Доклад на тему Работа с родителями

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.



Работу с родителями неслышащих детей необходимо начинать как можно раньше, т.е. с первого дня пребывания его в детском саду или школе. Рано начатая и правильно организованная слуховая тренировка должна стать основой обучения любого ребенка с нарушением слуха, каким бы тяжелым это нарушение не показалось на начальном этапе диагностики. Трагедия «глухого» ребенка заключается не в том, что слух у него полностью отсутствует, а в том, что остаточным слухом по тем или иным причинам, пренебрегают взрослые, от которых зависит судьба ребенка. Даже при нарушениях слуха, достигающего 90дб., возможно развитие у детей способности к речевому общению на основе остаточного слуха. Родители должны помнить, что громкий голос у ушной раковины способен преодолеть практически любое понижение слуха, кроме полной глухоты, которая встречается крайне редко. Необходимо обеспечить естественное речевое окружение ребенка. С ним нужно говорить так, как будто он слышит, но только громче, чаще прибегая к многократному повторению, чтобы восполнить недостаток слуха. Дети должны видеть выражение лица и одновременно слышать звук. Улыбайтесь и говорите своему ребенку чаще приятные добрые слова.

Когда ребенок произносит какие-либо звуки во время или после занятия, повторяйте вместе с ним. Побуждайте повторять их снова и снова, показывая, что вам это доставляет удовольствие. Ребенок должен получать разъяснения обо все, что с ним и вокруг него происходит. Говорить о том, что интересно ребенку в данный момент гораздо эффективнее, чем начинать разговор о другом, надеясь заинтересовать его потом. Очень важно не прибегать к жестам и знакам, чтобы привлечь внимание ребенка. Нужно помнить, что усвоение значения слов - это длительный процесс, требующий многократного повторения.

Надо говорить просто, четко, медленно, короткими предложениями, подчеркивая главное слово.

Новое слово произносится ребенком очень приблизительно. Нужно подбадривать вашего ребенка и не исправлять его речь, лишь затем в процессе общения можно улучшать произношение. Игровая форма занятий способствует проявлению голосовых реакций у детей, причем важно, чтобы ребенок вовлекался в речевую практику, как в игру, на длительный период. Наиболее полезна и для жизни, и для развития игра с куклой, даже если у вас сын. И девочку и мальчика надо обучать элементарным вещам: как одеваться, как кушать, причесываться и т.д. Игра с куклой дает возможность освоить несколько важных тем:

1.Знакомство двухстороннее (Как тебя зовут? Как меня
зовут?).

2.Кормление.

3.Подготовка ко сну и сон.

4.Одевание.

5.Купание.

6.Умывание (утренний туалет).

7.Причесывание.

8.Гуляние.

Обязательно писать таблички и готовить предметы для игры, разъяснять детям правила игры.

После того, как ребенок научится играть с куклой, нужно придумывать сюжетные игры, максимально приближенные к жизни: «Магазин», «В гости», «На рынок», «В сапожную мастерскую», и т.п.

Очень хорошо, окончив игру, снять напряжение, выполнить рисунки о том, что было, во что играли, кто что делал.

Постепенно закреплять понятия: «сколько?», «что больше?», «почему больше?», «насколько больше?», понятия цвета, понятия о геометрической форме: это круг, это прямоугольник.

Сравните игрушки.Важно помнить: нельзя перегружать ребенка такими занятиями. 20-25 минут - время вполне достаточное!

Необходимо составлять со своим ребенком альбомы по своей тематике: человек, животное, посуда...

И повторять все это 10, 100 раз в разных ситуациях. Еще нужно использовать все возможности игры с папой, т.е. с использованием более низкого мужского голоса.

Ученик 5а класса неверно произносил звук «с». Учитель, применяя специальные приемы, добился правильного произношения. После этого родителям было дано домашнее задание по закреплению в речи ученика данного звука. Но, т.к. мать привыкла к прежнему, неверному звуку, то работая с мальчиком, сама не заметила, как он вновь соскользнул на ошибочное произношение. Продолжая усиленно его тренировать, требуя многократного повторения, она только укрепляла старый, дефектный стереотип.

В практике работы мы постоянно сталкиваемся с тем, что близкие глухому люди привыкают, адаптируются к его речи, не замечая порой довольно грубых ее дефектов.

Важным условием закрепления навыков правильного произношения является многократное повторение речевого материала, которое может быть обеспечено в разных видах работ: самостоятельном чтении вслух, повторении вслед за обучающим, навыками использования предметов, картинок в игре и т.п. . Используя прием многократного повторения, обучающий должен уметь при этом контролировать качество произношения, а при необходимости исправлять, корректировать нестойкий дефект.

Существенную роль в закреплении навыков правильного звукопроизношения играет и применение разнообразных форм зрительного контроля, например при работе с текстом, предварительное йотирование слов, фраз,текста:

ХороШо, Шапка, приШел, слуШай, наШ,

Лена вымыЛа Лицо,

Слава принеС поСуду

Читая йотированный текст, учащийся старается произнести выделенные буквы хорошо.

В работе над устранением нестойких дефектов можно использовать разнообразные приемы коррекции. Например, при исправлении сонорных (м, н, л) или фрикативных (в, ф, с, з, ш, ж, х) звуков применяются приемы фонетической ритмики.

Определенные моменты артикуляции можно показать при помощи движений кистей рук. Например, учащийся 5а класса Козаев Давид в самостоятельной речи сбивался на дефектное произношение зв. «Х», произнося его как «К» (клеб, корошо - хлеб, хорошо). Учителю достаточно было показать при помощи кистей рук положение языка, чтобы мальчик смог понять и исправить ошибку. Одним из характерных недостатков в работе родителей является монотонность, однообразие занятий, отсутствие различных игровых приемов, дидактических пособий и специального создания ситуации, т.е. того, что оживляет учебный процесс. В целях активизации . работы над звуками могут применяться звукоподражания различным механизмам или голосам животных.

Например, выполняя задание учителя по закреплению в речи звука «3» в «О» классе, можно подготовить и провести игру «Почтальон». В различных местах комнаты мелом рисуются кружочки, обозначающие кнопку звонка. Ученику объясняют, что он - почтальон и должен разнести письма. Почтальон, чтобы его впустили в дом, должен нажать на кнопку звонка, одновременно звонко произнося звук «3».

При работе над звуком «Р» можно предложить школьнику изобразить злую собаку и сердитого тигра и порычать (р - р - р), полетать как самолет, поездить на стуле, как на машине, мотоцикле, тракторе, обыграть ситуацию поломки мотора и долго его заводить(р - р - р) и т.п..

Если звук недостаточно хорошо произносится в слове, можно вернуться к элементу слова - слогу, содержащему данный звук: например для звука «К» - кудахтанье птицы (ко - ко - ко), или шум капель воды (кап - кап - кап), стук по предмету (тук - тук - тук).

Многократное воспроизведение слога с нужным звуком может обыгрываться и в форме договаривания нужных слогов: ка - рандаш, ка -ша, ка - ртофель. Учитель произносит начало слов,- а ученик заканчивает его нужным слогом: сум -ка, пал - ка, руч - ка.

Работая с ребенком, родителям необходимо систематически консультироваться с учителем, знать и учитывать уровень речевого развития учащегося.

При закреплении звука с учениками 2 класса и старше можно давать более сложные задания, например, чтение наизусть или по книге стихов, считалок, поговорок, пословиц, насыщенных нужным звуком.

Планомерная и систематическая работа, направленная на развитие слухового аппарата, создания у ребенка потребности в речевом общении с окружающими и, наконец, возвращение глухого ребенка к активной жизни в условиях речевого общения - вот задача родителей. Терпение, элементы творчества, изучение азов неизвестных раннее областей знаний, подвижничество - все эти качества необходимы родителям и всем взрослым, воспитывающим глухого ребенка.

© 2010-2022