- Преподавателю
- Классному руководителю
- Семинар для родителей по воспитанию культуры поведения дошкольников
Семинар для родителей по воспитанию культуры поведения дошкольников
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | БОРОВСКИХ С.В. |
Дата | 13.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Семинар - практикум для родителей
«ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ»
В Основных направлениях реформы общеобразовательной и
профессиональной школы особое внимание уделено педагогическому
всеобучу родителей. Важную роль в улучшении семейного воспитания сыграет развертывание системы педагогического всеобуча родителей.
Настоящий семинар-практикум представляет собой систему занятий педагогического всеобуча родителей по одной из проблем всестороннего воспитания и развития ребенка дошкольного возраста - воспитания культуры поведения.
Задача семинара-практикума - помочь родителям в становлении их педагогической культуры, в овладении ими искусством воспитания детей.
Семинар-практикум содержит конкретные задачи воспитания культуры поведения у дошкольников в семье, раскрывает их содержание для каждого возрастного периода дошкольного детства.
В основу данного семинара положен принцип согласованности и одновременности воспитательных усилий семьи и детского сада.
В отличие от детского сада, где ребенок воспитывается в обществе сверстников, семья располагает несколько иными воспитательными возможностями, обусловленными особой теплотой родственных чувств и отношений и потому незаменимыми по силе воздействия.
Второй п р и н ц и п, положенный в основу настоящего всеобуча, состоит в активизации педагогической деятельности родителей и их самообразования. Освоить основные положения педагогики и применять их в практике воспитания своих детей поможет родителям педагогический практикум, который предлагает различные формы работы: диспуты, практические занятия, конференции, обсуждение педагогических ситуаций и проблем, консультации и обобщение опыта воспитания в семье. Данный принцип положен также в основу изучения родителями педагогической литературы. Например, предлагается к изучению «Книга для родителей» А. С. Макаренко1, Глава о воспитании Васи Назарова. Родители анализируют и сравнивают приемы воспитания из книги со своими. Могут быть предложены вопросы: есть ли постоянные поручения в семье у ваших детей? Как вам удается обеспечить выполнение данных поручений детьми? Какие приемы оказались удачными в вашем опыте и почему? Чем приемы, рекомендуемые А. С. Макаренко, привлекают вас? Как вы объясните положение А. С. Макаренко, что лучше предложить ребенку одно постоянное поручение и организовать его выполнение, чем предлагать всякий раз новые, которые ребенок оставляет без внимания? Какие качества личности воспитываются у ребенка, если поручение выполняется постоянно? - и другие.
1 Макаренко А. С. Книга для родителей. Пед. соч.: В 7 т. - М., 1984.
Педагог поощряет творчество родителей, педагогический такт, проявляемый ими при решении педагогических задач,
ситуаций, с учетом конкретных условий семьи, индивидуальных особенностей детей.
В основу содержания семинара-практикума положен также принцип последовательного усложнения требований к детям с учетом их возрастающих возможностей. Этот принцип предполагает поиск приемов, которые бы обеспечивали интерес детей к предъявляемым требованиям, постоянное нарастание усилий воли, познания, овладения способами действий и прочее.
Семинар-практикум предполагает изучение нравственной воспитанности ребенка на основе постоянного наблюдения за его поведением. На занятиях семинара рассматриваются основные вопросы воспитания культуры поведения, предусматривается своеобразие их решения на каждом возрастном этапе развития ребенка, предлагается перечень добрых дел, самостоятельных действий, навыков, привычек, которые должны быть воспитаны у дошкольников.
Можно организовать для родителей по интересующим их вопросам воспитания консультации врача, повара, музыкального руководителя. Предметом обсуждения могут быть условия жизни воспитанников в семье.
В детском саду желательно оформить папку-передвижку, которую предлагают родителям для ознакомления с материалами по интересующим их вопросам. Если ребенок капризен или отмечаются факты лжи, следует использовать темы: «Капризы, упрямство и пути их преодоления» или «Особенности воспитания честности у детей трех, четырех, пяти, шести лет, в зависимости от возраста ребенка».
На основании постоянных наблюдений за поведением ребенка в детском саду, дома даются конкретные рекомендации родителям по воспитанию детей.
5.1. Советы родителям
« Взаимоотношения ребёнка со сверстниками»
1. Пронаблюдайте поведение вашего ребенка в процессе общения со сверстниками.
2. Постарайтесь выяснить мотивы детской дружбы. В чем проявляется общность интересов, каковы они?
3. Дружба ребят должна быть открытой, протекать на глазах у родителей в семье, во дворе.
4. В развитии взаимоотношений детей опирайтесь на лучшие стороны, качества и поступки вашего ребенка.
-
Будьте тактичны в отношении к детям, сохраняйте их достоинство. Участие взрослых в делах и затеях детей благотворно влияет на их развитие.
5.2. Годовой план работы с родителями детей всех возрастных групп
по воспитанию культуры поведения
Третий год жизни (1 младшая группа)
№
Название занятия
Содержание практикума
Занятие 1.
Задачи и особенности воспитания в семье культуры поведения у детей третьего года жизни.
-
Понятие «культура поведения» и его сущность. Согласованность общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста - условие воспитания культуры поведения. Роль семьи в воспитании гуманных качеств личности ребенка.
-
Ознакомление с особенностями и традициями детского сада, условиями жизни и деятельности детей в группе (место за столом, умывальная комната, уголки для игр и разнообразной деятельности, игровые площадки детского сада).
-
Нравственная атмосфера семьи: разносторонние духовные потребности ее членов, согласие и взаимное уважение. Трудовые традиции семьи. Любовь к детям, уважение личности ребенка. Педагогическая культура родителей, их самообразование.
-
Задачи нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Учет результатов воспитания культуры поведения в предыдущем возрастном периоде. Знакомство с «Программой воспитания и обучения в детском саду».
Занятие 2.
Воспитание самосто -
ятельной деятельно- сти детей в семье.
-
Анализ воспитателем условий для самостоятельной деятельности детей в семье на основе бесед с родителями (вешалка для одежды на уровне роста детей, наличие индивидуальной зубной щетки, расчески, стаканчика для полоскания рта, устройство игрового уголка, кукольного хозяйства). Подбор игрушек для игр дома и на воздухе, педагогические требования к ним.
-
Довольны ли родители сложившимися навыками, привычками своего ребенка? Обсудить пути корректировки навыков и привычек ребенка с учетом его особенностей и условий жизни в семье.
-
Гигиенические и педагогические требования к одежде детей.
Задание родителям. Понаблюдать за своим ребенком, его поведением и отношением к взрослым, членам семьи, окружающим. Факты наблюдений, которые фиксируют родители, являются предметом обсуждения на последующих практикумах
Занятие 3.
Воспитание опрят- ности, аккуратности.
-
Опрятность, аккуратность, чистоплотность - существенные компоненты культуры поведения. Круг правил личной гигиены определяется не только правилами гигиены, эстетики, но и моральными нормами, в соблюдении которых проявляется уважение к окружающим.
-
Забота о чистоте и опрятности - первый признак культуры ребенка. Воспитание хорошего вкуса, чувства меры в подборе одежды для детей, бережное, аккуратное обращение с одеждой, предметами быта, игрушками. Простота, удобство, соблюдение гигиенических и педагогических требований к обуви, одежде ребенка. Объем навыков и привычек опрятности, аккуратности.
-
Проанализировать, все ли предусмотрено для формирования навыков культуры еды, опрятности, аккуратности.
Вопросы для анализа воспитатель может поместить на информационном стенде для родителей.
Четвертый год жизни (2 младшая группа)
№
Название занятия
Содержание практикума
Занятие 1.
Задачи и особенности воспитания культуры поведения у детей четвёртого года жизни
-
Раскрыть задачи воспитания культуры поведения и особенности физического и нервно-психического развития четырехлетнего ребенка. Несмотря на имеющиеся навыки опрятности, аккуратности, культуры еды, показать на необходимость их совершенствования.
-
Соблюдение правил гигиены. Чистота одежды, обуви, аккуратное обращение с ними.
-
Культура приема пищи, пользование столовыми приборами, поведение за столом. Самообслуживание, активность в выполнении действий. Воспитание бережного обращения с игрушками и вещами личного и общественного пользования.
-
Сравнительный анализ достижений и трудностей в воспитании культуры поведения у детей третьего и четвертого года жизни. Выбор совместных с семьей воспитательных воздействий.
№
Название занятия
Содержание практикума
Занятие 2.
Воспитание культуры деятельности.
-
Понятие о детской деятельности. Воспитание у четырехлетнего малыша интереса к разнообразной деятельности и желания все делать самому. Поощрение самостоятельных усилий ребенка.
-
Создание в семье условий для самостоятельной деятельности ребенка. Введение постоянных поручений в семье. Содержание в порядке игрушечного хозяйства, книг, игр, поделок. Воспитание ответственности за порученное дело.
-
Обмен опытом родителей по воспитанию у детей бережного отношения к игрушкам и вещам. Можно сравнить приемы воспитания родителей с приемами воспитания, которые приводятся в главе о Васе Назарове в «Книге для родителей» А. С. Макаренко.
Пятый год жизни (средняя группа)
Занятие 1.
Воспитание культуры общения.
-
Знакомство родителей с принципами и нормами нравственности (общение с окружающими в детском саду, дома, в общественных местах, транспорте; соблюдение тишины, когда взрослые отдыхают, работают; поддержание установленного порядка.)
-
Анализ конкретных требований и правил поведения ребенка дома, в детском саду, общественных местах.
-
Обсуждение вопросов воспитания бережного отношения к игрушкам и вещам.
В качестве домашнего задания предложить родителям поручения, которые помогут формировать навыки и привычки культурного поведения у детей дома, в транспорте, в общественных местах.
Занятие 2.
«Наше собственное поведение - самая решающая вещь»
(А. С. Макаренко).
-
Авторитет и пример родителей в воспитании и культуре поведения.
-
Факторы, обусловливающие авторитет родителей.
-
Основные трудности в процессе воспитания культуры поведения у вашего ребенка.
-
Решение педагогических задач, ситуаций из опыта воспитания в семье.
№
Название занятия
Содержание практикума
Занятие 3.
Воспитание культуры общения со сверст- никами.
-
Решение педагогических задач, ситуаций из опыта воспитания в семье. Например: ребенок привел в дом сверстника, назвав его своим товарищем. Родители высказали отрицательную оценку товарищу и запретили с ним дружить. Правильно ли поступают родители?
-
Как преодолеть отрицательные привычки поведения?
-
Выявить мотивы детской дружбы. В чем проявляется общность интересов, каковы они?
Выяснив мотивы дружбы, следует корректировать отношения детей, духовно обогащать их интересы, увлечения (коллекционирование, кукольный театр, спортивные развлечения, рукоделие).
Шестой год жизни (старшая группа)
Занятие 1.
Задачи и особен- ности воспитания культуры поведения у детей шестого года жизни.
-
Формирование навыков и привычек, соответствующих данному возрасту.
-
Воспитание любви и уважения к маме, папе, близким в семье, детскому саду, воспитателям, детям. Воспитание умения сопереживать, проникаться чувствами, волнующими родителей, членов семьи. Приобщение детей к окружающей общественной жизни.
-
Формирование разнообразных интересов, умения соотносить свои потребности и желания с желаниями и интересами своих товарищей, брата, сестры.
Занятие 2.
Единство внутренней и внешней культуры.
-
Воспитание у ребенка умения замечать настроение окружающих взрослых и сверстников. Освоение детьми правила: «Веди себя так, чтобы окружающим было приятно и радостно».
-
Воспитание уважения к старшим, скромности, вежливости. Постепенное формирование у детей понятий о нормах нравственности.
-
Преодоление у детей эгоизма и других отрицательных проявлений. Воспитание у ребенка умения сдерживаться от громкого смеха, жестикуляции, хвастовства.
№
Название занятия
Содержание практикума
Занятие 3.
Конференция
«Опыт семейного воспитания».
-
Народные традиции. Современные обычаи и традиции в семье.
-
Нормы нравственности в семье, их роль в воспитании культуры поведения ребенка.
-
Педагогическая ценность поговорок и пословиц о воспитании, об уважении к старшим, о гуманном поведении.Как понимать поговорки: «Яблочко от яблоньки недалеко падает», «Учи дитя, пока поперек лавки лежит».
-
Как понимать положение А. С. Макаренко, что главные основы воспитания закладываются до пяти лет, и то, что вы сделали до пяти лет, - это 90 % всего воспитательного процесса, а затем воспитание человека продолжается, но, в общем, вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет.
Седьмой год жизни (подготовительная группа)
Занятие 1.
Культура деятель- ности будущего школьника.
-
Формирование духовных потребностей, любознательности, гуманных качеств личности.
-
Порядок, к которому приучают ребенка с раннего детства,- формирует требовательность к себе, волю, организованность.
-
Воспитание привычки выполнять режим, поддерживать порядок, соблюдать правила: «Каждой вещи-свое место», «Делу - время, потехе - час».
-
Воспитание интереса к труду и желания трудиться.
-
Влияние отношений родителей к труду на формирование у ребенка культуры деятельности, такого же отношения к труду. Посильное участие детей в уборке квартиры, поддержание чистоты одежды и обуви. Усиление ответственности за выполнение поручений, воспитание деловитости как свойства личности.
№
Название занятия
Содержание практикума
Занятие 2.
Преемственность детского сада, семьи и школы в воспитании культуры поведения.
-
Знакомство родителей с требованиями, предъявляемыми школой к культуре ребенка: личная опрятность, аккуратность, культура еды, уважение к учителю, старшим, товарищам, учебной деятельности и речи, требовательность к себе.
-
Понимание детьми некоторых категорий нравственности: доброты, честности, справедливости. Единство нравственных чувств, отношений, поступков, опыт доброжелательного поведения.
-
Духовные и культурные потребности семьи. Отношение родителей к культурным ценностям.
-
Организация быта в семье. Соблюдение общекультурных гигиенических требований к обстановке, питанию, режиму дня.