15, -20. (Бриллиантовый)

4. Эта каменная пятиглавая церковь построена в 1894-1917 годы по проекту архитектора А.Б. Турчевича над могилой знаменитого купца-чаеторговца А.С. Губкина на средства его наследника А.Г. Кузнецова. Возведена в византийском стиле. Сейчас храм действует. Памятник архитектуры регионального значения. (Никольская (Иоанно-Предтечинская) церковь)

5. Модель корабля с координатой. ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Подведение итогов

- Вот и подошло время подвести итоги

1 команда

2 команда

3 команда

6. Итог занятия

Рефлексия.

Занятие заканчивается выполнением коллективной работы на тему «Растительный мир».

  • На доске фотография, разрезанная на 25 сегментов (количество учеников в классе).

  • Если полученные знания и навыки полезны и пригодятся вам в дальнейшей жизни, вы берете и переворачиваете один сегмент фотографии.

Если вы считаете, что знать вам это в жизни необязательно, то сегмент остается не перевернутым. (Должна быть сложена фотография растения Астрогал Кунгурский). ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

  • Ребята, перед вами фотография растения Астрогал Кунгурский. На следующем классном часе узнаем о растительном и животном мире нашего района. Большое спасибо за работу.

Библиография:


  1. Газета «Искра» за 2012-2013 годы.

  2. Князева Н.А. Маленький Пермяк, Пермь, Книжный мир, 2000.

  3. Лепихина З. Я. Православный Кунгур, ЗАО «ИГ «Энтер - профи», 1999.

  4. Михайлюк В. Город мой Пермь, Пермь, 1973.

  5. Попов Н.И. …А он работает, живет, ООО «Раритет - Пермь», 2002.

  6. Рапп В. Путеводитель по Кунгуру и Ледяной пещере, Пермь, 1999.

  7. Суркова О. П. Произведения Пермских писателей, Пермь, 1993.

  8. Чагин Г. Н. На древней Пермской Земле, Москва «Издательство», 1998.

  9. Черных Е.А. Твое Прикамье, Пермь, Издательство «Пушка», 2001.

  10. Шкеркин В. Старина Кунгур, Екатеринбург, 1996.

  11. Буклет открыток «Кунгурские столетия», Пермь, Издательство «Маматов», 2007.

  12. Буклет открыток «Кунгур купеческий», Пермь, Издательство «Маматов», 2007.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ОБЩЕЕ ИГРОВОЕ ПОЛЕ


А

Б

В

Г

Д

1

5

10

20

30

40

2

40

20

30

10

5

3

20

40

10

5

30

4

30

5

40

20

10

5

10

30

5

40

20

ИГРОВОЕ ПОЛЕ ПЕРВОЙ КОМАНДЫ


А

Б

В

Г

Д

1

5

10

20

30

40

2

40

20

30

10

5

3

20

40

10

5

30

4

30

5

40

20

10

5

10

30

5

40

20

ИГРОВОЕ ПОЛЕ ВТОРОЙ КОМАНДЫ


А

Б

В

Г

Д

1

5

10

20

30

40

2

40

20

30

10

5

3

20

40

10

5

30

4

30

5

40

20

10

5

10

30

5

40

20

ИГРОВОЕ ПОЛЕ ТРЕТЬЕЙ КОМАНДЫ


А

Б

В

Г

Д

1

5

10

20

30

40

2

40

20

30

10

5

3

20

40

10

5

30

4

30

5

40

20

10

5

10

30

5

40

20

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Работа с карточкой «Найди верный ответ».

Что означает слово «Сылва»? «ГРИБНАЯ ВОДА»

Что означает слово «Ирень»? «ТАЛАЯ ВОДА»

Что означает слово «Шаква»? «ЖЁСТКАЯ ВОДА»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Работа с карточкой «Найди верный ответ. Какая улица была раньше».

Ул. Ленина Ул. Андреевская

Ул. Гоголя Ул. Киттарская

Ул. К. Маркса Ул. Успенская

Ул. Коммуны Ул. Острожная

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Модель корабля с координатой для первой команды.

Интеллектуальная игра «Город древний, расскажи»

Г 1



ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Модель корабля с координатой для второй команды.

Интеллектуальная игра «Город древний, расскажи»

А 3





ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Модель корабля с координатой для третьей команды.

ВИнтеллектуальная игра «Город древний, расскажи» 4





ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

Интеллектуальная игра «Город древний, расскажи»








© 2010-2022