Статья. Обобщение опыта по теме Духовно-нравственные аспекты воспитания

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Обобщение опыта по теме: «Духовно-нравственные аспекты воспитания»


- Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека, его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д.Ушинский писал: «Влияние нравственности составляет главную задачу воспитания».

Ученый Л.А. Григорович рассматривал содержание нравственного воспитания через гуманность. «Гуманность - это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку».

Кроме гуманности в содержание нравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам.

Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения. Оно включает в себя:

культуру речи

культуру общения

культуру внешности

бытовую культуру

Культура поведения учащихся в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, а также традиций, сложившихся в школе и семье.

Ученый И.Ф.Харламов считал, что содержание нравственности заключается в следующем:

1. В отношении к Родине (патриотизм) - любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.

2. В отношении к труду (трудолюбие) - предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.

3. В отношении к обществу (коллективизм) - умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчиняться и умение руководить.

4. В отношении к себе - уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.

5. В человеколюбии и гуманности.

Нравственное воспитание осуществляется всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А.Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, считал, что ее системообразующий признак - нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания - 1. Развитие нравственных чувств личности - 2». Кроме того, роль играет формирование нравственного сознания, выработка умений и привычек нравственного поведения.

Нравственное воспитание, осуществляемое в школе, общественных организациях, внешкольных учреждениях и семье, обеспечивает у подавляющей массы школьников формирование любви к Родине, бережного отношения ко всему многообразию собственности и творческого отношения к труду. Его результатом является коллективизм, здоровый индивидуализм, внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, самодисциплина.

Считаю, что патриотизм - самое глубинное осознание своей родственности с Отчизной, это целостное отношение к Родине. В патриотизме закодированы высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей державы, памятью ушедших поколений и их славных дел. Патриотизм - стержень духовно-нравственного воспитания.

Сегодня не модно говорит о любви к своей Родине. Стало привычнее ее ругать. Но попробуйте представить государство, народ которого не испытывает чувства любви к своей земле, своей Отчизне. У такого государства нет будущего. Именно поэтому патриотическое направление воспитательной работы, считаю, является приоритетным, а также одно из главных в духовно-нравственном воспитании.

Я хочу рассказать, о том, какие формы и методы патриотического воспитания применялись мною в качестве классного руководителя и в качестве учителя истоков.

Хочу сказать, что тематика предмета истоки является благодатным материалом для патриотического воспитания обучающихся. Н-р: 5 кл «Московский Кремль», 6 кл «Слово и образ Отечества», «Слово и образ малой родины», в 7 кл. знакомимся с древними сословиями нашего Отечества, и т.д .

На уроках применяю Активные формы обучения: ресурсный круг, работу в парах, в группах, мнемотехнику,...Применяю сюжетно-ролевые игры. Уроки-экскурсии, уроки-путешествия, стараюсь научить детей не только гордиться своей страной, но и сопереживать и не оставаться равнодушным к тому, что происходит. С особым интересом учащиеся принимают участие в проведении «круглых столов» и проблемных дискуссиях.

Ставлю задачу подготовить доклад, сообщение на тему. Н-р, при изучении темы «Воинство» в 7 классе учащиеся готовят сообщения об «Орденах и медалях времён ВО войны». Часто применяю групповую форму работы при изучении текстов и исторических документов. При этом использую коллективные обсуждения и взаимные консультации при интенсивной самостоятельной работе.

Эффективной, считаю, формат работы ученическое исследование, цель которого - прочное усвоение программного материала и формирование навыков исследовательской работы. Ученик под руководством учителя выбирает тему, использует разнообразные источники: документы, ресурсы Интернета, СМИ и др.

Н-р, некоторые учащиеся заинтересовались составлением своей родословной, стремились больше узнать о своих корнях, больше познать жизнь своих предков.

Активно использую краеведческий материал при проведении Уроков Мужества: «Их подвиг бессмертен», «Герои -односельчане», «Наше село в годы ВО войны», «Пусть поколения знают и помнят!», «Трудовая деятельность детей в годы Великой Отечественной войны» и др.

Важную роль играет и организация учебной экскурсии в ЗАЛ Боевой славы, посещение выставок на военную тематику.

Одной из особенностей патриотического воспитания является его эмоциональный аспект, включая его конкретное содержание. Это особенно хорошо можно использовать при создании литературно-музыкальных композиций Н-р:«Поклонимся священным тем годам», 6-7 кл., исторических, интеллектуальных играх, н-р:«Полководцы победы».

Ребята с удовольствием принимали участие и в турнире эрудитов, где говорилось о государственных символах России, использовалась аудиозапись исполнения гимна России. Класс (6) делился на команды, выбирал капитана и дружно участвовал в разнообразных конкурсах. Мой класс 6 с удовольствием участвовал в различных классных часах, брейн-рингах, диспутах, беседах, вечерах общешкольного характера.

- Духовно-нравственное воспитание является стержнем отношений, формирующих личность.

- Главным местом, где могут быть заложены основы нравственных начал в наше нелегкое время должны стать первые ступени в развитии душ - семья и школа.

- Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Очень важна для воспитания ребенка его «мини среда» - семья, класс, школа. Конечно, каждому учителю важно знать особенности семейного воспитания своего ученика, его место в семейном коллективе, отношения с членами семьи и его друзьями.

- C приходом в школу новая социальная среда начинает занимать доминирующее место в системе отношений ребенка с окружающим миром. Поэтому, введение личностно ориентированного образования предполагает бережное отношение к любой личности, учет индивидуальности, прав ребенка быть самим собой. Общение, предметная и игровая деятельность со сверстниками, нравственные беседы, совместные мероприятия школы и семьи, посещение театров, музеев, экскурсий на природу способствует формированию духовной нравственности подрастающего поколения.

- Считаю, что реализация целей и задач патриотического воспитания основывается на принципах приоритетности исторического и культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций, преемственности в воспитании патриотизма с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся, многообразия форм, методов и средств этой деятельности, ее направленности на развитие личности гражданина - патриота России. Основанное на этих принципах патриотическое воспитание способно решить проблему формирования чувства гражданской гордости и ответственности, готовности к созидательному труду на благо Отечества, к его защите, развитию необходимых каждому человеку чувств собственного достоинства, отвращения к унижению и любым формам зависимости. Именно эти качества - опора развития патриотизма как духовно-нравственного компонента личности учащегося.

Считаю, что учитель должен быть патриотом, гражданином Родины, проводником высоких нравственных идеалов. Современный учитель призван стать носителем накопленных предшествующими поколениями общечеловеческих ценностей, всесторонне знать национальные, культурные, исторические традиции, фольклор и язык народа, которому он принадлежит - живет и работает. Ему должны быть присущи любовь к детям и подлинная интеллигентность, высокий профессионализм, активность в создании эффективных индивидуальных педагогических технологий, потребность и способность в постоянном самообразовании и самоанализе.

«Учитель должен смотреть на свою деятельность по воспитанию духовно-нравственных начал по-новому…»

© 2010-2022