Конспект внеклассного занятия по экологии Путешествие в необычную страну (4 класс)

Долгие годы человечество использует природные богатства без учета экологических законов.Это приводит к истощению некоторых из них и обширному загрязнению всей окружающей среды. Чтобы избежать экологической катастрофы, необходимо изменить сознание человека, привить ему экологическую культуру. Поскольку процесс этот сложный и довольно длительный, начинать работу лучше с самого детства, когда закладываются основы нравственности и общей культуры личности человека. Необычное путешествие поможет форми...
Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное занятие «Путешествие в необычную страну».

Цель: формирование основ экологического сознания.

Задачи:


  1. Образовательные: обогащать детей знаниями о природе, ее многообразии, о чертах приспособленности живых организмов к окружающей среде; формировать потребность в получении новых знаний;

  2. Развивающие: развивать память, внимание, зрительное восприятие, словесно- логическое мышление, способность анализировать, делать выводы;

  3. Воспитательные: развивать умение замечать прекрасное, любоваться объектами природы, оберегать богатства родной природы;

  4. Коррекционные: развивать связную речь детей, расширять кругозор, обогащать и активизировать словарный запас;

  5. Формировать коммуникативные качества: умение работать в группе.

Оборудование: 2 карточки с «Шифровками» (написаны примеры и алфавит, где каждой букве соответствует определенная цифра); фото бабочек (Адмирал и Аполлон) формат А3 (на обратной стороне нарисован знак ?); картинка «Форма адмирала»; фото бабочек тундры формат А3; карточки «Закончи предложения»; картинка саранчи; карточка «Книга рекордов»; фото насекомых формат А3- жук -палочник, муравей -бульдог, жук-голиаф, бабочка павлиноглазка, длинноногий гигантский кузнечик; лист альбома, яблоко 100 гр, 2 набора фото насекомых формат ½ А4: комар, шмель, кузнечик, божья коровка, богомол, жук-голиаф, жук-олень, комар, стрекоза, муха, бабочка, и фото: черепаха, скорпион, паук; карточка «Энтомолог»; карточки формат ½ А4 для сообщений.

Магнитная доска, компьютер, проектор, экран, слайды.

Продолжительность мероприятия: 45 минут.

Этапы занятия:

1.Организационный момент.

2.Вступительная часть.

Подготовка к мотивации.

Определение темы и постановка задач.

-Доброе утро! Сегодня на занятии предлагаю всем нам отправиться в увлекательное и полезное путешествие.

Вы любите путешествовать? Поднимите руку кто любит.

Зачем человек отправляется в путешествие? (подтвердить и применить уже имеющиеся знания, получить новые знания, впечатления, эмоции и поделиться ими с друзьями, родными).

Предлагаю отправиться в путешествие по разным странам и материкам, побывать на севере и юге, на западе и востоке. А отправимся мы в необычную страну животных.

Любите животных? Каких? Какие животные есть у вас дома?

Очень радует, что вы любите животных, домашних и диких, а вот совсем маленьких, удивительных, красивых, необычных, загадочных вы забыли назвать.

(слайд 1) Посмотрите на слайд - кто это? Перечислите. Чем насекомые отличаются от рыб, зверей, птиц? У рыб-чешуя, у птиц- перья, у зверей-шерсть, а у насекомых? (6 ножек).

Значит мы отправимся путешествовать в необычную страну, где живут кто? (насекомые).

Почему эта страна необычная? Ее нельзя найти ни на одной карте, ее жители всегда рядом с нами- в лесу, в пустыне, в тундре, джунглях, на лугу, в поле.

Как думаете сколько жителей в этой стране? Ученые говорят о 4 млн., возможно, допускают те же ученые, их 30 млн.

Собираясь в дорогу, мы берем продукты, вещи, а нам с вами сегодня понадобятся: ваша память и внимание, логика и наблюдательность, ваши знания, а еще активность, любознательность, и конечно, хорошее настроение.

Для более продуктивной работы разделимся на группы: первый ряд- 1 группа, второй ряд-2 группа.

3.Основная часть.

Актуализация ранее полученных знаний.

Чтобы лучше все рассмотреть и увидеть будем делать остановки.

Итак, отправляемся.

Первая наша остановка «Литературная».

Любите читать книги? О ком? А книги о насекомых читаете? Проверим. Я буду задавать вопросы- дети должны ответить какое это произведение, и кто автор.

(слайд 2)

1.В каких насекомых превращался князь Гвидон? (муха, комар, шмель, «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкин).

2. «Позолоченное брюхо, по полю пошла, денежку нашла»? («Муха-Цокотуха» К.И. Чуковский.) Чем закончилось произведение? (свадьбой насекомых).

3. Какое насекомое было женихом Дюймовочки? (майский жук, «Дюймовочка» Г.Х.Андерсен).

4. «Попрыгунья… лето красное пропела» («Стрекоза и муравей» И.А.Крылов). За что была наказана стрекоза? (за безделье).

Мы вспомнили произведения о насекомых.

Новая остановка «Шифровка».

Любите загадки? Отгадывать или загадывать? (на доске два листа формата А3, перевернуты, на них знак ?). Перед вами две загадки - за знаками вопроса кто-то спрятался. Хотите узнать кто? Для того чтобы узнать надо потрудиться, применить свои знания в математике.

Каждая группа получает карточку «Шифровку» с примерами, решает их, расшифровывает слово.

Какое слово удалось расшифровать 1 группе? Адмирал.

Кто это? (чин морского офицера). Значит за знаком вопроса должен быть офицер. Проверим (переворачиваю лист, перед детьми фото бабочки-адмирала). Оказалась бабочка. Прочитайте как ее зовут.

Как думаете, почему бабочка - адмирал, может она командует флотом? (форма адмирала черного цвета с красными лампасами - показываю картинку). Окраска бабочки напоминает форму офицера. Размах крыльев 6 см, можно встретить на полянах, лугах, опушках, где много цветов и сочной зелени. В Европе, Азии, Америке, и у нас в стране (В какой стране мы живем?) в России. Куда осенью отправляются перелетные птицы? Вот и бабочка-адмирал перелетная, потому что очень любит тепло. Зимует в Африке, преодолевая 5000 км в одиночку.

Какое слово расшифровала 2 группа? Аполлон. Кто это? Аполлон- в Древней Греции бог красоты и света. Проверим (переворачиваю лист- фото бабочка-аполлон). Опишите бабочку- тонкая, изящная, легкая, полупрозрачные крылышки. Размах крыльев 9 см, живет в России (Московская и Ярославская обл.), во Франции, Финляндии, Монголии, Турции. Если чувствует опасность- скребет ножками по крылышкам, издает «шипящий» звук, тем самым отпугивает врага. Гусеница бабочки питается только при солнечном свете.

Что общего в окраске этих бабочек? (присутствует красный цвет) - это сообщение для врагов «я - опасна!», « я - невкусная!».

У нас в тундре встречаем бабочек? (фото бабочек тундры).

Можно ловить бабочек? Брать за крылышки? Почему?

Мы отгадали загадки. Отправляемся дальше.

Остановка «Зоопарк».

Что такое зоопарк? Кто был в зоопарке. Помечтайте: вы директор зоопарка, у вас есть олень, носорог, жираф, слон. Можно свой зоопарк поместить на столе? Проверим.

(слайд 3) Кто на слайде? Жуки. Кого вам напоминают?

Жук- олень- живет в России, длина 7 см.

Жук-носорог- живет в России, Африке, Азии, длина 4 см.

Жук- слон- в Мексике, в Америке, длина 7см.

Жук-жираф- открыт в 2008г, на о.Мадагаскар.

Все жуки живут в широколиственных лесах, питаются древесным соком, листьями. Жук-олень одно время был занесен в Красную книгу как исчезающий. Сейчас численность восстановлена.

Можно встретить жуков у нас в тундре? Нет. Почему? (суровый холодный климат, мало растений, а значит корма).

Можно такой зоопарк разместить на столе? А вы не верили.

Динамическая пауза.

Раз- подняться, потянуться,

Два-согнуться, разогнуться,

Три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять- руками помахать,

Шесть- за парту тихо сесть.

Левая группа- шоколадки,

Правая- мармеладки,

А теперь- ассорти! (дети быстро меняются местами, первая группа садится на место второй, и наоборот).

Часто человек сравнивает свои действия, поступки с животными. Например: голодный как волк, топает как слон. А можно ли сравнить с насекомыми?

Остановка «Закончи предложение».

Каждая группа получает карточку, необходимо закончить данное предложение, дописав подходящее по смыслу насекомое.

Проверяем (по 1 ученику от группы читают свои варианты).

«Порхает как…….»

«Надоедливый как……..»

«Трудолюбивый как……….»

«Зеленый как……..»

«Налетели и все съели как……..»

Кто такая саранча? (показываю картинку). Что о ней знаете?

Молодцы.

На следующей остановке нас ждет «Книга рекордов» (на доске карточка «Книга рекордов»).

Что такое книга рекордов? В эту Книгу записывают самых, самых….

Среди насекомых тоже есть самые, самые… Хотите с ними познакомиться?

Страницы нашей книги «живые» (выходят по 1 ученику-показывают фотографию, рассказывают интересные факты).

Жук-палочник-самый длинный жук в мире, длина тела 30 см. Может долго сидеть в защитной позе, без движения. Живет в Америке, Австралии.

Гигантский длинноногий кузнечик размером с небольшого котенка. Живет в Малайзии. Ведет ночной образ жизни. Питается растениями. Не прыгает, а медленно ходит.

Муравей-бульдог - один из наиболее опасных для человека и животных. Обладает сильным жалом и смертельным ядом. Длина муравья 3 см, это в несколько раз больше обычного муравья. Живет в Австралии.

Бабочка Павлиноглазка самая крупная бабочка в мире. Размах крыльев 26 см. Бабочка не питается. Живет в Австралии. Гусеницы выделяют крепкий шелк. На Тайване пустые коконы используют как кошелек.

Жук-голиаф-великан, гигант. Самый тяжелый жук в мире, весит 100гр. Длина 10-12 см. Живет на деревьях, летает днем. Питается соком деревьев, фруктами. Живет в Африке.

(фото располагаю на доске).

Кто запомнил: длина палочника? Покажите 30см-это сколько? Помогу. Перед вами альбомный лист - его длина 30см, такой же длины жук.

Чем опасен муравей-бульдог? (ядовитый укус смертелен).

Что значит голиаф? (великан, гигант). Посмотрите на свою ладошку- такого размера этот жук, а весит как 5 воробьев. Чтобы понятнее- каждая группа получает яблоко весом 100гр, взвесьте на руке. Впечатляет?

Таких рекордсменов можно увидеть у нас в тундре? Почему?

Путешествие продолжается. На следующей остановке можно отдохнуть.

Остановка «Мультфильмы».

Любите мультики? Проверим.

(слайд 4) Демонстрирую отрывок из мультфильма- как называется?

«Стрекоза и муравей»

«Первый урок»

«Одуванчик-толстые щеки»

«Гагарин»

«Путешествие муравья»

«Муха-Цокотуха».

Кто главные герои?

Последняя остановка «Выбери меня».

Проверим кто самый внимательный и наблюдательный.

Каждая команда получает комплект картинок животных, выбрать только насекомых, расположить на доске.

Проверяем. Первая группа проверяет вторую, и наоборот.

Кого не выбрали? (черепаха, паук, скорпион).

Посмотрите на доску, о каком насекомом мы сегодня не говорили? (богомол). Покажите. Что о нем знаете?

Усложняю задание: выберите только насекомых тундры. (1 ученик выбирает картинки, дети называют).

Почему у нас так мало жителей необычной страны, с чем это связано?

Для того чтобы вернуться домой необходимо ответить на вопросы «Блиц-опроса».

Я читаю вопрос-дети дают ответ одним словом.

1 группа

1.У волков стая, у муравьев-……(колония)

2.Самое прожорливое насекомое? Стрекоза, за 1 час- 20 мух

3.Жадный кузнечик? Саранча

4.Какая бабочка «шипит»? Аполлон

5.Кто летает выше всех? Комар

6.У кого на лапке ухо? Кузнечик

7.Вредная домашняя бабочка? Моль

8.Назойливое насекомое? Муха

9.Домик у осы? Гнездо

10. Запечный «соловей»? Сверчок

2 группа

1.Какие бывают муравьи- сахарные, медовые, шоколадные?

2.Паук-это насекомое? Нет

3.Растут ли бабочки? Нет

4.Сколько ног у мухи? 6

5.Пчела-бездельник? Трутень

6.Перелетная бабочка? Адмирал

7.Жук-вредитель картофеля? Колорадский

8.Домик муравья? Муравейник

9.Домик пчелы? Улей

10.Какое расстояние пролетает стрекоза за 1 час? 60-100км

Итоги блица- у какой группы больше правильных ответов.

4.Заключительная часть.

Обобщающая беседа.

(слайд 5) Зачем человек изучает природу: растения, животных? (чтобы ее понимать, любить, принимать, знать, беречь). Почему? (Хрупкая, легко навредить, неповторима, многообразна). За кем сегодня наблюдали, кого рассматривали? Если человек профессионально изучает насекомых - Энтомолог (карточка на доске).

5.Итог. Рефлексия.

-Где были?

Что делали во время путешествия?

Что привезли из путешествия?

Кто сегодня узнал что-то новое?

Кто вас удивил? Поразил?

Кто захотел узнать еще новое о насекомых?

Где будем брать информацию?

Домашнее задание: (каждый получает лист для сообщения). Подготовьте сообщение о насекомом используя учебники, энциклопедии, справочники, Интернет-ресурсы, фильмы.

Сообщения оформим в брошюру.

Всем спасибо за работу!


© 2010-2022