Проект «Моя педагогическая деятельность в образовании - Болезнь учебе не помеха»

"Описание материала: Думаю, многие согласятся с тем фактом, что за последние несколько десятилетий использование современных технических средств сало глобальным явлением образовательной и информационной культуры. Оно, безусловно, изменило подход к образованию во многих странах мира. В первую очередь, конечно, речь идет о дистанционном обучении, поскольку именно оно на сегодняшний день является самым доступным и простым как для учителей так и для учащихся. Многие родители детей с ограниченными во...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















Проект в рамках

«Моя педагогическая инициатива в образовании»

«Болезнь учебе не помеха»





Выполнила: Ермолина Юлия Вадимовна

учитель английского языка

МБОУ ВМР «Кипеловская средняя общеобразовательная школа»





2014

Один учитель лучше, чем две книги

(Немецкая поговорка).

Думаю, многие согласятся с тем фактом, что за последние несколько десятилетий использование современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры. Оно, безусловно, изменило подход к образованию во многих странах мира. Что касается России, то информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие только в последнее десятилетие. И, несмотря на это, уверенно завоевали свое место в образовательном процессе наряду с традиционными формами обучения. В первую очередь, конечно, речь идет о дистанционном обучении, поскольку именно оно на сегодняшний день является самым доступным и простым как для учителей, так и для учеников.

Плохое состояние здоровья, инвалидность, удаленность от образовательного учреждения - вот основные причины, по которым ребенок не может посещать школу. Что делать в таких случаях? Ответ найден. Дистанционное обучение позволяет в полной мере организовать процесс обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, которые позволяют осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и учащимся. А, как известно перед системой образования стоит задача - обеспечить равный доступ к качественным образовательным услугам всех детей независимо от уровня и особенностей их развития, социального статуса, места жительства и других обстоятельств.

В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от ситуации может оперативно реагировать на запросы ученика, применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов. Время, отводимое на консультации с учителем, порой бывает недостаточно, поэтому очень удобно ученику и учителю общаться и решать возникающие вопросы по Интернету.
Многие родители детей с ограниченными возможностями охотно обращаются к дистанционному обучению, тогда почему бы не взять на вооружение этот способ и организовать обучение ребят во время болезни, амбулаторного лечения (неделя, две), чтобы не допустить появления «долгов» по учебе, отставания во время больничного.

Стоит отметить, что дистанционное обучение играет всё большую роль и в модернизации образования. Об этом говорится и Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации" (статьи 13, 16), и в приказе № 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

В Вологодской области действует проект для детей-инвалидов. Он реализуется с 2010 года. Цель Проекта − создание в регионах системы организации дистанционного образования детей-инвалидов, которая позволит обеспечить максимальный доступ детей данной категории к образовательным и информационным ресурсам для получения ими качественного образования и их успешной социализации. Основную целевую группу проекта составляют дети-инвалиды, обучающиеся на дому по программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, которые могут обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером.

Отсюда приходит идея, а почему бы не использовать дистанционное обучение для детей, которые находятся на амбулаторном лечении, иными словами сидят на больничном. Поэтому, на мой взгляд, внедрение в школьную среду проекта «Болезнь учебе не помеха» актуально и необходимо. Следовательно, есть основание развивать его на базе школы

Данный проект является актуальным, так как согласно статистике, с каждым годом число учащихся, которые во время учебного года болеют ОРВИ и ОРЗ, неуклонно растет. Ребенок уходит на больничный, не посещает уроки, и как следствие пропускает изучение материала по предметам. Предполагается, что ребенок, который болеет и сидит дома, находясь на амбулаторном лечении, выполняет текущую работу, делает домашнее задание. Но, как показывает практика, когда ребенок выходит с больничного, изученные самостоятельно темы не позволяют полноценно освоить пройденный материл. Появляются пробелы в знаниях, возникает необходимость в дополнительных занятиях. Более того, нередко учащиеся пропускают контрольные работы, тестовые задания, выявляющие проверку усвоенного материала, защиту проектов и т.д.

В связи с этим и появилась идея создания проекта «Болезнь учебе не проблема». Данный проект заключается в дистанционном обучении детей, которые находятся на амбулаторном лечении. Как уже было сказано, дистанционное обучение в последние годы становится все восстребованнее, так как позволяет получить действительно качественное образование. В настоящее время в мире накоплен обширный опыт реализации систем дистанционного обучения. Почему бы не подумать об использовании дистанционного образования для детей, которые пропускают уроки по уважительным причинам. Исключение дети с ограниченными возможностями, так как для них уже реализуются учебные проекты.

Такая форма образования доступна всем, необходим только компьютер с выходом в сеть. Интернет более чем любая другая технология открывает новые возможности для дистанционного образования. С его помощью классные комнаты могут быть соединены с исследовательскими центрами. Обучаясь по системе дистанционного образования, все учащиеся, которые в данный момент не могут посещать школу из-за болезни, получают полный комплект учебных материалов и по изучаемым предметам. Каждый ученик имеет возможность виртуально присутствовать на уроке, общаться с другими учениками и с преподавателем, обмениваться мнениями и выяснять все возникающие у него вопросы по той или иной теме.

Мною было проведено анкетирование о внедрении дистанционного образования, а именно он-лайн консультациях (Приложение 1). В данном опросе приняли участие школьники «Кипеловской средней общеобразовательной школы» (80 человек), учителя (20 человек), с целью выявления актуальности использования данного способа обучения (дистанционное обучение). Мы опросили учеников, а также их родителей и учителей школы. В ходе работы над проектом, были продуманны конкретные критерии. Итогом анкетирования стали следующие выводы: у большинства опрашиваемых дистанционное обучение ассоциируется с компьютером и интернетом. 60% учеников отметили необходимость внедрения данного проекта, 80% учителей согласны давать он-лайн консультации в рамках данного проекта, 76% опрашиваемых родителей считают, что данный вид работы нужен и важен в работе школы. Отсюда следует вывод, что данный способ обучения востребован, следовательно, необходимо работать над реализацией данного проекта.

Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:

• потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей;

• работа с детьми, которые часто болеют;

• выполнение проектов и исследовательских работ;

• работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);

• увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).

Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:

• создания образовательного пространства;

• формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;

Образовательная среда организуется непосредственно на дому у ребёнка. В ходе анкетирования было выявлено, что у 90% школьников есть дома компьютер, 70% из них владеют навыками работы с компьютером, у 87% - есть подключение к Интернету, 60% умеют работать в программе СКАЙП, имеют адрес электронной почты, с помощью которых планируется осуществлять дистанционное обучение.

Все школы оснащены компьютерами и интернетом, а поэтому есть возможность дистанционного обучения в школе по проекту «Болезнь учебе не проблема». Уроки могут проходить с использованием программы Skype. Специализированных навыков не требуется, система настолько проста, что достаточно иметь уровень пользователя компьютером. Практически - это то же самое обучение в классе, только класс виртуальный.

Кроме того, онлайн уроки (консультации) позволяют осуществлять постоянный контакт ученики не только с преподавателем, но и с другими учениками, а значит, могут быть реализованы групповые работы

Учитель составляет расписание с учётом здоровья и индивидуальных особенностей учащихся, норм учебной нагрузки, нормам СанПиНа и определённым требованиям, утверждённым на педагогическом совете.

Ученик может выбрать свой темп изучения материала (может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса, что очень важно, если ребенок относится к категории часто болеющих).

После изучения каждой темы проводятся срезовые контрольные работы. У каждого учащегося создан адрес электронной почты. Учитель отправляет учащимся контрольные задания по электронной почте. Учащиеся, выполнив их, присылают свои варианты учителю. Учащиеся могут получить консультацию учителя в реальном времени по выполнению того или иного задания.

Онлайн-консультации проводятся с помощью программы «Скайп» (Skype).

Положительные результаты уроков дистанционного обучения:

1. Прямой диалог «учитель-ученик».

2. Индивидуальный подход к каждому ученику.

3. Визуальный контакт посредством веб-камеры.

4. Повышение мотивации к обучению и изучению английского языка в частности.

5. Стремление освоить современные технологии.

6. Актуализация познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся.

7. Реализация прав человека на непрерывное образование и получение информации.

При работе над любым проектом могут возникнуть свои трудности. Этот проект не исключение. В первую очередь, при дистанционном обучении проблемы могут возникнуть на стадии контроля и оценки при выполнении заданий ребенком. Это связано с особенностями детей в том или ином возрасте, а также во многом зависит от личностных качеств детей.

Вероятны сложности и с технической стороной. Учитель и ученик должны быть обеспечены всем необходимым оборудованием и программами, нужна хорошая скорость Интернета.

Так же нельзя пропустить и финансовые трудности, а именно стоимость интернет трафика. Данная проблема решаема, так как на рынке есть очень много предложений, которые за умеренную плану могут предоставить различные пакеты по оплате интернет связи.

Что касается оплаты за предоставленные услуги учителям, а именно он-лайн консультации, то можно предположить, что оплачиваться эти консультации будут из стимулирующего фонда. Согласно статье 135 ТК РФ (установление заработной платы) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Исходя из данной статьи, возможно, сделать вывод о том, что система оплаты труда включает в себя следующие элементы:

- тарифные ставки, оклады (должностные оклады): размеры и способы установления,

- доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных: размеры и виды (основания установления);

- доплаты и надбавки стимулирующего характера, премий размеры и виды (основания установления);

Способом установления системы оплаты труда в организации является принятие локальных актов, коллективных договоров, соглашений. Поэтому, считается возможным принять локальный акт, в котором отразится оплата таких уроков (консультаций) из стимулирующего фонда или из надбавки компенсационного характера.

Что касается материала, то дистанционно можно предоставить ученику весь теоретический материал, объяснить особо трудные для изучения моменты, проверить правильность выполнения заданий.

Цель данного проекта - уменьшить пробелы в знаниях детей из-за болезни, а именно отсутствия на уроке, предоставить учащимся возможность обучаться на дому во время болезни

Систему дистанционного обучения, например, можно рассматривать не как независимую альтернативную систему обучения, а как дополняющую традиционную

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1.​ Повышение учебной деятельности учащихся.

2.​ Безотрывное обучение

Нельзя не согласиться с тем фактом, что дистанционное обучение называют «образованием XXI века». В настоящее время рассматривают его как одно из важнейших направлений образовательных реформ, происходящих в мире, и России. Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям с помощью специализированной информационно-образовательной среды. Этой теме в современной методической литературе уделено достаточно внимания.

Существует целый ряд разработок и статей, посвященных использованию дистанционного обучения в школе. Однако авторы рассматривают такой вид обучения применительно к детям с ограниченными возможностями здоровья или к детям с инвалидностью. Что же касается идеи внедрить дистанционное обучение в школах и для работы с часто болеющими учениками, то такое направление на сегодняшний день подробно не представлено.

Необходимость такого вида помощи в освоении детьми учебного материала подтвердилась и в ходе проведенного анкетирования.

В работе над проектом были выявлены следующие этапы работы по осуществлению данного проекта.

1.​ Провести опрос о наличии компьютера и интернета у обучающихся дома.

2.​ Провести анкетирование среди родителей о том, не против ли они, если их ребенок, будучи в стабильном состоянии при болезни будет получать образовательные услуги через интернет.

3.​ Провести опрос среди учителей-предметников, не против ли они на уроке или в свободное от уроков время общаться в режиме он-лайн с ребенком, который сидит на больничном.

4.​ Предоставить доступ учителя к компьютеру, снабженному веб-камерой и программой для общения Skype.

5.​ Заявление на имя директора школы о предоставлении возможности обучения ребенка на дому с применением дистанционных образовательных технологий.

Данный проект ориентирован на следующий результат

1.​ Повышение уровня знаний учащихся, которые в силу обстоятельств не могут посещать школу.

2.​ Безотрывное обучение

При разработке любого проекта важно учесть риски, а также способы их преодоления. Наряду с плюсами использования данного проекта в образовательном учреждении есть и свои минусы. Минусы заключатся в том, что если форма болезни легкая, например ОРВ или ОРЗ без высокой температуры и общее состояние ребенка удовлетворительное, то такой ребенок может присутствовать на он-лайн уроке, отвечать на вопросы учителя, делать различные виды заданий. Но если ребенок плохо себя чувствует (высокая температура, рвота и т.д.), то он не сможет работать на уроке в режиме реального времени. На этот случай предусмотрены консультации с учителем в другое время. На этой консультации учитель может провести повторный урок в индивидуальном порядке.

Так же не следует забывать о здоровье-сберегающих факторах. Здесь будет, я думаю, уместно подробно остановится на тех требованиях, которые прописаны в СанПиНах в части использования электронно-вычислительных машин и организации их работы. (Приложение 2). С ними должны быть ознакомлены родители, чьи дети будут ходить на виртуальные уроки. Данное согласие прописано в заявлении о предоставлении услуг.

И в завершении хотелось бы добавить, что с какими бы трудностями и проблемами нам не пришлось столкнуться при реализации данного проекта, всегда есть пути для их решения. Главное - не бояться что-то менять в традиционных методах обучения в учетом современных потребностей и детей, и родителей. Не бояться вносить какие-то интересные элементы в свою работу, чтобы выполнить сверхзадачу учителя - - научить учиться школьников. Ведь смысл образования состоит в том, чтобы создать каждому ребенку условия для перехода обучения в самообучение, воспитания в самовоспитание, а развития - в творческое саморазвитие. Учащийся должен оценить трудность заданий, затраты времени и своих сил, прогнозировать возможные последствия и результаты своей учебной деятельности. В ходе дистанционного обучения учащийся сам оказывается созидателем своего образования, который планирует, организует и анализирует собственные действия.



Приложение 1

Анкета для учащихся

  1. Как часто вы болеете?

  1. Часто 2. Редко (1 раз в месяц) 3. Очень редко (1 раз в три месяца) 4. Никогда

  2. Занимаетесь ли вы по предмету дома самостоятельно (при помощи родителей) во время болезни

  1. Да 2. Нет 3. Редко

  1. Имеете ли вы компьютер дома?

  1. Да. 2. Нет

  1. Есть ли у вас выход в интернет?

  1. Да 2. Нет

  1. Умеете ли вы пользоваться программой Skype?

  1. Да 2. Нет

  1. Хотели бы вы использовать он-лйн уроки (консультации)?

  1. Да 2. Нет. 3. Затрудняюсь ответить

  1. Как вы относитесь к дистанционному обучению?

  1. Хорошо 2. Плохо 3. Затрудняюсь ответить

  1. Как вы считаете, он-лайн уроки могут помочь безотрывному обучению?

  1. Да 2. Нет

Анкета для учителей

  1. Знаете ли вы, что такое дистанционное обучение?

  1. Да 2. Нет 3. Затрудняюсь ответить

  1. Как вы считаете, он-лайн уроки могут помочь безотрывному обучению?

  1. Да 2. Нет

  2. Согласны ли вы использовать он-лайн уроки (консультации) для детей, которые сидят на больничном?

  1. Да 2. Нет 3. Затрудняюсь ответить 4. Другое (написать)

  1. Согласны ли вы давать он-лайн консультации?

1.Да 2.Нет 3. Все зависит от нагрузки









Приложение 1 (продолжение)

Анкета для родителей

  1. Как часто ваш ребенок проводит время за компьютером?

  1. Часто (более 4-5 часов) 2. Не часто (2-3 часа) 3. Мало ( 1-1,5 часа) 4. У нас нет компьютера

  2. Согласны ли вы, что ребенок, который не посещает школу, должен дома самостоятельно прорабатывать пропущенный материал?

  1. Да 2. Нет 3. Затрудняюсь ответить

3.Знаете ли вы, что такое дистанционное образование?

  1. Да 2 Нет 3. Затрудняюсь ответить

4.Согласны ли вы, что бы ваш ребенок получал он-лайн консультации (уроки) во время болезни, находясь дома?

1. Да 2. Нет 3. Было бы неплохо 4. Нам это не нужно

5. Сможете ли вы обеспечить ребенку безопасное рабочее место, при использовании компьютера?

1. Да 2. Нет 3. Затрудняюсь ответить











Приложение 2

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА И НОРМАТИВЫ

САНПИН 2.2.2/2.4.1340-03

"Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы"

(выписка)

Все используемые персональные компьютеры должны соответствовать требованиям ГОСТа и санитарным правилам по показателям уровней электромагнитных полей, звукового давления, визуальным параметрам мониторов. Желательно использование жидкокристаллических или плазменных мониторов. Обязательно должно быть заземление оборудования для снижения уровней электромагнитных полей. Конструкция монитора должна предусматривать ручную регулировку яркости и контрастности, а также наклона экрана. Недопустимо одномоментное использование одного компьютера двумя пользователями.

Расстояние от экрана до глаз ребенка должно составлять 60-70 см, линия взгляда должна приходиться на середину или верхнюю треть экрана. Этого можно достичь за счет использования мебели, соответствующей ростовым данным ребенка. Конструкция рабочего стула должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы для снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения утомления (оптимально - стул с высокой спинкой и подлокотниками).

Освещенность на рабочем столе должна составлять 300-500 люкс, на экране монитора - 300 люкс. Для создания такой освещенности рекомендуется дополнительно использовать настольную лампу для освещения клавиатуры. Для ограничения прямой блесткости от источников освещения необходимо применять светильники рассеянного света, жалюзи или занавески на окнах. Оптимальной ориентацией окон помещений для работы с компьютером является север и северо-восток.

Необходимо периодическое проветривание помещения для создания благоприятного микроклимата (19-21 °С, при 55-62% влажности воздуха), для создания требуемой влажности воздуха возможно использование промышленных и бытовых увлажнителей воздуха или частой влажной уборки.

Для снижения утомляемости и повышения работоспособности, особенно зрительного анализатора, необходимо индивидуально настраивать монитор по показателям яркости и контрастности, оптимально подбирать цвет фона и шрифта (рекомендуются белые или желтые знаки на синем фоне, черные знаки на зеленом или белом фоне), и размер шрифта.

Соблюдение правильного режима работы на компьютере способствует также снижению напряжения глаз и развития утомления. Для школьников непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать: в 1-5-м классах -15 минут, в 5-7-м классах - 20 минут, 8-9-м классах - 25 минут, 10-11-м классах - 30 минут на первом часу занятий и 20 минут на втором.










Приложение 3

Заявление

Прошу предоставить моему ребенку ____________________________________________

Ф.и.о. ребенка, дата рождения

Он-лайн консультации по предметам _____________________________в договоренное время во время болезни

в сочетании с дистанционными технологиями

на основании заключения из лечебно-профилактического учреждения (справка) _____________

выданное на срок до _________________

Дата

Ф.И.О. родителя (законного представителя) _____________________


© 2010-2022