Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста

Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от  чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Воспитание терпен... Не менее актуальной является и проблема понимания нравственных категорий людьми. А так как основы нравственного развития личности закладываются в детском возрасте, то и программа занятий была составлена для   учащихся начальной школы – возрастная категория 9-10 лет (младший школьный возраст). Некоторые дети, хорошо усвоив эти категории, начинают яростно осуждать своих сверстников за их неправильные поступки. Часто возникают конфликты. Поэтому важно стремиться не только к тому, чтобы дети усвоили и осознали нравственные категории, но и проявили терпение по отношению друг к другу. Ведь чаще всего у детей и встречается эта проблема. Они не признают мнение, отличное от их собственного, нетерпеливы к различным явлениям, к другим людям, не признают право на такое же положение в коллективе ... Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве обязательного компонента в формировании толерантного сознания.  Воспитание в духе терпимости способствуют формированию у молодёжи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях . Цель программы: формирование у младших школьников знаний нравственных категорий как средство воспитания  толерантности. Задачи: ·                     овладение школьниками нравственными знаниями; перевод   этих знаний в убеждения и реальные действия; ·                     воспитание терпимости (толерантности) у младших школьников, на основе усвоенных нравственных категорий. Комплекс занятий  для учащихся 3-4 классов, состоит  из 11 встреч по 40-50 минут, построен на основе соблюдения следующих педагогических условий: ·                     отбор нравственных категорий сориентирован на содержание понятия «толерантность»; ·                     на занятиях используются формы игры, что соответствует возрастным особенностям детей; ·                     с целью углубления понимания нравственных категорий на занятиях используются элементы групповых дискуссий.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание толерантности у детей младшего школьного возрастаВоспитание толерантности у детей младшего школьного возрастаВоспитание толерантности у детей младшего школьного возрастаВоспитание толерантности у детей младшего школьного возрастаВоспитание толерантности у детей младшего школьного возрастаВоспитание толерантности у детей младшего школьного возрастаВоспитание толерантности у детей младшего школьного возрастаВоспитание толерантности у детей младшего школьного возрастаВоспитание толерантности у детей младшего школьного возрастаВоспитание толерантности у детей младшего школьного возрастаВоспитание толерантности у детей младшего школьного возрастаВоспитание толерантности у детей младшего школьного возрастаВоспитание толерантности у детей младшего школьного возраста

Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера.

Не менее актуальной является и проблема понимания нравственных категорий людьми. А так как основы нравственного развития личности закладываются в детском возрасте, то и программа занятий была составлена для учащихся начальной школы - возрастная категория 9-10 лет (младший школьный возраст).

Некоторые дети, хорошо усвоив эти категории, начинают яростно осуждать своих сверстников за их неправильные поступки. Часто возникают конфликты. Поэтому важно стремиться не только к тому, чтобы дети усвоили и осознали нравственные категории, но и проявили терпение по отношению друг к другу. Ведь чаще всего у детей и встречается эта проблема. Они не признают мнение, отличное от их собственного, нетерпеливы к различным явлениям, к другим людям, не признают право на такое же положение в коллективе других детей.

Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве обязательного компонента в формировании толерантного сознания. Воспитание в духе терпимости способствуют формированию у молодёжи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях .

Цель программы: формирование у младших школьников знаний нравственных категорий как средство воспитания толерантности.

Задачи:

  • овладение школьниками нравственными знаниями; перевод этих знаний в убеждения и реальные действия;

  • воспитание терпимости (толерантности) у младших школьников, на основе усвоенных нравственных категорий.

Комплекс занятий для учащихся 3-4 классов, состоит из 11 встреч по 40-50 минут, построен на основе соблюдения следующих педагогических условий:

  • отбор нравственных категорий сориентирован на содержание понятия «толерантность»;

  • на занятиях используются формы игры, что соответствует возрастным особенностям детей;

  • с целью углубления понимания нравственных категорий на занятиях используются элементы групповых дискуссий.

Выбраны определённые нравственные категории: добро, зло, честность, справедливость, уважение, сочувствие, которые непосредственно выходят на понятие толерантность.
Выбрать все вышеуказанные нравственные понятия помогли и критерии толерантности:

  • равноправие;

  • взаимоуважение к членам группы, общества;

  • сохранение и развитие своей индивидуальности;

  • добровольное сотрудничество;

  • солидарность в решении общих проблем.

Все данные критерии подразумевают и уважение, и справедливость, и сочувствие, искренность, доброжелательность, принятие, терпимость, понимание.

За основу взято понимание толерантности с педагогической точки зрения, то есть толерантность - способность, умение терпеть, уважать чужое мнение, позиции и ценности других людей, понимая и принимая свою собственную позицию.

Основной акцент сделан на то, что настоящая терпимость - признак силы, а не слабости человека. Она стремится сохранить за счёт терпения и компромисса нечто более важное в человеческих отношениях. Терпимость - это понимание моральной основы мира, признание реальных различий между людьми в сфере достижений, мировоззрений и т.п. А толерантность базируется именно на такой настоящей терпимости, на осознанном интеллектуальном убеждении.

Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Именно поэтому в разработанной программе занятий формирование толерантности включает обучение младших школьников тому, в чём заключается их индивидуальность, их права; поощрение стремления к защите прав других и уважению их, как равноправных жителей планеты.

Процесс формирования нравственных категорий включает в себя объективные условия (общественные отношения, принципы, нормы, правила), составляющие те требования, которые предъявляются обществом к нравственному поведению каждого, и субъективные(знания, взгляды, убеждения, потребности, интересы, привычки), ставшие личным достоянием. Эти условия выделил Л.Ф. Колесников в своей работе.

Формирование нравственных понятий у детей - одна из важных задач нравственного воспитания. Недооценка этой работы может приводить не только к неверным нравственным понятиям, но и быть причиной ошибок в практике поведения.

По мнению Л.А. Высотиной, формирование нравственных категорий проходит ряд ступеней. Вначале формируются у детей лишь конкретные представления о тех или иных моральных поступках, причём часто в этих представлениях отражаются второстепенные признаки. Постепенно дети начинают понимать и вычленять существенные, общие. Оперируя понятиями, они резко ограничивают содержание одного нравственного понятия от другого. Наконец, на более высокой ступени усваивается система нравственных категорий, устанавливаются взаимные связи между отдельными понятиями. На этой стадии нравственные категории начинают оказывать всё большее влияние на формирование нравственного поведения.

Чувствам школьника свойственно внутреннее противоречие, часто двойственное эмоциональное переживание по отношению к одному и тому же явлению. Например, вера в силы свои - прекрасное качество человека, но если она не подвергается сомнению, то может превратиться в отрицательное качество - самоуверенность.

По мнению И.С. Марьенко, чтобы лучше и глубже понять нравственные качества необходимо их рассматривать с точки зрения единства и борьбы противоположностей. Только такой подход даёт возможность найти верные пути формирования высоких нравственных качеств младших школьников .

В младшем школьном возрасте, когда рациональный интеллект только формируется, ничто не мешает закладывать эмоциональный фундамент нормального морального развития личности.

Разработанные занятия позволили создать условия, в которых дети испытывали определённые эмоции в связи с определённым содержанием. Они также связывали испытанные ранее чувства с новыми чувствами, сопровождаемыми новым содержанием. В итоге это помогло детям самостоятельно прийти к выводам, которые формулирует декларация принципов толерантности. А из этого следует, что воспитанию толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Поэтому во время работы на занятиях дети открыты друг другу, имеют право свободно и безопасно выражать свои чувства и мысли, ко всему этому добавились знания. Знания в основном добываются самими детьми, ведущий лишь управляет этим процессом, направляет на верный путь, предоставляет материал для размышления, обсуждения.

Таким образом, содержание программы позволяет привести детей к пониманию того, что они не одиноки, что есть много людей, которым дорого то, что и каждому из них, которые имеют сходную судьбу или оказались в сходной ситуации.







Тематический план занятий

Тема занятия

Цель, задачи, направленность

1.

Добро и зло.

Подвести учащихся к истинному смыслу (значению) указанных категорий. Формирование потребности в доброжелательных взаимоотношениях.

2.

Добрые отношения с друзьями.

Понятие «дружба»: содержание понятия, особенности дружеских отношений, «правила» взаимодействия.
Формирование навыков точного межличностного восприятия.

3.

Справедливость и сочувствие.

Осознание смысла нравственных категорий «справедливость, сочувствие»; развитие навыков самопознания, конструктивного взаимодействия.

4.

Честность и лживость.

Разбор содержательной стороны понятий, сопоставление понятий, их воздействие на жизнь человека; формирование потребности в искренних, правдивых взаимоотношениях.

5.

Уважение к людям.

Познакомить детей с понятием «уважение», что оно включает в себя, от чего зависит, как мы влияем на проявление уважения/ неуважения людей к нам.

6.

Что такое толерантность?

Ввести понятие «толерантность», помочь детям увидеть

общие ценности, объединяющие всех людей, несмотря

на национальность, образ жизни, предпочтения в одежде, в еде.

7.

Жизненные ценности людей. Толерантность.

Выявление ценностей в общении с людьми каждого из участников группы. Знакомство с функциями, значением выразительных средств общения (мимика, жесты, взгляд…)

8,

Толерантность - дорога к миру.

Воспитание толерантного отношения к людям разных национальностей. Формирование навыков конструктивного взаимодействия с людьми. Повышение уровня толерантности и сплочённости в группе.

9. 10,

Я и группа. Индивидуальные

особенности личности.

Принятие своей индивидуальности и терпимое отношение к индивидуальности окружающих.

11.

12

Толерантность к другим. Толерантное общение.

Воспитание толерантного отношения к окружающим.
Формирование навыков конструктивного взаимодействия с людьми. Повышение уровня толерантности и сплочённости в группе.

Занятие 1.

Тема: Добро и зло.

Цели: - подвести учащихся к истинному смыслу (значению) данных категорий;

- формирование потребности в доброжелательных взаимоотношениях.

Материалы: листы бумаги, ручки или фломастеры; карточки с текстами - для ведущего.

Ход занятия:

  1. Приветствие. Вступительное слово, представление направленности занятий, краткое содержание.

  2. Вступительная беседа.

  • Ребята, сегодня поговорим о добре и зле (тема на доске). А как вы думаете, что же это такое? Дети высказывают своё мнение. Идёт обсуждение (не более 2-3 минут).

  1. Основная часть

    1. Работа с содержанием понятий темы урока.

Цель: - углубление и уточнение содержания нравственных категорий «добро», «зло».

Давайте на примере следующего текста подумаем об этих понятиях. (Детям читается текст):

А) «Петя гулял во дворе. Прямо перед ним на землю упал плюшевый мишка. Петя посмотрел наверх: было открыто окно второго этажа, но в окне никого не было. Петя поднял мишку. Игрушка ему очень понравилась, он давно мечтал о такой. Петя смотрел на мишку и думал …»

  • Как вы считаете, о чём думал Петя? «И, наконец, он принял правильное решение».

  • Какое решение принял Петя?

  • Как оценить его поступок?

Идёт обсуждение. Вывод: Доброта - это помощь людям, животным, растениям.

  • А какие добрые поступки совершали вы? Записываются на доске под словом «Добро». Обсуждение 2-3 минуты.

  • Почему вы так делали?

  • Хорошо, молодцы.

  • А теперь послушайте такой текст:

Б) «Саша с мамой пошли в магазин. Мама делала покупки, а Саша смотрел на выставленные в витрине шоколадные конфеты. Ему очень захотелось шоколадного Деда Мороза:

  • Мама, купи мне Деда Мороза.

  • Не могу, сынок, осталось всего десять копеек, а Дед Мороз стоит пятьдесят копеек, - ответила мама.

  • Какая же ты жадная, мама, - сказал Саша и очень сильно обиделся».

  • Как вы оцените поступки мамы и Саши? Что теперь нужно сделать Саше?


  1. Упражнение «Пять добрых слов».

Цель: получение обратной связи от группы, повышение самооценки, самопознания, возможность сделать приятное другому человеку.

Время: 15 минут.

Материалы: листы бумаги, ручки или фломастеры.

Участники предварительно делятся на группы по 5-6 человек.

Участники рассаживаются в круг. Каждый должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать своё имя. Потом вы передаёте свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из пальчиков, на полученном рисунке, вы должны будете написать какое-нибудь положительное слово-качество, подходящее обладателю листка (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых» и т.д.) и так пока лист не вернётся к владельцу.

Ведущий собирает листки и уже все вместе угадывают, о ком написаны комплименты, которые зачитывает ведущий с каждого листа. Лист вручается владельцу и остаётся у него.

  1. Работа с содержанием понятий темы урока.

Цели: - выработать у детей умение оценивать поступки, их последствия;

- дать представление о том, что мысли могут управлять нашими поступками.

Следующее задание. Слушают текст.

«Дети играли в песочнице. Мимо проходила кошка, она была старая и большая. Шерсть висела на ней клочьями: кошка линяла.

  • Фу, какая противная кошка, - сказала Лена.

  • Так и хочется в неё чем-нибудь кинуть, - сказала Надя.

И дети принялись кидать в кошку камни».

  • Как оценить поступок детей? А вы сами так делали когда-нибудь?

  • Да, верно, это плохой поступок, злой. А что же такое зло? Зло - это причинение вреда и боли людям, животным и т.д.

  • Расскажите о злых поступках, которые вы наблюдали? (Записываются на доске под словом «Зло).

  • Составьте короткий рассказ на тему: «Почему нужно совершать добрые дела?» (Работают группами по 4-5 человек. Каждая группа представляет свой текст).

  1. Прощание. Подведение итогов.





Занятие 2.

Тема: Добрые отношения с друзьями.

Цели: - закрепление знаний, полученных на предыдущем занятии;

- углубление и уточнение содержания понятия «дружба»;

- развитие навыков совместной деятельности у учащихся.

Материалы: мяч, карточки с текстом рассказов - для ведущего.

Ход занятия:

  1. Приветствие.

  2. Закрепление материала предыдущего занятия.

А) На доске записаны примеры различных поступков. Задание: какие из них являются добрыми делами, а какие - злыми?

  • Играть в футбол на газонах.

  • Рисовать на стенах в школе.

  • Посадить растения возле школы.

  • Подложить кнопку на стул.

  • Метко плюнуть жвачкой в товарища.

  • Поиграть с младшей сестрой, пока мама ходит в магазин.

Б) А как проверить добрые мы дети или нет? Какое доброе дело мы можем совершить?

  • Убрать территорию вокруг школы.

  • Провести уборку в кабинете.

  • Убрать свои рабочие места.

А ещё какие?

В) А теперь поиграем. Команды по 3-4 человека. Задание: подготовить сценку на тему:

  1. Как папа помогает мне делать самолётики.

  2. Как мама помогает мне делать уроки.

Показать в сценках правильные и неправильные поступки детей.

  1. Основная часть.

    1. А сегодня мы поговорим о дружбе. Что же такое дружба? (Обсуждение 2-3 минуты).

А) Послушайте текст и подумайте, настоящая эта дружба или нет? Почему?

«Витя и Ваня - друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют. Витя учится хорошо, Ваня - не очень. Витя по-доброму относится к Ване, регулярно даёт ему списывать домашнее задание».

Б) Давайте составим правила настоящей дружбы (на доске записаны примеры, выбрать «+»):

  • Помогать товарищу выполнять домашнее задание.

  • Вместе воровать клубнику на чужом огороде.

  • Приносить товарищу домашнее задание, когда он болен.

  • Рассказать секреты товарища другим.

  • Защищать товарища от хулиганов.

  • Делиться с другом тем, чего у него нет.

  • Помогать дёргать за волосы других.

А что ещё?

    1. Упражнение: «На какого сказочного героя ты похож?».

Цель: возможность самовыражения и самораскрытия, получение обратной связи, формирование навыков точного межличностного восприятия.

Время: 10 минут.

Дети сидят в кругу. Ведущий кидает мяч одному из игроков и говорит: «Аня, мне кажется, ты похожа на Русалочку». Аня ловит мяч и кидает кому-нибудь из круга, говоря, на какого из сказочных героев он похож по её мнению. Так пока мяч не побывает у всех.

Последний участник, которые поймал мяч, должен бросить его человеку, от которого он его получил, и сказать своё мнение относительно данной ассоциации (например: «Витя, ты сказал, что я похож на крокодила Гену, а на самом деле я …», либо «Да думаю, я похож на этого героя»). Цепочка раскручивается в обратном направлении.

  1. Подведение итогов. Прощание.

















Занятие 3.

Тема: Справедливость и сочувствие.

Цели: - познакомить с содержанием нравственных категорий «справедливость», «сочувствие»;

- развитие навыков самопознания, конструктивного взаимодействия.

Материалы: карточки с текстом рассказов - для ведущего, плакат схемы достойного выхода из ситуации.

Ход занятия:

  1. Приветствие.

  2. Вступительное слово.

Как вы думаете, что такое справедливость? (Обсуждение. Вывод: справедливость - отношение к людям по их делам). Давайте попробуем более подробно разобраться в этом.

  1. Основная часть.

3.1. Работа с содержанием понятий темы урока.

А) Текст: «Таня и Серёжа играли в песочнице. Серёжа строил песочный город, а Таня копала большую пещеру. Серёжа решил построить дорогу к городу, которая будет проходить через пещеру. Дети начали спорить и кричать».

- Как вы думаете, как нужно было поступить по справедливости? (Обсуждение).

Б) Что такое сочувствие? Как вы считаете?

Текст: «Дети бегали во дворе. Вова упал и разбил колено, потекла кровь. Он заплакал. Андрей подошёл к нему и сказал: «Ну, что ты плачешь, размазня? Заживёт твоё колено»».

- Как вы оцениваете поступок Андрея? Как нужно было поступить Андрею?

- Ребята, расскажите о случаях, когда вы проявили сочувствие (2-3 минуты).

В) Если с вами поступили несправедливо, то вы:

  • будете драться

  • станете кричать, плакать, ругаться

  • сделаете вид, что всё хорошо

  • будете доказывать, что с вами поступили несправедливо

  • перестанете разговаривать с тем, кто поступил с вами несправедливо.

Г) Давайте вспомним мультфильмы, где представлены ситуации, которые позволяют судить о справедливости и сочувствии.

Цель: - анализ поступков героев, сравнение их с реальными жизненными ситуациями.

    1. Игра с элементами тренинга «Это здорово».

Цель: повышение самооценки, получение поддержки от группы.

Время: 7 минут.

Участники стоят в кругу. Кто-нибудь выходит из них в круг и говорит о любом своём хорошем качестве, умении, таланте. В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить «Это здорово» и одновременно поднять вверх большой палец. Выходят все по очереди.

  1. Закрепление.

- Давайте обсудим следующую ситуацию: «Однажды Маша не выучила стихотворение. И она решила обмануть учительницу. Маша подошла к своей подруге и попросила: «Лена, если учительница вызовет меня отвечать стихотворение, я скажу, что вчера у меня болела голова, и я не смогла выучить стихотворение. А ты подтверди». Но лена отказалась это сделать. «А ещё подруга!» грустно подумала Маша, «Не буду с ней больше дружить»».

- Кто поступил справедливо? Почему? Как оцениваете поступки девочек? Это настоящая дружба? (Обсуждение 3-4 минуты).

    1. Упражнение «Как быть толерантным в общении».

Цель: - обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

Время: 20 минут.

- Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций - кто-то обижается, кто-то «сдаёт сдачи», кто-то пытается найти достойное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации, не унизив другого и сохранив собственное достоинство?

Задание: Вспомнить и рассказать ситуацию, когда вас или ваших знакомых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обидели, а другой - в роли обидчика. Тот кто в роли обиженного человека, пытается достойно выйти из ситуации.

    1. Практическая часть.

Составление схемы достойного выхода из конфликтной ситуации. Как итог - на доску вывешивается плакат составленной устно схемы:

  1. Начни разговор с точного описания ситуации, которая тебя не устраивает («Когда ты накричал на меня …»).

  2. Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к себе («Я почувствовал …»).

  3. Скажи человеку, как бы хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя («Поэтому в следующий раз я попрошу тебя не высказывать свои замечания не в таком тоне …»).

  4. Скажи, как ты себя поведёшь в случае, если человек изменит, или не изменит своё поведение («Тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям», «Мы вместе всё обсудим и решим нашу проблему»).

Обсуждение: что удачнее кто предложил и почему.

  1. .Подведение итога. Прощание.

Домашнее задание: чтение некоторых частей сказки Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена», каждому ученику даётся определённая глава.

Занятие 4.

Тема: Честность и ложь.

Цели: - определить содержание понятий «честность», «ложь»;

- формирование потребности в искреннем и доверительном общении.

Материалы: карточки с текстом рассказов - для ведущего, клубок ниток.

Ход занятия:

1. Приветствие.

  1. Повторение материала предыдущего занятия.

- Давайте вспомним правила, которые сформулировали на прошлом занятии.

3.Основная часть.

- Скажите, что такое честность?

  • Всегда ли нужно говорить только правду? Почему?

  • Почему честным людям живётся нелегко?

  • Подумаем над правилами честного поведения и запишем их на доске:

  1. О себе говорить только правду.

  2. Своё мнение о другом человеке высказывать лишь ему одному.

  3. Нельзя говорить человеку одно, а думать о нём совершенно другое.

  4. Никогда нельзя обманывать других людей.

А ещё что?

3.1.Работа по сказке Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена».

Те, кто читали сказку, рассказывают содержание своей части.

А) Обсуждение:

  • Как вы считаете, барон Мюнхгаузен был обманщиком? Почему?

  • Что является невероятным в его рассказах?

  • Придумайте и «опишите» образец «Приза Мюнхгаузена». Кому и за что нужно вручить этот приз из нашей группы?

    1. Разбор ситуаций.

Цель: - формирование потребности в искреннем и доверительном общении.

Ситуация 1. «Маша очень болтливая девочка. Она может долго разговаривать с подругами. Особенно нравится Маше обсуждать поведение других детей. Они говорили Маше, что так поступать

нечестно, но она никак не может отказаться от этого». Что нужно сделать, чтобы Маша изменила своё поведение? Не забываем о правилах достойного поведения в конфликтной ситуации. (Обсуждение 3-4 минуты).

Ситуация 2. «Саша - человек прямой и честный. Если ему что-то не нравится в поведении других детей, он говорит об этом при всех. Но дети почему-то неохотно играют и общаются с ним?». Как вы думаете, почему?

    1. Упражнение «Паутина предрассудков».

Цель: показать, как себя чувствует человек, являющийся объектом стереотипов и предрассудков; дать возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.

Время: 10-12 минут.

Рассказ ведущего о роли негативных предрассудков отношениях между людьми. Опутанный паутиной предрассудков человек, чувствует себя бесправным, беззащитным, обиженным.

Ведущий предлагает кому-либо выйти в круг и сыграть роль человека, которого в чём-то обвиняют, изгоняют. Он садится в центре круга на стул, а остальные начинают рассказывать о названной «теме», то есть обвиняют его и т.п. (но выбирая слова). После каждого негативного высказывания ведущий обматывает участника клубком из ниток. Затем обращается к остальным: «Какие чувства у вас возникли к нему?». Возникает желание распутать его. Для этого всем предлагается вспомнить что-то хорошее об этом человеке, похвалить его, посочувствовать ему. Так, пока не распутают участника.

4. Подведение итога. Прощание.

















Занятие 5.

Тема: Уважение к людям.

Цели: - закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях;

- познакомить с одним из важнейших требований нравственности - уважение к людям; со всеми составляющими данной категории (справедливость, равенство прав, доверие, вежливость, деликатность).

Материалы: карточки с названием изученных нравственных категорий.

Ход занятия:

  1. Приветствие.

  2. Обобщение пройденного материала.

  • Ребята, сегодня у нас с вами пятое занятие и оно будет очень содержательным. Сегодня мы повторим всё, о чём говорили ранее. Поэтому будьте внимательны и активны.

  • Давайте вспомним, с какими нравственными понятиями мы работали на наших занятиях. (Дети отвечают, дают пояснения, что означает каждое из понятий).

  • Да, верно. Мы говорили о добре и зле, справедливости и сочувствии, честности и лживости.

  • Ещё мы с вами сформулировали правила дружбы, что это за правила? (Дети рассказывают).

  • Хорошо. А теперь вспомните схему, которая помогает нам выйти достойно из любых конфликтных ситуаций (спор, оскорбление). Ваша задача разыграть ситуацию, в которой вы будете следовать этой схеме, для удачного завершения ссоры.

Дети делятся на три группы. Время для подготовки 3-4 минуты. Демонстрируют свои ситуации, все вместе обсуждаем их результат.

  • Сейчас постарайтесь ответить на мои вопросы и объяснить свою точку зрения.

  • Зависит ли честность человека от национальности, образования и т.п.?

  • Почему маленькие дети часто говорят правду, но постепенно, с годами, перестают её говорить?

  • Что нужно делать, чтобы быть честным?

  • Как вы думаете, от чего зависит справедливое отношение к человеку?

Подведение итогов, делается вывод. Обсуждение, что нам дали эти четыре занятия, чему мы научились.

  1. Основная часть.

    1. Дискуссия: «Что значит уважать человека?».

Уважение - это готовность в любое время оказать помощь и поддержку. Согласны ли вы с этим определением, или его необходимо дополнить и изменить?

Дети высказывают своё мнение, вместе выводим понятие, что такое уважение. Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств. Уважать - принимать во внимание и соблюдать чьи-либо интересы.

    1. Давайте обсудим, что нам даёт уважительное отношение друг к другу.

  • Как вы думаете, может ли человек нормально жить, если его никто не уважает? Почему?

  • Каким должен быть человек, чтобы его уважали?

  • Как можно определить уважают вас, или делают вид, что уважают?

  • Правильно ли выражение «Уважай других и тебя будут уважать»? Почему?

  • Итак, для чего же нужно человеку уважение со стороны окружающих его людей? (Обсуждение ответов на каждый вопрос, делается вывод).

Задание: Подумайте о том, что вам нужно изменить в своём поведении для того, чтобы вас уважали?

    1. Игра-разминка «Да!».

Цель: научиться принимать к сведению желания и мнение других людей, оказывать поддержку.

Время: 5-7 минут.

Столы и стулья отодвинуты в сторону, чтобы было больше места.

  • Сейчас мы все вместе будем играть в игру с необычным названием «Да!». Расслабьтесь, чувствуйте себя свободно. Сейчас я предложу осуществить какое-либо действие и в ответ каждый должен крикнуть «Да-а!» И только после этого выполним то, что задумала, то есть предложено.

Каждый должен предложить что-нибудь.

    1. Упражнение «Представление с чужих слов».

Цель: - научить учащихся оценивать себя с позиции другого человека («увидеть себя глазами других»); помочь осознать, каким его видят окружающие;

- развивать способность детей к рефлексии.

Каждый участник должен охарактеризовать себя от имени своих знакомых, родных, друзей. Выбрать надо одного человека.

Время: 10-15 минут.

  • Сейчас вы должны немного рассказать о себе, но от лица вашего друга, мамы, папы и т.д. Вы сами выбираете, от имени кого будете говорить. Не выбирать тех, кто сейчас находится с нами (то есть членов группы). Начинайте так: «Я - подруга Оли. Хочу сказать о ней …», «Я - мама Саши …».

В конце обсуждение: легко/нелегко было говорить от другого лица; удалось ли передать их точку зрения.

  1. Итог занятия. Прощание.

  • Что мы сегодня вспомнили?

  • Что нового узнали?

  • Что понравилось или не понравилось?

  • Ваши предложения и замечания.


Занятие 6.

Тема: Что такое толерантность?

Цель: ознакомить участников с понятием «толерантность», показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между разными людьми и разными группами.

Задачи:

  • формирование у детей установки толерантного сознания, ненасилия, демократии, прав человека;

  • развитие способности к договору и сотрудничеству, взаимодействию;

  • воспитание уважения и принятия самого себя в сочетании с уважением и принятием других;

  • осознание отличия картины мира другого человека от нашей картины мира;

  • признание права другого быть непохожим на нас;

  • понимание ценности чувств другого человека и необходимости бережного к ним отношения.

Ход занятия:

  1. Приветствие.

  2. Основная часть

1. Сказка «Скульптор и глина»

В одной сказочной стране у короля Творца и королевы Музы родилась дочка. Все ожидали, что она поразит мир своей красотой, но вопреки всем прогнозам родилась Глина. Родители ее очень любили, старались защитить от людской молвы и острых языков и поэтому никому не показывали. Они холили и лелеяли ее, но вот пришла пора выдавать Глину замуж. Много скульпторов приходило во дворец, надеясь заполучить ее руку и сердце. Однако все они получали отказ отца Глины.

  • Почему ты всех их отвергаешь, - спрашивала Муза Творца, - ведь в каждом из них столько фантазии и вдохновения. Женихи готовы подарить их нашей дочери.

  • Да, - отвечал мудрый король, - у каждого скульптора есть и фантазия и вдохновение, но ни один из них не любит Глину. Они не видят ее, а замечают только собственную значимость и талант, и поэтому не будет радости моей дочери в таком союзе.

И в один прекрасный день во дворце появился скульптор, который на первый взгляд ничем не отличался от своих предшественников.

  • Зачем ты пришел? - спросила Глина. - Ты тоже, как и другие, хочешь жениться на мне и получить в наследство наше королевство, чтобы люди называли тебя творцом, как сейчас называют моего отца?

  • Мне не важно, как будут меня называть, мне не нужен титул Творца, я пришел, потому что полюбил твою пластику.

  • Ты что, смеешься надо мной? Я же бесформенная глина.

  • Нет, я уже вижу твою чудесную пластику и люблю ее.

  • Вот достойный скульптор, - сказал Творец, - он смог увидеть в еще бесформенной Глине пластику и красоту, а значит, в их союзе обязательно родится гармония.

2. Нарисуй лицо. (Ребятам раздаются листочки с контуром лица)

  • Нравится ли тебе твой рисунок?

  • Какие чувства, важные для тебя, он выражает?

Вывод: разные чувства, разная внешность, все рисунки разные, не похожи друг на друга.

3. Мозговой штурм.

  • Какие еще отличия вы можете назвать? Чем люди не похожи друг на друга?

( внешность, речь, положение, образование, ценности, интересы…)

4. Каждый, имея свои индивидуальные особенности, бывает убежден в своей правоте, своей значимости, а это приводит к противоречиям.

Противоречия





Конфликт

Способы решения



Сбежать Решить Решить

силой мирным путем.

5. Знакомо ли вам слово толерантность?

Толерантность - это …

  1. Сотрудничество

  2. Уважение человеческого достоинства

  3. Уважение прав других

  4. Принятие другого человека таким, какой он есть

  5. Способность поставить себя на место другого человека

  6. Признание многообразия

  7. Признание равенства других

  8. Терпимость к чужому мнению, поведению…

Терпимость или толерантность - это не покорное долготерпение, когда один унижает (обижает), а другой всё терпит, а активное отстаивание равных прав всех людей.

Толерантность - это принятие мира и живущих в нём людей такими, какие они есть, со всеми их особенностями, различиями, даже недостатками, умение понимать и уважать их непохожесть.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантность - это единство в многообразии. (Например: класс - едины в своем стремлении получить знания, но каждый по-своему индивидуален.)

Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство; это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи поведению, ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.

(Дайте свое определение толерантности. Напишите на листе бумаги, как вы думаете: что такое толерантность; что является сущностью толерантности).

Вывод: понятие толерантность имеет множество сторон, каждое из определений выявило какую-то из граней толерантности.

6. Исходя из определения толерантности подумайте и назовите черты толерантной личности.

Черты толерантной личности



Колонка А

Колонка В

1. Расположенность друг к другу

2. Снисходительность

3. Терпение

4. Чувство юмора

5. Чуткость

6. Доверие

7. Альтруизм

8. Терпимость

9. Умение владеть собой

10. Доброжелательность

11. Умение не осуждать других

12. Гуманизм

13. Умение слушать

14. Любознательность

15.Способность к сопереживанию

7. Эмблема толерантности.

Нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах.

Посмотреть рисунки и объединиться в группы, каждая группа объясняет, что общего в их рисунках, выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность этих эмблем.

3. Итог занятия.

  • Какие вопросы возникли по ходу занятия?

  • Что нового узнали?

  • Ваше мнение по проведенному занятию?




Занятие 7.

Тема: Жизненные ценности людей и толерантность.

Цели: - выявление индивидуальных и общезначимых человеческих ценностей;

- ознакомление с функциями, значением выразительных средств общения (мимика, жесты, взгляд…).

Материалы: листочки для индивидуальной работы.

Ход занятия:

    1. Приветствие.

    2. Основная часть.

Обсуждение традиций разных народов, еды, одежды.

    1. Все вы приготовили рассказы о народах, которые знаете, и их традициях. Давайте послушаем друг друга. (Выслушиваем каждого и обсуждаем).

    2. Угадайте или предположите, в какой стране готовят эти блюда, то есть чьё это блюдо?

  • Пицца, спагетти, лазанья (Италия).

  • Тортилья, поэлья, гаспачо (Испания).

  • Хот-дог, чипсы, поп корн (США).

  • Галушки, борщ (Украина).

  • Суши, терняки (Япония).

  • Лягушачьи лапки, луковый суп «Оливье» (Франция).

  • Уха, пельмени, щи, окрошка, блины (Россия).

  • Сациви, шашлык (Грузия).

  • Сабза, плов (Узбекистан).

  • Чак-чак, беляши, пахлава (Татарстан) и т.д.

Итак, у всех народов есть свои традиции, все отличаются друг от друга цветом кожи, глаз, волос.

  • А как можно договориться с человеком, если не понимаешь его языка?

  • Верно, с помощью жестов, глаз, мимики. И, несмотря на различия во внешности, все люди испытывают одни и те же чувства: гнев, боль, зависть, радость, страх и т.п. И мы, даже не зная языка, можем понять, что чувствует человек, посмотрев ему в лицо, глаза.

    1. Игра-разминка «Общение без слов».

Цель: повышение уровня взаимопонимания, согласованности действий в группе.

- Ваша задача договориться с группой, передать свои чувства и желания. А мы должны понять друг друга без слов. Кто-то один встаёт в круг, остальные сидят. Те, кто сидят должны договориться глазами с кем-либо из круга и поменяться местами с ним. Задача того, кто стоит в кругу - занять свободное место.

  1. Практическая часть.

Цель: выявление ценностей каждого из участников группы.

То, что является самым важным для нас в жизни, самым хорошим мы называем - ценностью.

  • Сейчас каждый из вас подумает и напишет на своих маленьких листочках слово, которое бы обозначало самое хорошее и важное для него (какое-либо качество, нравственную категорию и т.д.). Затем по кругу каждый рассказывает о своих записях и комментирует их.

  • Хорошо. Посмотрите, у кого из нас есть похожие ценности на листках, объединитесь с ним.

  • Вот как мы тесно переплетаемся. Все мы стремимся к миру на земле, к счастью. И все люди имеют схожие ценности, которые значимы для всех. Как вы думаете, какие ценности можно назвать общезначимыми?

  1. Вывод по теме занятия. Прощание.




















Занятие 8.

Тема: Толерантность - дорога к миру.

Цель: формировать понимание понятий «толерантность» и «толерантный человек», показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между разными людьми и разными группами.

Задачи:

  • формирование у детей установки толерантного сознания, ненасилия, демократии, прав человека;

  • развитие способности к договору и сотрудничеству, взаимодействию;

  • развитие навыков позитивного социального поведения;

  • обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций

  • воспитание уважения и принятия самого себя в сочетании с уважением и принятием других;

  • осознание отличия картины мира другого человека от нашей картины мира;

  • признание права другого быть непохожим на нас;

  • понимание ценности чувств другого человека и необходимости бережного к ним отношения.

Материалы: презентация, 14 лепестков с надписями для «Цветка Толерантности», 14 конвертов с фигурами ( 7 кругов, 7 прямоугольников ) следующих цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый; 7 пар карточек для упражнения «Вечер знакомств», музыкальное сопровождение: танцы разных народов, куклы для кукольного театра, ширма.


Ход работы

1. Приветствие.

Ведущий: Сегодня у нас необычное занятие. Сегодня у нас присутствуют гости.

- Повернитесь к ним, улыбнитесь, поздоровайтесь.

Молодцы!

2. Разминка

Итак, начнём наше занятие и поздороваемся с нашей планетой.

Упражнение «Здравствуй, Земля!»

Ребята встают вместе с ведущим в круг, хором говорят слова

Здравствуй, солнце (дети кистями рук делают шар),

Здравствуй, небо (ребята ладошками тянутся к небу),

Здравствуй, земля (ребята приседают и ладошками трогают пол),

Здравствуй, планета Земля (ребята встают и делают большой круг руками).

3. Основная часть.

- Отлично! Садитесь!

- На нашей планете живут ребята разных народов в разных странах.

Работа над стихотворением.

Стихи для ребят Для эскимосов,

Всех народов и стран: Что в стужу и снег

Для абиссинцев Лезут

И англичан, В мешок меховой

Для испанских детей На ночлег;

И для русских, Для детворы

Шведских, Из тропических стран,

Турецких, немецких, Где на деревьях

Французских Не счесть обезьян;

Негров, чья родина - Для ребятишек

Африки берег; Одетых и голых-

Для краснокожих Тех, что живут

Обеих Америк. В городах и сёлах…

Для желтокожих, Весь этот шумный,

Которым вставать Задорный народ

Надо, Пусть соберётся

Когда мы ложимся в кровать, В один хоровод.
Север планеты

Пусть встретится с Югом,

Запад - с Востоком,

А дети - друг с другом!

Это стихотворение «Всемирный хоровод» написал Самуил Яковлевич Маршак.

- О чём это стихотворение?

Дети. О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.

- Только дети?

Дети. И взрослые!

- Зачем?

Дети. Чтобы не было войны, чтобы всегда был мир, чтобы можно было путешествовать, чтобы можно было жить в любой стране мира: где захочешь.

Вывод: «Дорога к миру - толерантность»

- А что такое толерантность?

Дети. Толерантность - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, мнениям и верованиям.

Толерантность - любовь + дружба.

Упражнение «Цветок Толерантности»

- Какими качествами должен обладать толерантный человек?

- На столе лежат лепестки цветка Толерантности. Соберите цветок. Но будьте внимательны!

Принятие другого таким, какой он есть Обидчивость

Уважение прав других Радость

Милосердие Жестокость

Уважение человеческого достоинства Грусть

Уважение чувств других Лживость

Сострадание Грубость

Доброта Злость

Отзывчивость Зависть

Дети собирают цветок. Объясняют, какие слова они не взяли и почему?

- А почему вы не взяли слова «радость», «грусть»?

Дети. Радость, грусть не качества людей, а эмоции.

Тест «Проверь себя, проявляешь ли ты толерантность»

- А хотите ли вы проверить себя, проявляете ли вы толерантность?

Инструкция: перед вами лежат круги и прямоугольники. Внимательно читай ответ и выбирай фигуру в соответствии с тем, что ты бы сделал в описанной ситуации. Выбирайте не правильный ответ, а честный! (У детей фигурки 8-ми цветов)

Ким плохо одет…

Ο Это не важно.

 Ты подсмеиваешься над ним.

Том питается не так, как ты, по причине своей религии…

 Ты говоришь, что он выглядит смешно.

Ο Ты просишь, чтобы он объяснил это.

Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

Ο Ты стремишься лучше узнать его.

 Ты говоришь: «Все люди твоего цвета кожи - это нули».

Пожилая женщина медленно идёт…

 Ты отталкиваешь её, чтобы обогнать.

Ο Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

Ты - мальчик, тебя ставят рядом с девочкой…

Ты говоришь, что все девочки - нули.

Ο Ты разговариваешь с ней.

Ты - девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…

Ты говоришь, что все мальчики - нули.

Ο Ты разговариваешь с ним.

На твоих глазах на кого - то нападают…

Ο Ты пытаешься защитить его.

Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

К тебе подходит ребёнок - инвалид…

Ο Ты естественным образом разговариваешь с ним.

Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

- Сосчитайте каждый свои кружки! Дети считают.

- Если одни кружки, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить своё мнение.

- Если от 3 до 7 кружков, ты не совсем толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать своё мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.

- У тебя менее 3 кружков. Ты совсем не толерантен! Не расстраивайся! Вспомни, что обозначает прямоугольник. Всё в твоих руках! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!

Вывод: Проявлять толерантность - это значит понимать друг друга, общаться без конфликтов.

Упражнение «Как быть толерантным в общении».

- Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций - кто-то обижается, кто-то «сдаёт сдачи», кто-то пытается найти достойное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации, не унизив другого и сохранив собственное достоинство?

- Поэкспериментируем?

Разбейтесь на пары по цвету ваших кругов. Каждая пара возьмите по заданию.

(Детям даётся описание конфликтных ситуаций )

- Прочитайте! В каждой группе один участник выступит в роли того, кого обидели, а другой - в роли обидчика. Вспомните, какие слова необходимо употреблять в речи, чтобы достойно выйти из ситуации.

На слайде «Схема достойного выхода из конфликтной ситуации»

  1. Начни разговор с точного описания ситуации, которая тебя не устраивает («Когда ты накричал на меня …»).

  2. Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к себе («Я почувствовал …»).

  3. Скажи человеку, как бы хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя («Поэтому в следующий раз я попрошу тебя не высказывать свои замечания не в таком тоне …»).

  4. Скажи, как ты себя поведёшь в случае, если человек изменит, или не изменит своё поведение («Тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям», «Мы вместе всё обсудим и решим нашу проблему»).

- Кто готов? Выберите себе куклу и разыграйте сценку с помощью кукол.

(Дети берут куклы для кукольного театра)

Обсуждение: У кого получилось удачнее и почему.

- Чему нас научило это упражнение?

Упражнение «Вечер знакомств».

- Как вы думаете, а легко ли общаться с людьми из других стран? Почему?

Дети: В каждой стране свои традиции и обычаи.

- Представьте себе, что вы являетесь участниками крупного международного проекта в области разработки новейших технологий. Для совместной работы к вам в гости приехали участники из самых разных стран - участниц проекта. По случаю приезда организован вечер знакомств. Никто из присутствующих не знает, из каких стран приехали другие участники встречи, и не знает, на каких языках они говорят. Ваша задача - почтительно и не торопясь, молча поприветствовать всех присутствующих, используя только приветственные жесты, принятые в вашей стране.

- Участники встречи подойдите ко мне и возьмите одну карточку с описанием способа приветствия. Вы про себя зачитываете способ приветствия своего народа и по моей команде начинаете знакомиться.

Карточки:

Вы из Тибета

Покажите собеседнику язык, обнимите его, потритесь друг о друга носами.

Вы из Тибета

Покажите собеседнику язык, обнимите его, потритесь друг о друга носами.

Вы из Эфиопии

Положите ладонь на ладонь собеседника, затем ударьте себя по груди. Можно обнять собеседника, но только нельзя дотрагиваться до его затылка.

Вы из Эфиопии

Положите ладонь на ладонь собеседника, затем ударьте себя по груди. Можно обнять собеседника, но только нельзя дотрагиваться до его затылка.

Вы из Индонезии

Пожмите руку своего собеседника обеими руками, так вы покажите ему, что принимаете его близко к сердцу.

Вы из Индонезии

Пожмите руку своего собеседника обеими руками, так вы покажите ему, что принимаете его близко к сердцу.

Вы из племени Туарег

Подайте собеседнику руку ладонью вверх; следом за тем резко отдерните руку назад, проведя кончиками пальцев по ладони собеседника.

Вы из племени Туарег

Подайте собеседнику руку ладонью вверх; следом за тем резко отдерните руку назад, проведя кончиками пальцев по ладони собеседника.

Вы из Франции

Дважды поцелуйте друг друга в обе щеки.

Вы из Франции

Дважды поцелуйте друг друга в обе щеки.

Вы из Японии

На расстоянии трех шагов поклонитесь (руки опущены вдоль туловища).

Вы из Японии

На расстоянии трех шагов поклонитесь (руки опущены вдоль туловища).

Вы из России

Пожмите друг другу руки

Вы из России

Пожмите друг другу руки

- Какие сложности у вас возникли при выполнении этого задания? Почему?

- Что полезного дала вам эта игра?

- А знаете ли вы, в какой стране какие танцы любят?

- В разных странах и разная народная музыка, песни, танцы

- Поиграем в музыкальные стулья под музыку разных народов.

Упражнение «Музыкальные стулья»

- Поставьте стулья спинками друг к другу. Встаньте и под музыку двигайтесь вокруг стульев.

Когда музыка остановится, уберите один стул. Все участники остаются в игре.

Когда музыка останавливается в следующий раз, каждый должен сесть или на стул или к кому-нибудь на колени, если ему не достается стула. Вместо того, чтобы соперничать, пытаясь первыми занять свободные стулья, дети должны будут сотрудничать, чтобы сесть вместе.

- Итак, у всех народов есть свои традиции, все отличаются друг от друга цветом кожи, глаз, волос.

И, несмотря на различия все люди должны жить в мире и согласии, в радости и любви. И день не пройдёт зря если в течение дня сделать хотя бы одно доброе дело.

- А вы сегодня делали добрые дела?

Упражнение «Гирлянда добрых дел»

- Запишите, пожалуйста, на добрых сердечках, свои добрые дела сегодня.

- Прикрепите их друг к другу.

- У нас получилась настоящая гирлянда добрых дел.

- Я счастлива, что она такая длинная! А вы?

4. Рефлексия. Упражнение «Мы счастливы!»

Когда мы счастливы (улыбаетесь),

То мир огромен и красив (разводите руки в стороны).

И хочет он обнять всех вас, и хочет он обнять меня

(показываете на других, потом на себя)

Улыбки дарит мир! (улыбаетесь)

5. Итог занятия.

- Что означает выражение «толерантно относиться к другим людям»?

Любить и дружить! Делать добрые дела!

- Чем вам понравилось это занятие? Какое задание было самым интересным?

- Спасибо за участие! До новых встреч!




























Занятие 9.

Тема: Я и группа. Индивидуальные особенности личности.

Цели: - предоставить возможность для самовыражения и самораскрытия, получения обратной связи от учащихся;

- формирование навыков точного межличностного восприятия.

Ход занятия:

  1. Приветствие.

2. Повторение материала предыдущих занятий.

  • О чём мы говорили на предыдущих двух занятиях? О каких важных, объединяющих нас вещах?

  • В какие общности мы входим?

  • Чем хорош многонациональный мир?

  • Как вы думаете, что самое главное вы узнали для себя?

  • Давайте попробуем закончить фразу: «Толерантность (терпимость) - это…».

  1. Основная часть.

    1. Игра «Угадай, что нас объединяет?».

Цель: развитие наблюдательности.

Один участник уходит за дверь. Остальные участники делятся на подгруппы по какому-либо признаку (синий цвет в одежде, тёмные волосы и т.п.). Вернувшийся участник должен определить, по какому признаку объединилась подгруппа. Различия касаются только внешних признаков. У того, кто отгадывает, есть три попытки.

    1. Упражнение «Журналисты».

Цель: тренировка памяти, развитие наблюдательности и интуиции, получение обратной связи.

Дети объединяются в пары и в течение 5 минут беседуют, выясняя, друг о друге, как можно больше. Затем расходятся все по местам. Каждый игрок представляет себя журналистом, который пишет короткую заметку о своём партнёре. В своей статье указывает как зрительное впечатление от человека, так и полученную информацию. Описываемый человек может согласиться с верными утверждениями и скорректировать ошибки.

    1. Упражнение «Каким я тебя вижу».

Цель: способствовать возникновению интереса к другим людям.

  • Сейчас перед вами немного другая задача. Вы должны на основе уже полученной информации представить своего партнёра группе, но необычным образом. Представьте своего партнёра, назвав его имя и тот образ, который, на ваш взгляд, ассоциируется с ним. Например: «Павел - напоминает мне плюшевого медведя, так как излучает дружелюбие. Во время беседы с ним я получил большое удовольствие». Пары остаются такие же, как в предыдущей игре.

    1. Игра «Три вопроса».

Цель: развивать интуицию, проверить для себя самих, насколько хорошо учащиеся узнали друг друга.

Один игрок выходит из комнаты. Остальные придумывают три вопроса для вышедшего игрока. Вопросы должны помочь лучше понять (узнать) этого человека. Когда игрок возвращается, ему объясняют, что сейчас надо будет ответить на три вопроса. При этом один ответ должен быть не искренним. Игроки определяют, какой ответ не содержит правды, объясняя свою точку зрения.

  1. Заключительная часть.

Подведение итогов. Прощание.























Занятие 10.

Тема: Я и группа. Индивидуальные особенности личности.

Цели: - дать детям представление об индивидуальности, неповторимости каждого из них;

- формирование навыков конструктивного взаимодействия.

Материалы: мяч, платок для игры «Куда хотим пойти?».

Ход занятия:

  1. Приветствие.

  2. Основная часть.

    1. Игра «Категории».

Цель: развитие коммуникативных навыков общения; повышения уровня согласованности действий в группе.

  • Сейчас я буду называть признак, по которому вы будете объединяться, но делать это нужно быстро, не забывая о бережном отношении друг к другу.

  • Найдите всех участников, которые родились в том же районе, что и вы.

  • Быстро найдите игроков, которые родились под тем же созвездием, что и вы и т.д.

Варианты:

  • у которых столько же братьев/сестёр;

  • общий любимый цвет;

  • любимое время дня, время года;

  • животное, которое нравится и т.п.

Обсуждение игры.

    1. Игра «Мгновенная характеристика».

Цель: развитие навыков самопознания, самооценки.

Все сидят в кружке. Ведущий бросает мяч кому-нибудь из игроков, тот должен поймать, быстро сказать что-либо о себе и кинуть другому участнику и т.д. Например: «Я любопытен», «Я люблю читать» и т.п.

После 3-4 минут игры идёт обсуждение, кто, что сказал о себе, то есть дети должны восстановить то, что услышали.

    1. Игры на доверие. Игра «Куда хотим пойти?».

Цель: развитие доверия и поддержки внутри группы.

Участники разбиваются на пары. Одна пара идёт на прогулку. Одному из игроков в паре завязывают глаза, второй - его «поводырь». «Слепой» говорит, куда хочет отправиться гулять (в зоопарк, погулять в Москве на Красной площади и т.п.). Видящий партнёр берёт его за руку и ведёт по выдуманным окрестностям, точно описывая, где они находятся и что видят, что происходит вокруг (фантазирует). Остальные пары являются препятствиями на их пути (кто что придумает). Говорить могут оба участника.

Участвуют несколько пар в путешествии. Обсуждение:

  • Насколько уверенно вы чувствовали себя в роли «поводыря», «слепого»?

  • Насколько чёткими были инструкции вашего «поводыря»?

  • Что бросилось в глаза наблюдавшим за парами членам группы?

Игра способствует тренировки ответственности друг за друга и развивает умение доверять другим.

  1. Итог занятия. Прощание. Обмен мнения, впечатлениями.


























Занятие 11.

Тема: Толерантность к другим. Толерантное общение.

Цели: - развивать навыки позитивного социального поведения;

- показать важность способности ладить с другими;

- тренировать умение владеть своими эмоциями;

- учить действовать согласованно.

Материалы: бинго-формуляры каждому участнику игры, листы для рисования, цветные карандаши, образцы рисунков, листы ватмана.

Ход занятия:

  1. Приветствие.

  2. Основная часть.

    1. Игра «Бинго».

Цель: развитие коммуникативных навыков общения; повышения уровня согласованности действий в группе.

Необходимо: бинго-формуляры каждому участнику группы.

Каждый участник должен найти из членов своей группы игрока, соответствующего одной из характеристик, и просит его поставить подпись в нужной клетке. Первый, кто соберёт пять разных подписей по горизонтали, вертикали или диагонали, должен крикнуть: «Бинго». Тот, кому удалось собрать пять подписей, должен заодно назвать имена игроков, расписавшихся в его формуляре.

Игра продолжается, пока человек 6-7 не соберут по пять подписей.

«Бинго-формуляр».

Играет на музыкальном инструменте

Занимается спортом

Любит дождь

Имеет домашнее животное

Любит спать

Любит заниматься английским языком

Нравится ходить в театр

Смотрел вчера интересный фильм

Любит плавать

Ведёт дневник

Может сварить какой-либо суп

Единственный ребёнок в семье

Левша

Имеет братьев, сестёр

Никогда не лежал в больнице

Любит танцевать

Умеет петь

Любит рисовать

Любит дарить подарки

Собирает марки, значки

Долго спит по выходным

Участвовал в каких-либо соревнованиях

Любит уроки математики

Сочиняет стихи, истории

Играет в футбол

Утверждения подобраны так, что каждое из них подходит хотя бы к одному члену группы.

    1. Игра «Окуляр».

Цель: развитие наблюдательности, тренировка внимания, памяти.

Участники разбиваются на группы по 4 человека. Один встаёт перед членами группы и внимательно смотрит на них, запоминая их вид. Затем отворачивается и подробно описывает каждого члена группы, вспоминая при этом: одежду, черты лица, цвет волос, глаз, типичные жесты, звук голоса и т.п.

Когда все побывают в роли ведущего - отгадывающего, то каждый участник оценивает себя перед группой:

  • насколько точен я был;

  • доставляет ли мне удовольствие наблюдать за другими;

  • в каких случаях наблюдение может принести мне пользу?

    1. Упражнение «Рисуем по подсказке».

Цель: учиться взаимопониманию и умению чётко и ясно передавать информацию.

Пары прежние. Садятся спиной друг к другу. Один берёт лист и карандаши, а второму достаётся готовый рисунок. Поэтому он должен объяснить, что и как рисовать, своему партнёру. Тот, кто рисует, не имеет права говорить, всё делает молча. А говорящий, постепенно даёт указание, в какой последовательности следует рисовать, каким цветом, то есть должны описывать рисунок предельно точно, вплоть до размеров в сантиметрах расположения на листке.

В конце сравниваются оригинал и копия. Обсуждение:

  • Какие указания помогали, какие - запутывали, затрудняли работу?

  • Легко ли было руководить?

    1. Упражнение «Общее рисование».

Цель: повышения уровня согласованности действий в группе; совершенствование навыков эмоционального контакта; развитие творческих способностей.

Понадобится три листа ватмана и разноцветные фломастеры, карандаши.

Участники разбиваются на группы по четыре человека. Каждая группа собирается возле одного из листов ватмана. Игроки команд должны нарисовать картину, рисуют поочерёдно. Каждый новый «художник» должен ориентироваться на то, что уже нарисовали. Разрешается использовать только определённые геометрические фигуры, прямые линии.

Каждый должен решить для себя, каков будет его вклад в общую композицию - круг любого размера или же прямые линии любой длины. Например:



Ведущий указывает на то, что картина должна быть как можно более интересной. Задание это выполняется два раза. Первый раз рисуют молча, а второй раз - можно разговаривать. Общее время работы - 10 минут. Обсуждение:

  • Какой вариант работы понравился больше?

  • Насколько слаженно работали члены вашей команды?

  • Что вы сделаете по-другому, если снова будете принимать участие в этой игре?

  1. Заключительная часть. Игра «Карусель».

Цель: получение обратной связи, эмоциональная разгрузка учащихся.

Члены группы становятся в круг, положив руки на пояс соседей. Все двигаются направо, умеренным темпом, пока кто-нибудь не скажет: «Стоп!». Этот игрок произносит несколько слов, положительных фраз о прошедшем занятии. Он может назвать действия, которые ему понравились, отметить положительные качества всей группы, свой собственный успех.

Затем группа движется влево, пока кто-нибудь опять не скажет: «Стоп!» и т.д. Высказаться должны все игроки.

В качестве помощи предложить можно ответить на вопросы:

  • Чему научились на занятии?

  • Что было непонятно?

  • Над чем вы ещё размышляете?

  • Что вам мешало?

  • Какую игру вы бы провели ещё раз?

  1. Прощание.










Занятие 12.

Тема: Толерантность к другим. Толерантное общение.

Цели: - развитие социальной интуиции, способности к эмпатии, пониманию чувств и эмоций других;

- воспитывать у учащихся терпимость друг к другу;

- вырабатывать навыки уверенного поведения.

Материалы: коробочка с листочками, на которых написано начало предложения; два конверта, в каждом по пять разных мелких предметов.

Ход занятия:

  1. Приветствие.

  2. Разминка.

    1. Игра «Отражение».

Участники разбиваются на пары и встают на расстоянии вытянутой руки друг перед другом. Сначала более высокий игрок становится «ведущим» (или по желанию) и начинает медленно двигать обеими руками, руки второго партнёра должны следовать за руками ведущего, словно отражение. Затем меняются ролями, придумывая всё более сложные движения. Инициатива должны переходить поочерёдно от одного партнёра к другому.

Итог: все члены группы собираются вместе, и каждый, основываясь на совместном выполнении упражнения, пытается более детально описать личность партнёра, его чувства, эмоции. Тот, о ком говорят вправе задать уточняющий вопрос или замечание.

  1. Основная часть.

    1. Игра «Я тоже!».

Цель: развитие наблюдательности.

Все садятся в кружок, оставляя внутри достаточно места. Там встанет первый доброволец, он будет ведущим в данной игре. Ведущий внимательно наблюдает за сидящими вокруг игроками. Он должен заметить какую-нибудь общую деталь, присущую некоторым игрокам. Не называя вслух этой детали, он произносит лишь имена участников игры, к которым она относится и просит их встать рядом с собой.

Сначала общей чертой может быть какая-то характерная деталь внешности игроков: элемент одежды голубого цвета, цвет глаз. Постепенно принцип отбора должен усложняться.

Оставшиеся сидеть игроки должны определить, что же сходное есть во всех вызванных в середину круга участников. Тот, кто догадывается первым, становится новым ведущим. Желательно, чтобы каждый игрок был выбран хотя бы однажды. Обсуждение, обмен мнениями.

    1. Игра «Завершите предложение».

Цель: - закрепить навыки самоанализа;

- формировать у учащихся умение слышать и понимать друг друга.

Все сидят кружком. Ведущий предлагает кому-нибудь из участников из коробочки достать листик, на котором написано начало предложения, он должен продолжить предложение, и выбирают следующего игрока. Так до тех пор, пока все не поучаствуют. На предложения, помеченные звёздочкой в списке, ответы дают все желающие. В конце игры задаются уточняющие вопросы, обмениваются впечатлениями, выбирают особенно интересные высказывания, которые удивили.

Список неоконченных предложений:

- Если бы я был птичкой …

- Если бы я был цветком, то я был бы …

  • Если бы я был деревом …

  • Если бы я был зверем …

  • Если бы я был музыкальным инструментом …

  • Если бы я был транспортным средством …

  • Если бы я был инструментом труда …

  • Если бы я был частью одежды …

  • Если бы я был временем года …

  • Если бы я был знаменит …

  • Если бы я был изобретателем …

  • Если бы я был совсем другим человеком …

  • Если бы я был богат …

  • Если бы я был беден …

  • Если бы я был невидимым … и т.д.

    1. Игра «Конверт».

Цель: развитие воображения, творческих способностей.

Учащиеся делятся на две команды. Каждой команде вручается по конверту, в котором лежат пять единиц каких-либо (монеты, билет, пилочка для ногтей, брелок и т.п.). В каждом конверте новый набор предметов. Участники представляют себе, что вещи в конверте принадлежат одному человеку. Они должны придумать, что это за человек, и сочинить о нём историю. В рассказе должны упоминаться все предметы. Участие должен принять каждый. Время 10-15 минут.

Получившиеся истории рассказывают, обсуждают все вместе результаты.

  1. Заключительная часть.

    1. Игра «Синхронное движение».

Цель: оценить уровень сплочённости группы, их умение действовать согласованно.

Обязательно объясняется цель игры участникам: все должны синхронно выполнять разнообразные движения, при этом постоянного ведущего нет. Группа только тогда работает слаженно, когда каждый её член может исполнять функции, как руководителя, так и подчинённого.

Участники рассаживаются на стульях по кругу. Затем кто-то начинает и все сразу повторяют это движение, постепенно дополняя своими и опять все повторяют. Идёт плавный переход от одного движения к другому. Каждый по ходу игры должен ввести своё движение и выполнять движения остальных членов команды.

Сначала проводится тренировочный раунд 3-4 минуты, во время которого участники остаются сидеть на своих местах. Потом, когда суть игры будет ясна, и простые движения получаются, игроки пробуют двигаться по помещению.

Разговаривать нельзя. Установление контакта идёт с помощью глаз, мимики. Обсуждение:

  • Насколько хорошо удавалось держать в поле зрения всю группу?

  • Насколько легко менять роли ведущего и ведомого?

  • Какая из этих ролей для вас более привычна?

    1. Итог занятия.

Обсуждают, что понравилось в занятии, высказывают своё мнение. Затем ведущий сообщает, что это было последнее занятие. Поэтому нужно попрощаться так, чтобы у всех осталось хорошее впечатление от всех занятий, хорошее настроение. Для этого каждый из игроков пожелает группе что-нибудь, скажет всем комплимент или разыграет сценку. В общем, кто что придумает. Время на подготовку 2-3 минуты.

После этого задания все встают кружком как можно ближе друг другу, теснее, положив руки на плечи соседей, то есть, как будто обнимаем всех.

    1. Прощание. Рефлексия.




Критериями оценки эффективности занятий является повышение уровня усвоения нравственных категорий и уровня проявления толерантности. Для этого подобран соответствующий диагностический инструментарий.

Методика 1. «Что такое хорошо и что такое плохо».

Данная методика позволяет выявить степень сформированности понятий о нравственных качествах. Учащихся просят привести примеры: зла, сделанного другими; доброго дела; справедливого поступка; проявления лжи и т.п. И предлагается качественная обработка результатов по трёх балльной системе. Если у ребёнка сформировано неправильное представление о данном понятии, то он получает 1 балл. Если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно чёткое и полное, то присваивается 2 балла. Три балла - показатель того, что сформировано полное и чёткое представление о нравственном понятии.

Методика 2. «Закончи историю».

Целью этой методики является изучение таких нравственных норм, как: доброта - злость, трудолюбие - лень, правдивость - лживость. Выбраны эти качества потому, что с ними детей знакомят, начиная с дошкольного возраста. Поэтому эти нравственные нормы наиболее знакомы и доступны для понимания детьми.

Исследование проводится индивидуально. Ребёнку говорят: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи».

История 1. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошёл к девочке и сказал, … Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?

История 2. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила …

Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

История 3. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришёл папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил …Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Обработка результатов:

1 балл - ребёнок не может оценить поступок героев историй;

2 балла - ребёнок оценивает поведение героев историй как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует;

3 балла - ребёнок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение героев историй, но не мотивирует свою оценку;

4 балла - ребёнок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение героев и мотивирует свою оценку.

Методика 3. «Как поступать».

Используется для выявления у испытуемых отношения к нравственным нормам. Ребёнку предлагается представить заданную ситуацию и сообщить, как бы он себя повёл в ней.

Ситуация 1. Во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему?

Ситуация 2. Одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?

Обработка и интерпретация результатов:

0 баллов - ребёнок не имеет чётких нравственных ориентиров; отношение к нравственным нормам неустойчивое; неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл - нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребёнок не стремится или считает это недостижимой мечтой; адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла - нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.

3 балла - ребёнок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны; отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Методика 4. «Что мы ценим в людях».

Ребёнку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребёнок хотел бы быть похожим, другой - плохой. После этого просят назвать те их качества, которые ему нравятся в них, и качества, которые не нравятся. Привести по три примера поступков на эти качества. Обработка результатов как в предыдущей методике.

Следует отметить то, что во всех выше описанных методиках не подсчитывается общий, суммарный балл, а выделяется наиболее характерный балл, то есть на основании общего анализа выявляется определённая закономерность.

На основе результатов диагностического обследования, делается вывод: на каком уровне усвоения нравственных понятий находятся учащиеся. Для этого составляется сводная таблица, в которую вносятся результаты всех методик. Это позволяет определить уровни усвоения нравственных категорий учащимися. Основой выделения данных уровней послужили, в свою очередь, уровни, выделенные И.С. Марьенко:

    • высокий (3 балла) - полное овладение содержанием понятия и умение применять его в любых условиях жизни и деятельности;

    • средний (2-2,9 балла) - менее чёткое осознание понятия и умение применять его в незнакомой ситуации;

    • низкий (0-1,9 балла) - элементарное обобщение и умение применять его в знакомой ситуации.

Для диагностики толерантности составлена таблица уровней проявления толерантности (терпимости) на основе пяти критериев из девяти, предложенных Г.У. Солдатовой и другими:

  1. Равноправие.

  2. Взаимоуважение.

  3. Сохранение и развитие индивидуальности.

  1. Добровольное сотрудничество.

  2. Солидарность в решении общих проблем.

Уровни и признаки проявления толерантности.

Признаки проявления толерантности

Уровни проявления толерантности

высокий

средний

низкий

1.

Стремление к равноправию

Понимание ситуаций, где необходимо придерживаться принципа равноправия

Стремление к равноправию проявляется в играх за счёт соблюдения очерёдности

Противопоставление себя группе. Нежелание подчиняться правилам

2.

Взаимоуважение

Умение самостоятельно увидеть сильные стороны одноклассников

Ориентируется на оценочные суждения учителя

Эгоцентризм

3.

Солидарность в решении общих задач

Осознаёт ценность и значение предложенной задачи

Принимает предложенные ценности и значения поставленной задачи

Не принимает предложенные ценности в поставленной задаче

4.

Добровольное сотрудничество

Руководствуется внутренними мотивами

Руководствуется внешними мотивами

Отсутствие мотивации, взаимодействия

Для определения вышеуказанных уровней, проводится анкетирование индивидуально с каждым учеником, направленное на выяснение того, насколько ученики терпимы друг к другу:

  1. Если у тебя возникла интересная идея, а твои одноклассники её не поддержали. Что ты будешь делать?

  2. Вы с одноклассниками затеяли игру, но не все знают правила игры. Как ты поступишь?

  3. Если кто-то из одноклассников думает, по какому-либо поводу не так как ты и говорит тебе об этом. Твои действия?

  4. Кто-то из твоих одноклассников обвиняет тебя в чём-нибудь. Как ты это воспримешь?

Диагностическое обследование рекомендуется проводить до занятий и после них.








Литература:


  1. Актуальные проблемы нравственного воспитания /Л.Ф. Колесников. - М.: Наука, 1987.

  2. Бондаренко О.Я. Анатомия толерантности. - М., 1998.

  3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия /И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 1999..

  4. Высотина Л.А. Нравственное воспитание младших школьников. - М.: Просвещение, 1960.

  5. Грейс Крайг. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.

  6. Жизненные навыки. Уроки психологии во втором классе /Под ред. С.В.Кривцовой. - М.: Генезис, 2002.

  7. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. - СПб.: Речь, 2001..

  8. Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. - М.: Просвещение, 1983.

  9. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997.

  10. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Просвещение, 1985.

  11. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1980.

  12. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Педагогика, 1999.

  13. На пути к толерантному сознанию /А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2000.

  14. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков и способы педагогического воздействия на личность. - М.: Просвещение, 1968.

  15. Непомнящая Н.И. Становление личности ребёнка. - М.: Педагогика, 1992.

  16. Обучение и развитие младших школьников: Межвузовский сборник научных трудов. - Волгоград: ВГПИ, 1990.

  17. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. - М.: Педагогич. поиск, 2000.

  18. Практикум по возрастной психологии /Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001.

  19. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - М.: Генезис, 2000.

  20. Рюмина Л.И. Библиотека психологии и педагогики толерантности // Вопросы психологии. - 2002. - № 2.

  21. Скворцов Л.В. Толерантность иллюзия или средство спасения? // Публицистика и очерки. - М., 1997. - № 2. - Октябрь.

  22. Солдатова Г.У. Научная конференция «Толерантность - норма жизни в мире разнообразия» //Вопросы психологии. - 2002. - № 1.

  23. Фопель К. Сплочённость и толерантность в группе. - СПб.: Питер, 2002.

  24. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. - М.: Педагогика, 1983



© 2010-2022