«Горы горцам смотрели вслед»

классный час  на тему: «Горы горцам смотрели вслед».                 Вступительное слово классного руководителя: Сегодняшний классный час посвящен дню выселения чеченского народа с родных мест в Казахстан и Среднюю Азию. У нас на классном часе в гостьях директор школы, завуч по внеклассной работе и родители. Человеческая память долговечна. Однако, острота любого события, каким бы жестоким и страшным оно не было, со временем притупляется и чем дальше по времени отдаляется от нас, тем меньше воздействует на наши чувства. Иначе никто, никогда, никому не простил бы обиду. Если человек сам был участником большого события, то он никогда не забывает его, ибо оно становится частью его жизни. 1-й уч-к.: Давайте вспомним сегодня выселение вайнахского народа 23 февраля 1944года. Открываем первую страницу нашего журнала, которая называется: «Это было так...» 2-й уч-к: В январе 1944года большое число советских войск начала выезжать в аулы, села Чечни, на больших новых «студебеккерах».Войска пришли в Чечню, как объясняли населению, для отдыха и проведения учений в горных условиях, перед генеральным наступлением на внешнего врага-немецкой армии.Солдаты были расквартированы в каждом доме чеченцев по 5-6 человек. Чеченцы что только не делали, чтобы по кавказскому обычаю угос­тить солдат, якобы, приехавших в республику с фронта, чтобы отдох­нуть .Эти добрые люди жалели солдат, они знали, что они голодные и делились сними. Чеченцы жалели солдат, потому что и их сыновья сражались на фрон­те вместе с другими, проявляя мужество и героизм в борьбе сообщим врагом-фашизмом Пошло 6-ть недель с тех пор, как приехали войска в Чечню. Местным партийным органам поступила указание с Москвы организовать тща­тельно подготовленную приветственную демонстрацию или митинг в честь Дня Советской Армии. Утром 23 февраля стояла ясная морозная погода, сверкал снег на кры­шах домов и горных вершин. К 9 часам все мужское население собра­лось на главных площадях своих сел и аулов. Люди пришли на празд­ник с лозунгами и транспарантами, восхваляющими Советскую Ар­мию и дружбу народов СССР. Но вмиг все обернулось по  другому. Площади и села были окружены тройным кольцом войск. И тогда на­род увидел истинное лицо непрошеных гостей. Из друзей солдат-за­щитников, они превратились во врагов, прибывших высе... Женщин, детей и стариков быстро собирали и вывозили па вокзалы. В эти дни в селах и аулах выли собаки, мычали коровы. После ухода жителей над местностью наступила гнетущая тишина. Долгий путь по снежным степям. По пути следованиям люди испы­тывали много невзгод. Вагоны продувались, в них было страшно хо­лодно. Только один раз в сутки выпускали из вагонов где-то в поле. Умерших от холода выгружали из вагонов и засыпали трупы снегом. Так этот длинный путь был усыпан трупами. Не хочу заострять ваше внимание на злодеяниях военных, хотя таких было немало. Они выполняли чей-то приказ. Не о зле надо вспоминать а о добрых делах. Ведь зло порождает зло, а его хватает нашему наро­ду и так. В первые дни выселения большинство солдат и офицеров по­няли, что это не бандиты, вооруженные до зубов, как им внушили не­которые командиры, а обыкновенные люди. И они относились к вай-нахам с сочувствием, но ничем не могли им помочь. Война! Кому она нужна? Зачем в Чечне она произошла? Зачем древнейший тот народ губить? Зачем вторичный геноцид? Из-за какого то Тирана безвинно выслан был народ, И вот вторично повторяют, Но только все наоборот Тогда нас вынуждали с силой Покинуть родные нам места, Теперь никто не вынуждал, Но человек от смерти убегал. Там гибли сыновья, рыдали матери, Лежали трупы женщин и детей Могилой общей яма для них стала, Зачем все это, для чего? Но нас ничто сломить не может, Народ мы гордый, нас не преклонить! Аллах всему судья,я тему классного часа, учительница и уч-ся приходят к выводу, что история своего народа нельзя забывать. Ежедневно и ежечасно, словом, делом, поступком осуществляется воспитание учеников в духе пат­риотизма.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



классный час

На тему: «Горы горцам смотрели вслед»

В целях формирования гражданского сознания, воспитания патриотических чувств, активизации и внеклассной деятельности школьников и в связи с 65-ой годовщиной депортации чеченцев в 1944 году провести с 17по 23 февраля 2009г. « Неделю Памяти».

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ «НЕДЕЛИ ПАМЯТИ».

17.02.2009г. Беседы о депортации чеченцев в 1944 году по классам.

Встречи с очевидцами и старожилами на тему «Воспоминание, обжигающие сердца и память». Запись воспоминаний...

18.02.2009г. Конкурс на лучшее чтение стихов, посвященных этой теме. Создание

рукописной книги ПАМЯТИ жертв сталинского геноцида ! Вспомним их

поименно».

19.02.2009г. Проведение викторины. Конкурс сочинений. Организация выставки книг.

20.02.2009r. Организация сбора писем, фотографий, документов на темы «Судьба

моей семьи», «Жизнь моей семьи в период выселения», «Рассказ моего дедушки

(бабушки) о годах, проведенных на чужбине» и т.д.

21.02.2009. Просмотр кинофильмов, оформление альбомов.

23.02.200уг. Утренник для младших классов. Линейка или митинг для

старшеклассников.

Классный час на тему: «Горы горцам смотрели вслед».

Цель кл. часа: Довести до сознания учащихся весь ужас выселения чеченского народа с родных мест в Казахстан и Среднюю Азию, о скорби народа, о потерях и людских лишениях.

Вступительное слово классного руководителя:

Сегодняшний классный час посвящен дню выселения чеченского народа с родных мест в Казахстан и Среднюю Азию. У нас на классном часе в гостьях директор школы, завуч по внеклассной работе и родители.

Человеческая память долговечна. Однако, острота любого события, каким бы жестоким и страшным оно не было, со временем притупляется и чем дальше по времени отдаляется от нас, тем меньше воздействует на наши чувства. Иначе никто, никогда, никому не простил бы обиду. Если человек сам был участником большого события, то он никогда не забывает его, ибо оно становится частью его жизни.

1-й уч-к.: Давайте вспомним сегодня выселение вайнахского народа 23 февраля 1944года. Открываем первую страницу нашего журнала, которая называется: «Это было так...»

2-й уч-к: В январе 1944года большое число советских войск начала выезжать в

аулы, села Чечни, на больших новых «студебеккерах».Войска пришли в Чечню, как объясняли населению, для отдыха и проведения учений в горных условиях, перед генеральным наступлением на внешнего

3-й уч-к:

4-й уч-к

5-й уч-к

6-й уч-к

7-й уч-к

8-й уч-к

9-й уч-к

врага-немецкой армии.Солдаты были расквартированы в каждом доме чеченцев по 5-6 человек.

Чеченцы что только не делали, чтобы по кавказскому обычаю угос­тить солдат, якобы, приехавших в республику с фронта, чтобы отдох­нуть .Эти добрые люди жалели солдат, они знали, что они голодные и делились сними.

Чеченцы жалели солдат, потому что и их сыновья сражались на фрон­те вместе с другими, проявляя мужество и героизм в борьбе сообщим врагом-фашизмом

Пошло 6-ть недель с тех пор, как приехали войска в Чечню. Местным партийным органам поступила указание с Москвы организовать тща­тельно подготовленную приветственную демонстрацию или митинг в честь Дня Советской Армии.

Утром 23 февраля стояла ясная морозная погода, сверкал снег на кры­шах домов и горных вершин. К 9 часам все мужское население собра­лось на главных площадях своих сел и аулов. Люди пришли на празд­ник с лозунгами и транспарантами, восхваляющими Советскую Ар­мию и дружбу народов СССР. Но вмиг все обернулось по другому. Площади и села были окружены тройным кольцом войск. И тогда на­род увидел истинное лицо непрошеных гостей. Из друзей солдат-за­щитников, они превратились во врагов, прибывших выселить невин­ных людей с родной земли. Солдаты окружили тех, кто угощал их, на­вели оружие, готовое пустить его в ход при малейшем сопротивлении. Видя все это, народ бросил все транспаранты с лозунгами и портреты Сталина, Молотова, Ворошилова и Берии на землю. И это был их единственный жест протеста. Партийные лидеры зачитали решение Государственного комитета по обороне и выселении Вайнахского на­рода в дальние районы Советского Союза. И в этот страшный день все население в течении 4-х часов начали грузить в товарные вагоны, ко­торые давно были приготовлены для этой цели на железнодорожных станциях Чечни.

Женщин, детей и стариков быстро собирали и вывозили па вокзалы. В эти дни в селах и аулах выли собаки, мычали коровы. После ухода жителей над местностью наступила гнетущая тишина. Долгий путь по снежным степям. По пути следованиям люди испы­тывали много невзгод. Вагоны продувались, в них было страшно хо­лодно. Только один раз в сутки выпускали из вагонов где-то в поле. Умерших от холода выгружали из вагонов и засыпали трупы снегом. Так этот длинный путь был усыпан трупами.

Не хочу заострять ваше внимание на злодеяниях военных, хотя таких было немало. Они выполняли чей-то приказ. Не о зле надо вспоминать а о добрых делах. Ведь зло порождает зло, а его хватает нашему наро­ду и так. В первые дни выселения большинство солдат и офицеров по­няли, что это не бандиты, вооруженные до зубов, как им внушили не­которые командиры, а обыкновенные люди. И они относились к вай-нахам с сочувствием, но ничем не могли им помочь.

Война! Кому она нужна?

Зачем в Чечне она произошла?

Зачем древнейший тот народ губить?

Зачем вторичный геноцид?

Из-за какого то Тирана безвинно выслан был народ,

И вот вторично повторяют,

Но только все наоборот

Тогда нас вынуждали с силой

Покинуть родные нам места,

Теперь никто не вынуждал,

Но человек от смерти убегал.

Там гибли сыновья, рыдали матери,

Лежали трупы женщин и детей

Могилой общей яма для них стала,

Зачем все это, для чего?

Но нас ничто сломить не может,

Народ мы гордый, нас не преклонить!

Аллах всему судья,

Мы все в руках Аллаха!

10-й уч-к В Казахстане население было заранее настроено против переселенцев. Но изучив характер и нравы Вайнахского народа, люди разных нацио­нальностей оказывали всяческую помощь переселенцам, если не материально, так морально.

Русские, казахи, украинцы и многие другие народы Советского Союза поддерживали друг друга. Эти люди знали кто виновен в этой грязной политике- Сталин, Берия, Маленков и другие сатрапы великой партии. Их оружием была ненависть к собственному народу.

Ученики каждый встает и рассказывает пословицы про «Даймохк».

1 .Вина мохк мезал мерза бу!

2.Дикачу пхьидо шен мохк хестабо!

З.Нехан махкахь эла хуьлучул, шен эвлахь лай хилар тоьлу!

4.Шен ц1а-ц1ен ц1а

5.Ненан сий динарг махко лору!

Итак, завершая тему классного часа, учительница и уч-ся приходят к выводу, что история своего народа нельзя забывать. Ежедневно и ежечасно, словом, делом, поступком осуществляется воспитание учеников в духе пат­риотизма.

Заключение: Выступает организатор внеклассной и внешкольной работы.

Он благодарит учеников за содержательные выступления, за то, что они не забывают историю своего народа.

Классный рук-ль: Вот и закончился наш классный час на тему: «Горы горцам смотрели в след»

памяти чеченскому народу. Желаем вам счастья, чистого неба без войны, процветания.

«Горы горцам смотрели вслед»

классный час

На тему: «Дайн чартийн орамийн сий дира лаьтто».

Дайн чартийн орамийн сий дира лаьтто.

Лазам. Юха а лазам. Цкъа а д1абер бац оцу къаьхьчу деноша вайн синошна бина лазам. Xlopa шарахь боккхачу 1ийжамца карлаболий, къанойн, нанойн б1аьргаш белхош, ойлане эгош баьржа иза вайн синошкахь. Оцу лазамо хорам беш, къуьйлуш, даг т1е муо хьовзош йитина чов, даима а хьег1аш лаьтта.

Оцу лазамо к1адъеш, марсаяьхначу ойланаша 65 шо хьалха вайнахана т1ехь х1оттинчу къематдийне духадуьгу вай.

Т1аккха, и къематде гиначеран дагалецамаш карладохий, шайн б1аьргашна герга даладо лан хало долу и ирча суьрташ.

Шийла 1уьйре. Т1есерсаш ду ло. Шайн х1усамашкара арадаьхна майдана схьагулдина адамаш. Ткъа шайна т1ехь тхов боцу цхьадолу бераш, наноша корталехь хьнрчош, маракъуйлуш дохдора, уыи ца делхийта г1ерташ.

Деле орца доьхуш, аренгахула даьржинчу нанойн белхаран озо хоьтуьйтура, дохош долу адамийн къина дерриг дуьне доьлхуш ду.

Делахь а, и сурт а ца хиллера ма моьтту инзарчарах. Т1ехь-т1ехьа гучудуьйлура цул а инзаренаш.

Тутмакхех гоьзначу шалоно шийлачу маъхьарца керчайора сибреха чкъург. Салташа rlynaui доьхкина д1акъевлина яра вагонаш. Цхьана станцехь сацийра поезд. Белларш салташа охьакхиссира. Лугавая станцехь гина сурт кхин а инзаре дара. Цхьана машено деана охьахийцича санна, гуш декъийн вал бара. Зударий, бераш, божарий вовшех ийна бара уьш. Царна юкъахь долу ши адам чохь са а долуш, меттахъхьуьйш дара.

Т1евсанчу шалонан хьаькаме-эпсаре цхьана нохчийн стага, цхьа rlo хиларе дог дохуш элира: «Оцу декъошна юккъехь и д1оши стаг дийна ву».

Са ма гатде, лийр ма ву и шиъ, хьала а, охьа а уьш адамаш хуьлчуьра девлла,-велакъажарца дог та1ийра цо.

Оцу бехачу аьчган новкъа 1ожалла юдуш тхо д1акхечира Казахстанан Усть-
Каменогорск г1алина юххерчу кибарчигаш ечу заводан эвла.Цигахь яра лайла
хьул йина барак. Ло охкуш, не1арна т1е некъ баьккхира. Оцу ехачу, шийлачу
барака чу д1анисделира дуккха а адамаш.

Ерриг барака чохь йргуш, г1ийла серло луш йиъ къуда яра.

Адамаш бодашкахь 1аш дара.Ло къорга хиларна, д1абохка йиш йоцуш, цхьа чоь декъехь юьзна яра. Амма т1аьхьо кхин дан х1ума а ца хилла, лайла д1абоьхкира уьш.

Бехк-гуьнахь доцуш, лоьцуш чубухкура, бойара.Жималлехь сан кхетамо схьалаьцна и ирча сурташ, дийцина ца валлал дукха ду.

Хеназа г1овттош Къематде х1оттош, махкаха дехира Халкъана байна Бала ца л айна Лаьмнаш 1адийра Юккъерчу Азехь

Пийлачу озехь Пийлачу озехь Наной билхира Ма йоьхна 1уьйре Ма йоьхна суьйре Лайра вайиха Шелоно дегош Мацалло эгош Де доцуш баха Махкана генахь Кавказ гуш г1енах Ма хала даа

Меца борз уг!уш Воьжнарг цо вууш Доь доцуш вайра Буьрсачу дарцо Хьерчош шен марчо 1аьхкира арахь Бисарх Наддайна Вайнах xly дайна Бовриг ца хиллера.

Мы верили: придет заветный час.

Земля вайнахов, помнит каждый камень Травинка и ручей, и каждый склон, Как уходил в поруганную память За эшалоном мрачный эшалон.

Куда? Зачем?.. Но на вопрос ответить

Никто не мог, а может быть, не смел

В февральской стуже умирали дети,

В рассветной мгле свистел морозный ветер

У изголовья их остывших тел.

А по земле, как по ледовой тверди, Поземки горя яростно лили... Мы умирали, но под страхом смерти Предать земле умерших не смогли.

Ни мать, ни брата, ни отца, ни друга... Лишь засыпали снежной пеленой Все остальное завершала вьюга- Над нею власти не было земной.

Земная власть. Две стороны медали.

Добра и зла... С улыбкой на лице Нахмурив бровь, смотрел Иосиф Сталин На всю страну в винтовочный прицел.

За залпом-залп. ..Ив страшные минуты В страданьях перемалывали круто Народов судьбы культа жернова.

Тринадцать лет кровоточила рана

В душе чеченцев, ингушей... В стране

Где «мудрый» вождь становится

тираном. Страшнее исполнители вдвойне.

К отчизне путь на пламенной скрижали.

Уже чертило светлое перо

И вчас урочный восторжествовали

Над злом и справедливость, и добро.

До дна испили мы страданий чашу. Но правда, что на белом свете есть Вернула нам и Родину и нашу Наветом незапятнанную честь.

Мы в сердце образ Родины носили И верили: придет заветный час, И мрачным культом Сталина Россия, Не затмевалась никогда для нас.

И две тропы- их не предать забвенью-Остались у вайнахов за спиной: Дорога смерти-время выселенья Дорога жизни-путь к земле родной.

И дому нашей совести подвластны-Мы этой горькой памяти верны... Я прошлое тревожу не напрасно, Еще не все с ним счеты сведены.

«САН ДАЙМОХК»

1 -куплет

Нанас берахь дуьйна Суна хьо марзбина

Хьоьга дагардуьйцуш Хийла ойла йина Сан дай бехна латта, Сан ирс долу Даймохк Ахь кхиийна Ахь стаг вина Со новкъа велира

2-куплет

Хьуна гена ваьлча Херехь зама яьлча Даго лоькху зурма Суна хьо хетара Сан дай бехна латта Сан ирс лолу Даймохк Малх бицбина, Hyp къагийна Суна хьо лепара.

3-куплет

Х1орайог1акхане хьоьца йоккхур бохуш Винчу махка кхача

Ас сан тийсинера|

Сайн дай баьхна латта сан ирс долу Даймохк

Хьоьх къаьстина

Дог диллина

1алург ца хиллера

© 2010-2022